САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-07-07
другие работы автора  |  обсуждение  
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Специальные радиофицированные версии Mittlerer Schützenpanzerwagen 251 (Sd.Kfz.251/3)

Артем Жданок.
Введение.
   Думаю, никто не станет возражать против утверждения, что радиосвязь во время войны во многом определила мобильность частей и соединений. Даже штабы дивизий и полков не стояли тогда на месте, что уж говорить о батальонах, ротах, батареях. Ну а всевозможная бронетехника это по определению мобильные объекты, эффективность действий которых во многом определяется наличием или отсутствием связи. В моделизме тема радиоаппаратуры представлена весьма скромно, что объясняется в первую очередь ее внутренним расположением. Однако, для открытых машин типа БТР производителям моделей волей-неволей приходится как-то выкручиваться. Один из результатов мы сегодня и рассмотрим.
Теория
   Пытаясь найти хоть какой-то выход из «позиционного тупика» Первой Мировой немцы в начале 30х наткнулись на красивейшую тактическую теорию Слащева-Каменева (это не который «и Зиновьев», это Сергей Сергеевич Каменев, полковник Генштаба Русской Армии и краском РККА, заместитель Троцкого. Слащев же тот самый, который будучи генералом у Врангеля гонял по степям двадцатикратно превосходящие силы красноармейцев чуть ли не бушлатом и погиб в 29м, есть мнение, по вине Тухачевского) и стратегические разработки Клюева-Триандафилова. Творчески оные переработав (выбросив стратегические выкладки), то есть совместив тактические элементы «глубоких операций» со своими идеями «шверпункта» и массированной (не путать с действенной) огневой поддержки немцы теоретически получили тот самый инструмент, который впоследствии и назван был «Блицкригом». Кстати, замена стратегии чередой тактических операций таки не довела немцев до добра, а единственного «кричащего в ночь» Гальдера от реальной стратегии оттерли быстро и навсегда. Ну, на бумаге все выглядело здорово, а вот реалии жизни были, мягко говоря, далеки от идеала. Уже первые попытки массированного применения «механизированных» соединений середины 30х показали их малую управляемость в движении и отсутствие таковой на поле боя, о каком-либо взаимодействии с другими родами войск говорить избегали за неимением повода. «Флажком, свистком и матом» у немцев как-то не выходило … Но выход был, и вполне якобы реальный - радиосвязь.
   Готовясь к войне, германское командование приняло в 1936 г. доктрину военной радиосвязи, определявшую номенклатуру радиосредств для различных родов войск, их частотные диапазоны и т.д. Радиосвязь рассматривалась как один из решающих факторов превосходства отдельных броне- и моторизованных частей Германии над аналогичными частями прочих противников, поэтому монтаж устройств передачи и приемных беспроводных аппаратов рассматривался в аспекте «большой» тактической задачи, начиная от применения в пределах отдельного Regimenter, так и до уровня руководства армий.
Рис 1. Пример штатного взаимодействия «по немецки» различных составляющих «моторизованного» войска.
   После 1936г. все дальнейшие разработки военных приемников, передатчиков и радиостанций велись в Германии в соответствии с текущей доктриной, а когда в 1943 г. была принята новая доктрина военной радиосвязи, то радиосредства, не соответствовавшие новым "правилам игры", были сняты с вооружения. Например, внешне очень эффектный 5-ваттный передатчик, образец которого сегодня можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил, во время битвы под Москвой еще стоял на вооружении Вермахта, но позже использовался только для тренировок радистов в тылу.
   После 1933 г. немецкая радиопромышленность сумела создать более 1000 различных образцов приемников, передатчиков и радиостанций для всех областей военного дела. Об этом можно судить хотя бы по справочнику немецких радиосредств, где перечислено более 2000 радиотехнических изделий военного назначения. Поэтому "более тысячи" это вполне аккуратная оценка.
   Вернемся к теории. Как и всякая хорошая теория она являлась весьма красивой и предполагала, что вермахт для выполнения своих непосредственных задач должен был быть оснащен следующими специальными радиофицированными типами машин:
   - Стратегическое управление войсками должны были осуществлять машины уровня корпус-армия-группа армий-ОК
   - Для решения тактических задач контроль-управления групп соединений должны были служить машины дальней связи уровня дивизия-корпус
   - Для решения непосредственных тактических задач на марше и «в поле» должны были служить машины оперативной связи полк-дивизия
   Для решения оперативных задач следовало «по уму» иметь:
   - Машины передовой разведки. Для установления того самого «шверпункта», по которому следовало бить сильно и быстро. С ними взаимодействовали
   - Машины управления «поля боя» уровня взвод-батальон-полк, направляющие и указующие персты механизированных соединений. Для повышения эффективности действий они могли привлекать как артиллерию, так и авиацию, причем непосредственно во время огневого контакта, для чего служили
   - Машины артиллерийской наводки уровня батальон-полк-дивизия
   - Машины авиационной наводки уровня батальон-полк-дивизия
   Как видим, в теории «вертикаль управления» выстраивалась хорошо и логично. На практике же было не так весело.
   
   
Инструмент
   Именно в приложении к действиям мобильных соединений и была разработана та самая концепция 36г., о которой уже упоминалось выше. К слову сказать, немцы отнюдь не были оригинальны в данном вопросе. Не были они и пионерами использования радиосвязи для такого рода затей. Другое дело, что по темпам разработки новых радиосредств в предвоенные годы Германия существенно опережала и СССР, и союзников. Это было объективно обусловлено тем, что именно в Германии в начале 1930-х гг. были запатентованы изобретения, во многом определившие развитие радиотехники на многие десятилетия тому вперед. Прежде всего, это разработка новых керамических материалов с малыми потерями на высоких частотах. Именно с измерения потерь в этих новых керамических материалах началось сотрудничество молодого ученого Роде и его друга Шварца - основателей всемирно известной компании Rohde&Schwarz. Радиочастотная керамика с вложенными медными и серебряными проводниками применялась немцами для изготовления катушек индуктивности исключительно высокого качества, что, в свою очередь, позволяло разрабатывать для военных приемников и передатчиков задающие генераторы с плавной перестройкой частоты, сравнимые по стабильности с генераторами, имеющими кварцевую стабилизацию. Еще одно изобретение немцев в начале 1930-х гг. это ферромагнетики, пригодные для использования на радиочастотах. Они широко применялись в годы войны для изготовления сердечников к катушкам индуктивности и для встроенных антенн для приемников и пеленгаторов. Компания "Лоренц" (C. Lorenz) совершила революционный прорыв в области технологии сборки и монтажа радиоаппаратуры, внедрив силуминовое литье корпусов для различных модулей, из которых затем собирались приемники и передатчики. Теперь модули могли изготавливаться и настраиваться на одних предприятиях, а окончательную сборку могли выполнять совсем другие заводы, причем для сборки совсем не требовалась высокая квалификация персонала. Именно таким путем германская промышленность резко повысила производительность труда при выпуске изделий для военных нужд. Показательным примером такой кооперации может служить радиостанция 15 W.S.E.b, которая была разработана в 1939 г. германской фирмой "Телефункен" (Telefunken), а в период оккупации Латвии собиралась на заводе VEF в Риге.
   Литые силуминовые модули позволили германским инженерам перейти от плоскостного к объемному 3-мерному монтажу с весьма высокой по тем временам плотностью радиокомпонентов. На эту же идею работали и специальные конструкции радиоламп, которые внутри модуля могли располагаться и горизонтально, и вертикально, а доступ к радиолампам осуществлялся с их нижней части.
   У американцев, к примеру, дела со средствами связи обстояли куда благополучнее, чем в СССР и о достижениях немцев в области радиочастотных материалов и технологий им было хорошо известно. Однако тот же объемный монтаж силуминовых модулей в массовом масштабе стал использоваться в США только в середине 1940-х гг.
   Но вернемся к «нашим баранам», то есть к радиофицированным машинам управления. Началось у немцев все просто и буднично – с машин. До 1938г. немцы почему-то считали, что именно колесные машины (ну не было у них в должном количестве бронемашин) должны служить единицами тактического управления (передатчиками «стратегических» замыслов служили колесные же Nachrichtenwagen-ы Kfz.68 и Kfz.69 с Funkmast-Kraftwagen-ами Kfz.301). Однако первые же опыты середины 30х показали некоторую их непригодность (тех же Kfz.3) для осуществления оперативного управления на поле боя как в плане передвижения и уязвимости, так и в плане собственно прямых функций. Аншлюс и Судеты показали это со всей очевидностью. Вермахт (особенно в Судеттах) даже при отсутствии сопротивления продемонстрировал частичную либо полную потерю управляемости наземными мобильными соединениями на марше (о взаимодействии с другими родами войск и говорить нечего). Кто не согласен – перечитайте Гудериана, к примеру. Кроме того, Вермахту, естественно, хотелось чего-то более мобильного и защищенного. Единственное, что могла дать немецкая промышленность в то время в этом плане – бронеавтомобили. Однако и с колесными бронеавтомобилями все было не так уж здорово. На первом немецком «бронике» на колесах «Bdewanne» Kfz.14 (из-за малости выпущенных Daimler DZVR Kfz.3 я вообще не беру их во внимание) удалось установить только FuG9 SE 5. 5-ваттный передатчик и приемник монтировались на месте пулеметной турели и позволяли поддерживать голосовую связь на расстояниях 6-8км на стоянке и 3-4км в движении. CW передача была возможна на расстояние до 30км на стоянке и 20км в движении. Это было не так уж и мало, конечно, но мизерабельное количество единиц (не более 40шт.) и их полное убожество в случае боя (что подтвердилось в ходе Польской компании) не позволяли им стать машинами непосредственного управления.
   Sd.Kfz.222/223 откровенно не устраивали вермахт в качестве «машины поля боя» в силу низкой проходимости, тесноты боевого отделения и слабого бронирования и вооружения (хотя их и навыпускали в разных вариантах что то около 500шт, используя в войне в качестве машин разведки). Кстати, несмотря на похвалы в адрес этого броневичка и в качестве машины разведки он был не особо ценен, потому как невероятно извратная и капризная механика, которая чинилась чуть ли не единственно на заводе-производителе, сводила на нет надежность всего остального. Sd.Kfz 232(6-Rad)/Sd.Kfz.263(6-Rad) были в качестве радиомашин еще более убоги при сравнительно более мощном вооружении, но поступали они большей частью в моторизованные полки СС, ограниченный выпуск «белых слонов» Sd.Kfz.232(8-Rad) и Sd.Kfz.233 проблем танковых и механизированных соединений вермахта также отнюдь не решал, ибо по оценкам того же Гальдера на Вермахт только в передовые части разведки моторизованных частей в Польше необходимо было иметь не менее 200 таковых машин, а в наличии НА ВСЕХ было чуть более 150и ВСЕХ модификаций.
   Положение усугублялось еще и тем, что хотя все передвижные бронированные средства Вермахта (читай – танки) на момент начала 2МВ и были радиофицированы (то есть имели приемник), но вот с «обратной связью» и, следовательно, оперативным управлением, было туговато. Еще хуже дело обстояло со взаимодействием с пехотой и артиллерией – его попросту не было, поскольку танковые и пехотные части, к примеру, пользовались разными непересекающимися частотами и вынуждены были действовать через вышестоящие штабы (и такая бодяга, кстати, тянулась аж до конца 43г.), а задействованные для решения этой задачи переоборудованные Pz.I (хоть Funk, хоть KlA, хоть KlB) были на редкость грустным и совсем неудачным решением и годились только в качестве паллиатива. Тоже и для взаимодействия с Люфтваффе. Переоборудованные Pz.35(t) и Pz.III в виду их малого количества даже непосредственно в танковых войсках проблем управления кардинально не решали. Да и размещение довольно больших радиостанций в корпусах танков сводило на нет их боевые возможности, что немцы считали в то время неприемлемым. Польская кампания показала, что необходимо иметь что-то специализированное, по возможности на единой платформе и взаимозаменяемое при решении различных задач оперативного и тактического управления. Последнего немцам так до конца войны добиться не удалось (и никому до сих пор не удалось, кстати), а вот первые два пункта с грехом пополам немцы вытянули. Связано это было с появлением этого самого Sd.Kfz.251.
   
Sd.Kfz.251. Краткая справка
   Название этого среднего полугусеничного бронетранспортера полностью звучит так - «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen», или MTW – то есть просто «средний бронетранспортер». Наиболее популярным неофициальным его названием было «Hanomag», официально же он обычно именовался Mittlerer Schützenpanzerwagen или, согласно системе нумерации машин специального назначения вермахта, Sönder Kraftfahrzeuge 251 (Sd.Kfz.251). Созданный практически «на коленке» на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.11 фирмами Hanomag (шасси) и Büssing-NAG (бронекорпус) производился серийно в четырех базовых вариантах (Ausführung или коротко Ausf.) – A, B, C и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса. Ausf.B, выпускавшийся с середины 1939го по конец 1940г. отличался от нулевой и первой серий отсутствием смотровых щелей десанта, бронированными кожухами воздухозаборника и радиоантенной для штатной радиостанции на борту боевого отделения спереди справа.
   Собственно Ausf.B было выпущено промышленностью Германии что-то около 350 шт, что, естественно, для всего Вермахта было каплей в море.
   Обзоры самой модели от «Звезды» есть в довольно больших количествах, поэтому на собственно наборе останавливаться смысла нет. Лично от себя хочу сказать – отнюдь не самая плохая модель, а для своей ценовой категории – пожалуй что и одна из лучших.
   
   Технический дескриптор на mFuPzWg. 3.jpg. Кстати о птичках. С классификацией немецких радиобронемашин вермахта с точки зрения сокращенных названий все довольно просто. Малые 4х-колесные на «цивильной» базе при их оснащении радиостанциями ближнего радиуса действия и назывались Fu.Kw. Легкие бронетранспортеры на специально разработанных шасси при наличии специально установленного радиооборудования именовались le.Pz.Sp.Wg.(Fu). Если на таком же шасси устанавливались кузова с радиооборудованием дальней связи, то такие машины переходили в разряд kleiner Panzerfunkwagen.Большие 6и-колесные оснащались радиостанциями среднего радиуса действия, обычно с рамочными антеннами и назывались s.Pz.Sp.Wg.(Fu). Некоторое количество оснащенных в 1936г. высокомощными дальними радиостанциями шестиколесников собственных названий не несли. Тяжелые 8и-колесные бронемашины при установке на них радиооборудования среднего радиуса действия классифицировались как s.Pz.Sp.Wg.(Fu). При конвертации кузовов 8-и колесников в специальные с радиостанциями дальнего радиуса действия в неподвижной рубке они переходили в разряд grosser Panzerfunkwagen.
Набор радиооборудования
   «Звезда» предоставила нам в своем «новом» наборе следующую радиоаппаратуру:
   Можно сравнить со штатным составом радиостанций Вермахта, приведенным в таблице (представленные «Звездой» аппараты выделены)

Комплект

Приемник/ки

Передатчик/ки

Антены

Применение

FuG 1 TE

Torn.E. 445 Bs
потом
Torn.E.b

 

2-m-Stabantenne

Kampfpanzer
Funk-Schützenpanzer

FuG 4 EM

MW.E. a
MW.E. a1
потом MW.E. c

 

Rahmenantenne
Bügelantenne
Sternantenne

Funk-Schützenpanzer
Funktrupp

FuG 5 SE 10 U

UKW E. c1
потом
UKW.E. e

10-W.S.a
10-W.S.b
потом
10-W.S.c

2-m-Stabantenne

Kampfpanzer
Funk-Schützenpanzer

FuG 5 для связи с Люфтваффе

UKW.E. m

10-W.S.m

1,4-m-Stabantenne

Funk-Schützenpanzer

FuG 7 SE 20 U

UKW.E. d
потом UKW.E. d1

20-W.S.d

1,4-m-Stabantenne
Stabhochantenne

Funk-Schützenpanzer
Panzer-Befehlswagen

FuG 8 30

MW.E. a
MW.E. b
потом
MW.E. c

30-W.S.
потом
30-
W.S.a

Rahmenantenne
Bügelantenne
Sternantenne

Funk-Schützenpanzer
Panzer-Befehlswagen

FuG 11 SE 100

Torn.E. 445 Bs
потом
Torn.E.b

100-W.S.

9-m-Kurbelmast
Sternantenne

Panzerspähfahrzeug
mittlerer Funktrupp b

FuG 12 SE 80

Torn.E. 445 Bs.

80-W.S.a

Rahmenantenne
Dachantenne
8-m-Kurbelmast
Bügelantenne
Sternantenne

Funk-Schützenpanzer
Panzer-Spähfahrzeug

FuG 12a SE 80

Torn.E.b.

80-W.S.a

Rahmenantenne
Dachantenne
8-
m-Kurbelmast
Bügelantenne
Sternantenne

Funk-Schützenpanzer
Panzer-Spähfahrzeug

 

   Как мы видим, собрать из набора полностью можно только комплекты FuG7 SE 20U поздней (после 1943г. версии) и FuG11 SE100 (также поздней версии)
   С самим радиооборудованием – тоска. То есть вся аппаратура вполне узнаваема, отлита хорошо, но не без огрехов. Не знаю, какой и кем именно восстановленный комплект был использован для макетирования, но исполнение – вполне на уровне. Возможно, за образец был взят английский набор Дика Роллема либо норвежский Нильса Джуэла, хотя правильнее было бы опираться на итальянскую версию от Алана Фернольди.
   
   
   Геометрически оно более-менее верно, только передатчик 100-W.S. уже по ширине на 1мм, а по глубине ему недостает 1,5мм. Это вполне может быть связано с тем, что передатчик отлит «раннего» типа производства (до 1936г.), а размеры у него от «позднего». Явно заметная деталь лицевой панели – круглый переключатель диапазонов – представлен только ручкой, выставленной на диапазон 490-770 кГц, что тоже не совсем понятно.
   Thorn.E.b отлит также именно «позднего» типа, производства после 1943г., вряд ли подобные приемники могли устанавливаться на Ausf.B в 1939-40г.г.
   С лицевой ручкой на 20.W.S.d, заваленной набок – лично мне несколько непонятно. Вообще-то это должна была быть лицевая монтажная скоба. Все немецкие штатные приемники (кроме двухкомпонентного Torn.Fu.b1) на бронетехнике (не где-то там еще, а именно на танках и бронемашинах) имели таковую одного из трех видов – стальную паянную насмерть к панели, стальную паянную к посадочной площадке, которая крепилась к лицевой панели на четырех болтах и литую алюминиевую с болтовым крепежом изнутри панели. Никогда, как мне кажется, они не могли быть свернуты набок, разве что в страшном сне немецкого радиста.
   Сама стойка вызывает еще больше вопросов – она прекрасно исполнена, да вот только откуда она такая и почему именно такова – тайна сия великая есть. Ну не нашел я снимков такого рода установки радиооборудования для Sd.Kfz.251/3 в принципе, подобная стойка (как и часть комплекта радиооборудования) характерна скорее для Sd.Kfz.251/17 “Flivo” с рамочной антенной (да и то не вся) либо вообще для Sd.Kfz.250/3 II. Есть у меня подозрение, что оттуда она и слямзена, причем для придания некого налета «копийности» и размещения предоставляемого радиохлама «Звезде» пришлось ее «творчески» доработать в сторону полного абсурда. Как продольная, так и поперечная жесткость подобной конструкции под весом аппаратуры (да еще и в динамике) вызывает даже умозрительные сомнения. Такое ощущение, что одно из двух – либо разработчик вообще никогда не ездил на транспорте с любым видом радио (хоть бы и на личном авто) и не представляет себе подобных вещей даже теоретически, либо он сознательно сделал совершенно невозможную штуку. И вот почему. Пусть даже внешние коробчатые ящики оплетки аппаратуры везде выполнены излишне толстыми – а немцы делали их в 1936-1941м годах из 3мм стального уголка шириной 30мм - это проблемы литья. Хуже с боковыми амортизационными креплениями – их попросту нет. Не уверен, что немецкая ламповая аппаратура выдержала бы такое издевательство незакреплением в реальных условиях. Некий намек на возможное существование амортизации дан только для 30.W.S.a и только «позднего» типа, то есть “Y”- образный боковой фиксатор подвеса. Ни какого либо намека ни на иные боковые фиксаторы (в 39-40 году немцы как раз перешли с «W» на «V»-образные), ни на «ранние» роликовые либо «поздние уши» - крепления нет и в помине. Стойка вообще не снабжена поперечными стяжками, к которым «по уму» и должна бы хоть как-то крепиться радиоаппаратура на амортизаторах. 20 W.S.d, весивший «в реале» под 20 кило держится вообще то ли святым духом, то ли весом помещенного сверху незакрепленного UKW.E.d1 (еще чуть поболе 10 кило). Ссылки на то, что на стойке пролито что-то типа угловых нижних кронштейнов-связок для крепления просто несостоятельны – тот же Torn.E.b весом в 16кг на стандартных четырех опорах шасси (которых реально нет) при любых периодических динамических колебаниях в вертикальной плоскости (типа тряски) просто вырвет ту странную платформу, на которой он стоит незакрепленным вместе с креплением к стойке. Если, конечно, раньше не съедет с нее куда-нибудь в бок. Например, при экстренном торможении съедет он аккурат либо на аккумуляторную яму, либо на коленки 2му номеру радиорасчета, либо (при торможении на асфальте на больших скоростях) снесет FuG Spr и уже вместе с ним прилетит в голову либо спину переднему бортрадисту/командиру БТР. Видимо, по замыслу разработчиков этого чуда, данной радиоаппаратурой на данной стойке пользовались либо самоубийцы, либо гениальные акробаты-ремонтники.
   
   
Обычная стойка с аппаратурой для Sd.Kfz.251/3-VI
   На стойку, ко всему прочему, помещаются два ящика непонятного назначения. Для запасных радиодеталей их многовато, это же не японская радиоаппаратура. Для чего-то другого – а для, извините, чего и на кой? Я бы понял, если бы там был умформер или хотя бы вибропреобразователь – немцы действительно устанавливали умформеры в стойку для экономии площадей (например в «Тигре II»), но не похож вроде как с виду. Похожи они по типу (из аппаратуры связи) на ящики полевых 8и-канальных коммутаторов. Либо недоразмеренные укладочные ящики для UKW.e.d (это по мнению большого знатока вопроса Валерия Борисовича Громова, директора Радио-музея компании RC&C, http://www.rkk-museum.ru/, сам Радио-музей находится в здании ООО "Фирма РКК", недалеко от станций метро "Новослободская" и "Менделеевская", ул. Сущевская, д.9, стр.4 ). Мнение сие озвучил Николай Поликарпов в статье-обзоре «Не наше радио» из М-Хобби №5 за 2008г. Так вот, это и не то, и не другое, поскольку ко всему этому следует добавить, что открыть эти ящики, буде они таковые существовали в реальности, без ножовки по металлу либо ломика-фомки не смог бы никто – они в арматуре со всех сторон. Тайна сия велика есть …
   Есть еще имитация выдвижного ящика стола, видимо для документов. Пролит он приблизительно похожим на таковой, используемый в «нормальной» стойке, и поместила его «Звезда» под передатчиком (что идеологически правильно), вот только кто-то забыл, что поверх этого самого выдвижного ящика должен иметься еще и выдвижной планшет. Стандартных немецких откидных радиопланшетов либо отдельного коммутационного столика не предусмотрено вовсе и где и чем должны были пользоваться радисты «от Звезды» при приеме либо передаче – неясно. На коленке, наверное, приказы шифровали и ключом работали (что, надо заметить, в Вермахте бывало, не будем спорить).
Пример перевозки генератора в Sd.Kfz.251/3 III «Fliegerverbindungsoffizieren», он же “Flivo”. Прошу заметить, что это, во первых, Ausf.C, во вторых с единственной FuG7 – дефицит места, однако …
   В наборе идет и прекрасно сделанный генератор. Скорее всего «Звезда» считает, что это немецкий бензиновый генератор обр.42г (и откуда он взялся бы в 39-40гг.?). Поликарпов в статье склоняется к мысли, что это GG400 (и даже приводит фотографии модели и прототипа, лучше б он этого не делал). Гм, все возможно. Хотя в этой сборной «солянке» скорее узнаваем его послевоенный потомок от «Bosh» (DGG42), причем неслабо некомплектный и еще более несколько недоразмеренный. Доводить его «до ума» придется самостоятельно, там много чего надо доделывать. При этом к генератору отнюдь не полагается штатного цилиндрического бака с топливом, который иногда ставили на место бачка для воды между сиденьями водителя и командира-оператора. Да и сам генератор, к слову, «штатно» полагался только в случае установки FuG 21 SE 225 с передатчиком 225-W.S.F.41, а таковые устанавливались только на Ausf.D и не в рассматриваемом варианте использования (ну не лимузин же, тесновато в нем еще и для генератора было). Для остального вполне хватало штатных умформеров U.10.a-с либо U.20.a-с (для приемников) и E.U.a-c (для передатчиков), которые устанавливались дополнительно (в ассортименте) на полике боевого отделения за спиной радиооператора FuG Spr. Хотя, спору нет, есть у меня фотографии генераторов, перевозимых в кузовах «Ханомагов», но из за приличного веса и размера они перевозились обычной броней сопровождения
   К слову сказать, никаких так любимых немцами вспомогательных устройств к радиооборудованию тоже не полагается. Ни умформеров, ни ключей передачи, ни кастенов ПУ и разъемов питания и сопряжения, ни «ушей» и ларингофонов, ни штатного динамика L.S.G., ни даже завалящей «Энигмы». Их придется либо изготавливать самостоятельно, либо брать от, к примеру, набора «Aber». Неплохое и, главное, правильное радиооборудование делает в смоле MR-Models ...
  Комплектация немецких радиопередатчиков на бронетехнике на примере FuG5. Fu5.jpg

Комплектация немецких радиопередатчиков на бронетехнике на примере FuG5. Fu5.jpg

Генерал Гудериан слушает новости из динамика L.G.S.

Генерал Гудериан слушает новости из динамика L.G.S.

 
   И, заодно, сделаю некоторое лирическое отступление специально для любителей «обильного обвеса штырями», который в модели представлен «в ассортименте» и даже очень и очень неплохо исполнен (для технологии ЛВД, естественно). Сообщаю – никакой из бронетранспортеров не мог нести антенн в общем количестве более трех. Они могли быть разных типов единовременно, но увы, немцы вполне справедливо полагали что на одну радиостанцию необходима всего-то одна антенна, максимально на абстрактный Sd.Kfz.251 устанавливалось в дополнение к штатному не более двух комплектов радиостанций и посему ну никак никаких четвертых-пятых антенн (видал я такие модели) быть НЕ МОГЛО. Антенные выводы на корпусе в количестве пяти – да, бывало (но не для рассматриваемой модификации), а самих антенн – ну не было.
  Мелкий пример нештатного расположения штатных антенн. Ребята из Люфтваффе порезвились.

Мелкий пример нештатного расположения штатных антенн. Ребята из Люфтваффе порезвились.

И снова Люфтваффе. И снова нештатное расположение антенн. И что-то стоечки под аппаратуру не видать, увы …

И снова Люфтваффе. И снова нештатное расположение антенн. И что-то стоечки под аппаратуру не видать, увы …

 
   При этом одна из антенн была всегда и обязательно у любого БТР подобного типа – это та самая боковая передняя для штатного приемника FuSprG а-f, который у «Звезды» хоть и изваян (причем немного лучше, чем у «Dragon», который перепаковывает рассматриваемый набор, а у «Tamya», да и у раннего AFV он себя напоминает только ночью и издали. Сейчас этот мелкий, но заметный косячок вроде как поправлен в новом наборе AFV. Наиболее внятно эту деталь пока делает “Verlinden” в смоле), но с неверным местом крепления (на перед его перенесли только начиная с Ausf.C), немного недоразмеренный и в неправильной подвеске. Немцы рассматривали FuG Spr как своего рода rex ultima и лично мне не известны случаи его отсутствия (хотя это не показатель, конечно).
Именно так должен выглядеть штатный Funksprechgerat F на Ausf.B.

Именно так должен выглядеть штатный Funksprechgerat F на Ausf.B.

И вот так FuSpg F должен располагаться в корпусе.

И вот так FuSpg F должен располагаться в корпусе.

Специально для особо интересующихся - схематический рисунок подключения с обвеской ...

Специально для особо интересующихся - схематический рисунок подключения с обвеской ...

   Так что рисунок на коробке (как и на схемах окраса) – у «Звезды» несколько того, этого …


Типичное для Sd.Kfz.251/3-III Ausf.C расположение антенн.
   Вернемся, однако, к теме обзора. Нас, в данном случае, интересует не собственно сам бронетранспортер или радиооборудование отдельно (первое описано многократно, по второму добавлять можно много еще чего, но исключительно непечатно), а только некоторые из его серийных модификаций, которые так или иначе были связаны с непосредственно радиосвязью. Таковых насчитывается всего семь. «Звезда» заявила, что представлен Sd.Kfz.251/3, модификация mittlerer Funkpanzerwagen – машина связи в варианте Ausf.B или, по еще одной немецкой терминологии, Greät 893 . Так ли это – нет, практически не так, увы. Теперь посмотрим почему.
Варианты Sd.Kfz.251/3
   Некоторые авторы (например [5]) говорят о четырех версиях комплектации, некоторые (например [1] и [2]) о пяти, на самом деле версий было много больше, но сами немцы, согласно документации, различали шесть. Опять таки, Поликарпов умудрился насчитать в статье «от 4 до 9 типов». Очень интересно было бы узнать, что эти версии для Ausf.B представляют из себя по его мнению.
   К слову сказать, в то время передовая «конструкция» вышла у конструкторов не совсем удачной. Стоимость транспортного средства была для версий А и В уж очень запредельной (сравнимой, по порядку величины, со стоимостью Pz.II, то есть около 60 000 марок для Ausf.A и около 50 000 их же для Ausf.B), а вот эксплуатационные характеристики отнюдь не радовали. Дело осложнялось, кроме того, не только банальным отсутствием денег на производство, но и подходящих мощностей, о чем живописуют все, кому не лень. И с цветным металлом у Адольфа Алоизовича были изрядные косяки, а БТР потреблял его многовато.
   При этом следует заметить, что использование Sd.Kfz.251 в роли машины связи вообще-то приветствовалось отнюдь не всеми, не всегда и уж точно не везде. Возможности подобных машин при маршах и даже на поле боя для оперативного управления были вполне сносными, а вот использовать их в качестве передвижных штабов уровня выше дивизионного было по меньшей мере, как быстро выяснилось, не комфортно (да и не рентабельно), ниже полкового из за высокой уязвимости – глупо. Функциональность в реалиях даже немецкой осени-зимы вызывала многочисленные вопросы. Применение рамочных антенн в подобных машинах в передовых порядках и ближних тылах вплоть до полного отказа в 43г. от них в пользу штыревых составляло еще одну большую головную боль. Не знаю как на Западе, а у нас были специальные памятки бойцам, где предлагалось машины, оснащенные подобными художествами выявлять и уничтожать в первую очередь. Что, понятное дело, популярности среди германских связистов и штабных им не добавляло. Ин ладно.
   


Любопытный Sd.Kfz.251/3-I Ausf.C с вооружением 2.8cm sPzB41 и лестницей.
   К первой версии, которая именуется Sd.Kfz.251/3-I, относились ранние машины варианта А (и, возможно, B), на которые в условиях окружных мастерских устанавливали дополнительно радиоаппаратуру и бугельные либо рамочные антенны, в основном от списанных Sd.Kfz.232 Fu (6-Rad) или Kfz.14. Подобная импровизация ограниченное время пользовалась неким спросом среди генералитета в качестве «comme il faut», но со временем перестала – толку от импровизации «на коленке» было чуть, а вот неприятностей – выше крыши (которой не было).
   Не исключено, что все они были «именными», поскольку принадлежали высшему генералитету – командующим танковыми соединениями и командующим корпусами и армиями. Известно о любимом «шутзене» Гудериана “Anette”, нелюбимом БТР Роммеля “Lise”, “Focsh” фон Бока и “Kiele” фон Лееба.
Ранний вариант Sd.Kfz.251/3-I Ausf.A. Антенну открутили от списанного DZVR Kfz.3

Ранний вариант Sd.Kfz.251/3-I Ausf.A. Антенну открутили от списанного DZVR Kfz.3

Тоже «творчество». Над дизайном Sd.Kfz.251/3-I трудили ребятки из DAK

Тоже «творчество». Над дизайном Sd.Kfz.251/3-I трудили ребятки из DAK

Sd.Kfz.251/3-I по имени “Fuchs” боевой группы полковника (позже генерала) Улленшпрегера в Эстляндии. Известно, что машина была оснащена FuG8. Антенка, кстати, отвинчена от Sd.Kfz.261. Забавно то, что Поликарпов умолчал о том, что декаль для этого номерного знака «Звезда» дает безымянную (то есть не полную), да и схема окраса и размещения декалей в инструкции не верна.

Sd.Kfz.251/3-I по имени “Fuchs” боевой группы полковника (позже генерала) Улленшпрегера в Эстляндии. Известно, что машина была оснащена FuG8. Антенка, кстати, отвинчена от Sd.Kfz.261. Забавно то, что Поликарпов умолчал о том, что декаль для этого номерного знака «Звезда» дает безымянную (то есть не полную), да и схема окраса и размещения декалей в инструкции не верна.

Она же, но уже спереди, в России. В роли штабной машины 8го мотопехотного полка 8й ТД. Обратите внимание на количество обвеса – в кузове явно тесновато...

Она же, но уже спереди, в России. В роли штабной машины 8го мотопехотного полка 8й ТД. Обратите внимание на количество обвеса – в кузове явно тесновато...

   Самым загадочным было название штабного БТР Маркса – «Kleiverlande», но он вообще был одним из самых экстравагантных и талантливых при этом генералов вермахта.
   
   Так не любимый Роммелем 13й Sd.Kfz.215/3-I. Африка, слева в 1941г. с бугельной антенной, справа в 1942г. с «зонтиком»
Sd.Kfz.251/3-I фон Лееба, Россия, 1941г. [2], h.jpg. Антенну позаимствовали у Gepanzerter Kraftwagen (Fu) – Kfz.67a
   C конца 1939г. все выжившие машины этой версии были переведены в отдельную категорию SdKfz.251/6-II (хотя и проходят обычно в описаниях, как и ранее, как SdKfz.251/3-I) и более-менее унифицированы по радиооборудованию, оснащены дополнительно «Энигмами» и планшетными столами над отделением управления. Доподлинно не известно, сколько именно БТР (и каких именно вариантов) было таким образом создано и какое именно радиооборудование они изначально несли, но можно предположить что очень немного. Единственная известная мне фотография внутренностей машины возможно именно этой версии несет FuG11 на сплошном боковом столе, размещенном справа на месте сидений десанта. Поскольку особых технически документированных упоминаний о таких машинах нет, обычно авторы их существование вообще игнорируют, поступим так и мы, заявив – из набора Sd.Kfz.251/3-I построить НЕЛЬЗЯ за отсутствием информации.
   Наиболее распространенной версией в вермахте был Sd.Kfz.251-II, служивший для связи между танковыми войсками и оснащавшийся радиостанциями FuG5 и FuG8. При этом именно эти машины в основном и делались на базе Ausf.B. Кстати, попадая в лапки люфтваффе они меняли FuG5 на FuG 5 “Flivo”. Состав радиостанций и антенны, с ними применяемые, можно найти в таблице.
   Как видно из сравнения состава штатного радиооборудования радиостанций и номенклатуры того, что предложено в наборе - Sd.Kfz.251/3-II построить НЕЛЬЗЯ за отсутствием важных компонент, например UKW.E.c и, что более важно MW.E.
   


Стандартный батальонный штабной «Funk-SPW», Sd.Kfz.251/3-II 21й ТД
   Еще одной версией была Sd.Kfz.251/3-III – машина для связи с Люфтваффе. Она оснащалась FuG1 и FuG7.


Образчик «народного» творчества. Антенна скомунизжена со списанного Kfz.14. Это, правда, Sd.Kfz.251/3 III Ausf.A, но фото вполне характерное для машин производства того времени.
   И тут нам везет – при отбрасывании 100.W.S.d эту версию построить как раз можно. А с учетом того факта, что почти все подобные машины были переделаны из Ausf.B – строить именно ее и рекомендуется. Правда, не надо при этом забывать, что подобные машины в большей своей части несли рамочные антенны от Kfz.14, которых в наборе нет.
  Машина Люфтваффе. Некоторые относят ее к Sd.Kfz.251/17 (либо даже к Sd.Kfz.251/18), но это, по штату, Sd.Kfz.251/3-III

Машина Люфтваффе. Некоторые относят ее к Sd.Kfz.251/17 (либо даже к Sd.Kfz.251/18), но это, по штату, Sd.Kfz.251/3-III

Так уж исторически сложилось, что больше всего фотографий реальных внутренностей досталось нам от «связников» Люфтваффе. Эта Sd.Kfz.251/3-III оснащена FuG7 и дополнительным генератором. Для любителей «кракозябликов» - обратите внимание на задний MG 15 – это ШТАТНОЕ вооружение подобных машин (что и отличает их от /6 и /17). У «Звезды» вы его, понятное дело, не найдете

Так уж исторически сложилось, что больше всего фотографий реальных внутренностей досталось нам от «связников» Люфтваффе. Эта Sd.Kfz.251/3-III оснащена FuG7 и дополнительным генератором. Для любителей «кракозябликов» - обратите внимание на задний MG 15 – это ШТАТНОЕ вооружение подобных машин (что и отличает их от /6 и /17). У «Звезды» вы его, понятное дело, не найдете

 
   Четвертой версией была Sd.Kfz.251/3-IV – машина дивизионного и корпусного командования, оснащаемая FuG11 и FuG12. Именно на этой версии и использовалась даваемая «Звездой» выдвижная 8м антенна, устанавливаемая на задней броне корпуса.


Хороший снимок пары Sd.Kfz.251/3-IV из 5й легкой дивизии на Балканах с выдвинутыми 9и-метровыми антеннами дальней связи. Машины оснащены FuG11 и FuG12. Посмотрите на окрас, ведь позже именно эти машины, переданные наводчикам Люфтваффе, были в Африке у Роммеля. Интересно, откуда «Звезда» взяла «пустынную» раскраску?
   Однако и эту версию построить НЕЛЬЗЯ – не хватает как минимум 80-W.S. Вспомнив, что таковые машины создавались в массе своей на базе Ausf.C – может, не стоит и пытаться?
  Генерал Гудериан со товарищи на борту Sd.Kfz.251/3-IV. Компания во Франции, 1940г. Обратите внимание – рамочную антенну именно этого типа «Звезда» в наборе не дает, хотя и должна бы, по идеологии. И, еще кстати, номер этого БТР в это время - WH-179467. Так что если вы желаете «типичный» внешний вид – именно эту антенну вам и светит делать на основе даваемой «Звездой».

Генерал Гудериан со товарищи на борту Sd.Kfz.251/3-IV. Компания во Франции, 1940г. Обратите внимание – рамочную антенну именно этого типа «Звезда» в наборе не дает, хотя и должна бы, по идеологии. И, еще кстати, номер этого БТР в это время - WH-179467. Так что если вы желаете «типичный» внешний вид – именно эту антенну вам и светит делать на основе даваемой «Звездой».

А вот и фон Бок на своем броневичке. Антенка хоть чуть-чуть – но другая. Потому как в середине 1939г. поменялся производитель. Обратите внимание – рамочную антенну именно этого типа, то есть более позднюю, «Звезда» и дает в наборе. Опять хоть немного, да мимо ...

А вот и фон Бок на своем броневичке. Антенка хоть чуть-чуть – но другая. Потому как в середине 1939г. поменялся производитель. Обратите внимание – рамочную антенну именно этого типа, то есть более позднюю, «Звезда» и дает в наборе. Опять хоть немного, да мимо ...

 
   Пятая версия - Sd.Kfz.251/3-V машина батальонного, полкового и зондеркомандования. Оснащаема была FuG12. Тут бы нам и обрадоваться, да не дает отсутствие 80-W.S. и сознание того факта, что эти машины делались на базе Ausf.C и Ausf.D. Так что и Sd.Kfz.251/3-V – построить НЕЛЬЗЯ


Sd.Kfz.351/3-V пехотного полка 9й ТД
   Последней, шестой по счету версией - Sd.Kfz.251/3-VI немцами считалась машина командования дивизионной и корпусной артиллерии, оснащаемая FuG4 и FuG8. Некоторые авторы не считают даже эти машины за версию – столь малое количество их было построено либо относят эти БТР к варианту Sd.Kfz.251/12-III. И эту версию сделать из набора НЕ ПОЛУЧИТСЯ, причины такие-же, что и во всех вышеизложенных случаях.
Список литературы.
   [1]. Немецкоязычное издание Uwe Feist und Kurt Rieger, “Schutzenpanzerwagen”, Waffen-Arsenal, 7.Band, 1975, либо более поздняя англоязычная версия “Schutzenpanzerwagen in action”, Squadron Signal, 1978.
   [2]. Немецкоязычное издание Horst Scheibert, “Schutzenpanzerwagen”, Waffen-Arsenal, 2.Band, 1980, либо более поздняя анлоязычная версия “SchutzenPanzerwagen. War Horse of Panzer Grenadiers”, Schiffer Military History №56, 1992.
   [3] Англоязычное издание Bruce Culver, “SdKfz 251 half-track, 1939-45”, Ospray Military, New Vanguard №25, 1998.
   [4]. Janusz Ledwoch, “SdKfz 251”, Wydawnictvo Militaria, №12, 1994 на польском языке, либо кусочные русскоязычные перепечатки “SdKfz 251 Ханомаг. Бронетранспортер вермахта”, Торнадо, Армейская серия №74, 1999, и “Sonder Kraftfahrzeug 251 Ханомаг. История создания и применения”, Восточный фронт, Panzer History, 1999.
   [5]. Англоязычное издание Charles Climent, “SdKfz 251 in action”, Squadron/Signal, Armor Series №21, либо русскоязычная перепечатка “SdKfz 251”, Торнадо, Танк на поле боя №1, 2005.