САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2006-01-29
другие работы автора  |  обсуждение  
Как из "Лягушки" вырастить "Барракуду" (Fairey Barrakuda Mk II, ex-FROG, 1:72)
Восточный Экспресс 1:72
Альберт Недзвецкий
aka AlbertN
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Как из "Лягушки" вырастить "Барракуду"
Палубный бомбардировщик-торпедоносец Британской морской авиации (Fleet Air Arm) Фэйри "Барракуда" оказался весьма противоречивой машиной.
(Из статьи о "Барракуде" сайта "Уголок Неба")
   Приветствую, уважаемые коллеги!
   
   «Барракуда» - самолёт достаточно неоднозначный и в своём роде единственный в плане некоторых технических решений, одна только конструкция шасси чего стоит. Самолёт с достаточно хорошими характеристиками на режиме пикирования, но имевший трудности со взлётом и великолепно себя ведущий при посадке. Самолёт, на котором был опробован реверс винта для создания уменьшенного пробега при посадке.
   Одной из самых заметных операций в карьере «Барракуды» была операция против линкора «Тирпиц» 4 апреля 1944 года. Позволю себе небольшую цитату, взятую из сайта «авиционная энциклопедия «Уголок неба»:
Наиболее известной боевой операцией с участием "Барракуд" стала атака немецкого линкора "Тирпиц" в 1944 г. Этот корабль с начала войны вместе с другими флагманами флота рейха - "Бисмарк", "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", "Принц Ойген" - буквально терроризировал своими рейдами конвои и боевые группы союзнических флотов в Атлантике и Северном Ледовитом океане. Одного неподтвержденного сообщения о появлении "Тирпица" в районе прохода каравана PQ-17 оказалось достаточно для принятия панического решения о роспуске конвоя, что привело к его гибели. Поэтому британский флот практически непрерывно охотился (и довольно успешно) за германскими линкорами и тяжелыми крейсерами. Широко использовать для этого авиацию вдохновляла эпопея уничтожения линкора "Бисмарк", которого "пригвоздили" к месту две торпеды Свордфишей, после чего британские корабли расправились с потерявшим ход гигантом. Первый удар с воздуха по линкору "Тирпиц" был нанесен 28 января 1942 г. Девятка Галифаксов сбросила на его стоянку в Аас-фьорде 45 тонн бомб без единого попадания. В ночь с 29 на 30 января семь Стерлингов повторила налет, и снова безрезультатно. В теснине фьорда обнаружить и поразить одиночный корабль с классического высотного бомбометания было необычайно сложно. В марте при подходе к базе в Вест-фьорде Тирпиц был обнаружен и атакован Альбакорами с авианосца "Victorious". Опять неудача! Тогда атаки возобновили тяжелые бомбардировщики. 30 марта в налете участвовали уже 33 Галифакса, а 27 апреля - 54 Галифакса и Ланкастера. И вновь не было отмечено ни единого попадания. После столь обескураживающих неудач активные действия авиации против Тирпица возобновились лишь в апреле 1944 г. На этот раз по примеру американского флота было сформировано специальное ударное авианосное соединение из пяти авианосцев ("Victorious", "Empreor", "Searcher", "Pursuer", "Fencer"), поддержанных двумя линкорами, 4 крейсерами и другими силами флота. Одни имена авианосцев чего стоили! Победитель, Император, Искатель, Гонитель и Фехтовальщик. Не хватало разве что Уничтожителя. Утром 4 апреля 1944 г. с расстояния около 120 миль от базы Тирпица в Альтен-фьорде авианосец "Victorious" выпустил первую волну самолетов - 21 Барракуда, которых прикрывали истребители Уайлдкэт и Хэллкэт с эскортных авианосцев. Через час поднялась в воздух вторая волна: 21 Барракуда и 40 Уайлдкэтов, Хэллкэтов и Корсаров. В это время самолеты первой волны уже наносили бомбовый удар с высоты 1500 метров. В "Тирпиц" попали три бомбы крупного калибра и несколько 250-килограммовых. Вторая волна бомбила с 3000 метров. В результате на Альтен-фьорд было сброшено свыше 100 бомб общим весом около 40 тонн. Тирпиц получил 4 прямых попадания крупнокалиберными бомбами и 10 - бомбами 250 кг. Полученные повреждения вывели линкор из строя на несколько месяцев. Довести дело до конца помешала непогода, пережидать которую на месте ударный отряд не решился. Потери ударных авиаотрядов составили 3 бомбардировщика и 1 истребитель. После войны британские и другие источники особо акцентировали внимание на мощи противовоздушной обороны фьорда, списывая в основном на нее недоведенность операции до окончательного результата. Но следует отметить, что четыре сбитых самолета из ста двадцати атаковавших - довольно скромный показатель, особенно если учесть, что все бомбардировщики летели в одну неподвижную точку, да еще двумя волнами с интервалом в целый час! 17 июля 1944 г. на стоящий в ремонте "Тирпиц" были брошены 40 Барракуд и 48 истребителей, но туман и дымка помешали обнаружить цель, и привели к гибели в скалах двух самолетов. 22 августа 31 Барракуда и 67 истребителей- бомбардировщиков дважды безрезультатно бомбили Альтен-фьорд и потеряли 3 самолета в бою с немецкими истребителями. 24 и 29 августа налеты отряда из 59 Барракуд и 85 истребителей привели лишь к единственному попаданию 250-килограммовой бомбы и потере 8 самолетов. Вот тут, похоже, противовоздушная оборона фьорда была на должном уровне. Возможно, вернее было бы признать, что "Тирпиц" оказался просто не по зубам самолетам класса Барракуды.
   Так как из доступных мне моделей 1/72 у меня была только фроговская/ВЭ «Барракуда», (хотя существует ещё «Барракуда» в исполнении чешской фирмы «Special Hobby»), то её я и начал «перепиливать». Из доступных мне чертежей, были только чертежи в книге про «Барракуду» харьковского издательства «Акустик», на мой взгляд достаточно хорошие и, насколько мне известно, альтернативы им нет.
   Базовые отливки модели типичны для всех моделей фирмы «Фрог» того времени т.е. внешняя расшивка, полное отсутствие внутреннего интерьера, очень бедный набор внешней мелочёвки, но стыкуемость деталей оказалась на вполне приличном уровне, и в геометрии самолёта сильных искажений замечено не было. На данной модели мною был испробован целый ряд приёмов в покраске, которые я до этого не применял, но об этом чуть ниже.
   
ДОРАБОТКИ
Внутренний интерьер из самодельных
деталей (кроме кресел)
   Свою работу над моделью, после обдумывания и составления плана переделок, я начал с интерьера. Так как он практически отсутствовал, то делать его пришлось «с нуля». Приборная доска была вырезана из листового пластика, сверлом соответствующего диаметра были высверлены углубления под приборы. После этого из тонкой медной проволоки были изготовлены колечки, имитирующие окантовки приборов (технология взята из раздела «ЧаВо» на румоделизме). Доска приборов была задута чёрной матовой краской, и после этого я приступил к имитации приборов - в углубление капалась маленькая капелька прозрачного нитролака и ставилось колечко из тонкой проволоки, которое на этом лаке же и фиксировалось, лак же при высыхании имитировал стекло прибора. Работа достаточно тонкая, учитывая размеры..:). После этого была сделана имитация боковых панелей, и изготовлена ручка управления. Особо сильно на имитации интерьера упор не делал, так как фонарь планировался быть в закрытом положении. В общих чертах была сделана кабина штурмана и стрелка–радиста, на этот момент у меня не было ни схем, ни фото оборудования данных отсеков. Они, как обычно это бывает, появились уже после сборки модели.
   При изготовлении интерьера ориентировался также на работы зарубежных коллег (Барракуды в 1/48). Одной из характерных черт данного самолёта был своеобразной формы воздухозаборник радиатора гликоля. На базовой модели это место представляет собой дыру с задней стенкой, поэтому из тонкого листового пластика были изготовлены внутренности данного элемента, для имитации решёток использовалась плотная металлическая сетка (что-то вроде сетки на заборе бензина в насосах высокого давления авто с инжекторами, в «Ауди», например), по той же технологии был изготовлен выпускной воздухозаборник этого же радиатора. Очень долго пришлось повозиться с решётками овальной формы, которые закреплены перед двумя воздухозаборниками на боковых поверхностях в нижней части капота самолёта (я так думаю, что это воздухозаборники карбюратора). Из металлической вышеупомянутой сетки были вырезаны овалы соответствующего размера, окантовку, имитирующую каркас данных фильтров делал из тонкой медной проволоки, путём наматывания спирали на ось подходящего диаметра. После намотки проволоки она разрезалась поперек окружности и в итоге у меня получилось некоторое количество тоненьких медных колечек, которым после придавалась форма овала. Окантовки из проволоки и сеточки скрепил на прозрачном нитролаки и окрасил в чёрный цвет. Родные выхлопные патрубки патрубки были отлиты заодно с фюзеляжем и на себя даже отдалённо похожи не были, поэтому были вырезаны, а на их месте сверлом соответствующего диаметра были высверлены отверстия. Сами же патрубки изготавливались из тянутого литника, причём были подобраны достаточно эластичные литники, при изгибании которых не происходило надлома пластмассы. В торцах имитация отверстия выхлопа происходила при помощи высверливания медицинской иглой. На фюзеляже было обнаружено отсутствие на боковых стенках кабины пилота косых наблюдательных окошек, что было исправлено при помощи сверла и треугольного алмазного надфиля. Так как расшивка была повсеместно наружной, модель была полностью перерасшита перед сборкой, накаткой с шестерёнкой была имитирована клёпка вдоль швов в местах показанных с этой клёпкой на чертежах. Так как фюзеляж имеет четыре боковых наблюдательных окна, причём два из них с выпуклым остеклением (для расширения осматриваемого пространства из кабины штурмана), были вклеены на свои места соответствующие прозрачные детали до сборки половинок фюзеляжа, так как после вклеить их в собранный фюзеляж, было бы весьма проблематично. Внутренние створки шасси, закреплённые на самой стойке, оказались слишком малыми по своим геометрическим размерам, поэтому из того же листового пластика были сделаны новые створки соответствующих размеров, а толщина наружных створок по возможности была уменьшена, для придания им более правдоподобного вида. Стойка шасси была снабжена характерными кольцами, которые были сделаны из тонких полосочек скотча, намотанных вокруг стойки и в конце прихваченными на суперклей. Доработке подверглась так же и основная трапеция стойки шасси - был изменён её профиль (из прямоугольного на трапецевидный по передней кромке), а также из полосочек тонкого пластика был сымитирован рельеф на этой кромке. В верхней части плоскости трапеции было высверлено характерное углубление. Вертикальные подкосы с фиксаторами так же были сделаны собственноручно, так как родные представляли собой тоненькие прутики из пластмассы. Пневматики шасси на поверку оказались большего диаметра, чем это было нужно. Проблема решилась насаживанием колеса на сверло в микродрели и обработкой наждачкой. Диски колёс пришлось имитировать окружностями из тонкого пластика с просверленными отверстиями, имитирующими подобные отверстия на настоящем диске. Те профили дисков на колёсах, что даёт фирма-изготовитель, даже отдалённо не походят на оригинал. Для усиления конструкции во внутреннем торце трапеции были просверлены отверстия, в которые были вклеены куски стальной проволоки, а в фюзеляже были высверлены посадочные отверстия в соответствующих местах, что в итоге дало довольно прочную конструкцию. Уже на склеенных половинках плоскостей были прорезаны воздухозаборники в нижней части около фюзеляжа. Кронштейны закрылков Янгмена и сами закрылки были использованы с небольшими доработками (пришлось немного подправить геометрию закрылков), а из тянутого литника были изготовлены тяги управления закрылками.
   Так как фюзеляж был склеен и клей уже высох, пришла очередь сделать место установки посадочного гака, сам гак перед этим был изготовлен из медной проволоки. После примерки была нанесена разметка и сделано посадочное место под гак, путём изготовления канавок по профилю конструкции. Та же технология использовалась при изготовлении металлических трапеций и мест их размещения на нижней плоскости крыла, ближе к законцовке. Насколько мне известно, за эти трапеции самолёт крепился тросами на палубе авианосца.
Выхлопные патрубки из тянутого и гнутого литника

Выхлопные патрубки из тянутого и гнутого литника

Трапеция, стойка и подкос шасси

Трапеция, стойка и подкос шасси

Крыльевой воздухозаборник и смотровое окно кабины пилота

Крыльевой воздухозаборник и смотровое окно кабины пилота

   Отверстия воздухозаборников карбюратора были также рассверлены. Самостоятельно пришлось изготовить замки на капотах и технологические подножки в носовой части самолёта. После всех этих доработок фюзеляж был склеен и оставлен до полного высыхания клея.
   Пришла очередь заняться плоскостями. В базовом наборе они состоят всего из двух половинок: верхней и нижней, остальное всё пришлось делать самостоятельно. Ниши шасси представляли собой отверстие, вырезанное в нижней плоскости по соответствующему профилю, оставлять их в таком виде было бы как-то неправильно, после того как была перешита вся расшивка и сделаны соответствующие исправления на фюзеляже. Был начат поиск информации в Инете по этому вопросу. По «Барракудам» там не густо чего есть, но был найден чешский сайт на котором была выложена статья по сборке «Барракуды» 1/48 с довольно неплохой детализацией ниш шасси, а так как подробных схем у меня не было, то за основу были взяты эти фото. Понадеявшись на компетентность чешского коллеги, я не обманулся в своём выборе, так как после этого у меня оказались рисунки интерьера ниш, которые подтвердили правильность моего решения. Весь интерьер (перегородки, лонжероны, нервюры) изготавливался из листового пластика, гидроцилиндры уборки внешних створок – из тянутого литника разных диаметров. Намучившись с примерками элементов внутри крыла, мне в голову пришла идея предварительно закреплять их пластилином перед тем как совмещать две половинки крыла и подгонять интерьер по высоте на месте их размещения. Пластилин решил все мои проблемы, можно было спокойно выставить все части конструкции, подогнать их совмещение и только после этого спокойно вклеить их на свои, заранее отмеченные, места.
Нишша шасси

Нишша шасси

Подкос стойки с кронштейном

Подкос стойки с кронштейном

Решётка на воздухозаборнике маслорадиатора и выпускной воздухозаборник радиатора гликоля

Решётка на воздухозаборнике маслорадиатора и выпускной воздухозаборник радиатора гликоля

Посадочная фара

Посадочная фара

"Мелочёвка" и не только... перед окраской
   БАНО делались не по традиционной технологии с использованием оргстекла. Передний фонарь был сделан следующим образом: цветную лампочку (соответственно стороне самолёта) имитировал кусочек цветной пластмссы, колпак же был вырезан из тонкого прозрачного пластика и согнут на соответствующий угол, после этого он подгонялся уже по месту вклейки. Таким образом была сделана и посадочная фара. Лампочку имитировал кусочком прозрачного литника. Фонари АНО на задней кромке крыла сделал из цветного пластика. Был вклеен на своё место выпускной воздухозаборник радиатора гликоля.
   Так как «Барракуда» была как торпедоносцем, так и пикирующим бомбардировщиком, то было принято решение сделать узлы подвески как для торпеды, так и для шести 113,5 кг бомб. Материалом для изготовления традиционно послужил тянутый литник, листовой пластик, а для имитации захватов бомб, была поперечно нарезана пластмассовая трубка от ватной гигиенической палочки. Из тонкой витой медной проволоки были сделаны троса крепления торпеды. Сама торпеда так же подверглась переделке. Родное хвостовое оперение представляло собой довольно толстые стабилизаторы, а на винты даже намёка не было. Пришлось всё это убожество срезать и изготовить хвостовую часть заново. Взрыватель на торпеду не делал - предположим, что не вкрутили его ещё, тем более видел несколько фото Бофайтеров с торпедами без взрывателя. Из тонкого тянутого литника были изготовлены четыре треугольных кронштейна подвески торпеды под фюзеляжем.
   
Узлы крепления подкрыльевых бомб

Узлы крепления подкрыльевых бомб

Фрагмент торпеды

Фрагмент торпеды

Посадочный гак

Посадочный гак

Тяга управления закрылками Янгмена

Тяга управления закрылками Янгмена

Окраска и нанесение декалей.
   После изготовления и доработки всех деталей, фюзеляж самолёта, крылья, стабилизаторы и подкосы стабилизаторов были собраны в единое целое. Естественно, все ненужные швы были зашлифованы, шпаклёвка практически не понадобилась. Проём пилотской кабины был закрыт пластилином и всё было подготовлено к грунтовке модели. Грунтовал я всё это дело грунтовкой от фирмы Ревелл белого цвета, так же были по мере надобности загрунтованы щитки шасси, стойки шасси, колёса, закрылки, торпеда, винт и кок винта. После этого низ модели был задут серой краской (аналог цвета Sky), которую я сам готовил, используя краски от «Моделиста» и «Звезды». На этой модели я решил впервые опробовать сделать сколы краски с помощью «солевой» технологии, но вместо соли я решил использовать густой мыльный раствор. Данный метод мне подсказал один мой коллега из г.Минска - Алексей Груздев. Перед нанесением мыльного раствора места, где планировалось сделать сколы краски, были задуты из аэрографа «серебром» от Моделиста. Мыльный раствор был нанесён на места предполагаемых сколов (передние кромки, места частого технического обслуживания). После высыхания раствора, модель была задута базовой краской (Extra Dark Sea Grey - так она называлась у англичан в то время), которую я так же сам смешивал из вышеупомянутых красок. В принципе на всех моих моделях используется цвет краски, который я сам готовлю, смешивая различные краски и ориентируясь на цветные образцы, выложенные в сети. С помощью пластилиновых масок был выложен рисунок камуфляжа и краской Light Slate Grey был задут камуфляж. Границу между серой краской (Sky) и камуфляжными цветами сделал, используя маски из обычной синей изоленты. На фото, которые мне попадались, я заметил неоднородность выгорания краски на верхних поверхностях «Барракуд», что попытался имитировать, задувая некоторые участки цветом немного светлее базового цвета камуфляжа. После высыхания места с мыльным раствором были протёрты тряпочкой, краска на этих местах отслоилась, образовав на мой взгляд довольно натуральные ободранности краски.
   Фонарь окрашивался обычным способом: маски из малярного скотча, задувка, прорезка линий переплёта и снятие масок. Декали были немного подстарены перед нанесением на модель, путём задувки из аэрографа серой краской, иначе их новизна и яркость резко бы контрастировали с окраской модели и приданием ей вида не нового самолёта. Приваривались декали с помощью обычного спирта. Антенная растяжка была сделана из окрашенной лески. Вся окрашенная мелочёвка была вклеена на свои места, и в общем и целом модель была готова. Выделение швов расшивки проводилось раствором пыли от пастели на спирту (не лучший способ смывки), закопченности и грязь делались пастелями. К сожалению на момент постройки модели у меня ещё не было своего цифрового фотоаппарата, поэтому фото "в процессе" крайне малочисленны. Ну вот в принципе вкратце и всё, что из этого всего получилось судить Вам. Надеюсь мой первый опыт написания статьи не отбил у вас охоту прочитать эту статью до конца :)
   
    Отдельно хочу поблагодарить Всеслава Дьяконова за подсказанное оригинальное название статьи, и коллег на форумах румоделизма и ДиШа за помощь фотоматериалами и информацией во время постройки модели.
С уважением, Альберт Недзвецкий.