САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-11-05
другие работы автора  |  обсуждение  
Не гоняясь за миллиметрами
Tamiya 1:35
Павел Паринов
aka Pavel Parinov
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Беспутной юности моей посвящается…


Фото из книги "Боевые машины Уралвагонзавода. Танки 1960-х".

    Однажды я уже пытался побороть тамиевский набор 35108. Получилось это немного не качественно, и я решил улучшить результат.На этот раз за прототип взял машину обр. 1975г.
    Это как бы первый модернизированный вариант Т-62, т.к. производство серийной машины закончилось тремя годами раньше, ограничившись усилением вооружения машины установкой на люк заряжающего ЗПУ ДШКМ. Эту модификацию (обр. 1972г) пытается изображать тамиевский набор. На мной выбранной к моделированию серии кроме «новой» крыши МТО, бонков крепления инженерного оборудования на лобовых деталях корпуса и зенитно-пулеметной установки дополнительно присутствует квантовый дальномер КДТ-1 над орудийным стволом.
    Отправной точкой в работах по постройке модели стала цитата из Руководства по материальной части и эксплуатации танка: «Танк Т-62 создан на базе узлов и механизмов среднего танка Т-55» (стр. 3) Раз так, то для постройки модели названного танка кроме непосредственно набора 35108 я купил модель танка Т-55А от той же Тамии. Резать ее не планировал изначально. Модель хороша и пригодится для постройки какой-нибудь из моделей серии Т-54/55. Поэтому клонировать, только клонировать отсутствующие детали для шестьдесятдвойки, а "кривые" заменять. Таких деталей оказалось много, только на изготовление форм и отливку деталей ушло пару месяцев.
    Брался обычный сантехнический силикон, выдавливался на интересующую деталь на отливке Т-55 и просушивался. Получалась простейшая, даже примитивнейшая, но все же форма.
   
Вот так просто готовились «формы» для копирования деталей. Просто выдавил на интересующую деталь, просто обровнял мокрым пальцем, просто высушил.  Нужны они мне были не для демонстрации технологий, а для постройки всего лишь одной модели. И эти формы со своей работой справились, выдержав даже сверхплановые отливки.<br />Кстати сказать, новые отливки из коробки не требуют применения разделителей перед заливкой их силиконом.<br />

Вот так просто готовились «формы» для копирования деталей. Просто выдавил на интересующую деталь, просто обровнял мокрым пальцем, просто высушил. Нужны они мне были не для демонстрации технологий, а для постройки всего лишь одной модели. И эти формы со своей работой справились, выдержав даже сверхплановые отливки.
Кстати сказать, новые отливки из коробки не требуют применения разделителей перед заливкой их силиконом.

Вот так выглядят готовые отливки. На фото последние, демонстрационные детали. Все, что было отлито ранее и выглядело лучше, уже стояло на модели. Не без надфиля, конечно, но такой способ производства значительно облегчил получение многочисленных одинаковых деталей или деталей со сложной формой.

Вот так выглядят готовые отливки. На фото последние, демонстрационные детали. Все, что было отлито ранее и выглядело лучше, уже стояло на модели. Не без надфиля, конечно, но такой способ производства значительно облегчил получение многочисленных одинаковых деталей или деталей со сложной формой.

Вот этот силикон применялся для клонирования деталей. Естественно, и специальный шприц для него имеется.

Вот этот силикон применялся для клонирования деталей. Естественно, и специальный шприц для него имеется.

   Я не буду рассказывать, как заделывал дырки в ванне корпуса, как стачивал кормовой броне-лист. Так же не буду рассказывать, что с первого раза выставить кронштейны балансиров вдоль борта и угол наклона балансира относительно горизонтали не удалось. Мероприятие заняло основной объем работ с моделью, проходило в «три подхода» и конечный результат не гарантированно правильный, а просто более пропорциональный. Чтобы не занимать лишнее время и место, покажу конечный результат этой работы с основными размерами, которые у меня получились.
В процессе работы с ходовой также выяснилось, что катки от Т-55А, взятые для этой модели, не подходят по размерам. Сыграл злую шутку избыточный масштаб шестьдесятдвойки,  и катки смотрелись не пропорционально маленькими. Пришлось оборачивать каждую половинку катка полоской пластика толщиной 0,75мм., шпатлевать и чистить. Естественно пришлось пожертвовать рисками на бандаже катков.

В процессе работы с ходовой также выяснилось, что катки от Т-55А, взятые для этой модели, не подходят по размерам. Сыграл злую шутку избыточный масштаб шестьдесятдвойки, и катки смотрелись не пропорционально маленькими. Пришлось оборачивать каждую половинку катка полоской пластика толщиной 0,75мм., шпатлевать и чистить. Естественно пришлось пожертвовать рисками на бандаже катков.

Направляющее колесо, как и весь кривошип, пришлось копировать. Хочу заметить, что кривошип делался подвижным. Окончательная его установка и фиксация на модели делалась уже после покраски всей модели и установки гусеничной цепи в момент ее натяжения.

Направляющее колесо, как и весь кривошип, пришлось копировать. Хочу заметить, что кривошип делался подвижным. Окончательная его установка и фиксация на модели делалась уже после покраски всей модели и установки гусеничной цепи в момент ее натяжения.

 Ведущее колесо использовал из комплекта фриуловских гусениц РМШ. Оно для Т-72, отличается от шестьдесятдвоешного крышкой ступицы, болтами крепления венца и внешним видом «крестовины» колеса. В общем совсем другое колесо. Но пришлось жертвовать копийностью ради 14 зубов на венце, правда заменив оригинальную крышку ступицы на клонированную с ведущего колеса Т-55.

Ведущее колесо использовал из комплекта фриуловских гусениц РМШ. Оно для Т-72, отличается от шестьдесятдвоешного крышкой ступицы, болтами крепления венца и внешним видом «крестовины» колеса. В общем совсем другое колесо. Но пришлось жертвовать копийностью ради 14 зубов на венце, правда заменив оригинальную крышку ступицы на клонированную с ведущего колеса Т-55.

   О внешней обвеске корпуса можно говорить долго и нудно, но я не буду утомлять читателя перечислением всех изготовленных или взятых из наборов травли деталях. Работы было много, работа была мелочная и кропотливая, но было интересно видеть, как плоская не выразительная заготовка преображалась в подобие маленького танка.
На левой надгусеничной полке установлены ящики ЗиП из комплекта Т-55А, украшенные аберовскими ручками и замками. На правой полке самодельный ящик ЗиП химзащиты, т.к. родной был больше и стоял не там, где надо. Так же установил доработанные смоляные клоны наружных топливных баков от Т-55А. Они меньше по габаритам, чем родные, и позволяют уложить на полку буксирные троса. Ну и выглядят более похоже.

На левой надгусеничной полке установлены ящики ЗиП из комплекта Т-55А, украшенные аберовскими ручками и замками. На правой полке самодельный ящик ЗиП химзащиты, т.к. родной был больше и стоял не там, где надо. Так же установил доработанные смоляные клоны наружных топливных баков от Т-55А. Они меньше по габаритам, чем родные, и позволяют уложить на полку буксирные троса. Ну и выглядят более похоже.

    Башня модели – это отдельная «песня». Работы с ней так же было много, и не с первого раза все получалось.
    Основная проблема – устранение замана на лобовике. Проблема потому, что тут нельзя нарушить идеальный круг нижней опорной части башни при виде сверху, при этом умудриться выделить небольшие приливы по вертикальным краям орудийной амбразуры. Если не срезать лобовик, то в результате готовая башня будет вытянута вперед, что не верно по ее геометрии, и в добавок она будет цепляться орудийной маской за ограждение на подбашенном листе корпуса.
    После склеивания двух половинок башни я первым делом снес крупным рашпилем 4-5мм с лобовика, и только после этого занялся выведением шпаклевкой этой части детали. Работал по чертежам В.Мальгинова в М-Хобби №4(70)2006 и многим-многим фотографиям, которые нашел в сети и-нет. Накладывал шпаклевку и, сравнивая заготовку башни с изображением на мониторе компьютера и чертежах, счищал ее, выводя обводы башни.
   
 На фото кроме линии среза видна убогость башни в изначальном, изкоробочном ее виде: плоская, с утопленными ночным прицелом и смотровым заряжающего.

На фото кроме линии среза видна убогость башни в изначальном, изкоробочном ее виде: плоская, с утопленными ночным прицелом и смотровым заряжающего.

Башня начинает преображаться: ТПН заменен на клон от Т-55, установлен люк командира от той же пятьдесятпятки. Но это еще не окончательный вариант башни. Детали будут сниматься, переделываться, сама башня будет шпаклеваться и зачищаться.<br /> Кроме этого виден бачек пневмо-гидроомывателя триплексов механика-водителя на борту корпуса под люком механика.<br />

Башня начинает преображаться: ТПН заменен на клон от Т-55, установлен люк командира от той же пятьдесятпятки. Но это еще не окончательный вариант башни. Детали будут сниматься, переделываться, сама башня будет шпаклеваться и зачищаться.
Кроме этого виден бачек пневмо-гидроомывателя триплексов механика-водителя на борту корпуса под люком механика.

Окончательный вариант правого борта башенного лобовика. Смотровой заряжающего отлит из смолы, как и монтажные крюки, прожектор Л-2Г взят от модели Т-55А, чехол орудийной маски сделан из тамиевской Epoxy Putty.

Окончательный вариант правого борта башенного лобовика. Смотровой заряжающего отлит из смолы, как и монтажные крюки, прожектор Л-2Г взят от модели Т-55А, чехол орудийной маски сделан из тамиевской Epoxy Putty.

Окончательный вариант работы с левым бортом башни. Осталось только загрунтовать и зачистить, чтобы заделать мелкие трещинки и царапины.

Окончательный вариант работы с левым бортом башни. Осталось только загрунтовать и зачистить, чтобы заделать мелкие трещинки и царапины.

   Зенитно-пулеметная установка на модели поставлена от Фриулмодел. Это, по-моему, единственный производитель, который выпускает турель, устанавливающуюся на Т-62 обр. 1972 г. Нужно сказать, что набор достаточно подробно и копийно отлит из белого металла. На деталях имелось не большое количество тонкого облоя, который легко устраняется ножом или наждачкой. При желании можно собрать работающую по вертикали установку.
   Так как модель представляет машину обр. 1975 г, то на башне также установлен квантовый дальномер КДТ-1 от Модель Пойнт. Изделие мне понравилось, хотя пришлось с ним повозиться при установке на башню. Сделан он, как и весь афтермаркет, для изкоробочной модели. Кроме этого не устоял перед искушением и добавил на него мелкой деталировки.
   
   Читатель наверное обратил внимание, что я не сильно апеллирую к чертежам, не упоминаю точных линейных размеров. Это связанно с особенностью самой модели, т.к. она не попадает по своим размерам в какой-то точный масштаб. Где-то что-то около 34-го или 34,4, а чертежи идут в 35-м масштабе. Соответственно имеется разница в габаритах деталей и агрегатов на чертеже и модели. Поэтому все «приблизительно», «на глазок». Главный критерий – пропорциональность и смотрибельность. Если идти по пути точной кипийности на основании чертежей и схем, то объем работ может многократно увеличиться. И тогда возможно будет иметь смысл делать все с "нуля", а не перепиливать электромеханическую игрушку.
   
   Для примера я хочу показать этапы строительства и доводки модели. Тут уж решать читателю, кто над кем издевался: я над моделью или она надо мной.
Модель закончена, вроде «УРА» и пора красить. Но нет, душа просит продолжения…

Модель закончена, вроде «УРА» и пора красить. Но нет, душа просит продолжения…

  Решение установить решетчатые экраны пришло неожиданно. Уж очень солидно на мой взгляд смотрится с ними боевая машина. Делал я их съемными для удобства покраски. Но результат оказался плачевным, т.к. сделанные из пластика экраны оказались громоздки и закрывали всю модель от просмотра. Беда не масштабности выбранных мной пластин. Пришлось отказаться до лучших времен.

Решение установить решетчатые экраны пришло неожиданно. Уж очень солидно на мой взгляд смотрится с ними боевая машина. Делал я их съемными для удобства покраски. Но результат оказался плачевным, т.к. сделанные из пластика экраны оказались громоздки и закрывали всю модель от просмотра. Беда не масштабности выбранных мной пластин. Пришлось отказаться до лучших времен.

Теперь вроде все, модификация модели окончательно выбрана, модель покрашена и нанесены опознавательные. Но!.. На поверхность вылезли проблемы не масштабности модели. Выставленные под клиренс 410мм балансиры оказались чересчур высокими. Всю ходовую ломать, т.к. эпоксидная, и делать по новой.

Теперь вроде все, модификация модели окончательно выбрана, модель покрашена и нанесены опознавательные. Но!.. На поверхность вылезли проблемы не масштабности модели. Выставленные под клиренс 410мм балансиры оказались чересчур высокими. Всю ходовую ломать, т.к. эпоксидная, и делать по новой.

Уже экспериментальным путем на стапеле выбрал более подходящий клиренс для модели, увеличил внешний диамерт катков, расставил их на основании чертежей в книге «Боевые машины УВЗ. Танки 1960-х». Но не тут-то было!.. Где-то опять вкралась ошибка, т.к. катки не встали на свои места, как это смотрится на фотографиях. Тогда я отложил линейки и расставил катки «на глазок».<br />К сожалению пришлось пожертвовать опозновательными своего полка, т.к. перекрашивал модель, а трафарет резать по новой было уже просто лень.

Уже экспериментальным путем на стапеле выбрал более подходящий клиренс для модели, увеличил внешний диамерт катков, расставил их на основании чертежей в книге «Боевые машины УВЗ. Танки 1960-х». Но не тут-то было!.. Где-то опять вкралась ошибка, т.к. катки не встали на свои места, как это смотрится на фотографиях. Тогда я отложил линейки и расставил катки «на глазок».
К сожалению пришлось пожертвовать опозновательными своего полка, т.к. перекрашивал модель, а трафарет резать по новой было уже просто лень.

   Собранную модель красил в конечном варианте эмалевой краской Humbrol 116 и нанес башенные опозновательные, которые скомбинировал из декалей тамиевских Т-55А/62. Декали легли плохо, с большим количеством воздуха. Его пришлось выгонять жидко разведенным матовым лаком, промачивая им с помощью кисти подложку. Все вроде бы удалось и я продолжил работу дальше, задув модель матовым лаком полностью.
    Вот тут случилось не понятное – модель зеркально заблестела. Если учесть, что модель до этого уже красилась не один раз (всякие грунтовки и торопливые решения о готовности ее к покраске, ошибки с расстановкой и размерами катков), то еще один слой лака мне показался избыточным. Я опасался потери мелочевки в слоях красителей. Проблема казалась довольно серьезной.
   
   Не видя другого выхода, я прошелся по всей модели базовым цветом на «сухую кисть». Результат показался удовлетворительным: яркий блеск ушел, оставшись на уровне полуматового. Дальше пошел в дело 53 номер Humbrol также на «сухую кисть», придавая модели более обжитый эксплуатируемый вид. И завершил тонировку миговскими пигментами, разведенными водкой. Смывку не делал.
    Какие-либо выводы о целесообразности мероприятия делать не решаюсь, т.к. постройка этой модели было делом принципа. На данный момент я сделал все, что смог. Трудозатраты колоссальны даже без учета стоимости афтермаркета и сопутствующих материалов
   
   Остается сказать, что кроме самого набора 35108 были использованы:
    - Детали тамиевского набора 35257
    - Детали набора травленки Aber 35128
    - Детали набора травленки Eduard 35507
    - Орудийный ствол, ствол спаренного пулемета ПКТ, квантовый дальномер КДТ-1, антенный ввод от Модель Пойнт
    - Гусеничные ленты с ведущими колесами и ЗПУ от Friulmodel
    - Модельный пластик от Evergreen scale models
    - Эпоксидная смола ЭПО-2
    - Различные проволочки, медная фольга, обрезки от старых наборов травленки.
   
    Из литературы использовал
   М-Хобби №4(70)2006
   Танки 1960-х из серии Боевые машины уралвагонзавода
   Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62 издания 1968 г.
   
   Хочу сказать слова благодарности авторам серии снимков, которыми я пользовался в работе.
   http://svsm.org/gallery/T-62?page=1
   http://btvt.narod.ru/5/t62m_mv/t62m_mv.htm
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=319
   Также хочу поблагодарить Валерия Вильневчиц за критику модели в процессе работы над ней и моральную поддержку.
    Если моя работа поможет кому-то сделать свою версию модели этого танка, то буду искренне рад.
Делаю, как умею.

Павел Паринов. Таллинн. 2008 г.