САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
9  марта  2019 г.    
Опубликованы итоги работы жюри по фигурно-диорамным номинациям и номинации "Самоделкины". Победителей и призеров смотрим здесь.

Конкурс DiShow-2018 завершен. Электронные версии дипломов победителей и призеров конкурса доступны на сайте в разделе "Конкурсы". Там же свой диплом могут получить и все остальные участники конкурса. Реальных наград на этот раз и впредь не предусматривается. Если только не найдутся спонсоры, готовые оплатить затраты на закупку и рассылку наград. Желающие проспонсировать это благородное дело могут обращаться по тел. +7(916)159-3087 или на почту admin@dishmodels.ru.

До новых встреч на наших конкурсах. Удачи.
опубликовано 2008-09-11
другие работы автора  |  обсуждение  
Строим Proteus Берта Рутана
самоделка 1:72
Олег Окунев
aka o_leg
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
"Proteus" - Протей, в греческой мифологии Морской бог, сын Океана и Тефисы, который как слуга Посейдона защищал тюленей. Он обладал даром превращения и умением принимать облик зверя, воды и дерева, обладал даром пророчества.
Чертежи
   Работа по постройки началась с поиска всевозможной информации по самолету. Компания Scale Composites Incorporated, построившая данный самолет под руководством Берта Рутана является частной конторой. Свои научные изыски и открытия, как и ноу-хау они скрывают, поэтому каких либо достойных чертежей в открытом доступе найти не удалось. С другой стороны, на их сайте удалось обнаружить научные работы исследовательских групп, в которых имелись картинки 3D модели самолета. Отмасштабировав их я совместил эти картинки с фотографиями прототипа. Практически совпадают. Подкорректировав, я начал работу.
Фюзеляж
   Обдумывание, как сконструировать фюзеляж, длилось недели две. Фюзеляж сложной формы, средняя часть в виде правильной трубы, передняя часть каплевидная, задняя вообще в виде плоской отвертки. Можно было сделать фюзеляж из трубки, но все равно носовую и заднюю часть непонятно как делать. В итоге выбрал уже стандартный для меня способ изготовления - коробочка. Были вырезан из бумаги профиль (боковой) самолета и переведен на листовой пластик 5мм толщины. Изготовив две боковушки в черновом варианте, подготовил так называемую проставку, которая будет типа крышкой и дном в коробке. Изгиб проставки производился прямо по месту, приклеивая ее к боковушкам.
   
   
   Передняя часть фюзеляжа немного шире всей остальной части, поэтому пришлось немного нарастить, подклеив по бокам две пластины. Осмотрев полученную заготовку, отправился в магазин за покупкой пары "хороших" напильников. Обработку заготовки начал с придания ей формы трубы. После чего плавно перешел к носовой части.
Остекление
   Следующим этапом стало изготовление остекления. Остекление в самолете нестандартное, как и сам самолет. Пять отверстий (дырок). Просверлил эти отверстия с небольшим запасом по диаметру. После чего вырезал кусок фюзеляжа, где будет располагаться кокпит.
   
   
   Изначально само остекления было решено сделать из толстого прозрачного пластика, вклеив заготовки стекляшек по месту и затем уже придать им нужные изгибы. Сделав это, обнаружил, что остекление преобрело эффект линзы.
   Даже если учесть, что кокпит практически черный и в кабине ничего не видно, такое положение дел с остекление некуда не годится. Воспользовавшись "Дебондером" для циакринового клея, "линзы" были удачно удалены. Закрепив поперек лезвие в цанговом зажиме ножа изготовил вокруг отверстий остекления небольшие фаски - углубления. После чего вырезал из блистерной упаковки необходимые кружочки, вклеил их в полученные посадочные места. После чего зашпатлевал все шпатлевкой. Недочеты поверхности вокруг остекления правил с помощью циакрина. После чего отполировал все полировальной пастой.
Хвостовые балки
   Продолжим нашу черновую работу, связанную с большим количеством опилок, с изготовления хвостовых балок. Тут тоже мудрствовать не стал и изготовил профили из листового пластика. После чего склеил их в коробочки. Все подозрительные места зашпатлевал двухкомпонентной шпатлевкой, местами пролил циакрином. В носовые части балок вклеил брусочки. Опять напильники, опять шлифовка. Вырезал ниши стоек шасси.
  фотка повернута для удобства восприятия статьи

фотка повернута для удобства восприятия статьи

 
Крылья
   Очередь дошла до крыльев. И опять выбор способа изготовления. Либо цельные, либо делать лонжерон и выкройки верхней и нижней поверхностей крыльев. Изготовление крыльев из цельного куска показалось более простым. Основной проблемой является выдержать равномерное сужение профиля крыла. Для этих целей был подобран кусок листового пластика нужной толщины(по максимуму), намечены крылья, к заготовке приклеена ручка, чтобы заготовку было удобно держать и для постоянного наклона к нижней задней части заготовки приклеена пластина. После чего положив на стол шлифовальную бумагу 120 и поливая водой, шкурил неторопясь придавая заготовке сужение профиля (с 5 до 1 мм на длине 110мм).
   Вырезав заготовки для крыльев, напильником придал им профиль крыла. Задние крылья самолета имеют излом где-то на 1/3 длины. Для этого на нижней поверхности крыла в районе предполагаемого излома сделаны 5 неполных пропилов пилкой из лезвия. Пропилы залиты циакрином и пока циакрин не высох крылу придан необходимый изгиб. После чего место изгиба зашпатлевано и зашкурено по-чистовому.
Двигатели
   Последним этапом черновых работ стало изготовление капотов двигателей и их пилонов. В качестве капотов удачно подошли колпачки от шариковых ручек. От колпачков было отрезано ненужное, подклеены торцы для изготовления воздухозаборников и сопел. После чего уже капоты разрезаны поперек для того, чтобы внутри имитировать крыльчатки компрессора. Сами крыльчатки изготовлены из кружков жести из-под баночного пива, в которых ножницами нарезаны лопатки. После чего пинцетом эти лопатки было чуть повернуты. Изготовление пилонов двигателя оказалось очень сложным. Пилоны крепятся к фюзеляжу на задней, изогнутой по дуге сужающейся части. С другой стороны, сами двигатели крепятся к пилону не прямо, а так сказать, по касательной. Подгонка пилонов отняла очень много времени и нервов. Там, где нервов не хватило, в дело шла двухкомпонентная шпатлевка.
Расшиваем
Детали конструктора
   Все детали прошкурены сначала 800 шкуркой, потом 2000 с водой и фэйри. Нанесена расшивка, где возможно. Так как прототип изготовлен из композитных материалов, то и расшивки как таковой нет. Лючки да всякие заменяемые детали. Накатана клепка с помощью шестеренки. Отклоняемые поверхности выделяются сначала обычным грабером, после чего кончиком ножа придается небольшая конусность профиля линии расшивки. На задних балках отчетливо видны петли отклоняемых поверхностей. Для имитации этого, старое использованное лезвие ножа на шкурке затачивается под стамеску, шириной порядка 1мм и как стамеской же делаются небольшие прямоугольные углубления.
Кокпит
   Начинаем сборку. Сначала кокпит. Информации по кокпиту на момент строительства вообще не было. Из фотографий удалось только установить, что цвет темно серый, практически черный, да козырек приборки имеет изломы. Изготовление кокпита опиралось на здравый смысл. Изготовил сиденье, используя ремни фирмы Extratec, изготовил приборную панель, педали, боковые панели, РУТ, палку. После чего кокпит заклеил. В процессе изготовления остекления, края детали с остеклением оказались немного завалены. После приклеивания этой детали на место обнаружилась эта нестыковка. Для решения этой проблемы использовал двухкомпонентную шпатлевку. Чтоб уж наверняка, положил "хороший" такой слой ее.
Окончательная сборка
   Так как фюзеляж прототипа составной, имитируем сопряжения тонкими полосками 0.18мм листового пластика. Поверх накатывает заклепки.
   На переднее левое крыло изготавливаем компенсатор, также изготавливаем приводы отклоняемых поверхностей, всякие антенны, гребень.
   
   
Шасси и колеса
   Стойки шасси имеют достаточно сложную конструкцию. Конструкция самолета получилась достаточно тяжелая. Было решено основные силовые детали стоек спаять из металлических трубок (игл от медицинских шприцев), проволоки и медных полосок. Медицинские иглы из нержавеющий стали и паять их следуют специальным припоем, можно кислотой для пайки. Остальные детали стоек шасси из тянутого литника.
   
   С самими колесами тоже оказалось не все так просто. Пытался подобрать что-нибудь похожее из ассортимента фирмы Экипаж. То, что было в наличие в магазине не устроило совсем. В старых запасах обнаружил подходящие, но было по одному колесу для каждой стойки. Иными словами одно переднее и одно заднее. Копировал детали с помощью пластилина и дзержинской эпоксидки. "Мастер" диска колеса обмазал фэйри, вдавил в пластилин, сделал несколько заготовок. Развел эпоксидку и залил. Так как это мой первый опыт работы копирования и первый опыт работы с эпоксидкой, процент брака составил 50. Но два недостающих диска получил. Сами покрышки подобрал из имеющегося.
   Подготовив все к покраске и окинув взглядом модель, решил таки побороть лень и сделать уж все по-человечески. Иными словами, подвесного бака не хватает для целостности картины. Алгоритм работы по изготовлению бака уже стандартный.
Покраска и деколи
   Грунтовать было решено с помощью нитрогрунтовки Tamiya Fine Surface. Для этого аэрозольный баллон был немного нагрет под струей горячей воды из-под крана. В тоже время краску в баллоне надо хорошо перемешать. Нагрев баллона и перемешивание краски совместил. После чего грунтовка стравлена в пузырек от нафтизина. Пузырек при этом становится характерно сильно холодным. Дождавшись, когда последние пузырьки газа выйдут из краски, добавляем на четверть 646 растворителя и наносим грунт на модель. На весь самолет у меня ушло половина пузырька.
   Грунт сохнет быстро, к пальцам не липнет уже через 10 минут.
   
   В качестве белой краски использовалась Dupli Colorwork алкидная эмаль. Продается в аэрозольных баллонах. Краска также стравлена в пузырек, разбавлена на четверть растворителем 1050. Под давлением 1 атм. тонкими слоями нанесена на модель. Краска очень понравилась, галтелей нет, шероховатости нет, глянец очень хороший. На следующий день пришлось локально подкрашивать - переходов краски вообще не видно.
   
   Голубые и серые полоски по бортам и на крыльях наносились через маски из тамиевского скотча. Маскировал 2 дня. В качестве голубой цвета использовал краску Valejo, в качестве серой - грунт от ModelMaster (мне показалось, что очень хорошо подходит цвет).
   
   Для надписей изготовил деколи. Сделал макет и распечатал на струйном принтере на специальную декольную бумагу для струйных принтеров. Сделал деки в двойном количестве. После просушки, нанес на бумагу лак Футура. Через 5 минут изображение смешалось и покорежилось. Распечатал новый комплект деколей и задул в этот раз лаком Tamiya X-22. После просушки подрезал деки и нанес на модель.
   После чего вся модель задута аналогом Футуры (Klear).
   На всю работу ушло 4 месяца времени по часу - два в день.
   
Конечный результат
   PS. По уже состоявшейся традиции, модель в процессе изготовления ронял на пол два раз.
   
Олег Окунев 28.02.2008