САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Начинаем отсчет до начала нового виртуального конкурса стендовых моделей DiSHow-2018. Подробности здесь.

   Отосланы все заказанные награды победителей и призеров DiSHow-2017. Подробности здесь.
опубликовано 2008-12-08
другие работы автора  |  обсуждение  
Т-64А (Объект 434, 1972 год)
Скиф 1:35
Владимир Малькевич
aka Владимир Малькевич
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Часть 1. Сборка корпуса танка.
   Так получилось, что тема Т-64 стала для меня первой серьёзной темой в моделизме, в масштабе 1/35. Работа над темой началась с Т-64БВ:
   http://vif2ne.ru/smf/forum/gallery/Megas/000013C403F47903/get
   http://dishmodels.ru/gshow.htm?p=452
   Ввиду моей особой симпатии к 64-ке, я решил что, как минимум три модели Т-64 разной модификации должны быть у меня на полке. И вот, имея уже некий опыт работы над моделью Т-64БВ, я не мог не уделить своё внимание и Т-64А. Основной идеей послужившей началу работы над моделью, явилось желание сделать эдакую "рабочую лошадку" одной из учебных частей, ввиду возраста достаточно послужившую, прошедшую капитальный ремонт, и в конечном счёте частично утратив свою штатную комплектность оборудования, служащую в качестве тренажера вождения. Идея не воспроизводить на модели часть оборудования (наружная группа топливных баков и ящиков ЗИП, противокумулятивные экраны, передние грязевые щитки...) обусловлена ещё и желанием показать особенность конструкции некоторых деталей Т-64, которые невидны в полной комплектации.
    Описывать особенности и историю создания прототипа - Т-64А в данной статье, даже кратко не вижу смысла, ибо это замечательно сделано господами В. Чобитком и М.Саенко в их книге "Основной боевой танк Т-64" [1]. Должен сказать, что эта книга послужила мне основным источником информации необходимым для работы над моделью. А также были задействованы:
   
   - “Танк Т-64” С.Суворова из серии “Танко Мастер” специальный выпуск [2];
   - фотографии Т-64А сделанные мной в ЦМВС, г. Москва (там находится именно такой объект, модель которого я строю). И в Парке Победы (г.Москва) [3];
   - собственные замеры некоторых деталей сделанные на объекте в Парке Победы (г. Москва) [4];
   - фотографии, любезно предоставленные коллегами по хобби. [5]
    Огромная благодарность Сергею Поддубному, сделавшему по просьбам трудящихся практически целый обзор по Т-64БВ. Данный обзор очень помог мне в разрешение некоторых спорных для меня моментов. Этот обзор можно посмотреть по адресу:
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=235
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=236
   Также, огромное спасибо Сергею Шимко, за любезно предоставленный обзор по Т-64А. Обзор по частям лежит здесь:
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=220
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=221
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=222
   http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=223
   
   В качестве "донора" для работы над моделью выбран всё тот же безальтернативный на данный момент "СКИФ" - набор №202. Далее в тексте буду использовать номерацию некоторых деталей согласно инструкции по сборке модели данного набора.
   Подробно описывать особенности качества продукции "СКИФ" и в частности этого набора тоже нет смысла, об этом много говорилось и обсуждалось. Но, вкратце охарактеризую:
   - вся линейка 64-ок "СКИФ", а она сделана видимо на базе первой модели - Т-64А, представляет из себя некий гибрид танка Т-64 вообще, с внесением некоторых конструктивных особенностей характерных той или иной модификации танка. Гибрид ещё и потому, что геометрия корпуса всей линейки 64-ок "СКИФ" (а именно борта корпуса) очень напоминает геометрию корпуса прототипа - Об.432 (Т-64) образца 1967 года. Хотя, у машин начиная с Т-64А образца 1972 года геометрия корпуса претерпела некоторые изменения, которые повлекли за собой в свою очередь и изменение геометрии передних топливных баков из наружной группы (топливные баки на левой надгусеничной полке);
   - в основные габаритные размеры модель вроде вписывается, но согласно чертежу из [1], наблюдается несоответствие по высоте корпуса (об этом ниже подробнее);
   - деталировка модели достаточно упрощена и зачастую не соответствует масштабу. Из-за чего переразмеренные детали выглядят непропорционально;
   - пластик достаточно мягкий и легко поддаётся обработке, но качество литья оставляет желать лучшего - на многих деталях присутствуют утяжины;
   - на мой взгляд, "СКИФ" на своих 64-ках, более менее удачно отобразил только днище корпуса танка и ходовую (катки с балансирами, ведущие колёса, поддерживающие ролики).
   
    В качестве дополнительных наборов, значительно улучшающих внешний вид модели и облегчающие работу над ней, мною были приобретены:
   - набор ФТД от фирмы “Eduard” - №35203;
   - набор траков от фирмы “Мастер Клуб” - MC-135051CL, вместо “родных” виниловых гусеничных лент;
   - наборы головок болтов от фирмы “Мастер Клуб” - МС435ХХХ [6].
   
    Итак, в данной статье, я хотел бы поделиться с коллегами по хобби основными моментами сборки модели своей Т-64А. В первой части статьи речь пойдёт о сборке корпуса модели. Надеюсь, что со временем будет и вторая часть статьи, в которой я планирую рассказать о сборке башни модели. По сути, данная статья является неким блогом, так как на данный момент работы над моделью, мною собран с некоторым процентом готовности, только корпус Т-64А. С башней дело обстоит сложнее. Дело в том, что переделывать "родную" башню от "СКИФ" по некоторым причинам мне очень не хотелось бы. А альтернативы, в виде максимально похожего на прототип комплекта из смолы, пока не существует. Но в планах фирмы "MiniArm" башня для Т-64А стоит в очереди на создание (по официальной информации). Так что я пока нахожусь в состоянии ожидания. Но, будем надеяться, что "MiniArm" оправдает ожидание, и выход в свет набора из смолы башни Т-64А облегчит работу над моделью.
    Ну, то ладно, как говорится - ближе к теме. Ввиду упомянутой мной специфичности набора от "СКИФ", работу над корпусом Т-64А я разбил на следующие этапы (далее, в каждом этапе я буду описывать объём проведённых работ):
   
    1. Подготовка деталей нижней части корпуса - днище корпуса (25-С1), борта (14(15)-С1), кормовая стенка (34-С1).
   
    1.1. Удалил с их поверхности всю неправильную деталировку, отштампованную за одно целое с перечисленными деталями:
   
    1.1.1. На днище (25-С1) в передней части аккуратно срезал направляющие планки ножа-отвала. Выбрасывать не стал, в дальнейшем пригодились.
    1.1.2. На нижнем лобовом листе (НЛД) срезал планки крепления минного трала.
    1.1.3. На наклонной части заднего листа днища обточил под конусы картеры БКП (см. фото_01).
   
Фото 01
   
    1.1.4. На кормовой стенке (34-С1) срезал кронштейны крепления бревна.
    1.1.5. На деталях бортов (14(15)-С1) зашпаклевал утяжины.
    1.1.6. Под выемками в бортах для передних амортизаторов сделал вырезы в пластике, чтоб в дальнейшем воспроизвести наклонные стенки, как вдоль нижней части бортов. Соответственно, в передней части днища, под выемками в бортах для передних амортизаторов, тоже сделал вырезы в пластике (см. фото_02).
    1.1.7. Сточил лишнюю толщину пластика под корпусом механизма натяжения направляющего колеса (в районе кронштейна кривошипа) (см. фото_03).
    1.1.8. Сточил на бортах лишнюю толщину пластика в районе выемок в бортах для задних амортизаторов, перед БКП (см. фото_04).
    1.1.9. Согласно фото и чертежу в [1] сделал скосы на кромках кормовых вертикальных углов деталей бортов (над картерами БКП) (см. фото_05).
   
Фото 02

Фото 02

Фото 03

Фото 03

Фото 04

Фото 04

Фото 05

Фото 05

    1.2. Заклеил с помощью «тянутых литников» монтажные отверстия в деталях корпуса (по причине их ненужности), предназначенные для установки деталей экстерьера:
   
    1.2.1. В кормовой стенке заклеил отверстия крепления буксирных крюков (76-С).
    1.2.2. В деталях бортов из-за смещения осей крепления амортизаторов (12(13)-В) (над выемками в бортах для них), имеющиеся отверстия для них нужно заделать и просверлить новые отверстия, согласно чертежу в [1].
    1.2.3. Осевые отверстия рычагов-стопоров (26(27)-С1) крыши МТО.
   
    1.3. Изменил, согласно чертежу в [1], углы наклона продольных осей амортизаторов и соответственно геометрии выемок в бортах корпуса для хода-качения этих амортизаторов.
    1.4. Обклеил детали бортов пластиком толщиной 0,5мм и 0,25мм, чтоб показать их "рельефность". Из пластика толщиной 1мм сделал фигурную накладку имитирующую расширение бортов в районе механизма заряжания (см. фото_06).
    1.5. Согласно чертежу в [1], сделал разметку расположения на бортах осей кронштейнов крепления поддерживающих роликов (10-В) и упоров балансиров опорных катков (19(20)-В).
   
    2. Подготовка верхней части корпуса (24-D).
   
    2.1. Аккуратно пройдясь несколько раз тонким резаком вдоль передней кромки крыши МТО, разделил деталь 24-D на две части – верхняя лобовая деталь (ВЛД)/подбашенная крыша корпуса и крыша МТО (см. фото_07 – по примеру корпуса Т-64Б).
   
  Фото 06

Фото 06

Фото 07

Фото 07

 
    2.2. Полностью удалил надгусеничные полки с передними откидными грязевыми щитками.
    2.3. Удалил с поверхности верхних частей корпуса всю деталировку, аналогично п.1.1., за исключением крышки люка механика-водителя (а надо было бы и её удалить, но об этом ниже).
    2.4. Заклеил с помощью «тянутых литников» изначальные монтажные отверстия предназначенные для деталей монтирующихся на ВЛД и крыше корпуса.
    2.5. Подготовка крыши МТО:
    Вообще, эта деталь заслуживает более тщательного описания, но к сожалению у меня отсутствуют поэтапные фотографии сборки этой детали. Так как я решил показать полость эжектора открытой (выходные жалюзи эжектора отсутствуют), то пришлось достаточно повозиться с крышей МТО и без того нуждающейся в кардинальной реконструкции.
    2.5.1. Вырезал (удалил имитацию сеток у «СКИФ») в верхней плоскости крыши МТО проём для объёмной имитации жалюзи системы охлаждения, и проём для бункера системы питания двигателя воздухом. Затем сделал подложки из пластика под этими проёмами, чтоб затем расположить на них планки жалюзи (см. фото_08 – по примеру корпуса Т-64Б).
    2.5.2. С левой стороны крыши полностью срезал часть корпуса над воздухоочистителем, так как у "СКИФ" она отображена неверно (см. фото_09).
    2.5.3. С правой стороны крыши удалил прямоугольный лючок (с крышкой на шести болтах крепления) трубы газохода и сделал его заново (см. фото_10).
    2.5.4. В задней части верхней плоскости крыши МТО вырезал участок крыши для удобства дальнейшего воспроизведения полости эжектора и лючка выброса пыли с левой стороны от эжектора (см. фото_11).
    2.5.5. Из медной трубки подходящего диаметра сделал выхлопное отверстие (справа от полости эжектора) для подводного вождения танка (см. фото_11).
   
Фото 08

Фото 08

Фото 09

Фото 09

Фото 10

Фото 10

Фото 11

Фото 11

    2.5.6. Удалил неверную деталировку - головки болтов, крышки заправочных горловин, различные петли, прутки, рукоятки, кронштейны.
   
    3. Сборка нижней части корпуса ( 25-С1, 14(15)-С1, 34-С1).
   
    3.1. После сборки нижней части корпуса, на верхних торцах деталей бортов - 14(15)-С1, в районе стыка крыши корпуса и крыши МТО, приклеил надставки из пластика в виде уголков. Они нужны для того, чтоб далее при установке верхних деталей корпуса (подбашенной части и крыши МТО) на торцы бортов нижней части корпуса, высота корпуса в поперечном сечении в районе линии разреза верхней детали 24-D, соответствовала нужной высоте корпуса, согласно боковой проекции корпуса чертежа в [1].
   По идее, в этом случае между ВЛД и НЛД (т.е. между деталью днища - 25-С1 и верхней деталью корпуса - 24-D, в их носовой части) в их плоскости стыка тоже нужно сделать вставку из полоски пластика толщиной 1мм. Но, на данной модели я этот момент упустил. Зато уже воспроизвёл на следующей - Т-64Б (см. фото_15).
   
  Фото 15

Фото 15

 
    4. Установка на нижнюю часть корпуса двух деталей разделённой верхней части корпуса.
   
   После корректировки высоты деталей бортов в районе разреза верхней детали, установил обе части верхней детали на нижнюю часть корпуса.
   
    5. Воспроизведение боковых подбашенных конусов на бортах корпуса.
   
    Если честно, то эта операция была для меня наиболее трудоёмкой. И чтоб выполнить её мне потребовалось раздобыть хорошие фотографии прототипа с полностью оголёнными (со срезанными надгусеничными полками) данными участками бортов
   
    5.1. С помощью листового пластика я нарастил (выклеил) стенки бортов в их будущей конусной части, до нужной ширины корпуса (согласно верхней проекции чертежа в [1]) в районе погона башни, и заполнил пластиком на клею все щели и пустоты между верхней деталью корпуса и торцами бортов.
    5.2. Приклеил прямолинейные участки бортов нужной толщины, идущие по касательной от диаметров погона башни к стыку ВЛД с крышей корпуса (см. фото_12).
    5.3. С помощью буров и мини-дрели, обтачивая пластик, вывел подбашенные конусы с плавным переходом к вертикальным стенкам бортов.
   
    6. Воспроизведение деталировки бортов корпуса.
   
    6.1. Несколько доработал кронштейны кривошипов направляющих колёс, придав им некую литьевую геометрию. Срезал крепёж крышки кронштейна кривошипа, и засверлил новые отверстия под головки болтов. Установил головки болтов фирмы "Мастер Клуб" (далее - [6]) - МС435034 с S=0,7мм. Нарастил корпус механизма натяжения гусениц и воспроизвёл хвостовики червячных передач механизма натяжения.
    6.2. Под первыми выемками в бортах для амортизаторов приклеил наклонные стенки днища. Там же установил кронштейны крепления ножа-отвала. Скруглил углы стыка наклонных стенок бортов с днищем вдоль корпуса (см. фото_13).
   
  Фото 12

Фото 12

Фото 13

Фото 13

 
    6.3. Доработал (придал более похожую форму и размеры) упоры (19(20)-В) балансиров (детали 16(17)-В) опорных катков (детали 6(7)-В) и приклеил их на места согласно п.1.5. Упоры третьих балансиров выполнил самостоятельно ввиду отсутствия их у "СКИФ" как таковых.
    6.4. Согласно разметке - п.1.5., установил кронштейны поддерживающих роликов.
    6.5. На торцах картеров БКП с внешней стороны установил планки предотвращающие выход из зацепления гусеничной ленты с зубьями ведущих колёс (возможно эти планки – грязеотбойники). Планки сделал из пластика толщиной 0,5мм согласно [1] и [4].
   
    7. Воспроизведение надгусеничных полок и связанной с ними деталировки.
   
    7.1. Работу над надгусеничными полками начал с того, что сделал их чертёж согласно [1], [3] и [4]. Определился со всеми размерами, и где какие детали должны располагаться. Передние части полок, где крепятся на петлях передние откидные грязевые щитки, решил делать отдельными деталями, чтоб проще было изготовить сами надгусеничные полки, и затем установить их на модель. Таким образом, решено было делать полки из двух частей:
    - основная часть, на которой располагаются наружные топливные баки (с левой стороны) и ящики ЗИП с дополнительным масляным баком (с правой стороны);
    - передняя часть.
   Чтобы сделать передние части полок, мне понадобилось сделать по своему чертежу выкройки из плотной бумаги. Выкройки нужны были, чтоб сверить и откорректировать в случае неточности, правильно ли я составил чертёж данной детали, т.е. встаёт ли эта деталь на своё место, учитывая углы наклона верхних и боковых плоскостей детали, в зависимости от угла наклона ВЛД.
    7.2. Как и в наборах ФТД, решил делать полки из тонкой жести. Отрезал необходимые для изготовления по площади куски жести и отжег аккуратно их над газовой конфоркой, сняв таким образом с жестянки упругость. Жесть стала более пластичной и подходящей для работы.
    7.3. Согласно составленному чертежу, расчертил детали полок на жестянке с разметкой под:
    - продольные выштамповки;
    - расположение поперечных косынок (ребра жесткости располагающиеся вертикально между топливными баками с левой стороны и ящиками ЗИП с правой стороны);
    - расположение поперечных накладок (полоски металла, видимо тоже для жесткости конструкции);
    - расположение петелек для резиновых подкладок под топливные баки и ящики ЗИП;
    - расположение бонок крепления к полкам передних - топливного бака/ящика ЗИП и задних - топливного/масляного бака;
    - место сгиба задних законцовок полок с расположением отверстий на них для крепления задних резиновых грязевых щитков;
    - расположение петель на передних частях полок, для крепления на них передних грязевых щитков.
    7.4. Вырезал расчерченные детали.
    7.5. Аккуратно по линейке, подложив резиновую подложку, прокатал шариковой ручкой продольные выштамповки на деталях основных и передних частей полок. Затем, перевернув детали, с их обратной стороны отрихтовал деревянной линейкой прокатанные продольные выштамповки и сами детали по всей длине в целом.
    7.6. Согнул, согласно разметке, передние части полок придав им нужную форму. Приклеил заранее согнутые петельки (для торсионов передних грязевых щитков) и ребро жесткости (в виде куска проволоки диаметром 0,7мм) с внутренней стороны.
    7.7. Подогнал основные части полок (подрезая их в районе стыка с подбашенными конусами), чтоб они плотно прилегали к бортам по всей их длине.
    7.8. Чтобы удобнее было приклеить основные части полок к бортам, и чтоб данная конструкция была более прочной после склейки, я просверлил на линии крепления полок вдоль бортов по три отверстия с каждой стороны. Вклеил в эти отверстия прямые отрезки проволоки 0,5мм и длинной чуть больше ширины полок. Получились некие перпендикулярные бортам опоры для полок. Далее, положив полки на эти опоры в чётко размеченном положении относительно бортов, зафиксировал их положение клеем "Супер Момент". Далее, аккуратно пролил клеем "Супер Момент" стык по всей длине соприкосновения полок с бортами, и отрезки проволок - опор под полками.
    7.9. К основным частям полок приклеил их передние части и зафиксировал клеем "Супер Момент" боковые плоскости передних частей на ВЛД.
    7.10. Согласно проекциям левого борта танка в [1] и фотографиям [3], [4] вырезал из пластика толщиной 0,25мм косынки и приклеил их к полкам и соответственно к бортам, согласно разметке (см. п.7.3.). При этом на Т-64А ранней модификации (на левой полке - топливные баки, на правой полке - ящики ЗИП), по своим размерам и расположению на полках одинаковыми являются только передние три пары косынок (первая пара косынок, те что крепятся к вертикальной торцевой стенке передних частей полок). На косынки привариваются "Н"-образные упоры для крепления лент фиксации наружных топливных баков/ящиков ЗИП на надгусеничных полках. Эти упоры вырезал из пластика толщиной 0,5мм согласно размерам [4].
    7.11. Из обрезков жести от полок нарезал полоски накладок и петелек. По узкой оправке из куска пластика толщиной 0,25мм и шириной 0,5мм, выгнул нужное количество петелек. Согласно разметке (см.п.7.3.) приклеил эти детали к полкам. Имитацию резиновых подкладок между топливными баками/ящиками ЗИП и полками что закладываются в петельки, делать не стал.
    7.12. Вдоль внешней стороны обоих полок, перпендикулярно их плоскости ("Т"-образно), приклеил полоски бортика из пластика толщиной 0,25мм и шириной 1,5мм.
    7.13. У прототипов на которые устанавливались бортовые резиновые экраны, на бортиках надгусеничных полок приварены петли для подвешивания этих экранов, и кронштейны для фиксации - опоры защитных экранов. С помощью фиксации болтовым соединением металлической части подвешенных экранов к этим кронштейнам, экраны находятся в зафиксированном вертикальном положении и при движении танка. Кронштейны фиксации защитных экранов привариваются к бортикам под петлями в районе стыка секций экранов.
    Петли я решил отобразить в виде тонких отрезков изоляции от электропровода, так как скручивать их из жестянки, или нарезать из подходящего диаметра трубок (или медицинских игл), мне представлялось достаточно хлопотным занятием. На петлях подвешивания экранов привариваются скобы, для фиксации экранов в поднятом положении. Эти скобы я сделал из тонкой "пивной" жести.
   Кронштейны сделал из полосок пластика толщиной 0,5мм и шириной 1,2мм. Хотя эти кронштейны имеют более сложную "П"-образную форму.
    7.14 Из пластика толщиной 0,25мм вырезал задний резиновый грязевой щиток (второй, типа отсутствует в результате эксплуатации объекта) и установил на концевую часть надгусеничной полки. Крепёж щитка - головки болтов [6] - МС435032 с S=0,5мм.
    7.15 Из проволоки диаметром 0,3мм сделал и установил в петли торсионы передних грязевых щитков.
   
    8. Воспроизведение деталировки днища, НЛД, ВЛД, крыши корпуса, крыши МТО, кормы корпуса.
   
    8.1. НЛД:
   
    8.1.1. Согласно [4], сделал и установил планки минного трала. Просверлив отверстия в них установил головки болтов [6] - МС435036 с S=0,9мм (но правильнее использовать для данного крепежа головки болтов с шайбой МС435065 с S=0,9мм).
    8.1.2. Согласно [4], из листового пластика толщиной 0,5мм сделал и установил нож-отвал с четырьмя петлями для направляющих штанг (23-С1), и двух петель крепления ножа-отвала к кронштейнам корпуса. "Родной" нож-отвал (22-С1) сильно упрощен и имеет неверную геометрию. По сему я решил сделать данную деталь заново. Петли для направляющих штанг размещал (межосевые расстояния между направляющими штангами) на плоскости ножа-отвала согласно фронтальным проекциям в [1].
    8.1.3. Установил в петли четыре штанги (23-С1) и зафиксировал их в петлях осями головок болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм.
    8.1.4. Нож-отвал фиксируется на НЛД с помощью двух фиксаторов, которые я выточил из пластика толщиной 1мм. Головки болтов на них, соответственно [6] - МС435036 с S=0,9мм.
   
    8.2. Днище (25-С1):
   
    8.2.1. Установил заранее срезанные (см. п. 1.1.1.) направляющие планки согласно новому расположению (в отличие от "СКИФ"овского) штанг (23-С1) (см. фото_13). Перед размещением планок на днище, сделал в них продольные проточки для штанг.
    8.2.2. Перед направляющими планками приклеил упоры для направляющих штанг.
   
    8.3. ВЛД:
   
    8.3.1. Согласно [1] и [5] сделал боковые скосы вдоль ВЛД и срезы в их верхних углах, а также выемки в районе кронштейнов ведущих колёс для механизмов натяжения. Рядом со срезами углов, на верхней кромке ВЛД сделал проточки для вывода на крышу корпуса труб электропроводки.
    8.3.2. Согласно [4], сделал и установил планки минного трала. Просверлив отверстия в них установил головки болтов [6] - МС435036 с S=0,9мм (но правильнее использовать для данного крепежа головки болтов с шайбой МС435065 с S=0,9мм).
    8.3.3. Согласно [4], из листового пластика толщиной 1мм вырезал и установил дополнительный приварной лист (типа, машина прошла капитальный ремонт).
    8.3.4. Позаимствовав из набора Т-62 от "Tamiya" и предварительно доработав, установил буксирные крюки (буксирные крюки в исполнении "СКИФ" (75-С) сильно переразмерены и упрощены). В наборе Т-62 от "Tamiya", крюки наиболее похожи на те, которые варились на прототипах ранних 64-ок. Но, всё равно требуют некоей доработки по исправлению их геометрии. Соответственно, к крюкам сделал и защёлки.
    8.3.5. Согласно [4], из пластика толщиной 0,25мм сделал защитный козырёк смотровой шахты механика-водителя. Предлагаемая деталь в наборе травлёнки от “Eduard” не подходит по ширине.
   Стекло прибора наблюдения механика-водителя установлю после полной сборки и окраски модели.
    8.3.6. Согласно [1], [4] и [5] выточил и установил стойки габаритных огней (данные детали в исполнении "СКИФ" (72-С) сильно переразмерены и упрощены). На левой стойке установил звуковой сигнал, позаимствованный из другого набора, так как "СКИФ" вообще проигнорировал эту деталь. Заимствованная деталь звукового сигнала не столь изящна, как у фирмы "Model Point", но точить новую было лень. От звукового сигнала вывел электропроводку из кусочка тонкой жилки электропроводка.
    8.3.7. Согласно [1] и [4] сделал заново (из пластика толщиной 0,25мм) и установил кронштейны фар (взамен деталей 110(111)-D "СКИФ"). Заново делал, потому что данные детали из набора травлёнки от “Eduard” не соответствуют масштабным размерам, так как рассчитаны под фары "СКИФ". Кстати, фары у "СКИФ" (61(62)-С) больше похожи по своим размерам не на фары, типа ФГ-125, а на прожекторы неизвестной конструкции.
    8.3.8. Согласно [4], изготовил из проволоки диаметром 0,3мм и установил ограждение к кронштейнам фар. Верхние дугообразные поперечины ограждений аккуратно доклеивал по месту с помощью клея "Супер Момент - Гель", так как у геля есть возможность быстро откорректировать положение приклеиваемой детали. С тыльной стороны кронштейнов, в верхней их части приклеил уголки с заранее просверленными отверстиями (уголки из кусочков травлёнки) для крепежа фар. Фары в дальнейшем планирую установить от фирмы "Эльф".
    8.3.9. От стоек габаритных огней к кронштейнам фар провел имитацию трубок (из проволоки диаметром 0,5мм) для подвода электропроводов к фарам и к звуковому сигналу на левой габаритной стойке. Имитацию трубок для подвода электропроводов идущих из крыши корпуса к стойкам габаритных огней, сделал согласно [4], из проволоки диаметром 0,7мм. Трубки для укладки электропроводов минного трала также сделал из проволоки диаметром 0,7мм и разместил на ВЛД согласно [1], [4] и [5].
    8.3.10. На дополнительной приварной плите установил:
    - "V"-образный грязевой щиток из набора “Eduard”, доработав его планками крепления к плите и головками болтов [6] - МС435032 с S=0,5мм;
    - скобы (из набора “Eduard”) для укладки буксирных тросов, причём "U"-образную скобу нужно укоротить по высоте, ибо рассчитана она на гигантские коуши от "СКИФ" (88-С);
    - с правой стороны в верхней части приварной плиты - опорную скобу (из набора “Eduard”) для крышки люка механика-водителя;
    - защитные прутки из проволоки диаметром 0,3мм перед козырьком смотрового прибора механика-водителя.
   
    8.4. Крыша корпуса:
   
    8.4.1. Крышка люка механика-водителя на данной модели от "СКИФ" отлита за одно целое с корпусом. При этом, по размерам и геометрии она неверна. Но, я по причине лени не стал срезать её с корпуса и делать новую крышку, а ограничился лишь её доработкой в виде козырьков смотровых приборов и проточкой переднего торца крышки. Кстати, на следующей модели Т-64Б я всё-таки решился и сделал крышку люка заново, по аналогии с деталью из набора Т-72М1 от "Tamiya" (см. фото_14);
   
  Фото 14

Фото 14

 
    8.4.2. За крышкой люка механика-водителя, на крыше корпуса установил согласно верхней проекции в [1]:
    - все сделанные заново лючки и крышки горловин с головками болтов [6]: МС435038 с S=1,2мм; МС435033 с S=0,6мм;
    - имитацию трубки для электропроводки минного трала;
    - головки болтов крепежа [6]: МС435036 с S=0,9мм; МС435032 с S=0,5мм;
    - топливный патрубок с левой стороны (в качестве соединительного шланга топливных патрубков задействовал кусок изоляции от электропровода подходящего диаметра).
    8.4.3. Из проволоки диаметром 0,2мм сделал имитацию трубки системы очистки прибора наблюдения механика-водителя.
    8.5. Крыша МТО:
   
    8.5.1. Согласно фотографиям [5] и схемы продольного разреза машины в [1], из пластика толщиной 0,5мм склеил внутреннюю полость эжектора и полость лючка выброса пыли. Перегородку и шторки внутри полости эжектора выполнил из пластика толщиной 0,25мм (см. фото_11). Описывать процесс сборки полости эжектора не вижу смысла, лучше посмотреть фотографии. Выходные жалюзи эжектора (у "СКИФ" деталь 35-D) устанавливать не стал, чтоб показать внутреннюю полость эжектора. Но у "СКИФ" деталь 35-D требует кардинальной переделки, или замены на заново сделанную деталь.
    8.5.2. Согласно [3] и [4], сделал разметку и просверлил новые отверстия для крепежа крыши МТО по её периметру. Головки болтов [6] - МС435036 с S=0,9мм (но правильнее использовать для данного крепежа головки болтов с шайбой МС435065 с S=0,9мм).
    8.5.3. Из пластика толщиной 0,5мм нарезал полосок нужной высоты (двух размеров) и одинаковой длины, и чередуя их высоту с равными зазорами между ними вклеил в проём, для объёмной имитации жалюзи системы охлаждения (см. п. 2.5.1.). Сверху накрыл сеткой - деталь из набора травлёнки от “Eduard”, а поверх сетки приклеил ещё два поперечных прутка диаметром 0,2мм. Надо заметить, что данная сетка у “Eduard” не совсем реалистично выглядит и по форме плетения ячейки, и по размеру самой ячейки. Но, зато сквозь неё просматриваются жалюзи. А при более мелкой сетке внутренностей я думаю уже будет не видно.
    8.5.4. По центру проёма воздухоочистителя приклеил некую продольную пластину и накрыл проём тоже сеткой из набора ФТД от “Eduard”. К раме этой сетки приклеил петли.
    8.5.5. Удалённую с левой стороны крыши МТО часть корпуса над воздухоочистителем (см. п. 2.5.2.) решил восстанавливать путём вытачивания отдельной детали и установки её на место. Данная деталь имеет несколько сложную форму из различных углов наклона плоскостей. Поэтому я склеил из полосок пластика толщиной 2мм заготовку нужной высоты, а далее придал ей форму согласно [1] и [4]. Приклеил данную деталь на место, но к сожалению при высверливании буром вертикальных углублений для крепежа крыши МТО, значительно повредил вертикальную боковую поверхность этой детали. Решил сточить часть боковой поверхности по всей длине детали и компенсировал за счёт приклейки куска пластика от срезанной надгусеничной полки (см. п.2.2. - поэтому наружная стенка зелёная на фотографиях неокрашенной модели), тем самым восстановив деталь. Далее, более аккуратно высверлил углубления для головок болтов и разместил на боковой плоскости недостающие детали:
    - кронштейны укладки и фиксации лома;
    - опорную планку со стопором на ней, механизма фиксации крыши МТО при её открывании (аналогичную планку и с правой стороны).
   На верхней плоскости детали приклеил:
    - транспортировочные петли крыши МТО, сделанные из проволоки диаметром 0,3мм;
    - скобу фиксации коуша буксирного троса;
    - вертикальный платик крепления ящика ЗИП для оборудования минного трала (данную деталь делал заново, так как не у “Eduard”, и тем более не у "СКИФ" эта деталь неверна);
    - ромбовидный лючок с головками болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм и прутком ограждения.
    8.5.6. Согласно боковым проекциям в [1], из пластика толщиной 0,25мм вырезал и установил пылеотбойный щиток воздухоочистителя. Крепёж щитка - головки болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм.
    8.5.7. Под опорными планками стопоров крыши МТО, предварительно доработав до более-менее подходящего вида, установил рычаги-стопоры.
    8.5.8. На верхней плоскости крыши МТО установил:
    - транспортировочные петли из проволоки диаметром 0,3мм и 0,2мм;
    - крышки заправочных горловин;
    - выделил, расшив ножом по периметру, большой лючок и заменил его крепёж по периметру на головки болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм.
    8.5.9. Кронштейны дополнительных топливных бочек ставить не стал, а воспроизвел лишь крепёжные отверстия под кронштейны.
    8.5.10. На правой боковой плоскости крыши МТО, за прямоугольным лючком (см. п.2.5.3.) приклеил заглушку трубы подогрева наружного дополнительного масляного бака.
   
    8.6. Кормовая стенка корпуса:
   
    8.6.1. На кормовой стенке установил:
    - доработанные буксирные крюки, позаимствованные из набора Т-62 от "Tamiya". Соответственно и защёлки к ним;
    - кронштейны крепления бревна. Их пришлось делать заново, так как кронштейны от "Eduard" всё равно надо переделывать. Склеил кронштейны из пластика толщиной 0,25мм.;
    - грязеотбойники задних грязевых щитков. Сделал заново, так как у "СКИФ" в этом наборе данные детали отсутствуют;
    - кронштейны крепления выходных жалюзи эжектора (напомню, жалюзи эжектора по задумке якобы сняты - для того, чтобы показать полость эжектора);
    - кронштейны с габаритными огнями - сделал заново, ибо "родные" не соответствуют масштабу;
    - по центру кормовой стенки - цилиндрический колпак фиксатора торсионов механизма открытия крыши МТО. Головки болтов крепежа [6] - МС435032 с S=0,5мм.;
    - в нижней части стенки - бонки для крепления запасных траков. Бонки сделал из изоляции тонкого электропровода диаметром 0,7мм.
    9. Сборка и установка на корпус ходовой части.
   
    Сборка и установка на корпус деталей ходовой части (опорные катки (6(7)-В); балансиры (16(17)-В); амортизаторы (12(13)-В); поддерживающие ролики (10-В); ведущие колёса (1(2)-В); кривошипы (11-В) ) проблем не вызывает.
    После установки ведущих колёс, на четвёртых упорах шестых балансиров разместил грязеотбойники ведущих колёс. Грязеотбойники сделал из жести подходящей толщины. Из жести потому, что данные детали прототипа имеют гнутую "Z"-образную форму. Соответственно, для того чтобы согнуть подобные детали для модели, воспользовался отрезками жести подходящей толщины.
   
   10. Сборка гусеничных лент и их покраска.
   
    О гусеничных лентах в исполнении "СКИФ" (4-А) упоминать нет смысла - в помойку их, как говорится. Я воспользовался набором траков от фирмы “Мастер Клуб” - MC-135051CL, коими вполне доволен. Траки легко собираются в ленту, при незначительной предварительной обработке каждого трака от тонкого облоя в некоторых местах. Для избежания возможного винтообразного скручивания, или изгиба ленты после сборки, я расширил посадочные отверстия под "клики" сверлом чуть большего диаметра. В результате, траки собирались в ленты с достаточной степенью свободы и отсутствием эффекта скручивания (или дуги). На ведущее колесо траки ложатся без проблем. Детализация траков выполнена на вполне приличном уровне, характерным для "Мастер Клуб”.
   Гусеничные ленты после сборки окрасил акрил-уретановой эмалью от "АКАН" - "тусклая сталь" №86014, сверху прошелся слегка "старой ржавчиной" №86012. Затем сделал "смывку" с использованием сначала черной - №33, а потом "ржавчины"- №113 от "Humbrol". Далее, прошелся "сухой кистью" серебрянкой - №11 также от "Humbrol". Дальнейшая финишная покраска гусеничных лент предполагается после полной сборки модели.
   
   11. Покраска корпуса.
   
    Корпус был окрашен акрил-уретановой эмалью от "АКАН" - 23pi №83017 с добавлением отвердителя №84011. Затем сделал высветление верхних плоскостей корпуса с использованием 23pi №83017 - 60% и белой эмали №88001 - 40%. Закрепил полуматовым лаком "АКАН" - №84003. Далее, темная "смывка" с использованием черной - №33 от "Humbrol".
   Дальнейшее нанесение следов эксплуатации (потертости, царапины, различные потёки и т.д.) предполагается после полной сборки модели.
   
   12. Установка гусеничных лент на ходовую часть.
   
    При установке гусеничных лент пришлось поволноваться. Так как бортовые защитные экраны на модели отсутствуют, то гусеничные ленты надо было изобразить в натянутом положении. При этом, во избежание перекосов при натяжении гусениц, кривошипы направляющих колёс я жестко зафиксировал клеем при установке деталей ходовой части. Положив верхние ветви гусеничных лент на ведущие колеса, поддерживающие ролики и направляющие колёса, соединить ленты в кольцо с небольшим натягом оказалось не так просто. Боялся, что вот-вот, что-то где-то оборвётся, или отломится. Но установка гусеничных лент прошла благополучно. Оси ведущих колёс и кривошипов выдержали нагрузку и даже не перекосились.
   
   
   Вот, собственно и всё чем я готов пока поделиться с коллегами по хобби на данном этапе сборки своей модели Т-64А. На правильность выполненных мной действий я конечно же не претендую. Но вдруг, данная работа возможно кому-то пригодится при постройке своей модели, или послужит как минимум побуждением к началу работы над моделью Т-64. А как известно, в нашем деле - главное начать! ;)
   
    8.4.4. В задней части крыши корпуса сделал заново и разместил согласно верхней проекции в [1]:
    - крышки горловин, клапан и топливный патрубок с левой стороны с головками болтов [6]: МС435038 с S=1,2мм; МС435033 с S=0,6мм;
    - бронеколпак нагнетателя системы ПАЗ с защитным бортиком с правой стороны (данный колпак у "СКИФ" сделан и расположен неверно - пришлось аккуратно срезать его, заделывать отверстие в крыше и размещать по новому. Его геометрию подгонял по фото [3] и по аналогии с такой же деталью в наборе Т-72М1"Tamiya") с головками болтов [6]: МС435034 с S=0,7мм; МС435033 с S=0,6мм;
    - головки болтов крепежа [6]: МС435036 с S=0,9мм; МС435033 с S=0,6мм; МС435032 с S=0,5мм;
    - петли крыши МТО. "Родные" удалил, ибо на петли они мало похожи.
    8.4.5. По бокам задней части крыши корпуса сделал скосы, аналогичные скосам на ВЛД с левой и с правой стороны.
    8.5. Крыша МТО:
   
    8.5.1. Согласно фотографиям [5] и схемы продольного разреза машины в [1], из пластика толщиной 0,5мм склеил внутреннюю полость эжектора и полость лючка выброса пыли. Перегородку и шторки внутри полости эжектора выполнил из пластика толщиной 0,25мм (см. фото_11). Описывать процесс сборки полости эжектора не вижу смысла, лучше посмотреть фотографии. Выходные жалюзи эжектора (у "СКИФ" деталь 35-D) устанавливать не стал, чтоб показать внутреннюю полость эжектора. Но у "СКИФ" деталь 35-D требует кардинальной переделки, или замены на заново сделанную деталь.
    8.5.2. Согласно [3] и [4], сделал разметку и просверлил новые отверстия для крепежа крыши МТО по её периметру. Головки болтов [6] - МС435036 с S=0,9мм (но правильнее использовать для данного крепежа головки болтов с шайбой МС435065 с S=0,9мм).
    8.5.3. Из пластика толщиной 0,5мм нарезал полосок нужной высоты (двух размеров) и одинаковой длины, и чередуя их высоту с равными зазорами между ними вклеил в проём, для объёмной имитации жалюзи системы охлаждения (см. п. 2.5.1.). Сверху накрыл сеткой - деталь из набора травлёнки от “Eduard”, а поверх сетки приклеил ещё два поперечных прутка диаметром 0,2мм. Надо заметить, что данная сетка у “Eduard” не совсем реалистично выглядит и по форме плетения ячейки, и по размеру самой ячейки. Но, зато сквозь неё просматриваются жалюзи. А при более мелкой сетке внутренностей я думаю уже будет не видно.
    8.5.4. По центру проёма воздухоочистителя приклеил некую продольную пластину и накрыл проём тоже сеткой из набора ФТД от “Eduard”. К раме этой сетки приклеил петли.
    8.5.5. Удалённую с левой стороны крыши МТО часть корпуса над воздухоочистителем (см. п. 2.5.2.) решил восстанавливать путём вытачивания отдельной детали и установки её на место. Данная деталь имеет несколько сложную форму из различных углов наклона плоскостей. Поэтому я склеил из полосок пластика толщиной 2мм заготовку нужной высоты, а далее придал ей форму согласно [1] и [4]. Приклеил данную деталь на место, но к сожалению при высверливании буром вертикальных углублений для крепежа крыши МТО, значительно повредил вертикальную боковую поверхность этой детали. Решил сточить часть боковой поверхности по всей длине детали и компенсировал за счёт приклейки куска пластика от срезанной надгусеничной полки (см. п.2.2. - поэтому наружная стенка зелёная на фотографиях неокрашенной модели), тем самым восстановив деталь. Далее, более аккуратно высверлил углубления для головок болтов и разместил на боковой плоскости недостающие детали:
    - кронштейны укладки и фиксации лома;
    - опорную планку со стопором на ней, механизма фиксации крыши МТО при её открывании (аналогичную планку и с правой стороны).
   На верхней плоскости детали приклеил:
    - транспортировочные петли крыши МТО, сделанные из проволоки диаметром 0,3мм;
    - скобу фиксации коуша буксирного троса;
    - вертикальный платик крепления ящика ЗИП для оборудования минного трала (данную деталь делал заново, так как не у “Eduard”, и тем более не у "СКИФ" эта деталь неверна);
    - ромбовидный лючок с головками болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм и прутком ограждения.
    8.5.6. Согласно боковым проекциям в [1], из пластика толщиной 0,25мм вырезал и установил пылеотбойный щиток воздухоочистителя. Крепёж щитка - головки болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм.
    8.5.7. Под опорными планками стопоров крыши МТО, предварительно доработав до более-менее подходящего вида, установил рычаги-стопоры.
    8.5.8. На верхней плоскости крыши МТО установил:
    - транспортировочные петли из проволоки диаметром 0,3мм и 0,2мм;
    - крышки заправочных горловин;
    - выделил, расшив ножом по периметру, большой лючок и заменил его крепёж по периметру на головки болтов [6] - МС435033 с S=0,6мм.
    8.5.9. Кронштейны дополнительных топливных бочек ставить не стал, а воспроизвел лишь крепёжные отверстия под кронштейны.
    8.5.10. На правой боковой плоскости крыши МТО, за прямоугольным лючком (см. п.2.5.3.) приклеил заглушку трубы подогрева наружного дополнительного масляного бака.
   
    8.6. Кормовая стенка корпуса:
   
    8.6.1. На кормовой стенке установил:
    - доработанные буксирные крюки, позаимствованные из набора Т-62 от "Tamiya". Соответственно и защёлки к ним;
    - кронштейны крепления бревна. Их пришлось делать заново, так как кронштейны от "Eduard" всё равно надо переделывать. Склеил кронштейны из пластика толщиной 0,25мм.;
    - грязеотбойники задних грязевых щитков. Сделал заново, так как у "СКИФ" в этом наборе данные детали отсутствуют;
    - кронштейны крепления выходных жалюзи эжектора (напомню, жалюзи эжектора по задумке якобы сняты - для того, чтобы показать полость эжектора);
    - кронштейны с габаритными огнями - сделал заново, ибо "родные" не соответствуют масштабу;
    - по центру кормовой стенки - цилиндрический колпак фиксатора торсионов механизма открытия крыши МТО. Головки болтов крепежа [6] - МС435032 с S=0,5мм.;
    - в нижней части стенки - бонки для крепления запасных траков. Бонки сделал из изоляции тонкого электропровода диаметром 0,7мм.
   
    9. Сборка и установка на корпус ходовой части.
   
    Сборка и установка на корпус деталей ходовой части (опорные катки (6(7)-В); балансиры (16(17)-В); амортизаторы (12(13)-В); поддерживающие ролики (10-В); ведущие колёса (1(2)-В); кривошипы (11-В) ) проблем не вызывает.
    После установки ведущих колёс, на четвёртых упорах шестых балансиров разместил грязеотбойники ведущих колёс. Грязеотбойники сделал из жести подходящей толщины. Из жести потому, что данные детали прототипа имеют гнутую "Z"-образную форму. Соответственно, для того чтобы согнуть подобные детали для модели, воспользовался отрезками жести подходящей толщины.
   
   10. Сборка гусеничных лент и их покраска.
   
    О гусеничных лентах в исполнении "СКИФ" (4-А) упоминать нет смысла - в помойку их, как говорится. Я воспользовался набором траков от фирмы “Мастер Клуб” - MC-135051CL, коими вполне доволен. Траки легко собираются в ленту, при незначительной предварительной обработке каждого трака от тонкого облоя в некоторых местах. Для избежания возможного винтообразного скручивания, или изгиба ленты после сборки, я расширил посадочные отверстия под "клики" сверлом чуть большего диаметра. В результате, траки собирались в ленты с достаточной степенью свободы и отсутствием эффекта скручивания (или дуги). На ведущее колесо траки ложатся без проблем. Детализация траков выполнена на вполне приличном уровне, характерным для "Мастер Клуб”.
   Гусеничные ленты после сборки окрасил акрил-уретановой эмалью от "АКАН" - "тусклая сталь" №86014, сверху прошелся слегка "старой ржавчиной" №86012. Затем сделал "смывку" с использованием сначала черной - №33, а потом "ржавчины"- №113 от "Humbrol". Далее, прошелся "сухой кистью" серебрянкой - №11 также от "Humbrol". Дальнейшая финишная покраска гусеничных лент предполагается после полной сборки модели.
   
   11. Покраска корпуса.
   
    Корпус был окрашен акрил-уретановой эмалью от "АКАН" - 23pi №83017 с добавлением отвердителя №84011. Затем сделал высветление верхних плоскостей корпуса с использованием 23pi №83017 - 60% и белой эмали №88001 - 40%. Закрепил полуматовым лаком "АКАН" - №84003. Далее, темная "смывка" с использованием черной - №33 от "Humbrol".
   Дальнейшее нанесение следов эксплуатации (потертости, царапины, различные потёки и т.д.) предполагается после полной сборки модели.
   
   12. Установка гусеничных лент на ходовую часть.
   
    При установке гусеничных лент пришлось поволноваться. Так как бортовые защитные экраны на модели отсутствуют, то гусеничные ленты надо было изобразить в натянутом положении. При этом, во избежание перекосов при натяжении гусениц, кривошипы направляющих колёс я жестко зафиксировал клеем при установке деталей ходовой части. Положив верхние ветви гусеничных лент на ведущие колеса, поддерживающие ролики и направляющие колёса, соединить ленты в кольцо с небольшим натягом оказалось не так просто. Боялся, что вот-вот, что-то где-то оборвётся, или отломится. Но установка гусеничных лент прошла благополучно. Оси ведущих колёс и кривошипов выдержали нагрузку и даже не перекосились.
   
   

   

Небольшой валкарраунд танка, использованный в работе
   
   Вот, собственно и всё чем я готов пока поделиться с коллегами по хобби на данном этапе сборки своей модели Т-64А. На правильность выполненных мной действий я конечно же не претендую. Но вдруг, данная работа возможно кому-то пригодится при постройке своей модели, или послужит как минимум побуждением к началу работы над моделью Т-64. А как известно, в нашем деле - главное начать! ;)