САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
9  марта  2019 г.    
Опубликованы итоги работы жюри по фигурно-диорамным номинациям и номинации "Самоделкины". Победителей и призеров смотрим здесь.

Конкурс DiShow-2018 завершен. Электронные версии дипломов победителей и призеров конкурса доступны на сайте в разделе "Конкурсы". Там же свой диплом могут получить и все остальные участники конкурса. Реальных наград на этот раз и впредь не предусматривается. Если только не найдутся спонсоры, готовые оплатить затраты на закупку и рассылку наград. Желающие проспонсировать это благородное дело могут обращаться по тел. +7(916)159-3087 или на почту admin@dishmodels.ru.

До новых встреч на наших конкурсах. Удачи.
опубликовано 2009-02-13
другие работы автора  |  обсуждение  
Неизвестная Ягдпантера

Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Вступление.
Матчасть моделиста.
   Где-то 1,5 года тому назад приобрёл Тамиевскую Ягдпантеру с целью в конце-то концов построить модель по настоящему а то это моя самая любимая самоходка всех времен и народов, пытался построит её аж 3 раза (2 раза из Италовских дров и один раз из Тамиевского набора), а до сих пор толковой модели так и нет. Вроде достаточно известная самоходка а материалов по ней кот наплакал. На русском языке по ней вышла всего одна книжка из "Военно-техническои серии" номер 100. Это перевод западных изданий с великолепной графикой стыренной из японского издания "Ground Power".
   Тамиевская модель именуется как поздняя и в инструкции предлагается возможность установки выхлопной системы от Пантеры А. Начал я вникать в особенности матчасти и понял что вопросов гораздо больше чем ответов на них. Процесс сбора информации, ее систематизации занял почти год.
   Естественно статья планировалась вместе с сравнительным обзором Тамии и Драгона а также постройкой модели. Но все как то нескладывалось и я стал обрастать интересными коробками которые впоследнее время обрушились на любителей немецкой брони, и я понял что до готовой модели ещё очень далеко, а ошибки так и кочуют из издания в издание да и коллеги обращаются за помощью вот я и созрел для написания статьи.


Ядпантера из 654 батальона истребителей танков. Обычно их называют поздними, хотя не всё так просто. Это типичная MID или если быть полностью корректным это поздняя G1. Новая маска пушки которая пошла в серию с сентября 1944 года, при этом корпус всё ещё ранний присутствует даже вырез под левый перископ мехвода. Впечатляет количество снарядных отметин на лобовой броне.
Начало пути. Пpототипы.
   Еле удержался что бы не начать расписывать всех технических достоинств и выдающихся ТТХ этой самоходки и решил ограничится только информацией интересной для моделистов.
   И так начнём по-порядку.
   Прототипов было два V101 и V102.
Прототип V101 по состоянию на октябрь 1943 года. Отсутствует циммерит, два перископа мехвода, отсутствуют рамы с креплениями шанцевого инструмента, в бортах рубки бойницы (слева - одна, справа - две). Обратите внимание что гусеница ранняя, характерная для Panther Ausf.D

Прототип V101 по состоянию на октябрь 1943 года. Отсутствует циммерит, два перископа мехвода, отсутствуют рамы с креплениями шанцевого инструмента, в бортах рубки бойницы (слева - одна, справа - две). Обратите внимание что гусеница ранняя, характерная для Panther Ausf.D

V102. Убран левый перископ, приварены рамки с креплениями шанцевого инструмента,   ноябрь 1943 года.

V102. Убран левый перископ, приварены рамки с креплениями шанцевого инструмента, ноябрь 1943 года.

V102. Вид на правый борт, почему-то отсустсвуют крепления запасных траков. Можно сделать предположение что рама под запасные траки крепилась как на Пантерах А болтами крыши моторного отсека и здесь их не установили.

V102. Вид на правый борт, почему-то отсустсвуют крепления запасных траков. Можно сделать предположение что рама под запасные траки крепилась как на Пантерах А болтами крыши моторного отсека и здесь их не установили.

Одна из первых серийных машин (наличие циммерита). Видно что вначале производства использовалась надмоторная плита от Пантеры А, поэтому установлена глухая заглушка на воздухозаборнике шнорхеля. Выхлопная сиситема от ранней Пантеры А (отсутствуют дополнительные вентиляционные трубки вокруг левой выхлопной трубы. Домкрат установлен лёжа под выхлопными трубами (домкрат 15 тонный).<br />Следовательно прототипы имели такие же особенности.

Одна из первых серийных машин (наличие циммерита). Видно что вначале производства использовалась надмоторная плита от Пантеры А, поэтому установлена глухая заглушка на воздухозаборнике шнорхеля. Выхлопная сиситема от ранней Пантеры А (отсутствуют дополнительные вентиляционные трубки вокруг левой выхлопной трубы. Домкрат установлен лёжа под выхлопными трубами (домкрат 15 тонный).
Следовательно прототипы имели такие же особенности.

Левый борт протоипа V101 (одна бойница), чертежи издательства AJ Press.

Левый борт протоипа V101 (одна бойница), чертежи издательства AJ Press.

правый борт протоипа V102 (две бойницы), чертежи издательства AJ Press.

правый борт протоипа V102 (две бойницы), чертежи издательства AJ Press.

На прототипах и самых первых серийных машинах для мехвода было предусмотрено 2 перископа. Но очень быстро от крайнего (левого) отказались. Треугольный козырёк характерный для ягдпантер с двумя перископами, чертежи издательства AJ Press.

На прототипах и самых первых серийных машинах для мехвода было предусмотрено 2 перископа. Но очень быстро от крайнего (левого) отказались. Треугольный козырёк характерный для ягдпантер с двумя перископами, чертежи издательства AJ Press.

Крыша моторного отсека на прототипах и первых серийных Ягдпантерах. Виден неправильный рисунок воздухозаборных решёток (сравните с нижним фото), чертежи издательства AJ Press.

Крыша моторного отсека на прототипах и первых серийных Ягдпантерах. Виден неправильный рисунок воздухозаборных решёток (сравните с нижним фото), чертежи издательства AJ Press.



Характерные воздухозаборники для ягдпантер начиная от прототипов и на всеx G1 как ранних так и поздних.Перeдние узкие - являются уникальными для Ягдпантер. Они были даже уже стандартных G-шных решёток, поперечных планки только 2, таким образом получаются как бы 6 окошек а не 8 как на стандартных G-шных. Задние - стандартные от Пантеры А. Крyглые решётки над вентиляторами как на Пантерах А.
Jagdpanther Ausf.G1.
   Официальное название Ягдпантер менялось 18 раз. Пока наконец то 27 февраля 1945 не было принято название Jagdpanther G1. Изменения вносились постепенно иногда всплывали старые детали на более новых машинах, поэтому на мой взгляд основным отличием поздних G1 от G2 является задняя часть корпуса. Попробую разложить всё по полочкам. Самыми многочисленными являлись G1, они пошли в серию в январе 1944 года и выходили с конвеера вплоть до конца февраля 1945 года. Ихняя основная отличительная черта - это задняя часть корпуса от Пантеры Ausf.А. Наверно правильнее сказать мотoрным отсеком от Пантеры Ausf.А, а уже отсюда вытекают крыша моторного отсека от Пантеры Ausf.А, с некоторыми изменениями, и выхлопная система от А-шки.
   Ягдпантеры Ausf.G1 я бы разделил на ранние и поздние.
   Более ранняя классификация не является верной в связи с новыми фактами. Старая классификация делила Ядпантеры на ранние и поздние. К ранним относили циммериченные Ягдпантеры с ранней маскои пушки и моноблочным стволом орудия. А к поздним без циммерита с новои маской пушки и составным стволом. Здесь хочу остановится на ещё одном заблуждении или даже глупости. Некоторые авторы пишут что на ранних машинах маска приваривалась. Лично у меня это сразу вызвало сомнения, я как не приглядывался сварки там не видел, ну а когда в нашу жизнь ворвался инернет, то всё сразу стало ясным. В интернете лежали фото интерьера где отчетливо видно что раняя маска прикручивалась болтами, только не снаружи а внутри. Т.е. авторов даже не мучил вопрос а как тогда было менять коробку передач?
   Корпуса для Ягдпантер производились единственным заводом Brandenburger Eisenwerke. Серийные номера корпусов были такими же как и серийные номера Ягдпантер. Самый последний серийный номер корпуса известный на сегодня это 300795. Что говорит о том что даже половина из них не была достроена в законченную Ягдпантеру.
   Серийные номера корпусов и самих Ягдпантер не всегда были одинаковыми. Так например Ягдпантера с сеpийным номером 300099 имелa корпус 300185, Ягдпантера 300100 имела корпус 300177, Абердинская G1 с серийным номером 303018 (MNH-ские Ягдопантеры имели номера начиная с 303001) имееет корпус 300294.
   Но тем не менее сначала использовался задел корпусов с 16 мм крышей(50 штук), только после этого перешли на копруса с 25 мм крышей(начиная с корпуса 300051). Так же сначала доделали все корпуса G1 и только после этого перешли на корпуса G2.
   Корпуса с 16 мм крышей легко отличить по комбашенке (или как её там)с вращающейся крышей и смотровыми приборами. Её верхняя часть была скрyглённая а крыша возвышалась и заходила на борта башенки. А у башенки устанавливаемой на 25 мм крышу рубки, крыша была утоплена и находилась на одном уровне с верхним срезом, скруглние исчезло.
   На корпусе с 16мм крышей вырез под подвижную защиту выреза в крыше под прицел орудия был глубже,а следовательно и шире. А на 25mm крыше защита приподнялась и вырез под неё едва заметен.


Внутренности ранней Ягдпантеры из Лондонского Королевского Военного Музея. Хорошо видно что маска крепилась болтами изнутри.
   К ранним G1 я бы отнес машины выпуска с января 1944 года по сентябрь 1944 года. А к поздним G1 с сентября по декабрь 1944 года. Потому что в сентябре произошли 2 серьёзных изменения - отказ от циммерита, и новая неподвижная часть маски пушки которая крепилась 8-ю наружными болтами. Причём эту маску можно поделить на раннюю и позднюю. Сначала новая маска имела почти такую же конфигурацию как и старая, а с октября 1944 года нижняя часть стала более массивной и нижние болты оказались утопленными в ней (наверно это и было сделано что бы их защитить).
   Серийный выпуск начался с января 1944 года на заводах фирмы MIAG, хотя первые машины с трудом можно назвать серийными, т.к. месячный выпуск можно было сосчитать по пальцам. А в июне 1944 года американцы удачно отбомбились по MIAGу, в результате серьёзно пострадала производственная база и выпуск снова упал, в июне удалось построить только 6 Ягдпантер. В октябре 1944 года союзники снова очень удачно отбомбились и выпуск снова упал.Стало ясно что MIAG не справится с заказом и к выпуску был подключен MNH, Который в ноябре 1944 года выпустил свои первые охотничьи пантеры. В Декабре к выпуску подключилась MBA. Об этих декабрьскиx охотницах мы поговорим позднее, они заслуживают у брата моделиста особого внимания.


Первая серийная машина FG300001. Поскольку все циммериченные машины были выпущены на MIAG, то рисунок циммерита на всех был один и тот же - квадратиками. Обратите внимание на то что помимо противодождевой планки над перископами установлены ещё и противодождевые козырьки.
16мм крыша с характерной комбашенкой.


Башенка устанавливаемая на 25мм крыши.
   Серийные машины не имели бойниц в бортах рубки, были покрыты циммеритом (наносился до сентября 1944 года), и практически сразу потеряли второй перископ мехвода. Вырез под него заваривался заглушкoй, противодождевая планка сначала имела треугольнyю форму и прикрывала даже заваренный вырез.
   Циммерит заслуживает тоже отдельного разговора. Неоднократно приходилось противостоять укрепившимся заблуждениям. Правый борт (сторона стрелка-радиста и командира) имела меньшего всего циммерита. Он наносился на верхнюю часть рубки (а не на нижнюю как у Элефантов) до рамок с шанцевым инструментом. Под запасными траками на борту моторного отсека его тоже не было, а имелся он только на той части борта которая не была прикрыта запасными траками (самый кончик борта) и им была покрыта область под надгусеничной полкой до нижнего среза борта. Циммерит наносился на корму корпуса и на багажные ящики. Кормовой лист рубки иногда не покрывался циммеритом тут надо ориентироваться на имеющиеся фото прототипа. Лобовой лист полностью покрывался циммеритом кроме маски пушки. Левый борт (сторона мехвода): борт рубки спереди - циммерит шёл до рамки с шанцевым инструментом, за этой рамкой он спускался до надгусеничной полки, далее шёл контейнер с банником (циммерит шёл сверху него и снизу, но отсутствовал в том месте где контейнер касался борта), за ним снова циммерит до запасных траков и затем на заднем срезе борта, ну и естественно под надгусеничной полкой. Попытаюсь пояснить это фотографиями.
Хорошо видно что циммерит внутри рамки с шанцевым инструментом не наносился.

Хорошо видно что циммерит внутри рамки с шанцевым инструментом не наносился.

Хорошо видна граница между циммериченным участком и голым благодаря тому, что циммериченный участок выглядит темнее.

Хорошо видна граница между циммериченным участком и голым благодаря тому, что циммериченный участок выглядит темнее.

На данной фото хорошо видно что на кормовой части борта циммерит нанесён только по краю, т.е. под запасными траками егo нет, и затем уходит под надгусеничную полку. Опять на рубке циммерит нанесен только сверху до рамок креплений шанцевого инструмента, кормовой лист рубки тоже голый.

На данной фото хорошо видно что на кормовой части борта циммерит нанесён только по краю, т.е. под запасными траками егo нет, и затем уходит под надгусеничную полку. Опять на рубке циммерит нанесен только сверху до рамок креплений шанцевого инструмента, кормовой лист рубки тоже голый.

Ну а на этом снимке уже отлично видно. Снова 16мм крыша с характерной комбашенкой.

Ну а на этом снимке уже отлично видно. Снова 16мм крыша с характерной комбашенкой.

   Самой первой и единственной частью целиком оснащённой Ягдпантерами был 654 Schwere Heeres Panzerjäger Abteilung. Поэтому это была очень мощная боевая единица, причем она постоянно пополнялась, в общей сложности через батальон прошло около 100 боевых машин, т.е. практически каждая 4-ая Ягдпантера попала в данную часть. Также машины принадлежащие 654 отдельному батальону имели очень характерную особенность - весь шанцевый инструмент переносился на корму и крышу моторного отсека, a цилиндрическии контеинер для банника на крышу моторного отсека. Причем даже срезались рамки к которым этот инструмент крепился. Думаю будет не безинтересно привести две cxемки показывающие как размещался инструмент на Ядпантерах 654 отдельного батальона.
Корма 334 Ягдпантеры из 654 отдельного батальона.

Корма 334 Ягдпантеры из 654 отдельного батальона.

334-ая спереди. Оставлен только один перископ мехвода. Интересно что перископ имеет и противодождевой козырёк и противодождевую планку. 16мм крыша, определeно по комбашенке.

334-ая спереди. Оставлен только один перископ мехвода. Интересно что перископ имеет и противодождевой козырёк и противодождевую планку. 16мм крыша, определeно по комбашенке.

   На ранних Ягдпантерах шанцевый инструмент крепился как на Пантерах G, единствнное отличие - в надгусеничной полке (с левои стороны) небыло выреза под лопату и поэтому что бы она помещалась саму рамку пришлось задрать задней частью к-верху.


Хотя на снимке поздняя G1, но она всё ещё с задраной рамкой креплений шанцевого инструмента, это говорит о том, что машина вышла из ворот MIAGа
   Ещё одна интересная деталь, лично для меня это было маленькое открытие, потому что нигде об этом не написано. Оказывается вначале кормовые ящики крепились как на Пантерах А, т.е. большими крючьями за верхний срез кормового листа.


Ягдпантера из 654 батальона, снимок сделан 28 августа 1944 года. Это 42 выпущенная охотница (FG300042). Машина по прежнему не имеет дополнительных вентиляционных труб вокруг левой выхлопной трубы, отлично видно что багажный ящик весит на верхнем срезе кормового листа.
Так выглядела корма с мая 1944 года. Домкрат установлен вертикально между выхлопными трубами, появилось буксирное устройство на круглом люке доступа к двигателю,эти нововведения появились с машины 300042, чертежи издательства AJ Press.

Так выглядела корма с мая 1944 года. Домкрат установлен вертикально между выхлопными трубами, появилось буксирное устройство на круглом люке доступа к двигателю,эти нововведения появились с машины 300042, чертежи издательства AJ Press.

2 вентиляционные трубки охлаждения левого выхлопного коллектора двигателя. Впервые появились на машине 300054 собранной в июле 1944 года. Данная конфигурация сохранилась аж до декабря 1944 года с той лиш разницeй что с октября появились тепловые экраны вокруг выхлопных труб, чертежи издательства AJ Press.

2 вентиляционные трубки охлаждения левого выхлопного коллектора двигателя. Впервые появились на машине 300054 собранной в июле 1944 года. Данная конфигурация сохранилась аж до декабря 1944 года с той лиш разницeй что с октября появились тепловые экраны вокруг выхлопных труб, чертежи издательства AJ Press.

Стандартная надмоторная плита для Ягдпантеры, отверстие под Шнорхель вообще устранено. Данная плита сохранилась аж до перехода на вариант G2. 25мм крыша с характерной комбашенкой.

Стандартная надмоторная плита для Ягдпантеры, отверстие под Шнорхель вообще устранено. Данная плита сохранилась аж до перехода на вариант G2. 25мм крыша с характерной комбашенкой.

Ранняя шаровая установка курсового пулемёта не имела ступенчатой амбразуры.

Ранняя шаровая установка курсового пулемёта не имела ступенчатой амбразуры.

   Теперь поговорим об орудии. Вначале Ягдпантеры оснащались орудиями с монолитным стволом и старым (большим) дульным тормозом. Т.е. орудие было то же что и на Фердинандах. С лета 1944 года ствол орудия стал составным, поначалу дульныи тормоз оставался старым и лишь позднее появился новый (маленький) дульный тормоз аналогичный королевскому тигру.
Ягдпантера 334 из 654 батальона. Имеет составной ствол и ранний дульник.

Ягдпантера 334 из 654 батальона. Имеет составной ствол и ранний дульник.

Интeресная машина - ствол новый, дульник старый. Два перископа мехвода (невидно приварок если левый был заварен), видны приварки треугольного козырька над перископами, циммерит  полностью осыпался.

Интeресная машина - ствол новый, дульник старый. Два перископа мехвода (невидно приварок если левый был заварен), видны приварки треугольного козырька над перископами, циммерит полностью осыпался.

Ягдпантера 01 из 559 батальона. 54 серийная машина (FG 300054) выпуска июля 1944 года. Несмотря на то что машина более поздняя чем 334 из 654 батальона, но имеет старый монолитный ствол.

Ягдпантера 01 из 559 батальона. 54 серийная машина (FG 300054) выпуска июля 1944 года. Несмотря на то что машина более поздняя чем 334 из 654 батальона, но имеет старый монолитный ствол.

Опять ствол новый, дульник старый.

Опять ствол новый, дульник старый.

Фотоподборка ранниx G1.
Командирская Ягдпантера 01 из 559 батальона. Такой она досталась англичанам, теперь находится в Лондонском Королевском Военном Музее.

Командирская Ягдпантера 01 из 559 батальона. Такой она досталась англичанам, теперь находится в Лондонском Королевском Военном Музее.

Она же с другого борта.

Она же с другого борта.

Сгоревшая командирская машина.

Сгоревшая командирская машина.

Новенькие охотницы из 654 батальона.

Новенькие охотницы из 654 батальона.

Ещё одна машина 654 батальона.

Ещё одна машина 654 батальона.

Снова 654 батальон. Транспортировка подбитой или вышедшей из строя машины.

Снова 654 батальон. Транспортировка подбитой или вышедшей из строя машины.

314 машина 654 батальона.

314 машина 654 батальона.

Снимок очень маленький, но интересен чрезвычайно редким креплением запасных траков на бортах рубки.

Снимок очень маленький, но интересен чрезвычайно редким креплением запасных траков на бортах рубки.

Поздние G1.
   Поздние G1 это моя любимая тема. К данным машинам я бы отнёс Ягдпантеры выпуска после cентября 1944 года. Именно в это время охотницы потеряли циммерит и приобрели новую маску, а точнее её неподвижную часть, которая получила 8 наружных болтов. Похоже из-за сбоев в производстве скопилось столько деталей (как старых так и новых), что они всплывали в самых разнообразных сочетаниях. К тому же в ноябре к выпуску подключился MNH, а в декабре MBA. Что добавило ещё больше вариантов. Короче это самые колоритные машины. Итак попробуем разобраться в этом.


Новая маска орудия появилась с сентября 1944 года.


С октября 1944 года маска снова изменилась, нижняя часть стала более масcивной и нижниe болты утонули в ней.
   В октябре 1944 года приняли решение не устанавливать задний амортизатор, испытания показали что его отсутствие не сказывается на ходовых качествах самоходки. MNH получил данное указание 7 октября и выполнил его начиная со второй Ягдпантеры собранной в ноябре 1944 года, серийный номеp 303002. Поскольку сами корпуса уже давным давно были готовы, то они имели отверстия под кронштейн его крепления. Встречается 2 варианта заглушки этого отверстия. В первом варианте в отверстие вставлялся стандартныи кронштейн и заваривался с внутреннеи стороны (снаружи оставалась стандартная головка). Во втором варианте в отверстие вставлялась броневая заглушка и заваривалась снаружи (снаружи торчала маленькая шляпка обваренная по периментру, Абердинская MNH-ская G1 303018).
   В октябре MIAG начал навариват 3 бонки под Behelfskran на крыше корпуса. MNH начал их наваривать значительно позднее. На MBA-шных Ягдпантерах выпуска декабря их тоже всё ещё не было. MNH и MIAG наваривали их по разному (смотри особенности MNH Ягдпантер).
Маска пушки была немного утоплена в лобовой лист. Таким образом исключалось попадание брызг пуль и осколков под маску а затем во внутрь.

Маска пушки была немного утоплена в лобовой лист. Таким образом исключалось попадание брызг пуль и осколков под маску а затем во внутрь.

А сбоков маска попрежнему крепилась изнутри.

А сбоков маска попрежнему крепилась изнутри.

С октября вокруг выхлопных труб появились тепловые экраны.

С октября вокруг выхлопных труб появились тепловые экраны.

Начиная с октября на Пантерах G начал устанавливаться новый ленивец, постепенно он начал появляться и на Ягдпантерах.

Начиная с октября на Пантерах G начал устанавливаться новый ленивец, постепенно он начал появляться и на Ягдпантерах.

Шаровая установка получила ступенчатую амбразуру.

Шаровая установка получила ступенчатую амбразуру.

На некоторых машинах выпуска ноября-декабря 1944 года дополнительное вентиляционное отверстие вместе со своим бронеколпаком былo перенесeнo вперёд к переднему срезу крыши. Скорее всего это был эксперимент потому что на G2 такое расположение уже не встречается

На некоторых машинах выпуска ноября-декабря 1944 года дополнительное вентиляционное отверстие вместе со своим бронеколпаком былo перенесeнo вперёд к переднему срезу крыши. Скорее всего это был эксперимент потому что на G2 такое расположение уже не встречается

Появилась дренажная трубка как на Пантерах G, но правда немного в другом месте. Поскольку на поздних G1 была всё ещё крыша моторного отсека от Пантеры А, из-за отсутствия листа заужающего кормовой вентиляционный вырез - вывод был установлен спереди а не сзади вентиляционной решётки.

Появилась дренажная трубка как на Пантерах G, но правда немного в другом месте. Поскольку на поздних G1 была всё ещё крыша моторного отсека от Пантеры А, из-за отсутствия листа заужающего кормовой вентиляционный вырез - вывод был установлен спереди а не сзади вентиляционной решётки.

Появился фиксатор тросса, но опять же из-за отсутствия листа заужающего кормовой вентиляционный вырез, он был установлен на верхнем срезе кормового листа.

Появился фиксатор тросса, но опять же из-за отсутствия листа заужающего кормовой вентиляционный вырез, он был установлен на верхнем срезе кормового листа.

   А теперь рассмотрим всё многообразие сочетания различных деталей на конкретных машинах.
Ягдпантера где то в Чехословакии. Видeн колпак дополнительного вентиляционного отверстия перенесённoгo вперёд, следовательно это поздняя G1.

Ягдпантера где то в Чехословакии. Видeн колпак дополнительного вентиляционного отверстия перенесённoгo вперёд, следовательно это поздняя G1.

Ягдпантера 131 из 654 sPzJgAbt, отсутствие циммерита, характерное для 654 батальона размещение шанцевого инструмента.

Ягдпантера 131 из 654 sPzJgAbt, отсутствие циммерита, характерное для 654 батальона размещение шанцевого инструмента.

Ягдпантера 123 из 654 sPzJgAbt, видно что ленивец поздний. Значит машина выпуска не раннее октября 1944 года.

Ягдпантера 123 из 654 sPzJgAbt, видно что ленивец поздний. Значит машина выпуска не раннее октября 1944 года.

Ещё одна охотница из 654 батальона. Видна ещё одна характерная черта для этой части - крест на лобовой броне. Ягдпантера выпуска после сентября т.к. не имеет циммерита. Но корпус совсем ранний, т.к. заварен вырез под правый перископ мехвода. Маска орудия сентябрьская, ствол составной, но дульник старый (ранний).

Ещё одна охотница из 654 батальона. Видна ещё одна характерная черта для этой части - крест на лобовой броне. Ягдпантера выпуска после сентября т.к. не имеет циммерита. Но корпус совсем ранний, т.к. заварен вырез под правый перископ мехвода. Маска орудия сентябрьская, ствол составной, но дульник старый (ранний).

Ягдпантеры из 560 батальона, декабрь 1944 года. Снимок достаточно известный. Сентябрьская маска орудия, видна надмоторная плита ранних Ягдпантер.

Ягдпантеры из 560 батальона, декабрь 1944 года. Снимок достаточно известный. Сентябрьская маска орудия, видна надмоторная плита ранних Ягдпантер.

А вот этот снимок для меня был радостью. Эти же машины с другого ракурса и сфотографированные весной. Хорошо виден 3-х цветный, полосатый камо.

А вот этот снимок для меня был радостью. Эти же машины с другого ракурса и сфотографированные весной. Хорошо виден 3-х цветный, полосатый камо.

Сгоревшая Ягдпантера. Похоже ствол моноблок а дульник поздний.

Сгоревшая Ягдпантера. Похоже ствол моноблок а дульник поздний.

Виден камо с чёткими границами, поздняя G1.

Виден камо с чёткими границами, поздняя G1.

Ягдпантера в Восточной Пруссии, некоторые подписывают Кенигсберг. Машина имеет очень интересный камо с чётко выраженной границей. Виден колпак дополнительного вентиляционного отверстия перенесённoгo к переднему срезу крыши.

Ягдпантера в Восточной Пруссии, некоторые подписывают Кенигсберг. Машина имеет очень интересный камо с чётко выраженной границей. Виден колпак дополнительного вентиляционного отверстия перенесённoгo к переднему срезу крыши.

Ещё одна G1 выпуска ноября-декабря 1944 года в оригинальном камо. Cейчас находится в коллекции Подмосковной Кубинки.

Ещё одна G1 выпуска ноября-декабря 1944 года в оригинальном камо. Cейчас находится в коллекции Подмосковной Кубинки.

Похоже поздняя G1.

Похоже поздняя G1.

Кажется она же, но другое время и другой укротитель.

Кажется она же, но другое время и другой укротитель.

Ягдпантера из 655 sPzJgAbt. Данная машина часто встречается на боковичках, только там она изображена как G2, но скорее всего это поздняя G1. Я сомневаюсь что номер 59 является тактическим, скорее всего его нарисовала трофейная команда, т.к. снимок сделан после капитуляции 655 sPzJgAbt.

Ягдпантера из 655 sPzJgAbt. Данная машина часто встречается на боковичках, только там она изображена как G2, но скорее всего это поздняя G1. Я сомневаюсь что номер 59 является тактическим, скорее всего его нарисовала трофейная команда, т.к. снимок сделан после капитуляции 655 sPzJgAbt.

Эта же машина с другого ракурса, видна заглушка на месте левого перископа мехвода.

Эта же машина с другого ракурса, видна заглушка на месте левого перископа мехвода.

Ягдпантера 321 из 654 sPzJgAbt - oчень инересна комбинацией деталей. Это поздняя G1 у которой маска уже в окончательном варианте (машина выпуска не раннее октября), но ствол по прежнему монолит!

Ягдпантера 321 из 654 sPzJgAbt - oчень инересна комбинацией деталей. Это поздняя G1 у которой маска уже в окончательном варианте (машина выпуска не раннее октября), но ствол по прежнему монолит!

Эта же машина, но уже брошена или подбита. Нанесён зимний камо и всплывает ещё одна инересная особенность - не стандартное положение колпакa дополнительного вентиляционного отверстия (следовательно машина выпуска уже не раннее ноября). Выходит что монолитные стволы всплывали аж до ноября 1944 года!

Эта же машина, но уже брошена или подбита. Нанесён зимний камо и всплывает ещё одна инересная особенность - не стандартное положение колпакa дополнительного вентиляционного отверстия (следовательно машина выпуска уже не раннее ноября). Выходит что монолитные стволы всплывали аж до ноября 1944 года!

Ягдпантера 323 из 654. Похоже теперь эта машина хранится в Швейцарии!

Ягдпантера 323 из 654. Похоже теперь эта машина хранится в Швейцарии!

Эта же машина вид спереди стрелками отмечены повреждения на лобовой детали.

Эта же машина вид спереди стрелками отмечены повреждения на лобовой детали.

Повреждения лобовой детали музейной охотницы из Швейцарии.

Повреждения лобовой детали музейной охотницы из Швейцарии.

Теперь можно сказать что это тоже поздняя G1.

Теперь можно сказать что это тоже поздняя G1.

   Отдельного внимания заслуживают декабрьские машины производства MBA. Поскольку комплектующие пришли с MIAG, они наверно подчистили свои задворки именно этим можно обяснить столь ранний корпус с заглушкой на месте левого перископа.
Машина была подбита в бою с Канадскими шерманами. От близкого разрыва снаряда у неё сорвало правую ведущyю звездочку. В спец выпуске по Ягдпантере издательства Groud Power данный снимок напечатан на весь разворот (формат А3), и на нём видно что по центру рубки расположен второй крест и под ним номер 2?? (мне кажется что номер 211). Расположение креста и номера как на 212 машине смотри фото ниже.

Машина была подбита в бою с Канадскими шерманами. От близкого разрыва снаряда у неё сорвало правую ведущyю звездочку. В спец выпуске по Ягдпантере издательства Groud Power данный снимок напечатан на весь разворот (формат А3), и на нём видно что по центру рубки расположен второй крест и под ним номер 2?? (мне кажется что номер 211). Расположение креста и номера как на 212 машине смотри фото ниже.

Крупный план орудия, хорошо видно кольцо с проушинами закрепленное сразу после дульного тормоза. Krzysztof Mucha считает что это приспособление для удобства замены орудия, лично я в этом сомневаюсь, скорее всего назначение тоже что и у петель на корпусе, в них вставлается проволока и за нее засовываются ветки для растительного камуфляжа.

Крупный план орудия, хорошо видно кольцо с проушинами закрепленное сразу после дульного тормоза. Krzysztof Mucha считает что это приспособление для удобства замены орудия, лично я в этом сомневаюсь, скорее всего назначение тоже что и у петель на корпусе, в них вставлается проволока и за нее засовываются ветки для растительного камуфляжа.

Из под зимнего камо просматривается крест над рамкой шанцевого инструмента. Маска орудия сентябрьская (ранний вариант маски с 8 наружными болтами).

Из под зимнего камо просматривается крест над рамкой шанцевого инструмента. Маска орудия сентябрьская (ранний вариант маски с 8 наружными болтами).

Eщё одна деталь - отсутствуют бонки под кран на крыше рубки.

Eщё одна деталь - отсутствуют бонки под кран на крыше рубки.

Контейнер с приспособлениями для чистки ствола установлен сразу на заводе, причём не на краю крыши моторного отсека как это делалось в 654 батальоне а между надмоторным люком и заливными горловинами. Надмотормая плита как на ранних охотницах.

Контейнер с приспособлениями для чистки ствола установлен сразу на заводе, причём не на краю крыши моторного отсека как это делалось в 654 батальоне а между надмоторным люком и заливными горловинами. Надмотормая плита как на ранних охотницах.

Данный снимок демонстрирует ещё одну уникальную деталь - выхлопная система от Пантеры А оснащена пламегасителями!!! Ленивец - новый с улучшенной самоочисткой.

Данный снимок демонстрирует ещё одну уникальную деталь - выхлопная система от Пантеры А оснащена пламегасителями!!! Ленивец - новый с улучшенной самоочисткой.

Графика Ягдпантеры производства MBA, выпуска декабря 1944 года.

Графика Ягдпантеры производства MBA, выпуска декабря 1944 года.

Издательство Kagero на мой взгляд более компетентное чем AJ Press. По крайней мере к чертежам данной охотницы претензий нет. А вот в книженции AJ Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther" она совсем не похожа (косяк на косяке).

Издательство Kagero на мой взгляд более компетентное чем AJ Press. По крайней мере к чертежам данной охотницы претензий нет. А вот в книженции AJ Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther" она совсем не похожа (косяк на косяке).

Ягдпантера 212 имеет такие же характерные черты. На данном снимке видно что контейнер с принадлежностями для чистки орудия находится на том же месте.

Ягдпантера 212 имеет такие же характерные черты. На данном снимке видно что контейнер с принадлежностями для чистки орудия находится на том же месте.

Эта же машина с другого бока.

Эта же машина с другого бока.

Вид сзади, видна такая же выхлопная система.

Вид сзади, видна такая же выхлопная система.

А на этои Ягдпантере такое же изобилие проушин для крепления камо. Так что скорее всего тоже MBA-aшнaя охотница.

А на этои Ягдпантере такое же изобилие проушин для крепления камо. Так что скорее всего тоже MBA-aшнaя охотница.

Jagdpanther Ausf.G2
   Основное отличие G2 от G1 - это новый корпус. Корпус был модифицирован под моторный отсек от Пантеры G. Поскольку прямоугольные вентиляционные решётки Пантеры G были шире чем узкие(передние)решетки Ягдпантеры G1, крыша мотoрного отсека G2 получилась длиннее чем у G1. Поэтому пришлось уменьшить угол наклона кормового листа бронерубки, что бы передние решётки встали на место. А вот задние были наоборот уже поэтому проём под задние решётки был заужен наваркой узкого бронелиста. Сама крыша моторного отсека была похожа на Пантеровскую, но не была полностью идентична. В ней не высверливались углубления под головки болтов. Сами болты были расположены немного по другому и их головки торчали наружу. Также бронеколпак над воздуховодом на месте шнорхеля крепился всего 4 болтами а не 8-ю.
   Здесь снова гуляют ошибки. Самая распространенная что на Ягдпантеру с крышей от Пантеры G , с высоким колпаком для обогрева боевого отделения ставят выхлопную систему от Пантеры А (с двумя дополнительными вентиляционными трубами). Даже Тамия на своей модели предлагает такой вариант. Я считаю что это грубая ошибка и такого быть не могло! Теперь следующее, cчитается что с декабря 1944 года появилась крыша моторного отсека как на ранних Пантерах G. Думаю что это маловероятно поскольку к декабрю на Пантерах G уже как 2 месяца устанавливался высокий колпак обогрева боевого отделения и в моторном отсеке шёл воздуховод для отбора теплого воздуха. К тому же как показывает переписка MNH, где они докладывали об изменениях в процессе производства, 25 февраля 1945 года они всё ещё выпускали G1. Так что на G2 скорее всего перешли где то в марте 1945 года с корпуса 300301. Поэтому я думаю что Ягдпантеры G2 сразу же получили этот колпак. А вот выхлопные трубы могли быт как с пламегасителями так и без них в зависимости от наличия онных на складе.
   Другой особенностью G2 стал перенос шанцевого инструмента с бортов рубки на корму. Я вот только незнаю это было сделано сразу же с переходом на G2 или вначале всё же инструмент устанавливался по бортам рубки. На тех снимках где отчетливо видно что это G2 шанцевый инструмент уже находится на корме, мне пока не попалось фото где у G2 инструмент по бортам. Поэтому я бы на модели G2 инструмент перенёс на корму.
Крыша моторного отсека по типу Пантеры G. Задние воздухозаборные вырезы заужены, стандартные Пантеровские решётки на воздухозаборниках. Инструмент перенесён на крышу моторного отсека уже на заводе.

Крыша моторного отсека по типу Пантеры G. Задние воздухозаборные вырезы заужены, стандартные Пантеровские решётки на воздухозаборниках. Инструмент перенесён на крышу моторного отсека уже на заводе.

Рамы к которым крепился шанцевый инструмент упразднены остался только кронштейн для крепления троса (oбратите внимание что расположен он ниже).

Рамы к которым крепился шанцевый инструмент упразднены остался только кронштейн для крепления троса (oбратите внимание что расположен он ниже).

Креплениe ножниц на корме.

Креплениe ножниц на корме.

Трос для натяжения гусениц крепился вокруг вытяжной решётки.

Трос для натяжения гусениц крепился вокруг вытяжной решётки.

Лопата и огнетушитель перенесены на корму рубки.

Лопата и огнетушитель перенесены на корму рубки.

Цилиндрический контейнер остался на прежнем месте.

Цилиндрический контейнер остался на прежнем месте.

Заводная рукоятка и буксирный крюк тоже получили новые места.

Заводная рукоятка и буксирный крюк тоже получили новые места.

Брус под домкрат остался на борту, но был смещён к запасным тракам.

Брус под домкрат остался на борту, но был смещён к запасным тракам.

   Фотографий Ягдпантер G2 очень мало, да их и было то совсем немного.
Ягдпантера G2, с экранами на воздухозаборниках.

Ягдпантера G2, с экранами на воздухозаборниках.

Ещё одна G2 с полным комплектом доработок.

Ещё одна G2 с полным комплектом доработок.

G2, т.к. отсутствуют рамки и кронштейн для тросса расположен низко. Хорошо виден камо.

G2, т.к. отсутствуют рамки и кронштейн для тросса расположен низко. Хорошо виден камо.

Те же признаки G2 плюс высокий колпак вытяжного вентилятора.

Те же признаки G2 плюс высокий колпак вытяжного вентилятора.

Ягдпантера G2 номер 823 из 130 Panzer Lehr Divizion.

Ягдпантера G2 номер 823 из 130 Panzer Lehr Divizion.

Она же вид сзади. Видно что данная машина имеет все доработки в полном обьёме. Можно видеть не только пламегасители, но и колпаки на них, видна также и защита воздухозаборников.

Она же вид сзади. Видно что данная машина имеет все доработки в полном обьёме. Можно видеть не только пламегасители, но и колпаки на них, видна также и защита воздухозаборников.

Вид спереди на ту же машину.

Вид спереди на ту же машину.

Ягдпантера 721 из этой же части, апрель 1945 года. Данная часть получила большое пополнение с заводов MIAG. И Ягдпантеры использовались вместо обычных Пантер.

Ягдпантера 721 из этой же части, апрель 1945 года. Данная часть получила большое пополнение с заводов MIAG. И Ягдпантеры использовались вместо обычных Пантер.

Расположение инструмента на Ягдпантерах G2. Чертёж издательства AJ Press, бортовые экраны висят перпендикулярно земле, что не верно, в реале они имели уклон наружу.

Расположение инструмента на Ягдпантерах G2. Чертёж издательства AJ Press, бортовые экраны висят перпендикулярно земле, что не верно, в реале они имели уклон наружу.

Ягдпантера G2, видны колпаки на пламегасителях, дополнительный багажник на корме рубки.

Ягдпантера G2, видны колпаки на пламегасителях, дополнительный багажник на корме рубки.

   Чуть было не забыл упомянуть об упорах кормового люка рубки. В начале производства и на поздних G1 эти упоры имели резиновые демпферы. На последних G2 демпферы отсутствовали, но сами упоры были выше как бы компенсируя высотy резинового демпфера. Произошло это изменение сразу с переходом на G2 или уже в самом конце производства мне не известно.
  Поздняя G1 из Абердина, хорошо виден резиновый демпфер.

Поздняя G1 из Абердина, хорошо виден резиновый демпфер.

G2 из Бовингтона. Была собрана (достроена) англичанами после войны на заводе MNH.

G2 из Бовингтона. Была собрана (достроена) англичанами после войны на заводе MNH.

 
Задний стопор-ограничитель упразнён

Задний стопор-ограничитель упразнён

Количество болтов которыми крепилась надмоторная плита было сокращено. Но так как Ягдпантера не имела вращающейся башни то небходимость утапливать эти болты отпала, поэтому головки болтов торчали наружу. Обратите внимание что в правом ряду болты имеют стандартное место расположения только установлены через один. А вот в левом ряду в связи с высоким колпаком их место расположения немного поменялись.

Количество болтов которыми крепилась надмоторная плита было сокращено. Но так как Ягдпантера не имела вращающейся башни то небходимость утапливать эти болты отпала, поэтому головки болтов торчали наружу. Обратите внимание что в правом ряду болты имеют стандартное место расположения только установлены через один. А вот в левом ряду в связи с высоким колпаком их место расположения немного поменялись.

Хорошо видно головку болта. На Бовингтонской поздней Ягдпантере крепление надмоторной плиты такое же.

Хорошо видно головку болта. На Бовингтонской поздней Ягдпантере крепление надмоторной плиты такое же.

Особенности Ягдпантер производства MNH.
   MNH подключился к производству Ягдпантер в ноябре 1944 года. И сразу же появились характерные отличия. Поскольку MNH к этому времени выпускал Пантеры G, то он и стал комлектовать Ягдпантеры надгусеничными полками от Пантеры G. Оба производителя собирали их из двух частей, но вот сaми эти части MIAG сваривал из 2 секции, а MNH из 3-х. Причём в левой передней части у MNH был вырез под штыковую лопату а у MIAG его не было. Поэтому MIAG всегда устанавливал левую рамку под шaнцевый инструмент задранной верх, что бы лопата помещалась.
   Другой характерной особенностью являются бонки под основания крана на крыше корпуса. Они имели разную форму, а также устанавливались по разному. У MNH они имели форму цилиндра, на крыше 2 штуки устанавливались спереди и одна сзади. У MIAG верхняя часть цилиндра имела форму усеченного конуса и ориентировались они наоборот - 2 устанавливались сзади и одна спереди. Причём в ноябре MIAG уже наваривал эти бонки, а MNH-ские охотницы их eщё не имели.
   Ягдпантеры производства MNH не имели заднего гидравлического амортизатора поэтому вместо головки болта его крепления ставилась заглушка.
   27 февраля 1945 года MNH доложил что перестал устанавливать багажник на кормовой лист рубки из-за постоянного перебоя с их поставкой. Были упразднены его крепления на кормовой плите рубки. В производстве была все ещё G1. Так что с уверенностью можно сказать что MNH-ские G2 не имели 3-гo ящика. Фото показывают что MIAG устанавливал этот ящик и на G2.
   В завершении ко всему на G2 вместо поддерживающего ролика MNH стала устанавливать металлический жёлоб.
Левые надгусеничныe полки, снизу MNH (6 секции), сверху MIAG (4 секции). Ещё одно различие - головки болтов у MNH более массивные.<br />Надгусеничные полки взяты из великолепной новой Драгоновской Ягдпантеры.

Левые надгусеничныe полки, снизу MNH (6 секции), сверху MIAG (4 секции). Ещё одно различие - головки болтов у MNH более массивные.
Надгусеничные полки взяты из великолепной новой Драгоновской Ягдпантеры.

Вместо обрезиненного ролика на G2 использовался металическии жёлоб.

Вместо обрезиненного ролика на G2 использовался металическии жёлоб.

MIAGовское расположение бонок. Передняя утеряна осталась только сварка.

MIAGовское расположение бонок. Передняя утеряна осталась только сварка.

MNHевское расположение бонок, третья не видна находится по правому борту между неподвижным перископом командира и его башенкой.

MNHевское расположение бонок, третья не видна находится по правому борту между неподвижным перископом командира и его башенкой.



Сразу оговорюсь что это не G2, а поздняя G1. Машина из 654 sPzJgAbt. Сто раз разглядывал это фото и только нeдавно обратил внимание что кормовой багажныи ящик характерен только для машин выпуска MNH. Вместо крестообразной выштамповки - 5 верикальных полос. Следовательно подобные ящики появились гораздо раньше чем упрощения ведь на снимке машина выпуска октявря-декабря 1944 года.
Нестандартное ведущее колесо.
Ягдпантера из 655 Schwere Heeres Panzerjäger Abteilung, на первый взгляд ничего интересного, машина увешана растительным камо и ничего не видно. Но если внимательно присмотрется к ведущему колесу, то видно что оно абсолютно другое.

Ягдпантера из 655 Schwere Heeres Panzerjäger Abteilung, на первый взгляд ничего интересного, машина увешана растительным камо и ничего не видно. Но если внимательно присмотрется к ведущему колесу, то видно что оно абсолютно другое.

На этом снимке звёздочка видна крупным планом, если присмотреться то зубья на первой машине такие же как и на второй. Поскольку на первом фото видно что за Ягдпантерой стоит ЯгдпанцерIV, а здесь Ягдпантеры одна за другой - следовательно минимум 3 машины имели такое ведущее колесо.

На этом снимке звёздочка видна крупным планом, если присмотреться то зубья на первой машине такие же как и на второй. Поскольку на первом фото видно что за Ягдпантерой стоит ЯгдпанцерIV, а здесь Ягдпантеры одна за другой - следовательно минимум 3 машины имели такое ведущее колесо.

Новый тип трака разработанный для ходовой с катками на внутренней амортизации (гребень не имеет окошка). Возможно эта звёздочка предназначалась для этой гусеницы, но поскольку переход на новую ходовую не состоялся , то её элeменты устанавливались в разнобой.

Новый тип трака разработанный для ходовой с катками на внутренней амортизации (гребень не имеет окошка). Возможно эта звёздочка предназначалась для этой гусеницы, но поскольку переход на новую ходовую не состоялся , то её элeменты устанавливались в разнобой.

Камуфляж.
Ранние G1.
   Ранние G1 окрашивались на заводе согласно действующей на тот момент инструкции целиком в базовый цвет Dunkelgelb. Отвенственность за нанесение камуфляжа возлагалась непосредственно на экипажи. Чаще всего встречается 3-х цветный камо жёлто-зелёнo-коричневый (дополнительные цвета Olive Gruen RAL6003 и Brun RAL8012), нанесенный из краско-пульта и поэтому имеющий размытую границу. Реже встречается 2-х цветный камо, по всей видимости жёлто-зелёный.
Двух цветный камо машины из 654 батальона.

Двух цветный камо машины из 654 батальона.

3-х цветный камо, опять 654 батальон. Рисунок из AJ Press, снова художник великолепно нарисовал камо, если смотреть фото реальной машины - очень похоже.

3-х цветный камо, опять 654 батальон. Рисунок из AJ Press, снова художник великолепно нарисовал камо, если смотреть фото реальной машины - очень похоже.

Командирская машина из 559 батальона (AJ Press). В Японском издании помещены фото данной машины в великолепном качестве и в формате А4 и опять польский художник отлично справилcя, подробно передал даже форму пятен. Данная машина сейчас находится в Англии где она великолепно отреставрирована, но неверно окрашена.

Командирская машина из 559 батальона (AJ Press). В Японском издании помещены фото данной машины в великолепном качестве и в формате А4 и опять польский художник отлично справилcя, подробно передал даже форму пятен. Данная машина сейчас находится в Англии где она великолепно отреставрирована, но неверно окрашена.

Поздние G1 и G2.
   Поздние G1 и G2 я обьединил вместе потому что они окрашивались согласно новым правилам. С середины сентября 1944 года вслед за отказом от циммерита поступило новое распоряжение об окраске Пантер и Ягдпантер. Танки перестали окрашивать в базовый цвет Dunkelgelb RAL-7028. Камуфляж надо было наносить сразу на грунтовку, в случае отсутствие краски Dunkelgelb RAL-7028 разрешалос наносить краску Dunkelgray RAL-7021. Очевидно иcxодя из этого получили распространение цветные боковички где Ягдпантеры целиком окрашены в тёмно-серый цвет. Я всё же в этом очень сильно сомневаюсь. Анализ фотографии показывает что все Ягдпантеры этого периода имели камо в основном 3-х цветный и редко 2-х цветный.
   MNH использовал свой стандартный полосатый камо. Полосы были достаточно ровными.
   MIAG использовал 3-х цветный камо с волнистыми пятнами.
   31 октября 1944 года MNH получил распоряжение, перестать окрашивать танки внури. Т.е. корпус внyтри оставался только загрунтованным, а внутреннее оборудование оставалось в таком виде в каком оно поступало от смежных предприятий. На сегодняшний день можно точно сказать что MNH-ская охотница 303018 выпуска ноября-начала декабря 1944 года не была окрашена внутри и даже снаружи корпус наполовину остался неокрашеным (грунтовка была одним из цветов камо).
   15 февраля 1945 года MNH рапортовал что снова начал окрашивать интериор в белый (Ivory) цвет. Окрашивались крыша, борта и перборки, остальное всё оставалось только загрунтованным. В производстве всё ещё находилась G1.
   15 февраля 1945 года MNH доложил что если поставки краски прекратятся , то с 1 марта 1945 года он перейдёт на базовую окраску в тёмно-зелёный. Если поставки старой краски ещё продолжатся, то старая cxема окраски будет использоваться до 30 мая 1945 года. Но с 1 июня 1945 года MNH был обязан перейти на новую cxему окраски.
Наиболее распространённый камо этого периода, фото прототипа смотри выше где расказывается о декабрьских машинах прозводства MBA.

Наиболее распространённый камо этого периода, фото прототипа смотри выше где расказывается о декабрьских машинах прозводства MBA.

Наиболее распространённый камо Ягдпантер 654 батальона поступивших в качестве пополнения осенью 1944 года.

Наиболее распространённый камо Ягдпантер 654 батальона поступивших в качестве пополнения осенью 1944 года.

Польское издание "Militaria" и наша "Фронтовая иллюстрация" очень часто пересекаются, в них печатаются одни и теже снимки и боковички. Кто у кого передирает я не знаю но ошибки одни и те же. В частности данный боковичёк демонстрирует реальную машину, но  хyдожник взял за основу чертёж ранней Ягдпантеры, поэтому моделисты теперь гадают а была ли такакая машина (наверно очень соблазнительно сделать раннию G1 без цимма).

Польское издание "Militaria" и наша "Фронтовая иллюстрация" очень часто пересекаются, в них печатаются одни и теже снимки и боковички. Кто у кого передирает я не знаю но ошибки одни и те же. В частности данный боковичёк демонстрирует реальную машину, но хyдожник взял за основу чертёж ранней Ягдпантеры, поэтому моделисты теперь гадают а была ли такакая машина (наверно очень соблазнительно сделать раннию G1 без цимма).

По всей видимости прототип художника, номер 401 и крест просматриваются. На самом деле это поздняя G1 с сентябрьской маской и стволом моноблоком, но дульник уже поздний.

По всей видимости прототип художника, номер 401 и крест просматриваются. На самом деле это поздняя G1 с сентябрьской маской и стволом моноблоком, но дульник уже поздний.

Достаточно часто встречающийся камо с ярко выраженной границей дополнительных цветов, такое камо использовал MIAG.

Достаточно часто встречающийся камо с ярко выраженной границей дополнительных цветов, такое камо использовал MIAG.

Вид спереди на машину подбитую в Восточнои Пруссии.

Вид спереди на машину подбитую в Восточнои Пруссии.

Цветной боковичёк из AJ Press. Сравните со снимком который находится выше в разделе поздних G1, по-моему очень похоже. Художник у AJ Press очень внимательный!

Цветной боковичёк из AJ Press. Сравните со снимком который находится выше в разделе поздних G1, по-моему очень похоже. Художник у AJ Press очень внимательный!

Ещё одна машина в подобном камо. Маска опрудия лежит на крыше моторного отсека.

Ещё одна машина в подобном камо. Маска опрудия лежит на крыше моторного отсека.

Некоторые cчитают что именно так была окрашена Абердинская Ягдпантера когда досталась Канадцам (Канадцы затем передали её Американцам).

Некоторые cчитают что именно так была окрашена Абердинская Ягдпантера когда досталась Канадцам (Канадцы затем передали её Американцам).

Специалисты из Бовингтона даже окрасили таким образом свою G2 собранную уже после войны на MNH.

Специалисты из Бовингтона даже окрасили таким образом свою G2 собранную уже после войны на MNH.

Фото Абердинской машины. Одни говорят что это оригинальныи камо, другие что снимок сделан уже после того как Американцы подправили камо.

Фото Абердинской машины. Одни говорят что это оригинальныи камо, другие что снимок сделан уже после того как Американцы подправили камо.

А это уже точно оригинальный камо , поскольку снимок сделан ещё в Европе. В принципе очень похоже.

А это уже точно оригинальный камо , поскольку снимок сделан ещё в Европе. В принципе очень похоже.

Ещё один вариант полосатого камо.

Ещё один вариант полосатого камо.

На данном боковичке показана Пантера. Хотя я думаю очень правдоподобно для Ягдпантеры на следующей фото.

На данном боковичке показана Пантера. Хотя я думаю очень правдоподобно для Ягдпантеры на следующей фото.

Сравните с Пантерой, по-моему похожий камо.

Сравните с Пантерой, по-моему похожий камо.

Заключение.
   Надеюсь что данная статья поможет моделистам разобраться в особенностях этой великолепной, но мало освещённой машины. Тем более что Драгон выпустил великолепную раннию G1, теперь заявил позднию G1. А Тамия выпускает неплохую G2. Так что теперь можно построить любую модификацию. Естественно я не претендую на истинность в последней инстанции и буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям.
   При работе над статьёй использовалась следующая литература.
   1."Ягдпантера и другие машины на базе Пантеры". Военно-техническая серия номер 100.
   2.Cпец выпуск по Ягдпантере издательства Ground Power "Jagdpanther" N1 2006.
   3.AJ-Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther".
   4.Фотографии из книги "The Combat History of Schwere PanzerJäger Abteilung 654" Karlheinz Münch. Выражаю огромную признательность форумчанину Edward который любезно поделился фотографиями из этой книги.
   5.Panzer Tracts No.9-3 Jagdpanther, Thomas L.Jentz and Hilary Louis Doyle.
   6.Просторы интернета.