САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2009-02-09
другие работы автора  |  обсуждение  
StuPa вермахта или "двоечник" Stu.Pz.Abt 219
Dragon 1:35
Сергей Малина
aka ПанСерж
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
У начала сборки всякой модели есть свое время, оно может наступить сразу после приобретения набора, через какое-то время после покупки или не наступить никогда… Модель, подобно птице рожденной из яйца, «вылупляется» из красочной коробки и застывает в грациозном величии на радость автора-наседки, вкладывающего частичку души в своё детище. Каждая собранная модель хранит свою историю – историю своего создания, известную только одному человеку – её автору. Скрывать её не буду…
Вместо предисловия
    Заготовка модели САУ «Brummbär» была однажды куплена при посещении московского клуба моделистов в далеком 2000г., и пополнила штабеля коробок бронетехники. Своего часа она ждала более восьми лет. За это время я успел окончить университет, поступить на работу, жениться, стать папой… да много чего еще, но так как на модельном рынке альтернативы данной модели так и не появилось, решено было начать работу.
   Параллельно с подготовкой модели к сборке, собиралась всевозможная информация по прототипу будущей модели. Изучив, десятки фотографий данной машины, выбор пал на штурмпанцер из Stu.Pz.Abt 219 с тактическим номером «222». Пара фотографий с этим Brummbär’ом (где он находился вместе с аналогичной САУ с № «110») «широко известна в узких кругах» ©, подпись под снимками гласит, что эти две машины принадлежали к Stu.Pz.Abt 219, и были разукомплектованы и брошены в пригороде Будапешта в марте 1945г. Данные снимки были сделаны наверняка советской стороной, причем, что нетипично для серии фото того периода, еще до нанесения номеров на захваченную технику трофейной командой. Кроме того, эти две фотографии оказались самыми поздними из двух десятков найденных снимков Brummbär’ов Stu.Pz.Abt 219. Когда я определился с прототипом, меня заинтересовала история подразделения, и боевое применение этих штурмовых танков. Информацию пришлось довольно долго собирать на основе данных различных «западных» книг, сайтов и интернет-форумов, вот, что вырисовалось в итоге.
   

Фото прототипа. Вот он, этот босоногий двоечник с обалдевшей мордой, красавец! Хорошо видны сварное крепление поддерживающего катка, дополнительная бронеплита на 12 болтах, турель зенитного пулемета, поздний козырек над смотровым прибором механика,порядок катков,из-за рубки выглядывает нештатный деревянный ящик, на лобовой плите приварены крюки для маскировочных тряпок.

Его сосед - "110"-й. За исключением того, что это командирский вариант, с "222"-м у них много общего, наверняка они одной партии. Вместо деревянного ящика на корме сделана "оградка", один из запасных катков раннего типа, хорошо виден ящик ЗиПа поздней серии, в камуфляже мелькают диски. Обе САУ разукомплектованы скорее всего немцами.

Боковик моего прототипа. Прорисовка конструкции в мелочах не верна, но вцелом сходство есть.

Полезная литература по теме

История Sturmpanzer-Abteilung 219
    Stu.Pz.Abt 219 был четвертым (последним) батальоном, который укомплектовали штурмовыми танками «Brummbär». Образовался он 30 сентября 1944г. путем переформирования StuG.Abt. 237 (который в свою очередь был создан из частей 1/StuG.Abt. 185 и 2/StuG.Abt. 201) с привлечением личного состава 4/Stu.Pz.Abt 216. Реорганизация батальона происходила в тренировочном лагере в Dollersheim. Согласно штатного расписания от 1 сентября 1944г., батальон состоял из группы управления (3 САУ) и трех рот по 14 штурмовых танков, а также ремонтно-эвакуационных и транспортных частей. В каждой роте, согласно циркуляра № 1159(В), было два командирских Brummbär’а и три батареи по четыре САУ; всего 45 Sturmpanzer IV, 85 единиц различной колесной и полугусеничной техники, 611 человек личного состава. Забегая вперед, скажу, что за всю свою историю существования Stu.Pz.Abt 219 так и не достиг своей штатной численности, реально имея 38 САУ.
   Первые 10 Brummbär’ов были получены с завода еще 27 сентября и экипажи начали осваивать новую технику в лагере Zwettl. Экипаж одной САУ составлял 5 человек. С максимальной скоростью 16км/ч при движении по бездорожью, не могло быть и речи о том, чтобы тактически использовать Brummbär’ы в качестве танков. Предполагалось, что во время боевых действий они будут двигаться на 300-500 метров позади танков или штурмовых орудий. Дальность стрельбы составляла до 3500 м, причем не рекомендовалось стрелять без корректировки огня. Боекомплект САУ состоял всего из 38 снарядов.
   15 октября, после двух недель тренировок в батальон поступил приказ о боевой готовности – подразделение направлялось в Будапешт, где назревало восстание против действующего правительства Хорти. Все 10 имеющихся в наличии на тот момент Brummbär’ов были переданы 1-й роте и 16 октября она вместе со штабом батальона отправилась железной дорогой со станции Gopfritz в Венгрию, но продвижение было очень медленным из-за воздушных налетов авиации противника. В итоге, батальон прибыл в Будапешт только 19 октября, когда острая ситуация в столице уже была улажена дипломатическим путем – правительство Хорти подало в отставку, уступив место «фашистам-салашистам». Не разгружаясь с поезда, рота направилась в военный лагерь в St.Martin (Словакия), куда прибыла 23 октября, соединившись там с основной частью своего батальона. 29 октября там было получено еще 10 новеньких штурмовых танков. Хотя Brummbär’ы перевозились обычными 24-тонными вагонами, выяснилось, что для этих машин требуются специальные ж/д платформы грузоподъёмностью 27 тонн. До начала декабря батальон продолжал тренировки в лагере, изучал матчасть, пополнялся личным составом. 2 ноября прибыли еще 8 Sturmpanzer IV, правда, не новые, а прошедшие капремонт.
   

САУ "Brummbar" на завершающей стадии сборки, завод Werk Stahlindustrie (Duisberg)

Экипажи обкатывают новую матчасть в тренировочном лагере

Тяжелая махина не без труда форсирует канаву, скорость по пересеченной местности составляла в среднем 16 км/ч

Один из штурмовых танков 219 батальона 3-й производственной серии

    В первых числах декабря советские войска 2-го и 3-го Украинских фронтов начали боевые операции по окружению Будапешта. Для отражения этого удара немцы стягивали свои войска, с целью любой ценой не допустить окружение венгерской столицы. Stu.Pz.Abt 219 закончил тренировки и поступил в подчинение группы армий «Юг». 6 декабря батальон погрузился в эшелон и железной дорогой выдвинулся к линии фронта. Поезд двигался вдоль реки Вааг через Sillein-Pistyan-Galanta-Komarom. 1-я рота выгрузилась вечером 8 декабря в Kisber, а на следующий день весь батальон, разгрузившись, своим ходом переместился к Stuhlweisenburg. Тем временем советские войска 7 декабря достигли южных берегов озера Балатон.
   Боевые подразделения первой роты выдвинулись к Baracska (в 35км от Будапешта) 10 декабря, и уже 12 декабря состоялось боевое крещение подразделения в боях у Martonvasar. 14 декабря Brummbär’ы поддерживали атаку немцев на юго-западе Kismarton. Вечером 17 декабря батальон сменил позиции и направился к Kapolnasnyek на северо-востоке озера Валенсе. Советские войска наступали юго-восточнее этого озера с целью окружения Будапешта. С утра 18 декабря южнее и юго-восточнее этого населенного пункта разгорелись ожесточенные бои, в ходе которых батальон понес первые потери – два штурмовых танка первой роты были уничтожены (соответственно 19 и 20 декабря). Но как выяснилось, эти Brummbär’ы не были подбиты врагом – у них просто взорвались орудия! По распоряжению командующего первой ротой, экипажам запретили стрельбу до выяснения обстоятельств, а оставшиеся штурмовые танки передали второй роте. 22 декабря основная часть батальона (вместе с колесной техникой) маршем отступала к Vereb, где находился его штаб, когда внезапно советские танки пересекли колонну немецкой техники, разделив ее на две части. Батальон от разгрома спасло только то, что, видимо, целью советских танков было скорейшее окружение Будапешта с запада, не отвлекаясь на другие задачи. До конца декабря разрозненные части Stu.Pz.Abt 219 с боями отступали на запад . В районе Vereb подразделения 2-й и 3-й рот вместе с несколькими «Пантерами» попали в окружение, но благодаря поддержки немецкой авиации и отсутствием сплошного фронта смогли вырваться. 24 декабря кольцо вокруг Будапешта наконец замкнулось. В этот же день у Vertessomio противотанковым снарядом был подбит Brummbär лейтенанта Sowada, а на следующий день еще одна САУ "взлетела в воздух" в результате разрыва ствола. В каждом таком случае погибало 4 члена экипажа, а пятый получал тяжелые ранения. После тщательного расследования, которое длилось до середины января 1945, выяснилось, что некоторые гильзы боеприпасов были наполнены динамитом, предположительно на заводе по производству боеприпасов (в результате саботажа). В ходе боевых действий также несколько штурмовых танков вышло из строя по техническим причинам, в основном были проблемы с двигателем и трансмиссией; вся неисправная техника, не подлежащая ремонту в полевых условиях, была отправлена на рембазу в Brieg (Восточная Пруссия).
   

Brummbar Stu.Pz.Abt 219 скучающий на одной из ж/д станций

Единственное известное фото САУ Stu.Pz.Abt 219 в зимнем камуфляже. Обращают на себя внимание пара нештатных ящиков на корме. Пантера на заднем плане скорее всего принадлежит 23 ТД вермахта

Штатная структура батальона. 2-я и 3-я роты должны были иметь аналогичный состав, но за вся свою историю штатного количества САУ достигнуть не удалось

 

Штурмпанцер первой роты взлетевший на воздух, вследствие разрыва снаряда в стволе орудия. Странно, как тут можно выжить!? В двух случаях из трех в живых с тяжелыми ранениями оставались командиры, в одном - механик-водитель; по 4 человека погибало при каждом взрыве

Еще одна САУ потерянная в первых боях по той же причине, что и предыдущая - невеселенький дебют.

Потери матчасти по техническим причинам в несколько раз превышали потери от огня противника

Ремонтные части батальона без работы не сидели

    К 26 декабря батальон вышел из окружения и после небольшой передышки, которая длилась до 9 января, отправился железной дорогой по маршруту Altenburg-Raab-Komarom-Kisber. Разгрузившись с поезда, 11 января штаб и 2-я рота добрались до района сбора к северо-западу от Stuhlweissenburg, где поступили в подчинение 23 Panzer division.
   В рамках операции „Конрад III” по деблокаде окруженной будапештской группировки, немецкая 23 Pz.Div. при поддержке 2/Stu.Pz.Abt 219 готовилась к контрудару с ближайшей целью Stuhlweissenburg. Перегруппировка войск проходила скрытно, 2/Stu.Pz.Abt 219 выходила к исходным рубежам развертывания (Balatonkenese) ночью с 17 на 18 января, и на утро начала атаки, поддерживая подразделения 23 Pz.Div. К вечеру 18 января Brummbar’ы достигли Sar-Szentmihaly в 7км к юго-западу от Stuhlweissenburg, уничтожив несколько советских танков с мотопехотой. Наступление продолжалось до 26 января в юго-западном направлении, было захвачено несколько населенных пунктов южнее озера Веленце. 23 января в бою был потерян штурмовой танк лейтенанта Гарте, а также несколько САУ вышли из строя по техническим причинам (двигатели и трансмиссии этих тяжелых машин часто не выдерживали нагрузок). Неисправные Brummbar’ы удалось эвакуировать сначала в Vesprem, а оттуда 25 января железной дорогой их отправили на рембазу в Romand. Как раз в это время из ремонта в батальон вернулись штурмовые танки, вышедшие из строя в декабрьских боях.
    26 января усилились контратаки советских войск, а через два дня началось полномасштабное наступление русских на южном участке фронта, вследствие чего попытки освободить Будапешт немецким войскам пришлось прекратить. 13 февраля Будапешт пал. В течение февраля-марта 1945г с переменным успехом подразделения Stu.Pz.Abt 219 продолжали сражаться в Венгрии между озерами Веленце и Балатон как в оборонительных так и в наступательных операциях. Тем не менее, в следствие стремительного продвижения советских войск, начиная с 19 марта, батальон постепенно откатывался на северо-запад, сначала на оборонительный рубеж Stuhlweissenburg-Komarom, затем, 27 марта, на новую линию обороны около Seemitte. В час ночи 25 марта во время привала у Nagyvaszony батарея из четырех САУ подверглась бомбардировке советской авиацией – один Brummbar был уничтожен вместе с экипажем прямым попаданием авиабомбы, остальные получили повреждения и по причине невозможности эвакуации были взорваны. Вообще, во время мартовских боев ремонтному взводу и экипажам штурмовых танков пришлось изрядно потрудиться, чтобы поддерживать боеспособность своих САУ – сказывалась нехватка запчастей и горючего в условиях постоянного отступления. В конце марта батальон разрозненными частями стремительно отступал на северо-запад. 29 марта, когда передовые части советских войск уже вышли к австрийской границе, остатки 2-й роты отступали через Nowa-Lenti-Murska-Sobota к Radkersburg, куда они вышли к 30 марта, по дороге взорвав свои последние Brummbar’ы из-за нехватки горючего. Остальная часть батальона (без 3-й роты) продвигалась через Graz-Bruck, а оттуда 4 апреля железной дорогой Leoban-Linz-Budweis-Iglau в Frauenburg. Еще раньше, экипажи 1-й и 2-й рот, оставшиеся «безлошадными» были отправлены в Kirschfeld, где предполагалось, что им выдадут новые штурмовые танки. Но в связи с задержками поставок новой техники, эти две роты укомплектовали около 30 трофейными танками Т-34 и «Шерман». Однако, на них не суждено было повоевать – отсутствовали боеприпасы, и в результате трофейную матчасть в середине апреля вернули на базу снабжения в Budweis. 22 апреля все подразделения Stu.Pz.Abt 219 за исключением 3-й роты соединились в тренировочном лагере Dollersheim, где предполагалось, что экипажи обоих рот перетренируют в противотанкистов и обучат управлению САУ «Хетцер». Но в итоге, никакая бронетехника на вооружение не поступила и, учитывая отсутствие матчасти, 25 апреля Stu.Pz.Abt 219 согласно приказа был расформирован. Из его остатков была сформирована 123 Pz.Jgd.Brig (известная как бригада Трумпа) вооруженная штурмгеверами и фаустпатронами, которая должна была бороться с танками в уже пешем порядке. 10 мая она капитулировала перед американскими войсками в Freistadt, но все же часть личного состава была передана советской стороне.
    Что касается 3/Stu.Pz.Abt 219, то она стала последним подразделением, которое получило на вооружение Brummbar’ы – 16 марта были получены 10 САУ, восемь из которых прошли капремонт, а две были новыми (причем финальной серии, выпуска конца февраля 1945г.). 23 марта она вернулась в Венгрию, где, по-причине стремительного советского наступления, оказалась отрезанной от остальной части батальона. Рота была введена в бой севернее Danuba на границе Венгрии и Словакии. До расформирования батальона она вела бои в районе Gran и Waag, а с 25 апреля вошла в состав танкового полка «Feldhernhalle». Информацию по боевому применению Brummbar’ов в составе этого подразделения найти на удалось.
   

Серия фото САУ 3-й роты. Они имели крупнопятнистый или засадный камуфляж. На экранах встречаются какие-то письмена. Обратите внимание на порядок катков

На чехле орудия и передней секции бортового экрана нанесена литера "U".

Полосы камуфляжа очень широкие. Письмена также просматриваются

Что интересно, запасные траки окрашены в тот же "засадный" камуфляж, что и вся САУ

    Подводя итог вышеизложенного, может показаться, что Stu.Pz.Abt 219 за всю свою полугодичную историю существования большую часть времени провел за тренировками, в ожидании матчасти и ее ремонте, а также в постоянных перемещениях за линией фронта. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, триумфальные времена вермахта были уже далеко позади. Во-вторых, военная промышленность Германии в последние месяцы войны была крайне истощена сокращающимися ресурсами и непрерывными бомбардировками заводов, вследствие чего поставки техники в войска резко снизились. В результате, несмотря на то, что батальон в целом был укомплектован матчастью на 85% от штатной численности, при поступлении Brummbar’ов с завода малыми партиями и ввода их в бой по частям, какого-то ошеломляющего действия от их боевого применения не наблюдалось. Кроме того, САУ были явно перетяжеленны, неповоротливы, применялись в неблагоприятных погодных условиях, что влекло за собой частые поломки, снижая эффективность их тактического применения. В добавок, саботаж на заводе боеприпасов и перебои с поставкой топлива в ходе мартовского отступления существенно повысили «небоевые» потери матчасти. Как результат только 20-30% от общих потерь САУ батальона были уничтожены непосредственно огнем противника. Тем не менее, эти громоздкие и неуклюжие махины в составе Stu.Pz.Abt 219 внесли свою посильную лепту в оборону рейха.
    Хотелось бы немного остановиться на некоторых особенностях Brummbar’ов Stu.Pz.Abt 219.
   38 штурмовых танков(в т.ч. 16-20 ед. после капремонта) поступали в батальон четырьмя партиями, из них:
   - 10 новых САУ - 27сентября 1944г., были 3-й и 4-й серий, имели циммерит;
   - 10 новых САУ - 29 октября 1944г., 4-й серии, большинство/все не имели циммерита (среди них, видимо, и был «222»-й);
   - 8 САУ после капремонта 2 ноября 1944г, скорее всего также 4-й серии;
   - 2 новых САУ и 8 отремонтированных 16 марта 1945г., фото этих Brummbar’ов нет, но вероятно они также 4-й серии, причем новые машины могут иметь 3 поддерживающих катка и выхлопную систему с двумя цилиндрическими патрубками.
   Камуфляж всех САУ был преимущественно трехцветным различного стиля: классический «пятна-полосы», «засадный», а также оригинальный «дисковый», «широко-полосатый». В зимнее время поверх основного камуфляжа наносились смываемой краской белые мазки-полосы. Март 1945г в Венгрии выдался малоснежным, поэтому зимний камуфляж с техники в основном был смыт еще ранней весной. Кроме того, САУ поступающие с рембаз могли иметь смешанные схемы окраски.
    Stu.Pz.Abt 219 был единственным из четырех батальонов штурмовых танков, который использовал трехзначную систему тактических номеров по аналогии "панцерваффе" («рота-взвод-машина»). Номера накрашивались на борта рубки через трафарет белым контуром. Кресты, как ни странно, на САУ данного подразделения не наносились (возможно, на некоторых машинах они присутствовали на центральных секциях фальшбортов).
   Многие Brummbar’ы имели в кормовой части нештатные ящики различной конструкции и всякого рода «оградки» для имущества экипажа.
   
Основные технические отличия штурмового танка "четвертого поколения".
    Перечисление общих ТТХ, история создания и процесс производства САУ «Brummbär» не входят в рамки данной статьи, остановлюсь лишь на особенностях его последней модификации.
   Из общего количества (306 шт.) выпущенных SdKfz. 166 Sturmpanzer IV «Brummbär» 166 шт. было создано так называемой четвертой (поздней/последней) серии, которая стала самой массовой модификацией данного штурмового танка. Выпуск производился с августа 1944г. до марта 1945г., серийные номера начинались с № 89101. Ходовая часть, которая служила базой для его постройки, была такой же как на танках Pz. Kpfw. IV Ausf. H и Pz. Kpfw. IV Ausf. J и поставлялась с завода Nibelungenwerk (St. Valentin), а окончательная сборка САУ осуществлялась на заводе Werk Stahlindustrie (Duisberg).
    Отличительными особенностями Brummbar’ов 4-й серии от предыдущих модификаций были:
   - борта рубки прямые, выполнены одним бронелистом;
   - перископический смотровой прибор механика (аналогично Brummbar’ам 3-й серии)с козырьком, на поздних сериях над перископом имелся удлиненный козырек;
   - «пристройка» с двустворчатым люком в кормовой части рубки, являющейся основным входом/выходом для экипажа;
   - оборонительный пулемет MG-34 в передней части рубки в Kugelblende 80;
   - командирская башенка (по типу StuG 40), с оригинальной поворотной конструкцией зенитного пулемета MG-34;
   - дополнительный (второй) вентилятор над оборонительным пулеметом;
   - опорные катки с внутренней амортизацией (все или половина);
   - две пары запасных катков в задней части корпуса;
   - расширенные надгусеничные полки («фальшполки»), расположенные посекционно вдоль корпуса;
   - крепление дополнительной бронеплиты в передней нижней части корпуса на 12 болтах;
   - отличия в ходовой части (патрубки выхлопной системы двигателя, конструкция креплений поддерживающих катков и т.д.) зависели от типа (Ausf. H/Ausf. J) и времени выпуска.
   
   Sturmpanzer IV четвертой серии были в наличии во всех четырех отдельных батальонах(216/217/218/219 Stu.Pz.Abt) , которые оснащались данным типом боевых машин, и участвовали в боевых действиях на всех ТВД с конца 1944г. до мая 1945г.
   

Одной из отличительных черт Brummbär'ов 4-й производственной серии была установка "скворечника" оборонительного пулемета в передней части рубки. Фото из музея в Мюнстере (вместо MG-34 муляж)

Другое наиболее заметное отличие было в "пристройке", расположенной в кормовой части рубки, служившее посадочным люком для экипажа

На данной модификации САУ внедрили также комбашенку с кольцевой турелью зенитного пулемета. Кольцевая часть с роликом сохранилась в музее Самюр

Смотровой прибор механика (без козырька)


Сборка модели
    Из афтемаркета были использовны следующие наборы:
   - фототравленные детали экстерьера – «Абер» №35052;
   - детали выхлопного патрубка – «Москит» №3523;
   - оборонительный пулемет MG-34 – «Model Point» №35100;
   - головки болтов - «Master Club» МС435034;
   - траки – «Friulmodel» ATL-28;
   - детали с пластиковых наборов моделей фирм Тамия, Тристар и др.
   
   Процесс постройки модели разделим на два этапа: сборка рубки и нижней части корпуса.
   
Рубка штурмпанцера
    Рубка Brummbär’а представляла из себя соединенные «в шип» бронелисты расположенные под различными углами наклона. Общая геометрия формы рубки у модели «Драгона» вцелом удовлетворительна, а вот в деталях куча косяков, но обо всем по-порядку. Я начал со стыков бортовых бронелистов рубки, три из четырех которых выполнены неверно. Тут помогут снимки музейной машины из Мюнстера – шипованные стыки бронелистов там отчетливо видны. В своей модели я зашпатлевал неправильные стыки, после чего разметил карандашом правильное их соединение и прошкрябал модельным ножом под 90º к поверхности их торцевые части, после чего этим же ножом сымитировал рифленые следы резки бронелистов. Тут следует обратить внимание на толщину бортовых, передней и задней бронеплит – она неодинакова. И, наконец, выполнил имитацию сварки оплавленным в растворителе тянутым литником.
   Крыша рубки состояла из двух одинаковых бронеплит, которые к бортам рубки крепились внахлест болтами, а между собой – соединительным уголком (пластиной) на болтах, причем передняя верхняя бронеплита была под небольшим наклоном в горизонтальной плоскости. Болтовое (а не сварное) крепление крыши обусловлено удобством при монтеже/демонтаже орудия в случае его повреждения. В обоих бронелистах были несколько вырезов под люки, вентиляторы, перископический прицел. Так как рубка в модели дана одной деталью, приступая к работе над крышей, я стоял перед выбором: срезать ее полностью или переделать; после долгих колебаний я выбрал второе. Для начала следует сымитировать стык крыши рубки с бортовыми листами по бокам и в задней части. Чтобы его сделать ровным, лучше наклеить на борта ровную полоску самоклеющийся пленки краем к месту стыка, и пилкой аккуратно надпилить, как под линейку по периметру всего соединения бронелистов; если крышу срезать и сделать заново из пластика, такой стык выглядел бы более реалистичнее. Также надо сделать надрезы в местах стыка верхних бронелистов между собой – стык этот хоть и прикрыт уголком (пластиной), но по бокам заметен. Далее следует полностью срезать все выступающие детали с крыши. Болты на модели «замыленные» и в некоторых местах расположены не так как на прототипе, особенно это заметно на соединительном уголке (пластине) и в передней части рубки. Правильное расположение болтов можно посмотреть на машине из музея в Самюре, там крыша сохранилась родная, в отличие от мюнстерской машины. Болты использовал от Master Club.
    Бронезадвижку над перископическим прицелом орудия я сделал подвижную (см. рис.), как в действительности она и была, но для этого не следует слепо следовать "аберовской" инструкции к травленке. После того как срезана пластиковая имитация подвижной бронировки, надо правильно вырезать отверстие под перископический прицел в крыше рубки, оно имеет форму четырехугольника со скругленными углами и несколько отличается по форме от аналогичного выреза в бронировке. Рельсу, по которой она сдвигалась, лучше сделать из послойно наклеенных друг на друга травленых полосок в количестве 3 шт с каждой стороны, причем нижняя полоска должна быть чуть шире двух других. Средняя – должна приклеиваться в стык к внешнему краю нижней полоски, а верхняя – быть с небольшим напуском и образовывать «ступеньку». Подвижная бронировка вкладывается в паз между нижней и верхней полоской, которые обхватывают ее с двух сторон. Обратите внимание, что верхние полоски должны быть разной длины (передняя короче), при одинаковых нижних. После установки всей этой конструкции на модель (очень важно выдержать угол расположения и совпадение с отверстием под перископ) следует «пройтись» сваркой по внешним граням полос и приклеить головки болтов.
    На крыше рубки расположены два вентилятора – один возле орудия, другой – в «пристройке» пулеметчика. Прилив к вентилятору пулеметчика я срезал только для того, чтоб аккуратнее зачистить место под установку подвижной бронировки перископа, теперь его можно установить на место, саму крышку вентилятора следует сточить до нужной толщины. Вентилятор над орудием следует сместить значительно левее – его продольная ось должна быть по центру между пятой и шестой от правого борта головкой болтов переднего ряда. Его крышку – также сточить, шесть крепежных винтов – надсверлить.
    Два прямоугольных лючка на петлях в задней части крыши рубки сделаны травленые («родные» имеют неверную форму), следует заметить, что в закрытом положении они должны иметь небольшой зазор (между лючком и крышей рубки); собственно расположение этих лючков лучше сверить с «самюрской» машиной.
    Соединительный уголок (пластина) между двумя бронеплитами крыши рубки – кусок рамки от фототравления подходящей толщины, согнутый с помощью «гнулки» и обклеенный болтами от Master Club в шахматном порядке, тут следует не ошибиться в количестве (17-передний ряд; 18-задний) и правильности их расположения (изначально в модели они расположены неверно).
   

Исправлены соединения бронеплит рубки. Хорошо видны крепление антенны и открытая бронезаглушка пистолетного порта

Подвижная бронировка над перископическим прицелом

Рубка в сборе перед установкой на корпус

При открытых дверцах "пристройки" в задней части рубки следует прорезать люк. Все поверхности бронелистов обработаны растворителем, для придания им шероховатой поверхности

    Доработка командирской башенки кроме дополнений предлагаемых в «аберовской» инструкции к травлу сводится к двум основным узлам – крышка люка и турель зенитного пулемета. С наружной части крышки люка следует срезать все выступающие детали. Петли – поставить травленые «рабочие»; резиновый стопор люка следует выполнить самостоятельно из пластика, причем надо учесть, что в открытом положении он должен соприкасаться с верхней кольцевой частью командирской башенки. Во внутренней части люка доработок больше: ручка в маленьком лючке из проволоки и пластиковых пеньков, в последних по бокам необходимо сделать маленькие пазы – элементы запорного механизма. Внутренняя часть большей части люка дорабатывается с помощью проволоки, фольги и пластика на основе любого «валкараунда» комбашенки позднего Штуга.
   С пулеметной турелью все несколько сложнее. Дело в том, что она имела оригинальную конструкцию и была характерна только для Brummbar’ов четвертой серии. В инструкции к травлению и «валкараундах» сомюрской машины показана только нижняя поворотная часть данной конструкции (кстати в инструкции «абера» она указана не совсем верно) без складной мачты, поэтому основную часть данной турели пришлось воспроизводить по немногочисленным фронтовым фотографиям из элементов травления и пластиковых деталей. Пулемет взял от Тамии, добавив фототравленный зенитный прицел. (см. рис.)
    В левом и правом бортовых бронелистах были по два пистолетных порта с пробками расположенных симметрично с обоих бортов.
    Захотелось воспроизвести открытый пистолетный порт в борту рубки (что ни моделью, ни аберовской травленкой к набору не предусмотрено). Для этого следует в месте его расположения изнутри вклеить кусочек листового пластика, чтобы толщина бронелиста была масштабной, и высверливать отверстие как минимум тремя сверлами близких между собой в диаметре – от меньшего (сквозное) к большему. Смысл – пробка и соответственно отверстие пистолетного порта были в форме усеченного конуса (а не цилиндра), поэтому если отверстие просверлить сверлом одного диаметра – это будет не совсем верно. Саму пробку я взял точеную от "аберовского" набора на «Элефант», предварительно сгладив тупоконечную часть и укоротив остроконечную; цепочка – травленая из запасников. Оставшиеся пистолетные порты оставил «родные» - закрытые.
    В кормовой части бронерубки расположена своеобразная «пристройка» с двустворчатым люком для входа/выхода экипажа, которая является отличительной чертой штурмового танка Brummbar четвертой серии. В модели она в общих очертаниях верна, но также нуждается в доработке. Сваривалась она из четырех бронелистов, чтобы правильно воспроизвести места их стыковки, следует сточить все острые грани коробки данной «пристройки», сделать на их месте небольшие запилы-бороздки, в которые, в свою очередь, уложить расплавленный растворителем тянутый литник и обработать модельным ножом. Приваренный сверху «пристройки» поручень – «П»-образно согнутая проволока, сплющенная немного на концах; дождевой козырек – согнутая «U»-образно фольга, чуть закругленная по краям (то, что предлагается для его имитации «Драгоном» и «Абером» не похоже на оригинал). Замок на наружной части дверцы доработан кусочком фольги и пластика. Снизу «пристройку» следует нарастить листовым пластиком где-то 0,8 мм– при окончательной сборке в верхней части она должна быть в одном уровне с задней частью крыши рубки. К заднему бронелисту рубки «пристройка» приваривалась по бокам, а с крышей моторного отделения, как и весь кормовой лист рубки, соединялась с помощью ажурных уголков, которые, к слову, требуют подгонки «по месту». «Пристройку» следует приклеивать на модель после установки рубки на корпус! В моей модели дверцы люка закрыты (в первую очередь сказалось отсутствие какого-либо интерьера и нежелание его воспроизводить), при открытых дверцах на их внутренней стороне следует сделать запорные механизмы, пробку пистолетного порта и некоторые другие мелочи (травленка частично в этом поможет), а также вырезать прямоугольное отверстие в кормовом листе рубки.
    Порт антенного ввода располагался в верхней правой части кормового бронелиста рубки. В модели «Драгон» он воспроизведен совсем неверно, но обидно, что и «Абер» также напортачил с его «апгрейдом». В итоге верхняя часть порта была оставлена из пластика с травленой шайбой, а поддерживающее его коробообразное крепление пришлось делать из «П»-образно согнутой травленой рамки и элементов набора «Абер». Вместо антенны оставил штырек из кусочка тянутого литника.
    В левой верхней части кормового бронелиста, левее «пристройки», находится заглушка для второго антенного порта (в командирских штурмовых танках на ее месте приваривалось массивная бронировка антенны от радиостанции FuG 9) – деталь модели немного уменьшенная в толщине и приведенная к симметричности, добавлены два болта.
   

Пулеметная турель была одним из камней преткновения в постройке данной модели, ее образ пришлось воссоздать по нечетким фронтовым фото

Благо кольцевая ее часть предусматривалась аберовским набором травления, остальное изготовлено, что называется "с нуля". Над внутренней частью люка комбашенки также пришлось поработать

Пулемет использовал от "Тамии". Видна исправленная заглушка ввода командирской антенны и часть "пристройки"

 
    В передней части рубки доработок также немало. Прежде всего доработана «пристройка» механика-водителя: ножом вырезана (выделена) её передняя часть, восстановлены сварные швы и стыки бронелистов. В нижней части «пристройки» по бокам приварены усилительные планки. Бронировка и козырек смотрового прибора механика сделана из остатков травления. Козырек оригинальной конструкции был характерен для поздних Brummbar’ов 4-й серии.
   Оборонительный пулемет - точеный Model Point. С орудием я колебался: ставить родное или прикупить точеное от Lion Roar (единственные, кто делает металлические стволы на данную модель). В итоге решил доработать «родной» ствол, так как точеный оказался «не фонтан». Сначала отпилил и нарастил часть ствола, выступающего из бронекожуха, затем рассверлил и сделал фаску во внутренней части самого бронекожуха, а также добавил сварной шов в его основании. Единственно, что не удалось сделать, так это стык в передней (конусной) части ствола – побоялся испортить всю деталь. А так как в масштабе его почти не заметно, закрыл на это глаза. Бронекольцо, прикрывающее шаровую установку орудия следует немного уменьшить по толщине и сточить его острую кромку по периметру. Болты на кольце надо расположить с одинаковым интервалом по окружности, а по-хорошему - заменить. Напротив болтов по ребру кольца необходимо добавить 6 бонок позднего типа (с подложкой) крепления чехла для орудия. Индивидуальной особенностью «222»-го было размещение на передней бронеплите скоб для крепления маскировочных сетей/веток/тряпок – их нетрудно сделать из травленых рамок подходящей ширины, добавив сварочные швы.
   Кроме всего прочего, на рубке располагалось несколько крюков-рымов, которые следует разместить под правильными углами, сымитировать сварку и сделать отверстия Ø 0,3мм на конце, сверяться здесь нужно с музейными экспонатами реальных машин.
   Перед установкой рубки на корпус модели следует не забыть поставить перископический прицел (доработав его крепление, высверлив «глазок»), приклеить заглушку открытого пистолетного порта на цепочке. Комбашенку, наоборот, лучше приклеить на модель только после покраски. Установка рубки на корпус требует тщательной подгонки!
   

Козырек на смотровой прибор механика изготовлен самостоятельно из остатков фототравления по выкройкам из фольги

Доработанное орудие с бронировкой

Смотровой прибор механика доведенный "до ума"

 
Сборка ходовой части
    Корпус рассматриваемой модели собирался на основе «родной» ванны с привлечением ряда узлов от моделей "Тамии" и "Тристара", а также множества самодельных деталей.
    Переднюю часть ванны корпуса заменил «тамийской» с более правильными чем у "Драгона" буксирными приспособлениями, которые, тем не менее, подверглись некоторым доработкам: добавлен «палец» фиксатора из пластикового стержня с парой травленых деталей, сделаны маленькие квадратные приливы, просверлены отверстия и воспроизведена из рамки от травленки планка крепления запасных траков с крепежом. В нижней передней части корпуса также добавлена дополнительная бронеплита на 12 болтах (поздний вариант).
    В носовой верхней части корпуса проработана передняя часть надгусеничных полок, рельефная часть сделана из травленых пластин, тщательно проработана система крепления откидных передних закрылков с добавлением массы мелких деталей, заменено крепление фары и ее проводка, что видно на фотографиях. Из «базовой» «аберовской» травленки сделаны крепления бруса под домкрат, приспособы для натяжения гусеницы, переднего крепления буксирного троса. Их расположение по инструкции во многом не верно, так что надо быть внимательным! В двух симметричных люках доступа к трансмиссии просверлены отверстия под бронеколпаками. Уголок-пулеотбойник перед «пристройкой» механика следует разрезать в месте стыка с большим люком доступа к трансмиссии. Запасные траки и травленые элементы их крепежа к верхней передней бронеплите следует соединять вместе ДО установки на модель – так можно добиться более точной их подгонки и позиционирования; также следует не забыть о крепежных болтах.
    Ходовая часть доставила немало хлопот. Начал я с доработки тележек. Сначала пришлось тщательно обработать их надфилем, дабы убрать угловатость некоторых изгибов, потом зашпатлевал «ямы», с внутренней части тележек по торцам осей опорных катков добавил круглые приварки по две на тележку. Торцы рессор и ограничители хода тележек заменил на детали от «тристаровской» «четверки» - они копийнее «родных». Крепления поддерживающих роликов на прототипе были оригинальной поздней конструкции, их пришлось делать «с нуля» из остатков травленых пластин с добавлением болтов и сварочных швов. Так как, в связи с этим, надо было сделать много одинаковых деталей, согнутых под строго определенными углами, причем, чтобы вся конструкция была надежной и выдержала металлические траки, - делал выкройки из мягкой фольги. Данный узел стал одним из самых сложных в моей работе, отобрав много времени и нервов. Ведущую «звездочку» заменил на более копийную «тамиевскую», переработав при этом ее крепление. Направляющее колесо оставил «родное», добавил только клепку в его креплении. Обрезиненные опорные катки поставил «тристаровские», перепилив их в «поздние». Кроме этого переделал оба лючка с левой части ванны и добавил ряд клепок.
   

Воспроизведение этого спицефического крепления поддерживающего ролика, несмотря на его незамысловатую форму, доставило немало хлопот

Слева доработанный лючок, справа - исходный из набора

Передняя часть корпуса пестрит всякой мелочевкой

Тележки опорных катков у старого "Драгона" по сравнению с новым - дрова. Пришлось их пилить, шпатлевать и дорабатывать "тристаровскими" запчастями

    Корма также не избежала доработок. Чаще всего патрубки выхлопной системы моделисты на данной машине ставят в виде двух цилиндрических труб, как на поздних Pz. IV Ausf. J – это сымитировать проще, но на Brummbar’ах четвертой серии, которые хотя и базировались на ходовой части этой модификации танка, данная выхлопная система, судя по историческим фото, была менее распространена, чем «бакообразная». Учитывая тот факт, что штурмовые танки из 219 батальона с № 222 и 110 были наверняка одной партии, и на «110-м» бак выхлопа четко просматривается, решил и «222-й» делать с аналогичной выхлопной системой. Сам «бак» выхлопа решил заменить продукцией «Москит» - он выигрышней смотрится по сравнению с «родным» пластиковым, кроме того включает несколько мелких смоляных деталей. При установке на модель очень важно совместить его с навесной полочкой, которая крепится над ним, чтобы отверстие в полочке совпадало с патрубком выхлопа! Сама полочка травленая, входит в набор «Абера» (в базовом наборе «Драгона» ее нет), неплохо смотрится, но позиционирование защитного полусферического кожуха над выхлопным патрубком доставило немало хлопот. Перед установкой выхлопной системы были восстановлены недостающие болты и заклепки на соединительном уголке верхней и нижней кормовых бронеплит, на креплении буксирных крюков, направляющего колеса, под «баком» выхлопа, в нижней и верхней части кормовых плит (см. рис.), также добавлен с двух сторон стопор заднего подкрылка, «серьги» под буксирными крюками, воспроизведено прицепное устройство с цепочкой, крышки лючков. Ручной стартер сделан самостоятельно из проволоки и пластиковых деталей, «лягушки» его крепления поставил «вояджеровские», т.к. «Абер» их переразмерил. В необходимых местах восстановлены сварные швы. На верхней кормовой плите добавлены штатные скобы крепления запасных катков из проволоки и травленая цепочка крепления троса, все болты заменены и расставлены по своим местам.
    Надгусеничные полки оставил родные, хоть позже об этом пожалел. В передней их части, как уже было сказано, восстановил рифление (остатки «запчастей») и заменил откидные подкрылки на травленые. Задние же подкрылки после некоторых колебаний поменял на пластиковые от «тамийской» «четверки» - они лучше пластиковых «родных» и, как ни странно, лучше травленых (правильно воспроизведена «ступенька» во внутренней их части, расположение заклепок). Правда, пришлось с ними помучаться: сточил основную плоскость до приемлемой толщины, сделал травленую отбортовку, восстановил клепку на внутренней боковой стороне подкрылка, вклеил соединительный «палец» на стыке подкрылка и надгусеничной полки, доработал травленый катафот на левом подкрылке.
   На задней левой полке располагался штатный ящик для инструментов и конвойная фара («тамийская» с травленым креплением). Этот ящик – отдельная «пестня». По-хорошему его надо сделать «с нуля», но я решил перепилить «родной». Тщательно изучая исторические фотографии (на музейных этот ящик не сохранился), пришел к выводу, что на всей серии Brummbar’ов было как минимум 4 типа этих ящиков, отличающихся друг от друга количеством петель и их расположением, полуцилиндрической выштамповкой на крышке, размером «креста» и т. д. На Brummbar’ах 4-й серии встречались 2 вида таких ящиков – ранний (присущий машинам с циммеритом), и поздний; основное отличие – на позднем всего две петли в нижней части ящика. На модели сделан поздний ящик. Данный ящик имел оригинальную конструкцию с двумя крышками, откидывающихся на петлях, в закрытом состоянии скрепленный защелками. Что касается той заготовки, что дается в наборе, она длиннее по высоте на 1.5мм, чем нужно, на столько же следует удлинить полуцилиндрическую выштамповку на большей створке ящика. Также следует правильно сымитировать стык крышек – верхняя (узкая) крышка накрывает торцевую. Крестообразная выштамповка на ящике заменена имитацией из тянутого литника. Петли и крепления ящика – «аберовское» травление. Ящик на модели крепится под углом (см. рис.).
   На задней правой полке крепился домкрат и крепление троса. Кроме всего прочего не забыт огнетушитель. На данной модификации штурмового танка он размещался в правой самой нижней части кормового бронелиста рубки перед домкратом. «Драгон» с «Абером» огнетушитель проигнорировали, так что пришлось искать его в «запчастях».
   Надгусеничные полки соединялись с рубкой в двух местах короткими планками, один конец которой приваривался в нижней части рубки, второй – болтом крепился к полке. Этот элемент дается в «штатном», наборе травления "Абер", но головка болта там выглядит неубедительно – лучше эту деталь сделать самостоятельно.
   На крыше моторного отделения «222-го» крепился нештатный деревянный ящик для различного имущества экипажа. На моем прототипе он просматривается однобоко, потому пришлось проявить фантазию, не забывая, что он размещен над открывающейся дверцей моторного отсека. Ящик сделан из шпона с использованием травленых и пластиковых деталей.
   Кроме этого, на крыше моторного отделения были добавлены сварные швы и из проволоки сделана приклепанная ручка створки люка.
   Последним этапом сборочного процесса стала установка креплений бортовых экранов. Сами экраны я изначально устанавливать не собирался, но тем не менее меня и тут ждали «подводные камни». Начал я с крюков, расположенных вдоль надгусеничной полки, которые с одной стороны являлись нижними креплениями экранов, с другой – разделяли секции «фальшполок». Крюки поставлены от «Абера»; следует обратить внимание, что передние и задние крепятся к полке также на два болта, а не на один как предлагает инструкция (учитывая их простую «г»-образную конструкцию, лучше их изготовить самостоятельно). Также с нуля изготовлена скоба-крепление первой секции экрана с тремя отверстиями (в отдельном наборе «Абера» №35А07 эта скоба имеется). Больше всего хлопот было с «фальшполками». Их секции даны неверной длины (и толщины) как базовым набором «Драгона», так и разметкой в инструкции «Абера». В действительности, они были практически одинаковой длины (кроме крайних частей) и крепились к крюкам с каждой стороны болтом в потае. Следует также обратить внимание, что центр секций «фальшполок» располагался строго под двумя треугольниками рельсы (уголка) верхнего крепления бортовых экранов, а нижние крюки - по центру в просветах этой рельсы (некий шахматный порядок), тут важно все взаимоувязать. Саму рельсу (уголок) с треугольными фиксаторами верхней части экранов сделал полностью самостоятельно (уголок – согнул «гнулкой» подходящий кусок рамки от фототравления, подрезал с двух сторон; равносторонние треугольники начертил на металлической части дискеты, нарезал, наклеил на согнутый уголок), а кронштейны её крепления к модели были в базовом наборе «Абера». Следует обратить внимание на то, что эти кронштейны крепились (три шт. - к рубке, один – к задней части корпуса):
   - к приварным «плашкам» (даны в травленке);
   - вывернуты наружу (а не вовнутрь, как ошибочно указано в «аберовской» инструкции);
   - к рубке двумя болтами нижняя часть кронштейна (а не одним болтом, как в инструкции), верхняя часть – одним болтом;
   - к рельсе двумя болтами.
   Кроме всего прочего, при сборке этого довольно сложного узла следует учесть, что рельсы должны быть строго параллельны корпусу, уголок рельсы согнут под углом 90 градусов, треугольники-фиксаторы – равносторонними.
   Альтернатива этой возне – набор «Абера» №35А07 (бортовые экраны с креплениями), правда с ним я не работал и его косяков не знаю.
   Секции «фальшполок» надо ставить в последнюю очередь, после установки и подгонки нижних крюков и верхней рельсы, подрезая/наращивая ее центральную часть и стачивая по толщине (если переделывать из базового набора «Драгона»). Возможно, лучший вариант – вырезать их из подходящих пластиковых полос.
    Гусеничные ленты и запасные траки использованы металлические из набора «Friulmodel» ATL-28.
    На этом этапе предпокрасочная сборка заканчивается.
   

Правая задняя часть корпуса. Виден нештатный ящик, шанцевый инструмент, рельса крепления экранов, задние секции "фальшполок"

Корма.Довольно много мелких доработок

Штатный ящик ЗиП

Вид сверху

Ходовая часть. Видны исправленные крышки заливных горловин, новые катки и т.д.

Вид на заднюю часть корпуса и рубки.

Корма с другого ракурса.

"Пристройка".

Вид спереди.

Задняя правая часть надгусеничной полки и нештатный ящик для имущества экипажа, виден крепеж инструментов.

Изгибы стальных тросов формировались после сборки модели, и окончательно устанавливались после окраски.

Несколько общих видов модели перед покраской

Окраска модели
Загрунтованная модель
   По окончанию сборки, модель задута из баллона автомобильной грунтовкой цвета «дункельгельб», которая одновременно является и грунтом и базовым цветом.
    С камуфляжем решил поэксперементировать. «222»-й и «110»-й изначально имели «дисковый» камуфляж (который уже давно привлекал мое внимание своей оригинальностью, но все как-то не решался его воспроизвести), но после ремонтов и смывки зимней окраски данные машины очевидно подкрашивались стандартными оливково-зеленым и красно-коричневым цветом, в итоге, чисто «дисковым» камуфляж быть перестал, и стал уже скорее пятнистым с элементами дисков. Нечто похожее я и попытался воспроизвести. Для начала решил сделать маски; специальной маскирующей липкой пленки у меня не было, поэтому маски делал из обычного малярного скотча следующим образом. На глянцевую тонкую картонку наклеивал ленты скотча, после чего резал ножницами на прямоугольники различной величины. После этого канцелярским дыроколом «выгрызал» пятнообразные отверстия, аккуратно сдирал кусочки продырявленного скотча с картонки и тщательно это дело лепил на модель, стараясь, чтобы скотч прилегал максимально плотно во избежание в дальнейшем подтеков краски под маски. Использовал также кружочки из «нутра» дырокола. Сначала маски наклеивались для нанесения зеленых пятен, которые задувались из аэрографа нитрой, модель пару дней сохла, маски сдирались, после чего вся процедура повторялась для нанесения второго камуфляжного цвета. Тут важно взаимоувязать все переходы от одного цвета к другому и равномерно распределить пятна по площади модели. Кроме того, перед задувкой аэрографом, скотчем надо скрыть также все просветы между масками. При неудовлетворительных результатах в закругленных переходах между цветами, процедура повторялась. Работа осложнялась еще и тем, что если краска подтекала под клеевую сторону скотча, ее разъедало, и кроме кляксы на модели оставалась некая липкая субстанция, которая с большим трудом соскребалась ножом. Вообщем, эта аппликация заняла пару недель. После нанесения камуфляжа кистью выкрасились все мелкие детали на модели, покрашен ящик, из «обувной» бумаги сделан брезент. Отдельно красились и тонировались (но параллельно с моделью) опорные катки, нанизанные на спички, тросы, вся командирская башенка с турелью (пулемет отдельно) и траки – все эти элементы были установлены на модель после окончания всех покрасочных работ. Наступило время нанесения тактических номеров – они наносились кистью белой нитрой через трафареты (не помню какой фирмы); после высыхания номера слегка обработал мелкой наждачкой, чтобы сроднить их с окраской модели. Следует обратить внимание, что номера на бортах рубки были немного смещены относительно друг-друга.

Несколько примеров "дискового" камуфляжа штурмовых танков, правда из Stu.Pz.Abt 217. Кадр из кинохроники на котором наиболее четко просматривается "медведь в горошек"

Также на бронекожухе орудия виден логотип. У дальней САУ выхлопная система позднего типа.

"Кружочки" камуфляжа еле просмитриваются. Данный тип камуфляжа был характерен для немецкой техники выпуска сентября-октября 1944г. и просуществовал недолго (наверное замахались рисовать). Кроме Brummbar’ов он встречается на Пантерах, САУ "Grille", Jagdpanzer'ах IV и некоторых других образцах немецкой техники того периода выпуска

Жертва ремонта: ходовая и рубка от разных машин

Нанесены маски для красно-коричневых пятен

Процесс нанесения масок довольно долгий, как оказалось...

...но результат меня порадовал.

Модель перед тонировкой

    Тонировку начал с прорисовки сколов и царапин, особо не увлекаясь. После этого смесью ПВА+сухая шпатлевка+вода+просеянный песок в нижней части корпуса нанес фактурную имитацию налипшей грязи. Окрасил «грязь» в несколько землистых оттенков нитрой. Нанес послойно по всей поверхности модели пару фильтров серо-коричневыми оттенками жидким акрилом (каждую плоскость отдельно просушивал). И, наконец, обработал грани «тамийскими» сухими пигментами и простым карандашом. После этого приклеил все элементы, которые красились отдельно (комбашенку - в самую последнюю очередь, ввиду её хрупкости), подкрасил некоторые огрехи и модель готова!
    Работа над моделью и статьей продолжалась долгих 9 месяцев и вот результат – мое очередное детище. Подскажу один секрет: если делать эту модель в циммерите, то работа по ее доводке облегчится на треть. Вообще, при всей своей несуразности, Brummbar очень эффектная машина, надеюсь на следующем конкурсе их будет побольше, учитывая новинки "Тристара" и "Драгона". И напоследок, хотелось бы надеяться, что каждый найдет для себя что-либо интересное или хотя бы получит удовольствие от просмотра данной статьи. Если Вы дочитали до этих слов, значит я трудился не напрасно. Всем успехов в нашем увлекательном хобби!
   
   С уважением, ПанСерж
Источники и литература
    1. Waldemar Trojka, Markus Jaugitz “Sturmtiger and sturmpanzer in combat;
   2. Waldemar Trojka, Markus Jaugitz “Sd.kfz. 166 - sturmpanzer “Brummbar”;
   3. “Achtung Panzer”№ 4;
   4. Markus Jaugitz “Waffen arsenal” №160;
   5. George Parada, Krzysztof Mucha “Sturmpanzer IV “Brummbar” (Kagero №12);
   6. Janusz Ledwoch, Waldemar Trojka “Hummel, Nashorn, Brummbar” (Militaria № 16);
   7. «Военная летопись» «Освобождение Австрии», №7, 2003г.;
   8. «Танкомастер» № 3, 2005г;
   9. материалы с сайта www.sturmpanzer.com;
   10. Интернет-информация.