САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2009-02-05
другие работы автора  |  обсуждение  
Matilda III (Infantry Tank Mark IIА*)
Tamiya 1:35
Александр Хоружий
aka AEL
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
За свою неуязвимость от огня итальянских ПТО у английских танкистов Матильда получила почетный титул - "Королева поля боя".
   _______________________________________________________Проект "Королева".
   
   Благородные формы этой "толстокожей дамы" (бронирование Матильды на уровне КВ) всегда вызывали восхищение. Изящный силуэт, фальшборт с окнами. Матильду не перепутаешь ни с какой другой машиной. Любовью к этой "королеве" я воспылал увидев в сети собранные модели, помня с детства мелкую, невнятную, черно-белую картинку из журнала "наука и жизнь" из обзорной статьи про БТТ времен ВОВ. По случаю, из Германии, года 2 назад мне привезли коробку с полураритетной моделью Матильды от фирмы Таймия. На одном из форумов прочитал давний пост, в котором автор говорил, что данная машина достаточно проста и незатейлива сама по себе и вобщем можно собрать её из коробки. Тогда, я только начинал уделять внимание копийности наборов. Матильду же, к коей любовь разгорелась с новой силой, я начал собирать судорожно, как перекидывают горячий пирожок из руки в руку. Склеив корпус и башню, решил по экспринтовской книжке о Матильде проверить размеры и... погрустнел. Кит оказался не то, что не масштабным 1:35, а даже не пропорциональным. По длине масштаб 1:33.22, по ширине 1:33.1 а по высоте 1:34.2 (размер промерян уже на собраной модели). Ну что взять с игрушки разработки 1973 года... и Матильда была отправлена в "долгостройный отстойник".
   Нет, любовь к "королеве" не остыла, а так, чуть поблекла. Реализуя другие проекты, я продолжал собирать фотографии и информацию о своей "даме сердца", и тут меня, вообщем-то ждал сюрприз. На самом деле Матильда оказалась не таким простым танком, как может показаться с первого взгляда и как в душе, видимо, я надеялся. Очень много тонких нюансов в небольших, но важных деталях, которые определяют модификацию машины. Вроде и книжек по матильде на русском языке выпущено аж 3 штуки, а они дают одну и туже общую информацию, порой слово в слово совпадающую. Разве что в "военных машинах" можно получить более развернутую информацию. Зарубежная литература, которую удалось бесплатно найти в сети, тоже достаточно скудна. Вот в процессе изучения фотографий, попыток найти прототип, общения с другими участниками форума и родилась идея набросать перечень отличий этой интересной машины. Надо сказать что и администрация дисша приложила "свою руку" к тому, чтобы эта идея материализовалась в данную статью :-)
   Эта статья ни в коей мере не претендует на какое бы, то ни было историческое исследование и не может являться исключительным и непререкаемым пособием по различиям машин разных модификаций. Общаясь с участниками missing-lynx удалось выяснить, что определение машин к той или иной модификации даже для английских и австралийских моделистов представляет большую проблему. В этой статье собраны мои собственные, мне подсказанные и указанные другими замечания и наблюдения, больше касающиеся модификации III, как раз той, что можно собрать из указанного набора. Если кто-нибудь заметит ошибки и несоответствия в статье, буду очень признателен за помощь. Общеизвестно, что в музеях может находиться "солянка" из разных модификаций машины, поэтому я постарался максимально использовать именно военные фотографии, прибегая к фото машин в музеях в случае отсутствия полноценных видов деталей на архивных фото. По модификациям I,IV в статье указаны только характерные черты, а более подробная деталировка, которая в большинстве своем подходит и для других модификаций, описывается в разделе Matilda III.
   Желающим собрать модификацию I, для которой есть соответствующая маска пушки в наборе, рекомендую замечательную статью Стивена Залога [1], а так же блог Gille,[2](хотя и у него есть ошибки).
   Поздние модификации и доработки машин, использовашихся в Австралии, также не входили в сферу моего интереса на данном этапе, однако был найден австралийски сайт [3] (обратите внимание что там есть статья про опознавательные знаки!).
   
   ______________________________________________________Небольшая историческая справка
   
   Полное название машины - Infantry Tank Mark II A12 Matilda. Однако с названием машины вышла чехарда. Изначально, по нашей литературе, когда в войсках были и Infantry Tank Mark I A11(или Matilda I - предшественица с пулеметным вооружением) и Infantry Tank Mark II A12 Matilda (или Matilda II), модификации машин обозначались прибавлением к этому длинному названию слова Mk. (I, II , IIA, IIA*,IIА**). Затем, когда первые матильды были потеряны, Mk.II (A12) стали просто называть Matilda и прибавлять модификацию (Matilda Mark I, Matilda Mark II, Matilda Mark III и т.д.) или даже просто опускать слово Mark (Matilda I, Matilda II, Matilda III и т.д.) Я несколько запутался в названиях и первоначально не корректно скомпоновал названия. Для простоты изложения текста - первая модификация Матильды (первоначальное название Infantry Tank Mark II A12 Matilda Mk.I) будет именоваться как модификация I (сокращенно Mk.I), Вторая модификация (Infantry Tank Mark IIА) =Mk.II и дальше как принято сокращенно Matilda Mk.III, Matilda Mk.IV(часто Мк опускается и машина упрощено именуется Matilda III, к примеру).
   
   Машина создавалась под классическое представление танковых боев английским высшим руководством вооруженных сил. В данной классификации присутствовали такие танки как пехотные, задача которых была сопровождать пехоту в атаке и подавлять огневые цели. Однако парадокс - на танк была установлена 2 фунтовая (классификация по массе снаряда) 42 мм пушка, которая в своем боекомплекте имела только бронебойные снаряды!
   Матильда производилась с 1937 по 1943. Всего было выпущено около 3000 машин (по разным оценкам от 2900 до 3000). Из них 1084 были морским путем отправлены в СССР, из которых 918 достигли пункта назначения.
   
   ________________________________________________Matilda Mk. I (Infantry Tank Mark II)
   Первая модификация Матильды имеет характерные, легко узнаваемые черты. Не раз "слышал" ошибочный термин - "короткий борт". На самом деле, судя по фотографиям, у мод.I борт имеет такие же размеры как и у поздних модификаций, а вот тележки подвески опорных катков закреплены ниже, таким образом обеспечивая повышенный клиренс, что хорошо видно на фотографии Рис.1. В своей статье Стивен Залога замечательно показал, как достаточно просто сделать поднятую подвесу на модели Таймии. Хотя интересно, что на фотографии испытания прототипа А12 тележки подвески закреплены на их обычном уровне (как у более поздних модификаций). Верхняя ветвь гусениц поддерживалась катками меньшего диаметра.
   
    Так же отличительными признаками Mk.I является бронировка кожуха водяного охлаждения пулемета Vikers и прилагающийся к нему на крыше башни патрубок для выхода пара Рис.1. и Рис.5. Тем, кто хочет сделать Mk.I рекомендую обратить внимание на разметку крыши башни из статьи Стивена Залога.
   
   Ну и пожалуй самой колоритной чертой был "рудимент", доставшийся от танков первой мировой - хвост для преодоления рвов и траншей Рис.2 и Рис.3. Его начали устанавливать после неуспешных испытаний машин уже первой производственной серии по преодолению траншей. Судя по фото, он устанавливался далеко не на всех машинах.
   
   Также, в связи с установкой на первые матильды двигателей фирмы А.Е.С., выхлопной патрубок от левого двигателя выходил через крышу МТО, а второй патрубок выходил напрямую из задней стенки корпуса к вводному отверстию нижнего глушителя или, для ранних моделей, в хвост. Рис.3. Люки доступа к ходовой части открывались вверх (петли были внутри), и в нижней части люков были замки раннего типа. Рис.6 Траки штампованные, плоские, без развитой зацепляющей поверхности. Этот тип траков из винила вложен в набор, так же их полноценный металлический вариант производит Friul. Передние части надгусеничных полок были без выреза.
Рис.1. <br />Matilda Mk.I. Хорошо видна ходовая с увеличенным клиренсом, бронировка кожуха охлаждения пулемета Vikers, и патрубок отвода пара.<br />Спереди, под рымами, хорошо видны приварные квадратные накладки.

Рис.1.
Matilda Mk.I. Хорошо видна ходовая с увеличенным клиренсом, бронировка кожуха охлаждения пулемета Vikers, и патрубок отвода пара.
Спереди, под рымами, хорошо видны приварные квадратные накладки.

Рис.2.<br />Matilda Mk.I. Хвост для преодоления рвов. Также отлично видна сетка, закрывающая вентиляционное отверстие над глушителем.

Рис.2.
Matilda Mk.I. Хвост для преодоления рвов. Также отлично видна сетка, закрывающая вентиляционное отверстие над глушителем.

Рис.3.<br />Matilda Mk.I. 1- Видна правая выхлопная труба. Обратите внимание на фару, установленную на командирскую башенку. Вопреки утверждениям, что фару начали устанавливалась с Mk.III, фотография показывает обратное.

Рис.3.
Matilda Mk.I. 1- Видна правая выхлопная труба. Обратите внимание на фару, установленную на командирскую башенку. Вопреки утверждениям, что фару начали устанавливалась с Mk.III, фотография показывает обратное.

Рис.4.<br />Matilda Mk.I. <br />Передняя часть машины. Крышки люков с прорезями, отсутствие прилива под крышкой-пробкой смотрового люка мехвода. Вырезов в верхней части надгусеничных полок нет. Опять же присутствует фара на командирской башенке.

Рис.4.
Matilda Mk.I.
Передняя часть машины. Крышки люков с прорезями, отсутствие прилива под крышкой-пробкой смотрового люка мехвода. Вырезов в верхней части надгусеничных полок нет. Опять же присутствует фара на командирской башенке.

Рис.5.<br />Фото модели Gillesa, на которой отлично видно как автор сделал выпускной патрубок системы водяного охлаждения пулемета Виккерс, а также отсутствие колпака вентилятора. Архивных фото, на которых видна башня Mk.I сверху, к сожалению, я не нашел.

Рис.5.
Фото модели Gillesa, на которой отлично видно как автор сделал выпускной патрубок системы водяного охлаждения пулемета Виккерс, а также отсутствие колпака вентилятора. Архивных фото, на которых видна башня Mk.I сверху, к сожалению, я не нашел.

Рис.6 <br />Открытые люки для доступа к подвеске с замком снизу.

Рис.6
Открытые люки для доступа к подвеске с замком снизу.

Рис.7 <br />Открытые люки для доступа к подвеске с внешними петлями.

Рис.7
Открытые люки для доступа к подвеске с внешними петлями.

Рис.8.<br />1. Замки люков доступа к ходовой части. Ранний вариант.<br />2. Замки люков доступа к ходовой части. Поздний вариант.<br />3. Наружные петли люков доступа к ходовой части.

Рис.8.
1. Замки люков доступа к ходовой части. Ранний вариант.
2. Замки люков доступа к ходовой части. Поздний вариант.
3. Наружные петли люков доступа к ходовой части.

   ________________________________________________Matilda Mk.II(Infantry Tank Mark IIА)
   Дальнейшей модернизацией Матильды, именуемой как Matilda Mk.II, явилась замена анахроничного пулемета Vikers на принятый в английской армии за основной - чешский пулемет Besa. Бронировка кожуха охлаждения пулемета с маски пушки исчезла, и с ним был убран патрубок с крыши башни.
   
   Необходимо обратить внимание на то, что в маске пушки появился сквозной вертикальный вырез для воздушного охлаждения пулемета Рис.9. Эта ниша на фото не заметна, в глаза не бросается, и я её также не увидел. На высвободившееся в башне место после удаления трубопроводов, и помпы системы водяного охлаждения пулемета Викерс был установлен вентилятор. Место установки патрубка закрыли лючком. Рис.5
   
   Также «ампутировали» никчемный хвост. На фотографиях Mk.II и более поздних он замечен не был.
   Тележки ходовой части вернулись на свое исходное положение. Теперь их видно чуть выше оси крепления опорных катков. Верхняя ветвь гусениц так же поддеривалась металлическими катками. Замки люков доступа к ходовой чаще встеречаются уже второго образца. Рис.6,8 Как раз такие и даны в наборе Таймии.
   
   Машины комплектовались ранними траками, однако на части машин встречается новый трак – модернизированный плоский с дополнительными грунтозацепами. Рис.12 Такой трак ни кто из производителей автермаректа на момент написания статьи не производит. На передней части корпуса (это относится и к Mk.I), под буксирными кольцами/рымами, на части машин приварены квадратные накладки. Рис.1. Их назначение туманно, и даже в англоязычной литературе (которую мне удалось найти) объяснения им нет. На Рис.10 и Рис.11 фото Mk.II.
Рис.9.<br />Matilda Mk.II.<br />Вентиляционный паз в маске пушки. Вентилятор на крыше башни. Треугольный указатель направления орудия башни для командира машины.

Рис.9.
Matilda Mk.II.
Вентиляционный паз в маске пушки. Вентилятор на крыше башни. Треугольный указатель направления орудия башни для командира машины.

Рис.10.<br />Matilda Mk.II.<br />Машина оборудована двигателями АЕС.(Нет выхлопной трубы справа).

Рис.10.
Matilda Mk.II.
Машина оборудована двигателями АЕС.(Нет выхлопной трубы справа).

Рис. 11.<br />Matilda Mk.II. <br />ВКД характерна для Mk.I - правая выхлопная труба двигателей Лейланд есть, а углубление в задней части ВКД под неё отсутствует. Щиток с задними фонарями сдвинут правее.

Рис. 11.
Matilda Mk.II.
ВКД характерна для Mk.I - правая выхлопная труба двигателей Лейланд есть, а углубление в задней части ВКД под неё отсутствует. Щиток с задними фонарями сдвинут правее.

Рис.12 <br />Сверху вниз.<br />Ранний вариант штампованных траков.<br />Ранний вариант литых траков.<br />Поздний вариант литых траков.

Рис.12
Сверху вниз.
Ранний вариант штампованных траков.
Ранний вариант литых траков.
Поздний вариант литых траков.

   _______________________________________________Matilda Mk.III.(Infantry Tank Mark IIА*)
   Как я уже писал, эта была наиболее интересующая меня модификация Матильды, т.к. основная их масса была использована в пустыне и имела желаемый для воспроизведения на модели трехцветный камуфляж. Эта модификация условно поделена на ранние и поздние, т.к. несли черты как машин Mk.II так и поздних (Mk.IV ).
   
   Mk.III, согласно литературе, характеризуется заменой дизелей двигателей АЕС на дизели фирмы Лейланд, отличительной особенностью которых является наличие двух выхлопных патрубков, проходящих по обоим сторонам задней части машины. Кроме того, часть машин Mk.II (а может быть в период до 43 года и все оставшиеся машины данной модификации) была модернизирована (мне очень понравилось краткое английское слово «reengined»-перемоторена! :-)) и на них установили двигатели лейланд. В связи с этим отличить на снимке Mk.II от Mk.III раннего можно только с задней части. На Рис.11 на машине отсутствует углубление под правый выхлопной патрубок, а сам патрубок есть. Это говорит о том, что машина прошла модернизацию (замену двигателя). Траки с развитой зацепляющей поврехностью и крышки доступа к ходовой с поздними замками снизу поменяли во время модернизации. Также интересно, что для высвобождения места под выхлопную трубу, задний щиток с фонарями смещен вправо от своего первоначального положения. Далее он так устанавливался на все машины.
   
   Начиная с Mk.III поздней модификации на передней части надгусеничных полок появляется вырез. Как видно на фотографиях, в большинстве машины имели грязевые щитки, закрывающие интересующую часть полки, из-за которых установить был ли вырез на данной машине, как правило, на 100% возможности нет. Однако основная масса машин модификаций Mk.II и Mk.III ранние не имели данного выреза, а на последующих Mk.III поздний, Mk.IV и далее, этот вырез присутствует на всех машинах. Его назначение мне не ясно, но вероятнее он был необходим для крепления дополнительного инженерного оборудования. Этот вопрос интересовал меня не сильно, поэтому я не уделил внимания поиску ответа на него.
   
   На ранних Mk.III устанавливалась ранняя 2х фунтовая пушка с характерными плавными конусообразными переходами. На поздних уже активно используется такая-же как на Валентайне, с четкими переходами между цилиндрическими частями разного диаметра в начале и конце ствола. Рис.16. Также с поздних Mk.III появляются изменения в маске пушки (но далеко не на все машинах). Вентшахта пулемета сверху и снизу вместо большого прямоугольного отверстия имела небольшие продольные щели. Видимо это было нужно для того, чтобы в эту шахту не попадали посторонние предметы (ручные гранаты, к примеру). Рис.9.
   
   Изменения произошли и в ходовой части. На поздних Mk.III уже установлены люки доступа к ходовой открывающиеся вниз с установленными снаружи крупными петлями. Рис. 7,8. Вместо поддерживающих катков стали устанавливать металлические полозья. Рис.13. На основе имеющихся фото у меня фото, можно сделать вывод, что если люки доступа к ходовой с поздними внешними петлями, то на машине установлены поддерживающие полозья, а не поддерживающие катки.
   
   Траки также встречаются преимущественно поздней модификации. Рис.12. Судя по архивным фото именно с такой ходовой было поставлено большинство матильды в СССР из Англии в рамках ЛендЛиза.
   В лобовой части изменения у поздних Mk.III не столь существенные, однако хорошо различимы. Под люком-пробкой механика водителя появляется наплыв, уменьшающий вероятность повреждения люка при попадании снаряда. Крышки ниш хранения ЗИП и инвентаря уже без прорезей. Рис.14.
   
   Все танки были радиофицированы. Первоначально устанавливалась радиостанция N11. Она имела одну антенну, устанавливаемую на откидывающуюся назад конструкцию. Рис.17. Кроме своего прямого назначения антенна, имевшая большую толщину, выполняла и второстепенную задачу. Видимо, как пережиток Первой мировой войны, в войсках присутствовали регламенты, предписывающие выполнять определенный порядок действий. В него входило также менять положение и количество вымпелов опознавания на антенне в зависимости от действующего "кодового слова" на данный день! Менялись они каждые 5 или 10 дней.
   
   Начиная с поздних Mk.III на фото появляются 2 антенны радиостанции N19, установленные на крыше башни.Рис.18,19. Место установки передней - лючок для сигнальных устройств (и видимо пуска сигнальных ракет), задней - место переходного устройства для ввода фидера в башню от станции N11. Рис.20.
Рис.13 <br />Сверху - поддерживающие верхнюю ветвь гусениц ролики. <br />Снизу - направляющие полозья (устанавливались с поздних Mk.III)

Рис.13
Сверху - поддерживающие верхнюю ветвь гусениц ролики.
Снизу - направляющие полозья (устанавливались с поздних Mk.III)

Рис.14<br />На верхнем фото вероятнее Mk.III ранний. Под люком-пробкой водителя прилив отсутствует. Крышки ниш хранения инвентаря с прорезями.<br />На нижнем виден прилив под люком-пробкой, Крышки ниш сплошные. Характерно для машин начиная с поздних Mk.III.

Рис.14
На верхнем фото вероятнее Mk.III ранний. Под люком-пробкой водителя прилив отсутствует. Крышки ниш хранения инвентаря с прорезями.
На нижнем виден прилив под люком-пробкой, Крышки ниш сплошные. Характерно для машин начиная с поздних Mk.III.

Рис.15<br />Matilda III. Шахта охлаждения пулемета в маске пушки закрыта и сверху и снизу, вероятно приварными прутками.

Рис.15
Matilda III. Шахта охлаждения пулемета в маске пушки закрыта и сверху и снизу, вероятно приварными прутками.

Рис.16 <br />Различия между стволами орудий, установленными на Матильдах.

Рис.16
Различия между стволами орудий, установленными на Матильдах.

Рис.17.<br />Фото антенны радиостанции N11. Обратите внимание в нижнем ряду собраны фотографии, где хоть как-то виден узел ввода антенного фидера в башню. На левом фото снизу угадывается барашек, которым фидер крепился к основанию антенны. На среднем фото снизу на основание антенны надет колпак.

Рис.17.
Фото антенны радиостанции N11. Обратите внимание в нижнем ряду собраны фотографии, где хоть как-то виден узел ввода антенного фидера в башню. На левом фото снизу угадывается барашек, которым фидер крепился к основанию антенны. На среднем фото снизу на основание антенны надет колпак.

Рис.18.<br />Антенны радиостанции N19 на Mk.IV(сверху) и позднем Mk.III(снизу).

Рис.18.
Антенны радиостанции N19 на Mk.IV(сверху) и позднем Mk.III(снизу).

Рис.19. <br />Антенны радиостанции N19 на Матильде в Littlefield.

Рис.19.
Антенны радиостанции N19 на Матильде в Littlefield.

Рис.20.<br />Крыша башни Mk.IV и Mk.V.<br />Места крепления антенн N19 на башне. Передняя антенна на месте лючка, вторая на месте ввода фидера в крышу башни антенны радиостанции N11.

Рис.20.
Крыша башни Mk.IV и Mk.V.
Места крепления антенн N19 на башне. Передняя антенна на месте лючка, вторая на месте ввода фидера в крышу башни антенны радиостанции N11.

Рис.21. <br />Лючок на крыше башни. На одном уровне с поверхностью крыши башни или чуть утоплен. На верхнем фото виден открытый лючок и через него установлена сигнальная лампа. Как пояснили на missing-lynx, это лампа использовалась для обмена информацией в условиях "радиомолчания".

Рис.21.
Лючок на крыше башни. На одном уровне с поверхностью крыши башни или чуть утоплен. На верхнем фото виден открытый лючок и через него установлена сигнальная лампа. Как пояснили на missing-lynx, это лампа использовалась для обмена информацией в условиях "радиомолчания".

Рис.22. <br />Фото высокой комбашенки и дополнительной фары.

Рис.22.
Фото высокой комбашенки и дополнительной фары.

Рис.23.<br />Ввод провода питания дополнительной фары в комбашенку.

Рис.23.
Ввод провода питания дополнительной фары в комбашенку.

Рис.24.<br />Низкая комбашенка модификаций Mk.IV и Mk.V.

Рис.24.
Низкая комбашенка модификаций Mk.IV и Mk.V.

Рис.25<br />На фото сверху  скобы крепления брезента без перемычек. Замечены на Mk.I и Mk.II.<br />На фото снизу между скобами появились две перемычки. Характерно для поздних модификаций.

Рис.25
На фото сверху скобы крепления брезента без перемычек. Замечены на Mk.I и Mk.II.
На фото снизу между скобами появились две перемычки. Характерно для поздних модификаций.

Рис.26<br />Слева ранние рымы. Устанавливались и на поздних Mk.III.<br />Справа поздние рымы. Замечены начиная с Mk.IV.

Рис.26
Слева ранние рымы. Устанавливались и на поздних Mk.III.
Справа поздние рымы. Замечены начиная с Mk.IV.

Рис.27.<br />Matilda IVCS. Три ящика для магазинов к зенитному пулемету Bren. <br />На комбашенке зенитный станок Лейкмана.

Рис.27.
Matilda IVCS. Три ящика для магазинов к зенитному пулемету Bren.
На комбашенке зенитный станок Лейкмана.

Рис.28<br />Matilda IV. Крепление навесного топливного бака.

Рис.28
Matilda IV. Крепление навесного топливного бака.

  Рис.29<br />Щиток задних фонарей и кронштейн фары с механизмом регулировки.<br />

Рис.29
Щиток задних фонарей и кронштейн фары с механизмом регулировки.

Брезентовые полоски крышки тубуса для флагов.

Брезентовые полоски крышки тубуса для флагов.

 
   _______________________________________________Matilda Mk.IV.(Infantry Tank Mark IIА**)
   Модификация IV была выпущена самой большой серией - 1896 машин IV и IVCS(более 60% от общего числа). Т.к. основные изменения коснулись двигателей и трансмиссии, которые на поверхности машин ни как не отразились, на 100% идентифицировать эту модификацию можно только по документам. Однако, в журнале Военные машины №100, "Матильда. Британский пехотный танк" автор относит машины с низкой командирской башенкой (Рис.24) к модификации IV. В связи с тем что в других источниках я упоминаний об этом вообще не нашел, и разбирающиеся в этом вопросе люди считают также, я тоже буду придерживаются этого тезиса. Мне он показался вполне логичным. Также мной, на военных фото, были замечены и другие особенности Mk.IV.
   
   Буксирные рымы и коуши на Mk.IV везде позднего типа. Рис.26. Также можно сказать, что именно с этих модификаций сзади появилось крепление дополнительного топливного бака. Рис.28.
   Дополнительные три ящика на башне, для хранения магазинов к зенитному пулемету Bren, можно тоже отнести к особенностям этой модификации. Рис.27. Хотя не исключено, что они могли устанавливаться и на более ранние модификации, в случае комплектацией машины зенитным пулеметом.
   Модификация V отличалась установкой модернизированной трансмиссии и внешне не отличалась от IV.
   _______________________________________________________Matilda. вариант CS.
   Учтя негативный опыт борьбы танков против ПТО только бронебойными снарядами 2х фунтовой пушки, на части машин модификаций III, IV и V устанавливали 3х дюймовую танковую гаубицу (Рис.16) и в идентификационный номер добавили буквы CS - Close Support (непосредственной поддержки). Т.к. длина ствола была практически одинакова с длиной стандартного орудия, идентифицировать CS можно на фото с хорошим качеством или сделанным близкого расстояния. Первоначально, как утверждают источники, в боекомплекте данных гаубиц были дымовые и осколочные гранаты и и предназначались для постановки дымовых завес! и обстреливания живой силы противника. Позже ввели и околочно-фугасные снаряды. Модификации IIICS и IVCS также массово поставлялась в СССР в 42 и 43 годах.

Рис.30. Матильда 32 танковой бригады, 4 королевского танкового полка. Ноябрь-декабрь 41г. район г.Тобрук.
   __________________________________Работа над моделью.
   
   ______________________________________Выбор прототипа.
   Прототип для модели был выбран только к "последнему пинку" по сборке машины. Рис.30. Что-то не дает мне последнее время делать машины собирательного образа. Обязательно нужно фото прототипа, да ещё с маркировкой, знаками, придающими некую пикантность собираемой модели. Долго искал фото машин с признаками как в коробке Таймии (узкие замки на бортовых люках, ранние траки и вырезы спереди у надгусеничных полок). Хотя, уже сейчас понимаю, нужно было сделать вставки в вырезы, и простор в выборе прототипа был бы обеспечен. Также очень хотелось сделать модель в пустынном камуфляже т.к. в моей коллекции "песчаных" машин не было.
   В конце концов, выбор пал на фото машины из 32 танковой бригады, 4 королевского танкового полка. Период съемки (подсказали на missing-lynx) – ноябрь (даже позже 12 ноября когда краска для полос была выдана экипажам), декабрь 41г. возле г.Тобрук. На фото машина именно с характерным британским 3х цветным камуфляжем(Caunter Scheme). Очень понравились колоритные 2х цветные вертикальные полоски на бортах и башне, а также большие цифры на бортах, обозначающие принадлежность к полку. Ну и что достаточно редко - прекрасно виден заводской номер машины. Позиция вымпелов на антенне модели соответствует периоду 12-16 ноября 1941г.
   Т.к. о процессе постройки сохранилось не много фотоматериала, описание будет несколько сжатым.
   Матильда долго пылилась в долгострое, и вот, получив порцию энергии от новости о ближайшем выпуске её сестры ICMом, "королева", как электрон, перешла на новый уровень - "очень нужно срочно доделать"! Обидно стало за старушку Таймию и за время уже потраченное на неё(корпус и ходовая к этому времени уже были сделаны). Изначально было принято решение по минимуму использовать автермаркет, т.е. вообще не покупать. Очень жалко было тратить средства на не копийную модель. Выполнялись только общие косметические операции и работы по деталировке модели, чтобы визуально приблизить её к реальному виду машины.
   _______________________________________________________________Корпус и ходовая.
   
   Для начала были изучены имеющиеся фотографии носовой части, выполнены промеры и определены места для пиления. Боковые передние части подбашенной коробки были спилены, швы сборки переднего узла перенесены на место. Двухкомпонентной таймиевской шпаклевкой сделан плавный переход от вертикальной к горизонтальной части носовой части Рис.31. Имитирована литая поверхность на башне, носовом узле, подбашенной коробке и задней части модели. Надо отметить, что и передняя часть носового узла набора также имеет погрешности. (На Рис.35 это видно хорошо). Но процесс его правки также потребует приличных временных затрат.
   Дальше много времени занял процесс изучения и изготовления узла натяжения гусениц. Была сделана мастер-модель, у часовщиков был найден болтик подходящего диаметра и с приемлемой длинной резьбовой части. С них были отлиты копии узлов. Рис.32,33.
   В моей модели осталась неустраненная кривость набора в месте крепления узлов натяжения. Паз на фальшборте примерно на 1 мм ниже чем на корпусе. Простой операцией -то как опуск внутреннего паза вниз (можно было бы пока не склеен корпус добавить полоску полистирола сверху и столько же срезать с нижней части) исправить этот "косячок" не получится. Да и копийности не прибавит - опускать-то собственно его уже практически некуда. Рис.35.
   Операционное вмешательство также было и в ленивец. Половинки были сточены с внутренней стороны, расстояние между ними было уменьшено. Исходный ленивец просто не помещался между механизмами натяжения гусениц т.к. был до безобразия толстым, и гусеница в нем болталась из стороны в сторону. Полости между спицами у ленивцев были выбраны бором и сверлами. Рис.34.
   Для приближения ходовой к копийному виду также рекомендую тележки подвески установить на 1 мм ниже, чем это предлагается производителем. Рис.36.
   На этом мои косметические процедуры над корпусом и ходовой были закончены. Хотя хочу обратить внимание тех, кто возьмется за этот кит, на то, что поддерживающие ролики на корпусе и внутренней стороне фальшборта установлены на разном уровне. Передний внутренний ролик не имеет посадочного места на корпусе и не встает на место супротив "напарника" на фальшборте т.к. ему мешает внутренняя наклонная часть фальшборта. Надгусеничные полки в задней части имеют вырез в месте крепления к корпусу. Этих вырезов быть не должно. Для пущей детализации можно имитировать болты и гужоны у надгусеничных полок со стороны, обращенной к носовой части машины. Как видно из фото у модели они совершенно голые. Я сознательно не стал их делать соблюдая выбранный для себя баланс между деталировкой модели и затратами времени на её изготовление.
Рис.31<br />Красными линиями показаны исходные линии подбашенной коробки, швов стыка носовой части. Стрелкой показано место выполненное с плавным скруглением.

Рис.31
Красными линиями показаны исходные линии подбашенной коробки, швов стыка носовой части. Стрелкой показано место выполненное с плавным скруглением.

Рис.32<br />Форма для отливки узла натяжения гусениц.

Рис.32
Форма для отливки узла натяжения гусениц.

Рис.33<br />Пробные неудачные отливки узла натяжения. Внизу слева то - что имитирует этот узел в базовом наборе.<br />Слева сверху узел натяжения на модели (вместо 4ой копии использована сама мастер-модель).

Рис.33
Пробные неудачные отливки узла натяжения. Внизу слева то - что имитирует этот узел в базовом наборе.
Слева сверху узел натяжения на модели (вместо 4ой копии использована сама мастер-модель).

Рис.34 <br />Диски ленивца сточены с внутренней стороны. Расстояние между дисками уменьшено. Отверстия между спицами рассверлены.<br />Обратите внимание, в левом нижнем углу показан "косяк" базового набора: центры пазов для крепления узла доступа на корпусе и фальшборте смещены друг от друга на 1 мм.

Рис.34
Диски ленивца сточены с внутренней стороны. Расстояние между дисками уменьшено. Отверстия между спицами рассверлены.
Обратите внимание, в левом нижнем углу показан "косяк" базового набора: центры пазов для крепления узла доступа на корпусе и фальшборте смещены друг от друга на 1 мм.

Рис.35<br />Механизм натяжения.<br />Видно, что на модели паз для крепления рамки механизма натяжения опускать уже некуда.

Рис.35
Механизм натяжения.
Видно, что на модели паз для крепления рамки механизма натяжения опускать уже некуда.

Рис.36<br />Тележки подвески на модели нужно опустить вниз (поднять модель) примерно на 1 мм.

Рис.36
Тележки подвески на модели нужно опустить вниз (поднять модель) примерно на 1 мм.

   _____________________________________________________Деталировка корпуса.
   Боковым крышкам доступа к горловинам топливных баков были добавлены недостающие болты и элементы петель. Рис.37. Спереди верхняя и внутренняя боковая части надгусеничных полок была сточена до пропорциональной, к размерам бортового экрана, толщины. В углы добавлены сборочные уголки. Рис.38 (1)
   Буксирные петли/рымы были сделаны из тянутого литника, навитого на сверло подходящего диаметра, из полистирола вырезана пятка и все это вместе склеенное было прикреплено к корпусу с помощью заклепок мастерклуба. К передним рымам были добавлены полностью переделанные петли для соединения тросов. Рис.38 (2)
   Штанга крепления зеркала заднего вида и её крепление из набора больше похожи на кусок толстой трубы. Её также пришлось делать заново. Рис.38 (3)
   Коробки боковых огней раскроены из листовой меди, внутри установлены Эльфовские фары небольшого диаметра. Ограждения боковых огней выполнены из подходящей проволоки с формированием сверху характерного шарика из ПВА. Рис.38 (4)
   Крышкам ниш хранения инвентаря добавлены ручки и замочные скважины, на фальшборт установлены ограничители Рис.38 (5)
   Отличительной особенностью матильд, воевавших в Африке в 49-41 году, было наличие сварной корзины под 2х галлоные канистры, закрепленной на задних рымах. Их подходящих обрезков травленки один из вариантов такой корзины и был мною спаян Рис.39 (1)
   Т.к. 2х галлонных канистр у меня в запасе не нашлось, а время конкурса поджимало, корзину пришлось оставить пустой. В самый последний момент я решил не ставить немецкую раннюю канистру (как трофей) дабы не вызвать ненужные споры и вопросы.
   У выхлопных труб полистиролом имитирован стыковочный фланец с гайками Рис.39 (2), уголки крепления труб к корпусу сделаны из медных полосок. Рис.39 (3) Т.к. глушитель "прячется" за корзиной, оставлена его родная примитивная имитация крепления и два других фланца не сделаны.
   Ради справедливости надо сказать, что трубы следовало поменять на литник меньшего диаметра - даже после стачивания родные все равно выглядят толстыми.
   Пластиковый щиток с задними фонарями заменен медным, фонари имитированы из пластика, проводка к ним с обратной стороны щитка выполнена проволокой. Внутренняя часть фонарей окрашена серебрянкой, вместо стекла вставлена прозрачная пленка. Для правого фонаря плёнка покрашена цапон-лаком для имитации красного прозрачного стекла. Рис.39 (4)
   По имеющимся фото из пластика были выточены элементы крепления с правого борта , с правой и левой сторон от башни переделаны пазы крепления инструмента и ЗИП, добавлены ремешки с пряжками.
   Родные фары с креплением также были заменены. Для каркаса взята стальная проволока, её средняя часть была расплющена в площадку крепления, просверлены отверстия под гайки и ввод кабеля. Подточенные фары от эльфа приклеены через трубочки (имитирующие механизм регулировки фар) к проволочному каркасу. Для более точно имитации фар, для каркаса желательно взять проволоку потоньше, пружины механизма регулировки имитировать навивом тонкой проволоки.
Рис.37<br />Крышка доступа к горловине топливного бака.

Рис.37
Крышка доступа к горловине топливного бака.

Рис.38 <br />Деталировка передней части.

Рис.38
Деталировка передней части.

Рис.39 <br />Деталировка задней части.

Рис.39
Деталировка задней части.

Рис.40 <br />Общий вид неокрашенной модели.

Рис.40
Общий вид неокрашенной модели.

   _____________________________________________________________Башня.
   С деталировкой башни также пришлось повозиться.
   Изначально маску пушки я править не стал. Мельком глянул - вроде похожа сама на себя. Однако, позже, на румоде указали на необходимость переноса отверстия пулемета ближе к орудию, выполнение вентиляционной шахты, небольшой коррекции наклонной плоскости справа от орудия и вокруг пятачка крепления орудия. Рис.41,42 Т.к. башня была уже собрана со всей мелочевкой, выполнен был лишь предпоследний совет. Дабы не совершить моей ошибки, рекомендую маску поправить ДО сборки башни. Более точную (хотя как видите и не без грешка) маску пушки вместе со стволом, нежели в коробке, производит фирма ARMORSCALE(B35-004)- судя по всему найти его будет достаточно трудно, да и цена на лакимодес к примеру, - 9,6 уе ИМХО, не адекватна. Рис.41. Проще поправить маску из набора.
   Родной ствол оказался просто ужасным. Однако, по случаю (и это был единственный случай :-) был приобретён ствол от модельпоинта на Валентайн. Это поздний ствол 2х фунтовой пушки. С помощью шпаклевки, шлифовальной бумаги четкие грани были убраны и стволу придана, похожая на ранюю 2х фунтовую пушку, характерная форма.
   Первоначально казенную часть гранатометов я взял из базового набора, однако найдя хорошее фото переделал с минимумом затрат, использовав соответствующую часть от завалявшихся винтовок. Рис.43.
   Достаточно долго не мог понять, как крепилась антенна. Это уже сейчас, собрав кусочки фото воедино можно это увидеть. Мне же очень хорошо помог скан фототравления от AIRWAVES и инструкция к нему Рис.44. По ней удалось сделать зтот элемент похожим на себя Рис. 45(5) и Рис. 46(6)
   Люк заряжающего дополнен проволочной ручкой и ограничителем открывания. Рис. 45(1)
   На самом деле люк тоже неверной формы. В наборе, как видите, он плоский, а должен иметь вид плоской пирамидки. Рис.20.
   С передней части башни были срезаны грубые имитации крышек лючков. Одну крышку я перенес на место Рис. 45 (2), а вот крышку сигнального лючка я не восстановил, т.к. на нижнем фото (Рис. 21) её небыло заметно, а фото с сигнальной лампой (Рис21) появилось позже, когда уже все было сделано.
   С башни также были срезаны ужасные пеньки, имитирующие триплексы. Края защиты триплексов - медная полоска подходящей толщины. Над триплексом командира, из меди вырезан защитный козырек (как у прототипа). Все триплексы изготовлены из кусочков СД со срезанной под 45 градусов и отполированной задней частью. Сверху закрыты треугольными кожухами из бумаги.Рис.45(3) На нижних фото я почти случайно поймал цветные, несколько ярковатые блики от поверхности триплексов.
   Грибку вентилятора добавил 4 заклепки, на место установил командирский указатель положения башни Рис.45(4).
   Трубка для флагов получила два хомута крепления к башне Рис.46(7). Кронштейны для крепления брезента также сделаны из толстых полосок меди, проволоки и болтов мастерклуба. Рис.46(8). Для полной имитации не хватает брезентовых лямок для крепления крышки.
   Фара на комбашенке - подточенный "Эльф" с ручками, креплением и проводом питания Рис.46(9)
Рис.41<br />ARMORSCALE. B35-004. Что поправить в маске пушки. <br />1. Сместить отверстие пулемета к пушке.<br />2. Вырезать вентшахту.<br />3. сгладить плоскость.<br />4. Заузить этот пятачок.(и у Арморсейл это не сделано)

Рис.41
ARMORSCALE. B35-004. Что поправить в маске пушки.
1. Сместить отверстие пулемета к пушке.
2. Вырезать вентшахту.
3. сгладить плоскость.
4. Заузить этот пятачок.(и у Арморсейл это не сделано)

Рис.42.<br />Маска пушки. Все перечисленные особенности здесь видны хорошо.

Рис.42.
Маска пушки. Все перечисленные особенности здесь видны хорошо.

Рис.43 <br />На верхнем снимке хорошо видна конструкция гранатометов.<br />Снизу слева то - что в наборе имитировало затворы.<br />Снизу справа моя, упрощенная версия затворов от завалявшихся винтовок.<br />

Рис.43
На верхнем снимке хорошо видна конструкция гранатометов.
Снизу слева то - что в наборе имитировало затворы.
Снизу справа моя, упрощенная версия затворов от завалявшихся винтовок.

Рис.44 <br />Скан фототравления от AIRWAVES.

Рис.44
Скан фототравления от AIRWAVES.

Рис.45<br />Доработка башни.<br />1. Упоры ограничителя и скоба люка заряжающего.<br />2. Крышка лючка и шляпки болтов грибка вентилятора.<br />3. Триплескы командира и наводчика.<br />4. Указатель направления башни. <br />5. Площадка для крепления антенны, фидер и ввод в крышу башни.

Рис.45
Доработка башни.
1. Упоры ограничителя и скоба люка заряжающего.
2. Крышка лючка и шляпки болтов грибка вентилятора.
3. Триплескы командира и наводчика.
4. Указатель направления башни.
5. Площадка для крепления антенны, фидер и ввод в крышу башни.

Рис.46<br />Доработка башни.<br />6. Площадка для крепления антенны.<br />7. Крепление к башне трубки для флагов.<br />8. Скобы для брезента.<br />9. Фара на командирской башенке.

Рис.46
Доработка башни.
6. Площадка для крепления антенны.
7. Крепление к башне трубки для флагов.
8. Скобы для брезента.
9. Фара на командирской башенке.

   _____________________________________________________________Окраска.
   Окраска этой модели была для меня более сложна, чем доработки. До этого ни одной модели более чем в один базовый цвет я не красил.
   Задавшись целью выполнить модель в 3х цветном камо, при поиске в инете инфы я наткнулся на книгу British Vehicle Camouflage, 1939-45., (Mike Starmer)[4]. В ней, как позже пояснил мне Майк, даны именно утвержденные цвета для окраски британской техники. В реалии цвета могли гулять туда-сюда от утвержденного. В душе, я конечно подозревал это, но очень хотелось понять что это за такой цвет и попасть именно в эти рекомендованные цвета. Особые трудности вызывало отсутствие части красок Хамброл (в частности льняного цвета №74). Пришлось долго ходить по цветным сайтам FS и RAL, изучать, подбирать и намешивать своеобразные цвета, из которых состоял камо (Slate No.34, Silver Grey No. 28, Stone No.61).
   По разбивке камо также были вопросы. Если боковые проекции и передняя часть была более менее понятна т.к. были фотографии (Рис.47,48), то МТО было просто "белым пятном". Посмотрев музейные фото, в конечном итоге взял за основу матильду из Littlefieldа, (Рис.49) (да и в других музеях похожая окраска кормы) я вычертил вариант кажущийся мне приемлемым Рис.50. Возможно, я допустил вольность т.к. в другой брошюре, скан одного листа которой у меня есть, Майк дает линии камо, сходящиеся в одну точку на корме. Я такой вариант тоже вычертил и он как-то не очень мне понравился визуально. А т.к. исторических фото, подтверждающих такой "ход" у меня небыло, я взял за основу линии музейных машин.
   Базовая окраска намешана из красок ревел и хамброл. Сколы нанесены кистью акрилом звезды. Цифра четыре задута через вырезанный из таймиевского скотча трафарет, а номер машины нарисован кистью.
   Дополнительно выгорание краски сделано маслянными красками. Пыление, смывка также алкидная эмаль.
   Ну и заключительным этапом стала установка вымелов опознавания. Их цвет, размеры (9 на 13 дюймов) и положение на антенне подсказаны на missing-lynx.
   Вот вобшем-то и всё.
   Ещё раз хочу сказать, что не являюсь специалистом по данной машине и все здесь написанное, это результат анализа общедоступной литературы и снимков, который был необходим мне для постройки Матильды. Указанные мной мои же недоработки, выявленные в процессе постройки модели и написания статьи, надеюсь, позволят другим собрать модель более похожую на оригинал, нежели получилось у меня.
Рис.47<br />Линии камо правого борта.

Рис.47
Линии камо правого борта.

Рис.48<br />Линии камо левого борта и башни.

Рис.48
Линии камо левого борта и башни.

Рис.49<br />Линии камо на задней части матильды из Littlefield.

Рис.49
Линии камо на задней части матильды из Littlefield.

Рис.50<br />Набросок камо, который мне показался приемлимым.

Рис.50
Набросок камо, который мне показался приемлимым.

   ___________________________________________________Фотографии законченной модели.
   
   Полезные ссылки.
   1.http://www.militarymodelling.com/news/article/mps/uan/851#
   2.http://www.colleurs-de-plastique.com/forums/showthread.php?t=10318&highlight=matilda
   3.http://www.mheaust.com.au/Aust/Research/Matilda/Markings%20WW2.htm
   4.http://www.mafva.net/resources.htm
   5.http://www.ipmsstockholm.org/colorcharts/stuff_eng_colorcharts_fs.htm
   6.http://www.colorserver.net/
   7.http://ral.ru/
   8.http://svsm.org/gallery/matilda_II-family
   
   Перечень литературы.
   1.Osprey - New Vanguard 008 - Matilda Infantry Tank 1938-45.
   2.The Matilda. Bryan Perrett. Iann Allan. 1973.
   3.Военные машины 100 - Matilda. Британский пехотный танк.
   4.Танки ленд лиза 1941-1945. М.Коломиец. Экспритн 2000.
   5.Пехотный танк Матильда. М. Орловский. Экспринт.2006г.
   

С уважением ко всем, прочитавшим этот длинный опус, Александр Хоружий.
Самара, 2009г.