САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2009-02-04
другие работы автора  |  обсуждение  
Румын польского происхождения или Строим правильные Пулавчики. Часть 1, PZL P.7a "Siodemka"
Kopro 1:72
Михаил Орлов
aka AdlerSieg
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
PZL P.7a "Siodemka"
Румын польского происхождения
Иcтория прототипа
   Истребители Зигмунта Пулавского невозможно спутать с чем бы то ни было другим. Так же дело обстоит и з ПЗЛ П.7. Типичный бочкообразный фюзеляж и крыло-чайка верхнего расположения.
   В свое время Пулавчики считались грозными и быстрыми машинами. Они успели отличились во время советско-польских инцидентов, но в преддверии Второй мировой войны, по сути, являлись морально устаревшими. Они уступали практически по всем параметрам современным самолетам, не уступая разве что в маневренности. В связи с чем, Сьодемки, как ласково называли польские летчики П.7, были заменены более современными и лучше вооруженными П.11. Тем не менее, по состоянию на 1 сентября 1939 года, часть машин все еще оставалась в истребительной авиации.
   Нельзя сказать, что семерки особо отличились при отражении авианалетов немецкой авиации, но польские летчики героически пытались это сделать. Сьодемками было уничтожено или повреждено около десятка «фашистских стервятников», и это не смотря на то, что на самолете устанавливались всего два 7,7мм Виккерса, а в истребительной авиации находилось не более трех десятков машин. При этом подразделения "Семерочек" несли тяжелые потери, что послужило дальнейшему их переводу в учебные части и разведавиацию.
   П.7, так же как и остальные «серийные» детища Пулавского, встречались и с ОЗ других стран. Так в КВВС Румынии оказалось около полутора десятка эвакуированных из Польши "Сьодемок". Они не нашли применения в истребительной авиации и, по некоторым источникам, вплоть до 1944 года служили рабочими лошадками в учебных подразделениях румынских королевских ВВС.
Кит и референсы:
   Осенью 2007 года мне в руки попалась модель «Сьодемки» в коробке от “КP”. Эта же модель встречалась в коробке “PZW”. На первый взгляд аккуратные и качественные пара десятков деталей на рамочке, облой отсутствует, аккуратная тоненькая внутренняя расшивочка…
   Но, как практически всегда бывает, дешевая рыбка- поганая юшка. Модель, как оказалось в процессе работы, на прототип практически и не похожа. Об этом, а так же о том, что я предпринял с целью добиться схожести с прототипом поговорим чуть ниже.
   Помедитировав над очередной покупкой и как следует ознакомившись с нею я решил 'прошерстить' бескрайние просторы 'тырнета' в поисках референсов по этой модели. Оказалось, что ни одной Семерки не осталось «живой», хотя не факт, что у кого то в гараже стоит остов, а хозяин качественно и упорно скрывает свое достояние. )))
   Из литературы подвернулся 73й номер Минографии Летниче(далее по тексту(МЛ), вполне стоящая монография, изобилующая качественными фотографиями, с отлично проработанными чертежами. Позже, ответственный за «ослосерфинг», т.е. поискам полезностей по Емулу, Владимир Кулигин аka zzz подкинул АТЛ 9'91 и Монограф №2 по истребителям Пулавского. Тоже вполне неплохие книги, хотя и выглядят немного «ущербными» на фоне «МЛ». Но и на том спасибо).
Строительство «чего-нибудь» из этих заготовок:
   Крыло:
   Итак, вооружившись чертежами из МЛ, я приступил к сборке аппарата. Начать я решил с самого крупного элемента - с крыла. По размаху оно, в принципе, соответствует чертежу, но законцовки немного неверны по форме, неверно выдержано поперечное “V”, неверны очертания задней кромки в районе центроплана. Ну и расшивочка, как говорится, тоже "мимо кассы". Элероны я захотел сделать в отклоненном положении, почему вырезал до склейки «верха» и «низа» крыла. При склеивании и наращивании задней кромке выяснилось, что циакрин ведет себя неадекватно на пластике модели, приобретает гелеобразное состояние и вспучивается.
   С поперечным “V” боролся распиливанием крыла на левую и правую часть и последующим склеиванием в верном положении, кроме того в районе фюзеляжа крыло «проваливалось» вниз со ступенькой на верхних плоскостях. Эта часть была нарощена листовым пластиком, сдобрена обтекателем и кусочком жести на месте козырька.
   По причине того, что крыло имело слишком «толстый профиль, расшивку я решил не зашпаклевывать, а вышкурить пластик так, чтобы расшивка сошла на нет. После чего резачком, в соответстие с чертежами, была нарезана расшивка. Резалась она из рук вон плохо, края получались рваными, скрайбер вырывал куски пластика. Поэтому простой и незамысловатый процесс скрайбинга превратился в каторгу. Вмeсто одного прохода скрайбером, приходилось резать, заливать циакрином неудачный разрез, резать заново и так пока не выйдет чего нибудь сносного…
   После нарезания расшивки на верхней поверхности крыла, вооружившись самодельным риветтером, я решил накатать «клепочку». Как трафарет для ровных линий я использовал тамийный скотч. Представьте же мое удивление, когда вместе со скотчем я сорвал верхний тонкий слой пластика. Видно польские ребята решили сэкономить на пластификаторе, посему пластик и начал слоится, да еще и как слоиться!!!
   Покончив с верхними поверхностями, я занялся нижними. Примерно по центру с каждой стороны были замечены утопленные «квадратики». Что это и зачем я так и не понял. Ясно только одно, что на фотографиях прототипа их нет. Посему, недолго думая, я взял и закрыл их белым листовым пластиком (это видно на приведенных фотографиях). После чего была нарезана расшивка, накатаны заклепки сделаны лючки из фольги - самоклейки (как, впрочем, и на верхних поверхностях).
   Кроме того на нижних поверхностях присутствует гофр - не гофр, гребни - не гребни… Но что то определенно присутствует, как об этом свидетельствуют фотографии. С ними я поступил следующим образом: на месте этих «гребней» бала нарезана расшивка, а в эту расшивку была вклеена на циакрин тонкая медная проволока. Место сопряжения с фюзеляжем было сточено таким образом, чтобы крыло ставало в вырезанный на фюзеляже паз. Потому как если собирать по инструкции, крыло будет образовывать ступеньку с фюзеляжем, а такого быть не должно.
   Фюзеляж и интерьер:
   Покончив с крылом, я взялся за фюзеляж. Как и крыло, фюзеляж оказался далеко не в пределах нормы. Если поглядеть на чертеж фотографии, можно увидеть, что фюзеляж у прототипа конусообразный, с круглым сечением. У модели фюзеляж предлагается с «изломом» как раз за кабиной, при чем этот излом есть как при виде сверх, так и сбоку. Кроме того фюзеляж имеет сечение квадрата со скругленными углами. Вырез кабины пилота переразмерен, обтекатель заголовка наоборот маловат, причем по всем параметрам.
   Чтобы как то бороться со всеми этими пакостями, на уровне излома были сделаны разрезы и фюзеляж был выгнут. Таким образом, «изломы» я поборол. Кроме того с тыльной стороны я убрал полтора миллиметра пластика, чтоб добиться нормальной толщины фюзеляжа. Путем вышкуривания я добился круглого сечения фюзеляжа. Киль и обтекатель заголовника я отрезал сразу, чтоб не мешались. После всего этого членовредительства, я заклеил вырез кабины пилота листовым пластиком и вырезал новое, правильное отверстие, заодно вырезав паз под крыло.
   За сим фюзеляж был снова разобран на две половинки и я занялся интерьером. То что предлагает производитель можно смело выбросить «фтопку», даже и на рассматривая. Сперва - наперво была сымитирована кембриком оплека выреза. Позже из проволоки, полосок пластика и жести был воспроизведены шпангоуты и стрингера. Из кусочка пластика был вырезан полик кабины, к нему была добавлена бронеспинка и противопожарная перегородка. Из жести, бумаги и пластика было изготовлено кресло пилота и облагорожено самопальными пристежными ремнями. Из разнокалиберной проволоки были изготовлены РУС, РУД, прочие рычажки. Из подножного и подручного материала были изготовлены прочие приспособления для кокпита. Так как приборная панель крепилась к крылу, ее я решил оставить на потом.
   Покончив с интерьером, я склеил половинки фюзеляжа, придал правильные очертания килю и приклеил его до кучи. Все это безобразие было как следует вышкурено, была нарезана расшивка и нанесена клепка. На киле были воспроизведены гребешки тем же способом, что и на нижних поверхностях крыла.
   Из половинки литника и шпатлевки был изготовлен заголовник с обтекателем, на нем была нарезана расшивка и нанесены заклепочные швы.
   Теперь можно приделать оперение. Оно требует небольшой коррекции обводов, это исправляется буквально парой движений наждачной бумагой.
   После всего этого безобразия я приступил к винтомоторной группе. Если собрать таким образом, как то предполагает инструкция, фюзеляж выходит примерно на 4 мм длиннее, чем следовало. Поэтому от кока винта и носовой части мы немного отрезали. Кроме того, я залатал щель, которая образовывалась при приклеивании лобовой части капота к фюзеляжу. Кок винта был для удобства обработки сразу приклеен к капоту, ибо, если поглядеть на фотографии, кок винта, капоты и фюзеляж должны образовывать конус, без ступенек. Т.е. совершенно не то, что предлагает производитель модели. Поэтому, вооружившись наждачной бумагой и надфилями, устраняем все эти безобразия.
   После этого была нарезана расшивка, клепка. Из фольги были имитированы радиатор по правому борту, решетки пулеметных портов и лючки.
   Разобравшись с геометрией носовой части, я приступил к имитации двигателя. Брать смоляной двигатель, чтоб показать верхушки горшков я посчитал делом не резонным и неблагодарным, поэтому с «Юпитером» я решил бороться своими силами. В принципе, по сечению цилиндры двигателя из набора примерно соответствую прототипу, поэтому они были благополучно отрезаны от картера, облагорожены проволочной имитацией ребер охлаждения, сдобрены толкателями и проводкой. Из медной проволоки были спаяны выхлопные коллекторы. Из расплющенной медной проволоки были выгравированы патрубки и припаяны к коллекторам. Далее я приступил к кольцу тауненда. В наборе он состоит из трех частей: верхней и нижней половины и лобовой части с саппортами. Стоит заметить, что сечение кольца тауненда меньше чем следует и посему требует пластиковых вставок. Саппорты необходимо отрезать и выбросить. Родные толстые и не масштабные и требуют замены на проволоку.
   Лопасти винта в наборе плоские, без крутки, что неверно. Кроме того неверны и законцовки лопастей. Путем наращивания и вышкуривания устраняем эти недостатки.
   Как только эти недостатки были исправлены, откладываем кольцо тауненда и лопасти в сторонку, они будут только мешать при покраске. И тут я достаю из широких штанин…Заготовку для приборной панели. Благо выкройка дана в литературе. Приборка как и у всех «поляков» того времени изобиловала цветами. Циферблатов каких только нет: и черные будильники, и красные и оранжево-коричневые. Из-за всей этой многоцветной палитры пришлось отказаться от печати приборной панели на лазерном принтере и заняться росписью вручную. После того как приборы были нарисованы, они были вскрыты капельками прозрачного акрилового лака. Как только приборная панель высохла, достаем заскучавшее в ожидании своего звездного часа крыло и крепим согнутую приборку к крылу, а крыло к фюзеляжу.
   Все это следует выполнять крайне аккуратно, чтобы не повредить покрасочный слой интерьера.
   Финишная доводка и покраска
   Как только крыло встало на свое место, крепим компас на крыло и из ацетатной пленки вырезаем козырек. С крупными деталями и интерьером, можно сказать покончили.
   Из проволоки и тянутого литника были изготовлены прицелы, трубки пито и вентури, подножки, зеркало заднего вида и прочая мелочевка. Посмотрев бегло на колеса, пришел к выводу, что они тоже требуют работы. При помощи электроплиты воспроизвел обжим пневматиков, на дисках воспроизвел болты и ступицу.
   Итак, модель готова к покраске.
   Я долго думал над вариантом окраски модели, но остановился именно на румынской камуфляжной окраске. Подкупила яркость и пестрота, а так же тот факт, что румын в моей коллекции еще не было. А кроме того, моя тайная страсть к связным и спец. машинам…
   В МЛ дается цветной профиль румынского 7-47 и черно-белая фотография этого борта. При детальном осмотре обнаружилось, что автор профиля ошибся и дал капот в камуфляже, хотя на фотографии видно, что он желтый.
   


Готов к труду и обороне!... ну и к покраске тоже
   Кроме того вызвали сомнения цвета камуфляжа. Уж слишком темный коричневый на картинке.
   Проще дела обстояли с румынскими П.11 и П.24, они были или зеленые, в родной польской окраске или камуфляжные, произведенные по лицензии на фабрике IAR и окрашенные в румынские цвета. П.7 в отличие от них, в Румынии не производились и понять с вероятностью в 100 процентов что же за цвета камуфляжа это были мы навряд ли сможем установить. Толи это были нанесены коричневые пятна на польский хаки, то ли это были пятна зеленого, нанесенные на польский «родной» цвет. А вполне вероятен и тот факт, что машина была перекрашена полностью…
   Я пошел по пути наименьшего сопротивления и выкрасил ПЗЛ в румынские цвета, приклеил кольцо тауненда, изготовил из проволоки саппорты кольца, приделал лопасти винта. После я нанес деколи, подобранные из обрезков в закромах, при помощи акварели выполнил тонировку и погодинг машины.
   И вуаля, машина готова.
Виньетка
   Виньетка, традиционно для меня изготовлена из кружка фанеры с имитацией багета из кембрика. На основание была нанесена сода, впоследствии окрашенная в землистые оттенки и тонированная пастельными мелками. Сверху были высажены поролоновые саженцы разнотравья.
   После окраски основания виньетки багет из кембрика был окрашен под дерево, нанесена табличка деколью.
   Из набора Академии была взята топливная бочка, которая была выкрашена эмалью, тонирована. Со скуки, вооружившись циркулем, я нанес на бочку надпись, смысл которой примерно равен слову «огнеопасно».
   После этого мною были перерыты залежи фигурок и выбор пал на немецкого офицера из безымянного набора(коллега опознал как Revell) и немецкого пилота из набора Hasegawa. Эти фигурки были модифицированы и подкорректированы под румынскую форму.
   Фигурки были окрашены алкидными эмалями и оттонированы акварелью и пастелью.
   
   
Вместо эпилога
   Ну вот, собственно и все. Виньетка готова, самолет водружен. Можно ставить на полку к собратьям по участи, а мне можно приступать к следующему проекту, ведь впереди еще р.11 и п.24, о них я поведю в следющий раз.

   - 'PZL P.7' cz.2, AJ-Press, Monografie Lotnicze No.73, 2001.
   - 'PZL Fighers P1 through P8' p.1, Phalahx Publishing Co.Ltd, Monograph No.2, 1995.
   - 'PZL P.7a', AERO - technika Lotnicza nr 9, 1991.
   - http://www.worldwar2.ro
   - http://www.rathbonemuseum.com/MAIN/main.html
M.F.G,

Michel Orlov.