САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2009-11-30
другие работы автора  |  обсуждение  
Р-5 мультикит
Южный Фронт (потенциально) 1:72
Валентин Мучичко
aka savoya
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"

Р-5 мультикит
« И осталось всего-ничего, разве только холсты, а на них - неземные рассветы и лошади скачут ...»
… и дальше по тексту А.Макаревича.
    Лев Гумилев, Михаил Веллер, Борис Акунин, стопки книг мемуаров, охапка беллетристики, гигабайты кинофильмов, часы и литры дружеского общения on- & оff-line, недоданное любимым внимание, севшее зрение, и, наверное, много такого, что «проехал», «не догнал», проворонил, опоздал, утратил – все это я не сомневаясь отложил «на потом» за право на золоте истории самолета Р-5 великого Н.Н.Поликарпова нацарапать в масштабе 1:72 «тут был я»! Каюсь, грешен: страсть и тщеславие двигали мной , но без них ничего бы не получилось.
    Мне давно хотелось поставить на полочку модель раннего ПР-5: синие стрелы и черные знаки по серебру, на лыжах, с асимметричным гаргротом – красота! Но сделать его «по-быстрому» не вышло бы «хорошо», а сделать «хорошо» - слишком долго и сложно для «просто на полочку». Так уходило время…
    Но весной 2007 года переписка с командованием «Южного Фронта» в лице Сергея Труфанова и Андрея Дробязко открыла перспективу этой теме. Товарищей интересовали мастер-модели Р-5, ССС и Р-Z в 1:72 под ЛВД. Опыт изготовления мастер-моделей с семейственной деталировкой у меня есть (И-5, И-5бис, задел под И-Z), чертежей, фотографий и текстов по тематике немало в сети и на руках, а предложение заменить Р-Z на ПР-5 встретило одобрение. Договорились, и с начала 2008 года дело пошло.
    В работе я использовал чертежи Крутихина из «А. и К.», В.Кондратьева из «М.- К.», М.Маслова из «Армада», А.Юргенсона, позже к ним добавилось техописание на Р-5. Имею также немало разных «прижизненных» фото и из Монинского музея.
    … И создал я папку «Р-5 мультикит», и поместил её ярлык на рабочий стол. И распечатал в нужном масштабе проекции от разных авторов, открыл фотографии и стал все это сравнивать – анализировать. И сильно приуныл…
    До весеннего тепла я выстраивал в уме рабочую версию геометрии фюзеляжа с учетом конструкции и материалов прототипа, подвергнув сомнению все начертаные обводы и линии, перепроверяя их известными цифрами и фотографиями (блики и светотени на поверхностях). По выработанной рабочей версии заложил разъемную болванку из переклейки полистирола на цианакрилате и, убирая лишнее ножом, напильником и наждаком, начал постепенное продвижение, буквально «наощупь», к искомым контурам.
    Технология работ по натурному моделированию Р-5 не отличается от ранее изложенного для Хейнкель-70 и СБ и наглядно представлена в моем фотоальбоме по адресу: http://savoya.io.ua/album182336s
    План работы я реализовал такой. Сначала из полистирола вырезал болванку «чистого» Р-5, с нее «снял» (т.е. подетально скопировал наружный контур – матрицы; нарастил толщину стенки и скопировал внутренний контур с обрезом – пуансоны; в полученных формах отлил детали – «корки» ) два комплекта смоляных «корок» фюзеляжей - для «мастеров» Р-5 и ССС. После болванку Р-5 перелицевал в болванку ПР-5 и «снял» комплект фюзеляжных корок для мастера ПР-5.
    Верхнее крыло и оперение – общее для всех трех прототипов, а нижнее крыло надо дать каждому свое. Для этого сначала на вырезанной из полистирола болванке нижнего крыла с посадкой под Р-5 имитировал обшивку полотном по схеме для ССС – и «снял» с этой детали одну смоляную копию. Она и первый комплект смоляных фюзеляжных корок Р-5 впоследствии стали версией ССС.
    Потом на той же полистирольной болванке нижнего крыла довёл полотно под версию Р-5 и с нее «снял» уже две смоляные копии. Первая из них со второй парой фюзеляжных корок Р-5 стали версией собственно Р-5. Вторая смоляная копия нижнего крыла Р-5 с фюзеляжными корками ПР-5 стали версией ПР-5.
    Таким образом в различных версиях мультикита получились идентичными все присоединительные размеры и посадочные места для шасси, крыльевых стоек, винто-капотной группы и оперения, что дало возможность эти детали делать общими для всех. Внутрянка – рамы и пол – тоже общие для Р-5 и ССС. А у ПР-5 эти позиции, ясно, свои. У всех трех моделей детали геометрически преемственны, но внешне оформлены с положенными различиями.
    Все готовые мастер-детали я скопировал в жесткие формы и отлил один комплект мастер-модели с резервом мелочей и по комплекту для контрольных сборок.
    Номенклатуру навесных деталей наполнит заказчик по своему усмотрению, а если кому этого покажется мало – то добавит сам, верно?
    Эффектнейшая часть работы – это насыщение модели имитациями элементов конструкции и фактур поверхностей прототипа. Наружные поверхности Р-5 были деревянными, полотняными и металлическими, а основное моделирование я выполнял из полистирола. Провисы ткани на плоскостях и фанерные хлопуны по бортам Р-5 я формировал циклеванием полистирольной болванки и соответствующих смоляных матриц. Имитацию шомпольного крепления панелей капотов тоже наносил на матрицах, благо они твердые и жесткие и годятся для вспомогательного моделирования.
    Металлические капоты, а также зализы на ПР-5 я «оживлял» фольгой. Тут к слову небольшое лирическое отступление об оклейке алюминиевой фольгой.
   Будущую панель формую по месту, обжимая сначала пальцами, потом бальзовой палочкой, доминаю палочкой бамбуковой (все - заоваленной плоско-округлой формы), а довожу стальной полированной зубопротезной лопаткой. Суть формовки - вытяжка-усадка отожженного (для мягкости) алюминиевого листа (от 0,03мм до 0,1мм) постепенным вальцеванием. У отформованной панели обрезаю периметр маникюрными ножничками, подгоняю ножом (алюминий налипает на сталь, поэтому нож заполирован и лизнут языком; ножом больше рублю, чем режу). Каждую следующую панель подгоняю встык к уже наклеенным, двигаясь по поверхности от более сложных пространственных форм - к простым. Отформованную по месту и обрезанную панель прикладываю к месту её «прописки» и фиксирую полосками скотча по одной из сторон - этот нехитрый приём позволяет достичь достаточной точности позиционирования панели при наклеивании. Теперь панельку если аккуратненько отогнуть, намазать поверхности клеем, дать подсохнуть и отпустить - то она будет стремится занять исходную выверенную позицию. Клей использую БФ-88 (зеленовато-желтоватого цвета, контактного типа), растворитель - 646 или 647 (но надо проверять реакцию с клеем: может и сворачивать, а нужен тот, что растворяет), остатки клея смываю бензином Б-70 (калоша) на хлопковой тряпице или ватке на спичке . В пеницилиновой бутылочке заранее разведенный до молочной консистенции, клей наношу кистью в минимум проходов сначала на пластик, потом на ранее подготовленную из фольги панель. Приклеиваю по предварительно разрисованной на поверхности расшивке, в продуманной последовательности на практически сухой контакт (возможная коррекция ориентации ~0,1мм).
    Смысл попанельного оклеивания авиамоделей алюминиевой фольгой не только в том, чтобы естественно воспроизвести стыки листов, а и в том, чтобы используя пластичность алюминия получить правдивую картину бликов поверхности, в том числе и вокруг заклёпок (чего фольга на самолипнущем толстом и не высыхающем слое сделать не в силах).
    Натурное моделирование в этой работе, как и во всех предыдущих своих работах, я выполнял вручную. Очень надеюсь, что серийные образцы удачно донесут до каждого из вас не только изящество форм легендарного биплана, но и страсть моей души.
    А теперь внимание, открываю Главный секрет: любая сделанная вручную модель и даже тиражированные копии с неё – заряжены Светлой Энергией Стендового Моделизма! Она действует побуждающе всегда, независимо от качества сборки модели. А если модель собрана хорошо и ,что усиливает действие Энергии, находится в числе других работ моделиста на его полке-«ковчеге», то вместе они составляют «Священный Грааль» и семейный Оберег, оказывая всяческое благотворное воздействие на домочадцев.
    Так что, то, что знали многие, но вслух сказать смущались – правда!
   
   
   23.XI.2009г. Валентин Мучичко.