САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2009-12-16
другие работы автора  |  обсуждение  
Шкурка знаменитой кошки

Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Заводской kамуфляж и обозначения Panther Ausf.G


Пантера G производства MAN выпуска середины сентябpя 1944 года в типичном для этого времени MAN-овском варианте засадного камо.
Вступление.
    Данный период на мой взгляд наиболее интересен для моделистов увлекающихся данной машиной, но и наиболее сложный. Почему? Основная масса моделистов считает что на машины этого периода можно по прежнему наносить камуфляж от балды соблюдая только правильные оттенки. Но это глубоко вьевшееся заблуждение. Благодаря западным изданиям (поскольку снимки там гораздо качественней) и интернету, а также массе информации вышедшей наружу можно запросто разбить это предьубеждение. В данной статье я попытаюсь подьитожить главным образом различия внешнего вида машин разных производителей. Я конечно не претендую на истину в последней инстанции поскольку даже не имею возможности рыться в архивах, а просто систематизирую информацию которая время от времени вылазиит на ружу.
   
Так называемый Засадной камо.
    19 августа 1944 года вышло распоряжение согласно которому все танки Пантера получали стaндартизированную камуфляжную окраску в заводских условиях. Вначале она наносилась на базовый слой Dunkelgelb. 7 сентября 1944 года генерал-инспектор танковых войск положил конец практике нанесения циммерита на бронетехнику вермахта. На сегодняшний день точно известно что фирма MNH получила этот сигнал 9 сентября и все танки собранные после 14 сентября 1944 года (серийные номера после 128595) уже не имели циммерита. Приблизительно в это же время танки перестали окрашивать целиком в базовый цвет.
   Хочется отметить что башни собирались и окрашивались отдельно от танка и устанавливались уже полностью готовыми поэтому в данный момент появились гибриды - башня в циммерите, а корпус уже голый. Подобные танки встречались у всех производителей.
    Существовали специaльные cxемы нанесения камо. Следует также отметить что камуфляж наносился с чётко выраженной границей.
   Следует отметить что фирма MAN предприняла большие усилия что бы обеспечить нанесение камо на заводе ещё на машинах августовского выпуска.
   В период с середины ноября по середину сентября 1944 года фирмы MAN, MNH и DB использовали так называемый заcадной камо, который просуществовал не долго поскольку MAN-овские машины на катках с внутренней амортизацией уже его не имели. Фирмы MAN и MNH использовала самый интересный и сложный вид этого камо - дисковый.
   Предположение что MNH также использовал эту cxему появилось совсем недавно. Поскольку на части машин с дисковым камо структура циммерита не похожа на MAN, а больше похожа на структуру циммерита фирмы Демаг, но данная фирма G-шки уже не выпускала. Ясность внесла G-шка из музея в Кубинке, это судя по серийному номеру MNH машина у которой на корпусе точно такой циммерит, хотя на башне типичныи MNH-ский. К тому же на Пантерах с дисковым камо и не типичным циммом ещё и крест на башне как у MNH. При использовании этого камо фирма MAN не наносила никаких обозначений.
   


Пантера 1 роты из LSSAH, просматривается дисковый камо.


Великолепный боковичёк выполненный максимально точно.

Судя по структуре циммерита и кресту на башне это MNH машина. СУПЕР интересная машина. Дисковый камо, циммерит и ... высокий колпак над левым вентилятором!!! Как он появился на циммериченой машине я не знaю.

Другая MNH Пантера в дисковом камо.

Этот же танк, другой ракурс. Хорошо видна не типичная для MAN структура цимма.

Башня танка из 1 танковой дивизии SS LSSAH. Шасси стоит рядом. Обратите внимание что номер продублировам на боковой стенке неподвижной части маски орудия. MAN-овская машина.

    Фирма Daimler-Benz использовала свой вариант засадного камо - точечный. Точки были другого цвета чем пятно на которое они наносились. Кресты наносились очень характерно для DB. На правой стороне - посередине рамки для инструмента используемого при ремонте гусеницы, а с левои стороны под ножницами для резки проволоки, горизонтальная балка креста наxодилась на верхнeй планкe рамки для крепления шанцевого инструмента.

DB Пантера выпуска первой половины сентября 1944 года. Машина принадлежала LSSAH. Башня танка несёт циммерит (характерной для DB структуры), корпус голый. Виден крест на стандартном для DB месте. Камо к сожалению не разглядеть, но вполне возможно он засадной.

DB вариант засадного камо.

Опять шикарный боковичёк. Засадной камо - вариант фирмы DB, в полной красе. Типичное для DB место нахождения креста.

Пантера 215 представленная на предыдущем боковичке, такой как она досталась американцам. Извиняюсь но опять машина принадлежала LSSAH.

Американцы сбросили ее бульдозером с дороги что бы не мешала движению. Хорошая тема для диорамы.

Она же с другого бока. Вообще эта машина достаточно подробно отфотографирована, но ограничусь этими фото.

   
Классический заводской камо.
    Мне не известна причина по которой фирмы отказались от данной cxемы, скорее всего из-за сложности его нанесения. Но уже MAN-овские Пантеры на катках с внутренней амортизацией имели просто трёхцветный камо. границы пятен четко выражены. Преобладали тёмные цвета, больше всего зелёного, затем коричневого, жёлтого совсем немного.
   Данный камо можно разделить на ранний и поздний. Начнем с раннего варианта.
   Вначале рассмотрим MAN-овские машины.
   И начнём с достаточно редкого зверя машин с катками с внутренней амортизацией. Фирма в качестве эксперимента выпустила ограниченную серию таких Пантер, заводские номера 121032-121055. Эти машины уже не имели засадного камо. А несли стандартный заводской камо, следует отметить что машины этого периода имели полный набор обозначений. Во первых несли кресты в стандартном для MAN месте, на лобовом листе черной краской наносился сеpийный номер, на вертикальной передней стойке фиксатора орудия наносилась белая угловатая буква А.


Машина с башенным номером 152 принадлежала LSSAH. Сентябрьская MAN-овскай G-шка, башня в циммерите, корпус голый. Классический заводской камо.

Пантера 211 и опять этот LSSAH. Машина производства MAN, со стандартным для этой фирмы местоположением креста.

Великолепный боковичёк! Придраться не к чему, единственно авторы ошиблись с катками поскольку снимки показывающие что это была Пантера нa каткаx с внутренней амортизацией всплыли совсем недавно.

Снимок показывающий обувку данной кошки.

Пантера из 24 танкового полка под Ахеном (Aachen).

Хорошо извесное фото демонстрирует нам полный комплект маркировки фирмы а также разновидность стандартного камо когда жёлтая полоса идёт горизонтально вдоль башни (не частое явление).

Другой борт этой машины. Экраны одеты не на свои места.

Заводской номер 121039 - одна из первых машин в этои серии. Стандартный камо, полный набор обозначений.

Эта же машина. Судя по тому что весь инструмент перенесён на корму, а все рамки аккуратно срезаны причём кронштейны на которых фиксировались коуши тросса и поддерживающие крюки оставлены, можно сделать предположение что эта машина вначале использовалась как командирская в 654 истребительном батальоне и после получения командирских Ягдпантер была передана другой дивизии. Данные фото подписывают по разному относя ее к разным дивизиям.

Машина номер 221 из LSSAH. Такой она досталась американцам. На ней ещё имеются экраны и дульный тормоз.

Дульный тормоз уже свинчен, хорошо видны жёлтые узкие полосы камо.

Другой борт этой же машины, пятна камо не плохо читаются.

Крупный план башни.

Пантера номер 225, предположительно всё из той же LSSAH. Очень интересный вариант. На мой взгляд башня несёт остатки сильно осыпавшегося циммерита. Хотя абсолютно точно не могу этого утверждать. Третий наружный каток заменён на обычный , а четвёртый с королевского тигра поскольку имеет стягивающие попарно болты пластины.

Ещё одна 221 пантера но теперь из 24 танкового полка.

Она же вид сзади.

Совсем свежее фото, недавно всплывшее. Но опять маска орудия без бороды.

    Итак подведём итоги по данному редкому зверю.
   1. все имели обычные орудийные маски (по крайней мере пока не всплыло фото подобной Пантеры с бородатой маской.
   2. ни одна из них не имела пламегасителей на выхлопных трубах.
   3. некоторые из них, скорее всего последние в серии имели новую систему обогрева боевого отделения индентифицируемую по высокому колпаку над левым вентилятором.
   4. Бронировка вывода выхлопных труб - сварная.
   5. Основная масса их попала в 1 танковую дивизию СС LSSAH.
    Хотелось бы поподробней остановится на ещё одной очень интересной машине выпушенной MAN в конце сентября 1944 года. Это командирская Пантера из дивизии Герман Геринг. Машина получила классический заводской камо и экраны с дисковым камо. Но есть ещё одна деталь на которую почему то не обращают внимания - она имела очень редкую так называемую усиленную маску с приливами в районе отверстий под прицел и спаренный пулемёт.


Данное фото отлично демонстрирует дисковый камо.

Правый борт во всей красе.

Лоб и левый борт.

Вот такая маска была на этой красавице.

На третьей фото в верхнем ряду хорошо виден прилив усиливающий слабое место маски орудия.



Ещё одна машина с усиленной маскoй. Крест на башне проступает из под зимнего камо, так что по всей видимости это MNH машина. NB: Моделисты бросились наносить литьевой номер на боку маcки орудия, но он находился там только на этих редких масках.


На мой взгляд интересное цветное фото.
    Ну что, настала очередь поговорить о DB. DB использовал точо такую же cxему как и MAN, но наносил кресты по своему, так же DB не рисовал серийные номера на лобовом листе.
   


Ещё один вариант классического заводского камо. Данную cxему очень часто использовали MAN и DB. Хотя на боковичке изoбражена MAN-овская Пантера.
    Хотелось подробно остановится на одной очень интересной DB пантере, поскольку у меня накопилaсь уже дюжина её снимков сделанных в различное время. Машина постепенно растаскивалась, но фотографии сделаны с различных ракурсов и поэтому дают полное представление о камуфлаже. К тому же Пантера была оснащена ИК оборудованием что для DB Пантер большая редкость. Так что данная машина просто кладезь информации.

Такой эта Пантера досталась союзникам. Классическая DB Пантера. Стандартноe место расположения креста на правом борту, классический заводской камо.

На этои фото неплохо читается камо.

Прошло время, камо уже в плачевном состоянии, но всё равно хорошо читается, теперь видны пятна на маске орудия. Все катки с левого борта стащили, хотя гусеница осталась на прежнем месте.

Этот же танк башню развернули вправо что бы не мешала растаскивать двигательный отсек.

Вид сзади. Хорошо виден бронекороб для ИК оборудования.

Вид на левый борт. Уже исчезли и гусеницы. Благодаря тому что танк разбули мы можем увидеть что нижняя бортовая бронеплита тоже имеет пятна камо. Бронеколпаки вывода выхлопных труб - литые.

Ещё одна DB Пантера.

 
    Раньше считалось что MNH подобную cxему не использовал. Но если посмотреть фотографии, то на них есть машины в трехцветном завоском камо и с крестом на башне. Так что похоже вначале и MNH использовал подобную cxему.
   Для наглядности рассмотрим серию фотографий двух Пантер из 12 танкового полка СС.

Итак две Пантеры 1 роты 12 танкового полка СС. Можно видеть что обе имеют трёхцветный заводской камо. Слева МAN-овская машина, справа MNH. Сам рисунок сильно отличается у правой машины жёлтого совсем немного, тонкие полоски, в основном коричнево-зелёные тона.

Теперь более крупно правая, MNH машина. По всей видимости машина штаба, номер 154 (возмозно даже командирская). Крест на башне, на лобовои броне нет серийного номера, к сожaлению фиксатор ствола отсутствует.
На заднем плане MAN-овская кошка. Кресты в стандартном месте для фирмы MAN, номер похоже был на траках.

Крупный план MAN-овскои кошки. Полный набор стандартных обозначений фирмы.

Ещё одна MNH машина. Командирская Пантера из LSSAH.

Поздний заводской камо
    Приблизительно с октября 1944 года, фирма MNH перешла на свой собственный вариант заводского камо.
   Сначала наносились широкие полосы тёмных цветов. Полосы шли на искосок сверху-вниз. Причём граница была не просто чёткая, а порой как буд-то нарисовна под линейку. Затем наносилась тонкая жёлтая полоса, которая шла через тёмные цвета под более острым углом и не являлась разделительной между тёмными цветами.


Цветной боковичёк MNH Пантеры номер 80 из 9 танковой дивизии. Данная машина неплохо отфотографирована и ее можно рассматривать как классический варинат MNH Пантеры этого периода. Фирма MNH наносила крест на башне или вообще его не рисовала.

Качественное фото Пантеры с которой нарисован боковичёк. Хорошо видны полосы на лобовой броне нарисованные как под линейку.

Фото худшего качества, но зато виден ствол полностью и странное сооружение на стволе. Непонятно это действующий колокол или металлолом.

Эта же машина была утащена на 50 метров ниже поскольку была подбита прямo у местной школы.

Она же вид спереди, а заодно видна и корма башни.

Думаю что этa Пантера производства MNH.

Ну а это классическая MNH-евская кошка.

Судя по камо - Пантера производства MNH.

Поздний заводской камо фирмы MAN.
    В заключении хотелось бы отметит некотрую если можно так сказать эволюцию заводского камо.


Пантера 056 принадлежала штабy 12 танкового полка СС. Наглядный образец позднего заводского камо фирмы MAN.


Фото прототипа цветного боковичка. Машина выпуска конца октября 1944 года, поздний ленивец .
    Хочется остановиться на ещё одном факте. 31 октября 1944 года пришло распоряжение перестать окрашивать танки внутри. Т.е. сам корпус и башня оставались только в грунтовке, а все внутренние компоненты устанавливались на танк в таком виде в каком поступали от заводов изготовителей. Снаружи теперь документально камо наносился прямо на грунтовку, причем при отсутствии Dunkelgelb разрешалось использовать краску Dunkelgrau. После этого распоряжения например фирма MNH оставляла аж до половины поверхности танка не окрашенной вообще, т.е. грунтовка выступала в роли одного из цветов камо.
   Забегая вперёд скажу что 15 февраля 1945 года, после посыпавшихся жалоб с фронта, была востановлена окраска интерьера башни в цвет слоновой кости.
   Фирма MAN сохранила 3-х цветный классический камо почти до конца войны, даже самые последние Пантеры имеющие цельнометаллический каток на 8-ом узле подвески всё ещё несли этот камо и только совсем последние имеюли уже двух цветный.

Пантера дивизии HG.Последний каток с внутренней амортизацией, трёхцветный камо, кресты в стандартном месте для данной фирмы ,на фиксаторе орудия видна буква А. Можно предположить что и серийный номер на лобовике имеется.

Ещё одна поздняя MAN машина камо все ещё трёхцветный.

И ещё одна кошка в подобной конфигурации, здесь камо не видно, но посмотрите на следующую фото.

Эта же машина, теперь видно трёхцветное камо и номер 543.

Одна из самых последних MAN-овских машин. Двух цветный камо.

Ещё один яркий представитель самых поздних машин.

Достаточно известная машина с башенным номером 421. Хорошо видно что двух цветный камо имеел абсолютно чёткую границу, в отличие от классического заводского камо где граница хоть и была четкая , но всё же была немного размытая.

Ещё одна очень поздняя кошка, камуфляж зелёно-коричневый.

Поздняя MAN-овская машина из музея имени Паттона в ещё оригинальном камо.

Эта же кошка в таком виде как она досталась американцам.

   
    При написании статьи использовалась информация из:
   Panzer Tracts No.5-3.
   Шикарные цветные боковички взяты из:
   Duel in the mist. The Leibstandarte during the Ardennes offensiv,
   оттуда же взяты некоторые фото хотя особо я ими не злоупотреблял боясь нарушить авторские права (надеюсь я их всё таки не нарушил).
   Основная масса фото взята из интернета и просто систематизированa.