САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   
Краткие итоги конкурса "DiShow-2016" здесь.


Пожелания и предложения по грядущему конкурсу "DiShow-2017" здесь.
опубликовано 2010-03-01
другие работы автора  |  обсуждение  
Камуфляж и маркировка Тигров SS sPzAbt101

Евгений Музальков
aka Evgeniy Muzalkov
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Камуфляж и маркировка Тигров 101 ттб СС
   Тигры 101 ттб СС одни из самых любимых моделистами, особенно это касается машин «поздней» модификации. Как правило, примерно каждый пятый из «поздних» Тигров, размещенных во всевозможных галереях на просторах Интернета, принадлежит этому батальону. Но, несмотря на то, что в сети немало материалов по камуфляжу и маркировке подкрепленных фотографиями, ошибок у моделистов более чем достаточно. Справедливости ради надо отметить, что и большинство материалов которыми они пользуются изобилуют ошибками. Поэтому я и решил на основе имеющейся у меня информации внести ясность в эту тему. А тема надо сказать очень интересная, и разнообразная.
   Для начала предлагаю ознакомиться с тем, что нам предлагает Шнайдер (Schneider, Wolfgang – Tigers in combat II, J.J.Fedorowicz Publishing, Inc., 1998). Тем более информация, данная им, во многом соответствует истине.
   
   «Двадцать старых Тигров, поставленных в конце 1943 года имели камуфляж с изогнутыми вертикальными зелено-оливковыми и коричнево-оливковыми полосами на желто-оливковой основе. Цифры на башне были довольно большие - приблизительно 60 % высоты башни - и были белыми. Наносились спереди по бокам башни, а также на забашенных ящиках.
   Эмблема 1-го танкового корпуса СС с двумя ключами вместо одного как в 1-ой тд СС "LSSAH" - была белой на левой стороне лобового бронелиста. Танки были покрыты циммеритом. На танках штаба батальона была такая же маркировка.
   После прибытия оставшихся двадцати пяти Тигров, белые башенные номера в 3-ей роте, которые были слишком заметными, были перекрашены. Они были изменены на синие с желтым контуром. Это было комбинацией, которую никакое другое формирование Тигров не использовало. Танки штаба сохранили белые номера. На новых полученных танках – покрытых циммеритом – цвет номеров для каждой из рот был разный. 1-ая рота имела зелено-оливковые цифры с белым контуром, 2-ая рота имела красные цифры с белым контуром. Цифры идентификации танков также наносились на забашенные ящики.
   Особенностью l-ой роты был белый ромб, наносившийся на правую сторону лобового бронелиста, а также на правую сторону заднего бронелиста. В ромбе рисовалась белая латинская S, правее ромба наносилась цифра 1, которая также была белой.
   В отличие от остальных машин батальона, 2-ая рота наносила эмблему на правую сторону лобового бронелиста. 1-ая рота также имела эмблему на левой стороне заднего бронелиста. На танках 1-ой и 3-ей роты, при нанесении знаков отличия, циммерит под ними счищался. Балочный крест по бокам корпуса был смещен немного назад. Камуфляж состоял из широких коричневых и зелено-оливковых пятен на желто-оливковой основе.»
   А теперь обо всем этом, но поподробнее.
Кресты на корпусе
   На основе имеющихся фотографий можно сделать следующие выводы. На всех без исключения машинах батальона с левой стороны корпуса кресты располагались (по вертикали) вплотную к боковым крыльям. С правой стороны, было немного разнообразней. На Тиграх штабной, 1-ой и 2-ой рот крест наносился под самый верх бокового бронелиста, а в 3-ей роте по середине, смещение вверх могло быть, но незначительное.
   В горизонтальной плоскости при нанесении крестов так же наблюдается некая упорядоченность. Кресты наносились в районе от последней трети второго бокового крыла до середины третьего крыла. Если из-за скудности фотоматериалов, по штабной роте какие либо выводы трудно сделать, то остальные роты можно систематизировать.
   В 1-ой роте, с правой стороны кресты наносились в районе от последней трети второго бокового крыла до первой трети третьего крыла. С левой стороны кресты наносились в середине третьего бокового крыла. На «средних» Тиграх первоначально находившихся в 3-ей роте, кресты располагались как и на всех машинах 3-ей роты.
   Во 2-ой роте все более определенно. Правая сторона – первая треть, третьего бокового крыла (исключение 211 – середина второго бокового крыла). Левая сторона – середина третьего бокового крыла.
   В 3-ей роте так же полная ясность. С правой и левой стороны – последняя треть второго бокового крыла.
   Низкое расположение креста с левой стороны на всех без исключения машинах батальона возможно объясняется тем, что при нанесении креста не снимался со штатного места трос для натяжения гусениц, тем самым вынуждая наносить крест ниже, вплотную к боковым крыльям.
   Ещё один момент. Кресты рисовались до нанесения камуфляжа. На фотографиях хорошо видно, что камуфляжа под крестами нет, только базовый цвет. Иногда камуфляж наносился в непосредственной близости от крестов, тогда камуфляж повторял контур креста, при этом, иногда частично закрашивался крест.
   
   
Штабной Тигр #009 на дозаправке во время учений (10-17 мая) батальона западнее Beauvais. На фото хорошо видно место нанесения креста на правом борту корпуса.

Штабной Тигр #009 на дозаправке во время учений (10-17 мая) батальона западнее Beauvais. На фото хорошо видно место нанесения креста на правом борту корпуса.

Штабной Тигр #008 подбитый 8 августа в районе Cinteaux во время  контратаки под командованием Виттманна. На фото видно расположение креста на левом борту.

Штабной Тигр #008 подбитый 8 августа в районе Cinteaux во время контратаки под командованием Виттманна. На фото видно расположение креста на левом борту.

Тигр #114 подбитый англичанами 26 июня недалеко от Rauray. Этот Тигр стал первым Тигром захваченным союзниками в Нормандии, к тому же он остался на ходу. Представленное фото показывает расположение креста на «поздней» машине 1-ой роты.

Тигр #114 подбитый англичанами 26 июня недалеко от Rauray. Этот Тигр стал первым Тигром захваченным союзниками в Нормандии, к тому же он остался на ходу. Представленное фото показывает расположение креста на «поздней» машине 1-ой роты.

Тигр #211 подбитый в районе Potigny 14 августа. Эта машина попала во 2-ую роту после отправки на переформирование 1-ой роты. Тигр получил новый номер (есть мнения, что у этой машины «чужая» башня), но маркировка на корпусе осталась прежняя. Хорошо видно расположение креста с правой стороны.

Тигр #211 подбитый в районе Potigny 14 августа. Эта машина попала во 2-ую роту после отправки на переформирование 1-ой роты. Тигр получил новый номер (есть мнения, что у этой машины «чужая» башня), но маркировка на корпусе осталась прежняя. Хорошо видно расположение креста с правой стороны.

И вновь Тигр #114. Фото сделано в Англии, когда англичане при помощи Тигра испытывали на грузоподъемность прицеп. На фото виден еще один вариант месторасположения креста с правой стороны.

И вновь Тигр #114. Фото сделано в Англии, когда англичане при помощи Тигра испытывали на грузоподъемность прицеп. На фото виден еще один вариант месторасположения креста с правой стороны.

Одно из самых известных фото Тигра из 101 ттб СС. #131 сфотографированный 7 июня в центре Morgny, на фоне местной церкви. Фото показывает расположение креста на «средней» машине 1-ой роты.

Одно из самых известных фото Тигра из 101 ттб СС. #131 сфотографированный 7 июня в центре Morgny, на фоне местной церкви. Фото показывает расположение креста на «средней» машине 1-ой роты.

Тигр #231 закончивший свой боевой путь у Bourgebus 20 июля. Именно на нем позировал Виттманн для пропагандистов из Deutsche Wochenschau (выпуск #726). Даже на изрядно потрепанном танке хорошо виден крест и место его расположения с левой стороны, характерное для всех машин 2-ой роты.

Тигр #231 закончивший свой боевой путь у Bourgebus 20 июля. Именно на нем позировал Виттманн для пропагандистов из Deutsche Wochenschau (выпуск #726). Даже на изрядно потрепанном танке хорошо виден крест и место его расположения с левой стороны, характерное для всех машин 2-ой роты.

Утреннее фото колонны Тигров 2-ой роты. Снимок сделан 7 июня недалеко от Gournay-en-Bray. На переднем плане Тигр #224. Расположение креста с правой стороны характерно для большинства машин 2-ой роты.

Утреннее фото колонны Тигров 2-ой роты. Снимок сделан 7 июня недалеко от Gournay-en-Bray. На переднем плане Тигр #224. Расположение креста с правой стороны характерно для большинства машин 2-ой роты.

На этом фото Тигра #211, так же сделанном 7 июня на дороге Gournay-en-Bray – Morgny, можно увидеть единственное известное исключение в расположении креста на правой стороне у машин 2-ой роты.

На этом фото Тигра #211, так же сделанном 7 июня на дороге Gournay-en-Bray – Morgny, можно увидеть единственное известное исключение в расположении креста на правой стороне у машин 2-ой роты.

Тигр #314 запечатленный ранней весной 1944 года в районе Mons. Расположение креста с левой стороны характерно для всех Тигров 3-ей роты.

Тигр #314 запечатленный ранней весной 1944 года в районе Mons. Расположение креста с левой стороны характерно для всех Тигров 3-ей роты.

Отличное фото в профиль машины «среднего» периода выпуска. Тигр #334 подбитый 27 июня в Rauray, но доставшийся англичанам исправным. Это второй подобный случай после #114. Подразделение англичан, захватившее этот Тигр из-за больших собственных потерь техники, хотело включить этот Тигр в свой состав. Но командование решило иначе, решив отправить его морем в Англию. Хорошо просматривается место нанесения креста с правой стороны, которое неизменно на всех Тиграх 3-ей роты.

Отличное фото в профиль машины «среднего» периода выпуска. Тигр #334 подбитый 27 июня в Rauray, но доставшийся англичанам исправным. Это второй подобный случай после #114. Подразделение англичан, захватившее этот Тигр из-за больших собственных потерь техники, хотело включить этот Тигр в свой состав. Но командование решило иначе, решив отправить его морем в Англию. Хорошо просматривается место нанесения креста с правой стороны, которое неизменно на всех Тиграх 3-ей роты.

Эмблема батальона
   Прежде чем подробно рассмотреть места нанесения эмблемы на Тиграх 101 ттб СС хочется отметить, что эмблема на машинах 1-ой роты отличалась от эмблем в других ротах батальона. Отличие заключалось в том, что низ щита на эмблеме машин 1-ой роты был немного заострен, в остальных ротах, низ щита был полукруглым.
   На штабных машинах эмблема спереди и сзади наносилась с левой стороны, место под эмблему очищалось от циммерита.
   1-ая рота. Эмблема наносилась спереди и сзади с левой стороны, на местах очищенных от циммерита. С правой стороны, так же спереди и сзади на месте очищенном от циммерита наносился ромб, с латинской «S» внутри и цифрой «1» правее.
   Интересная особенность Тигра 132. Под местом нанесения ромба циммерит счищен таким образом, как будто в этом месте хотели нанести эмблему, а не ромб.
   2-ая рота. Эмблема наносилась спереди с правой и сзади с левой стороны. В 1-м и 3-ем взводе место под эмблему очищалось от циммерита, во 2-ом взводе эмблема была поверх циммерита.
   3-ья рота. Эмблема наносилась спереди и сзади с левой стороны, на местах очищенных от циммерита. При этом у командиров 2-го и 3-го взвода (соответственно 321 и 331) и заместителя командира роты (304) под эмблемой батальона был черный фон.
Еще одно фото Тигра #008 подбитого у Cinteaux. С этого ракурса видна эмблема батальона на лобовой броне, а так же то, что циммерит под ней счищен.

Еще одно фото Тигра #008 подбитого у Cinteaux. С этого ракурса видна эмблема батальона на лобовой броне, а так же то, что циммерит под ней счищен.

Известное фото Тигра #007 подбитого 8 августа в районе Cinteaux. Именно в этом Тигре закончили свой боевой и жизненный путь Виттманн и его экипаж.  На более крупном плане можно разобрать, что циммерита под местом нанесении эмблемы нет.

Известное фото Тигра #007 подбитого 8 августа в районе Cinteaux. Именно в этом Тигре закончили свой боевой и жизненный путь Виттманн и его экипаж. На более крупном плане можно разобрать, что циммерита под местом нанесении эмблемы нет.

Тигр #111 подбитый а затем сожженный англичанами 13 июня в Villers-Bocage. Хорошо видны эмблема и ромб на лобовой броне, а так же то, что циммерит под ними отсутствует.

Тигр #111 подбитый а затем сожженный англичанами 13 июня в Villers-Bocage. Хорошо видны эмблема и ромб на лобовой броне, а так же то, что циммерит под ними отсутствует.

Тигр #113 постигла та же участь, что и #111. У этого Тигра можно увидеть стиль изображения эмблемы характерный для машин 1-ой роты. Низ щита на эмблеме немного заострен.

Тигр #113 постигла та же участь, что и #111. У этого Тигра можно увидеть стиль изображения эмблемы характерный для машин 1-ой роты. Низ щита на эмблеме немного заострен.

Еще одно фото Тигра #211 у Potigny, изначально находившегося в 1-ой роте. Опять обращаю внимание на изображение щита.

Еще одно фото Тигра #211 у Potigny, изначально находившегося в 1-ой роте. Опять обращаю внимание на изображение щита.

Тигр #132, запечатленный 7 июня в Morgny. По неизвестным причинам под ромбом циммерит счищен таким образом, будто на этом месте собирались нанести эмблему.

Тигр #132, запечатленный 7 июня в Morgny. По неизвестным причинам под ромбом циммерит счищен таким образом, будто на этом месте собирались нанести эмблему.

Вид сзади на #111. Даже на сожженном танке хорошо видно, что под ромбом и эмблемой нет циммерита.

Вид сзади на #111. Даже на сожженном танке хорошо видно, что под ромбом и эмблемой нет циммерита.

Тигр #222 сфотографированный 14 июня при буксировке Тигра #231 около Villers-Bocage. Эмблема у машин 2-го взвода 2-ой роты, наносилась по циммериту.

Тигр #222 сфотографированный 14 июня при буксировке Тигра #231 около Villers-Bocage. Эмблема у машин 2-го взвода 2-ой роты, наносилась по циммериту.

Очередное фото на этот раз  с Тигром #221 сделанное 7 июня на дороге Gournay-en-Bray – Morgny. Видно, что сзади, так же как и спереди, эмблема на Тиграх 2-го взвода 2-ой роты была поверх циммерита.

Очередное фото на этот раз с Тигром #221 сделанное 7 июня на дороге Gournay-en-Bray – Morgny. Видно, что сзади, так же как и спереди, эмблема на Тиграх 2-го взвода 2-ой роты была поверх циммерита.

Известное фото с Тигром #232 относится к серии снимков, сделанных в мае во время учений батальона. Эмблема нанесена на место, очищенное от циммерита. Кроме того, хорошо видна эмблема батальона. Низ щита на эмблеме полукруглый.

Известное фото с Тигром #232 относится к серии снимков, сделанных в мае во время учений батальона. Эмблема нанесена на место, очищенное от циммерита. Кроме того, хорошо видна эмблема батальона. Низ щита на эмблеме полукруглый.

Неопознанный (#233 или #234) Тигр 2-ой роты подбитый 27 июня недалеко от Cheux. Сама эмблема уже почти не различима, зато хорошо просматривается квадрат, очищенный от циммерита.

Неопознанный (#233 или #234) Тигр 2-ой роты подбитый 27 июня недалеко от Cheux. Сама эмблема уже почти не различима, зато хорошо просматривается квадрат, очищенный от циммерита.

Тигр #214 подбитый поляками 15 августа недалеко от Jort. После захвата Тигра оказалось, что он на «ходу» и поляки развлекались ездой на нем. Видно отсутствие циммерита на месте нанесения эмблемы сзади корпуса.

Тигр #214 подбитый поляками 15 августа недалеко от Jort. После захвата Тигра оказалось, что он на «ходу» и поляки развлекались ездой на нем. Видно отсутствие циммерита на месте нанесения эмблемы сзади корпуса.

Тигр #311 во время майских учений. В командирской башне командир 3-ей роты Ханно Раш, за башней стоит командир батальона Хайнц фон Вестернгаген.  В отличие от других машин командиров взводов 3-ей роты на #311 под эмблемой не черный фон. Но циммерит под эмблемой, как и на всех  других машинах 3-ей роты отсутствует.

Тигр #311 во время майских учений. В командирской башне командир 3-ей роты Ханно Раш, за башней стоит командир батальона Хайнц фон Вестернгаген. В отличие от других машин командиров взводов 3-ей роты на #311 под эмблемой не черный фон. Но циммерит под эмблемой, как и на всех других машинах 3-ей роты отсутствует.

На Тигре #321 командира 2-го взвода, эмблема на черном фоне. Снимок так же сделан в период майских учений батальона.

На Тигре #321 командира 2-го взвода, эмблема на черном фоне. Снимок так же сделан в период майских учений батальона.

Еще одно фото сделанное в мае. Тигр #331 командира 3-го взвода. Фон под эмблемой так же черный.

Еще одно фото сделанное в мае. Тигр #331 командира 3-го взвода. Фон под эмблемой так же черный.

Отличный вид спереди Тигра #334 после захвата англичанами. Хорошо видна эмблема батальона в оригинальном исполнении, у которой закругленный низ щита.

Отличный вид спереди Тигра #334 после захвата англичанами. Хорошо видна эмблема батальона в оригинальном исполнении, у которой закругленный низ щита.

Самый известный и пожалуй самый лучший снимок с Тигром батальона. Это #323, запечатленный во время майских учений.

Самый известный и пожалуй самый лучший снимок с Тигром батальона. Это #323, запечатленный во время майских учений.

Очередное фото Тигра #314 из фоторепортажа, сделанного в районе Mons. Циммерит на месте нанесения эмблемы счищен.

Очередное фото Тигра #314 из фоторепортажа, сделанного в районе Mons. Циммерит на месте нанесения эмблемы счищен.

Известное майское фото Тигра #331. Сзади, так же как и спереди циммерита под эмблемой нет, а фон под эмблемой черный.

Известное майское фото Тигра #331. Сзади, так же как и спереди циммерита под эмблемой нет, а фон под эмблемой черный.

Башенные номера
   Самый интересный пункт маркировки. До полной ясности еще очень далеко, поэтому будут некоторые отступления от общеизвестных фактов.
   Начну с 3-ей роты, здесь полная определенность. Зимой – в начале весны 1944 года на Тиграх полученных 3-ей ротой (1-ая, 2-ая и штабные роты получали матчасть и комплектовались в конце апреля) башенные номера были белого цвета. А уже в середине мая, во время учений батальона, основной цвет номеров был синий с желтым контуром вместо белого.
   В отношении цвета номеров 1-ой роты не вижу серьезных оснований не доверять Шнайдеру: зелено-оливковые цифры с белым контуром. Но на фотографиях нескольких машин цвет номера кажется, более светлый, чем зелено-оливковый.
   Штаб батальона. Всего три машины и со всеми имеются фото, на которых видны номера. Но хорошее фото только с 009. На нем хорошо видно, что у цифр был белый контур и довольно светлый основной цвет номера. Исходя из того, что при нанесении нумерации использовались пять цветов красок (белый, зелено-оливковый(зеленый), красный, синий, желтый), а также имея ввиду то, что три цвета (зелено-оливковый(зеленый), красный, синий) как основные использовались другими ротами, остается один вариант основного цвета – желтый. При этом имеются мнения, что цвет цифр мог быть зеленым или синим, но еще раз повторюсь: эти цвета в номерах были основными в других ротах. К сожалению, известные фото 007 и 008 далеко не лучшего качества и делать какие либо выводы по ним, не имеет смысла.
   2-ая рота. В отношении ее, имеет смысл разобраться повзводно.
   2-ой взвод. Все как у Шнайдера, красные цифры с белой окантовкой. При этом на фото двух машин (221и 223), на забашенных ящиках можно увидеть разметку в виде горизонтальной и вертикальной линии процарапанных по краске. Предположу, что и на других машинах (222 и 224) взвода была подобная разметка. Из-за неимения фотоматериалов, данных о подобной разметке на Тиграх 1-го и 3-го взвода роты – нет.
   3-ий взвод. Также как и во 2-ом взводе - красные цифры с белой окантовкой. А фото на которых виден номер на забашенном ящике, всего одно, с 231. Белой окантовки у цифр нет. Тем не менее делать подобные выводы по остальным трем Тиграм взвода, считаю не правильным.
   Ну а теперь самое интересное, 1-ый взвод. В основном считается, основной цвет номера светло-красный (розовый) с белой окантовкой. Однако на missing-lynx был озвучен другой вариант основного цвета – желтый. И это как мне кажется ближе к истине, по двум причинам.
   1) Считаю, что при нанесении номеров в 101 ттб СС, использовали только те краски которые были под рукой и не перемешивали их с целью получения розового цвета.
   2) Вторая причина, она же главная. Но прежде небольшое отступление.
   Кроме Тигров 1-го взвода, такой же светлый цвет цифр, имел номер Тигр (205) командира роты Михаэля Виттманна. Виттманна и командиров Тигров 1-го взвода объединяло то, что в своей основе это были ветераны, воевавшие на Тиграх на восточном фронте. Интересная цифра: из 45 командиров машин батальона, опыт боевых действий на Тиграх, именно в качестве командира, имело 13 человек. Восемь из них оказались во 2-ой роте. Именно в 1-ый взвод, попал только Ганс Хофлингер. Но личности еще двух командиров заслуживают отдельного внимания. Эти два командира Бобби Вармбрюнн и Бобби Волль. Самые результативные наводчики роты Тигров «Лейбштандарта» на Восточном фронте. Волль как и Виттманн был кавалером Рыцарского Креста и при этом являлся его лучшим другом. Возможно, эти обстоятельства и дали повод Виттманну и 1-му взводу 2-ой роты показать «кто есть кто» в батальоне. Поэтому номера были того же цвета, что и у командира батальона.
   
Второе из дошедших до наших дней фото Тигра #009 из майской фотосессии. При увеличении хорошо видно, что цифры номера имели белую окантовку, основной цвет цифр – желтый.

Второе из дошедших до наших дней фото Тигра #009 из майской фотосессии. При увеличении хорошо видно, что цифры номера имели белую окантовку, основной цвет цифр – желтый.

Башня Тигра #007 Виттманна крупным планом. Есть предположения, что номер на этой машине был белым, да и фото дает все основания считать, что номер не был двухцветным как на #009. Но мало кто принимает в расчет то, что снимок сделан весной 1945 года, более чем через пол года, после того как башня оказалась на земле. За это время, от оригинального цвета цифр номера могло ничего не остаться.

Башня Тигра #007 Виттманна крупным планом. Есть предположения, что номер на этой машине был белым, да и фото дает все основания считать, что номер не был двухцветным как на #009. Но мало кто принимает в расчет то, что снимок сделан весной 1945 года, более чем через пол года, после того как башня оказалась на земле. За это время, от оригинального цвета цифр номера могло ничего не остаться.

Кадр видеохроники с захваченным англичанами Тигром #114. Хорошо видно, что основной цвет цифр номера, ни в коем случае ни красный, как это часто можно увидеть на цветных боковиках.

Кадр видеохроники с захваченным англичанами Тигром #114. Хорошо видно, что основной цвет цифр номера, ни в коем случае ни красный, как это часто можно увидеть на цветных боковиках.

Еще одно фото Тигра #232. Цифры номера красные с белой окантовкой.

Еще одно фото Тигра #232. Цифры номера красные с белой окантовкой.

Фото Тигра #223 из серии снимков подъема из долины Levriere. Неплохо виден номер и место его расположения на башне танка.

Фото Тигра #223 из серии снимков подъема из долины Levriere. Неплохо виден номер и место его расположения на башне танка.

Вынужден повториться с фото Тигра #221. Делаю это для того, чтобы на примере этого снимка вы могли убедиться, что номера на забашенном ящике во 2-ом взводе 2-ой роты, наносились по разметке.

Вынужден повториться с фото Тигра #221. Делаю это для того, чтобы на примере этого снимка вы могли убедиться, что номера на забашенном ящике во 2-ом взводе 2-ой роты, наносились по разметке.

И вновь Тигр 2-го взвода 2-ой роты. Снимок Тигра #223 далеко не лучшего качества, но даже на нем видна разметка под маркировку на забашенном ящике.

И вновь Тигр 2-го взвода 2-ой роты. Снимок Тигра #223 далеко не лучшего качества, но даже на нем видна разметка под маркировку на забашенном ящике.

Еще одно фото из серии на которой Тигр #222 буксирует Тигр #231 недалеко от Villers-Bocage. Белого контура у цифр номера на забашенном ящике 2-ом взводе 2-ой роты не видно.

Еще одно фото из серии на которой Тигр #222 буксирует Тигр #231 недалеко от Villers-Bocage. Белого контура у цифр номера на забашенном ящике 2-ом взводе 2-ой роты не видно.

Тигр #205 командира 2-ой роты Михаэля Виттманна на дороге №316 между Gournay-en-Bray и Morgny. Хорошо виден светлый цвет цифр номера танка.

Тигр #205 командира 2-ой роты Михаэля Виттманна на дороге №316 между Gournay-en-Bray и Morgny. Хорошо виден светлый цвет цифр номера танка.

Тигр #211 из серии снимков на подъеме из долины Levriere. Как и у других машин 1-го взвода 2-ой роты, номер выполнен светлой краской.

Тигр #211 из серии снимков на подъеме из долины Levriere. Как и у других машин 1-го взвода 2-ой роты, номер выполнен светлой краской.

Еще один повтор фото. Но только на этом фото с Тигром #214, можно рассмотреть белую окантовку у цифр номера машин 1-го взвода 2-ой роты.

Еще один повтор фото. Но только на этом фото с Тигром #214, можно рассмотреть белую окантовку у цифр номера машин 1-го взвода 2-ой роты.

Тигр #312 ранней весной, недалеко от Mons. Тактические номера пока еще белого цвета. Нельзя не отметить у данной машины оригинальный фиксатор орудия в походном положении. Возможно это опытный образец. Других фото и вообще какой-либо информации по данной модификации фиксатора - нет.

Тигр #312 ранней весной, недалеко от Mons. Тактические номера пока еще белого цвета. Нельзя не отметить у данной машины оригинальный фиксатор орудия в походном положении. Возможно это опытный образец. Других фото и вообще какой-либо информации по данной модификации фиксатора - нет.

Командир Тигра #314 Отто Блэйз на фоне своей машины. На дворе ранняя весна, соответственно цифры номера пока еще белые.

Командир Тигра #314 Отто Блэйз на фоне своей машины. На дворе ранняя весна, соответственно цифры номера пока еще белые.

Импровизированное совещание командира батальона Хайнца фон Вестернгагена с командиром 3-ей роты Ханно Рашем в окружении командиров других машин 3-ей роты у Тигра #311.  Снимок из серии, сделанной во время майских учений батальона, цифры номера уже синие с желтой окантовкой.

Импровизированное совещание командира батальона Хайнца фон Вестернгагена с командиром 3-ей роты Ханно Рашем в окружении командиров других машин 3-ей роты у Тигра #311. Снимок из серии, сделанной во время майских учений батальона, цифры номера уже синие с желтой окантовкой.

Тигр #334 сдвинутый англичанами с дороги в Rauray. Отлично видно темный(синий) основной цвет номера и светлую(желтую) окантовку.  Не знаю почему, но это одно из любимых мной фото Тигров 101 ттб СС. Вообще, серия пропагандистских снимков, сделанных англичанами на фоне Тигра #334 целая кладезь для любителей диорам и виньеток. Помимо данного снимка, имеются снимки с конвоированием пленного, колонной Шерманов и гусеничным тягачом Карден-Ллойд на фоне Тигра #334.

Тигр #334 сдвинутый англичанами с дороги в Rauray. Отлично видно темный(синий) основной цвет номера и светлую(желтую) окантовку. Не знаю почему, но это одно из любимых мной фото Тигров 101 ттб СС. Вообще, серия пропагандистских снимков, сделанных англичанами на фоне Тигра #334 целая кладезь для любителей диорам и виньеток. Помимо данного снимка, имеются снимки с конвоированием пленного, колонной Шерманов и гусеничным тягачом Карден-Ллойд на фоне Тигра #334.

Очень интересное на мой взгляд фото с Тигром #313. Цифры номера белые, но отчетлива видна желтая окантовка. Предположу, что снимок сделан после начала боевых действий и номер не был перекрашен в синий цвет. Данное предположение основывается на повреждениях Тигра: помята первая секция боковых крыльев с левой стороны, помяты две секции боковых крыльев и переднее крыло с правой стороны (человек, поделившийся со мной снимком Тигра с правой стороны, просил нигде не выкладывать его фото). Кроме того, следует обратить внимание на то, что Тигр стоит у пшеничного поля, высота колосьев на котором около метра, это говорит в пользу того, что это июнь - июль.

Очень интересное на мой взгляд фото с Тигром #313. Цифры номера белые, но отчетлива видна желтая окантовка. Предположу, что снимок сделан после начала боевых действий и номер не был перекрашен в синий цвет. Данное предположение основывается на повреждениях Тигра: помята первая секция боковых крыльев с левой стороны, помяты две секции боковых крыльев и переднее крыло с правой стороны (человек, поделившийся со мной снимком Тигра с правой стороны, просил нигде не выкладывать его фото). Кроме того, следует обратить внимание на то, что Тигр стоит у пшеничного поля, высота колосьев на котором около метра, это говорит в пользу того, что это июнь - июль.



Стиль изображения цифр на башенных номерах Тигров 101ттб СС. Цифры на всех Тиграх батальона были идентичны, за исключением «3». Первая «3»(красная) – общепринятый вариант во всех ротах батальона. Вторая «3»(синяя) – можно увидеть на нескольких Тиграх 1-го взвода, 3-ей роты: #311, #312, #314(только по бокам башни).
Камуфляж
   3-ья рота была первой укомплектована Тиграми, полученными в октябре 1943 и январе 1944 года. На большинство машин был нанесен камуфляж в виде широких вертикальных полос. Но так же были машины на которых камуфляж был в виде непроизвольно нанесенных узких полос. При этом, рисунок камуфляжа не зависел от время получения Тигров (октябрь или январь).
   1-ая рота. На Тиграх этой роты камуфляж был нанесен в виде двухцветных пятен, которые сильно контрастировали с базовой окраской и были хорошо различимы.
   2-ая рота. Подобно машинам 1-ой роты камуфляж был в виде двухцветных пятен, но контраст с базовой окраской не сильно заметен.
   Штаб батальона. Фотографий конечно мало, но на тех, что есть, просматривается камуфляж, подобный Тиграм 2-ой роты.
   
Штабной Тигр #008. Рисунок камуфляжа не контрастный, поэтому практически не различим.

Штабной Тигр #008. Рисунок камуфляжа не контрастный, поэтому практически не различим.

Тигр #114 на дороге №316 около Morgny. Хорошо виден характерный для машин 1-ой роты контрастный камуфляж.

Тигр #114 на дороге №316 около Morgny. Хорошо виден характерный для машин 1-ой роты контрастный камуфляж.

Снимок Тигра #131, сделанный 7 июня в Morgny. Камуфляж так же контрастный, но пятна на машинах 3-го взвода имели другой рисунок в отличие от Тигров 1-го и 2-го взводов.

Снимок Тигра #131, сделанный 7 июня в Morgny. Камуфляж так же контрастный, но пятна на машинах 3-го взвода имели другой рисунок в отличие от Тигров 1-го и 2-го взводов.

Тигр #222 около Villers-Bocage. Камуфляжный рисунок на Тигре почти не виден, что характерно для машин 2-ой роты.

Тигр #222 около Villers-Bocage. Камуфляжный рисунок на Тигре почти не виден, что характерно для машин 2-ой роты.

Тигр #223 снятый 7 июня на подъеме из долины Levriere, недалеко от  Gournay-en-Bray. Еще один пример Тигра 2-ой роты с плохо различимым рисунком камуфляжа.

Тигр #223 снятый 7 июня на подъеме из долины Levriere, недалеко от Gournay-en-Bray. Еще один пример Тигра 2-ой роты с плохо различимым рисунком камуфляжа.

Интересное фото с Тиграми #313, #305, #311, #334. Снимок не лучшего качества, но тем не менее на Тиграх хорошо видны два вида камуфляжа, характерного для 3-ей роты. На Тигре #313 камуфляж нанесен в виде узких полос, а на #305, #311 и #334 широкие камуфляжные полосы. При этом можно увидеть, что на Тигре #311, каждая широкая полоса камуфляжа состоит из двух разноцветных полос.

Интересное фото с Тиграми #313, #305, #311, #334. Снимок не лучшего качества, но тем не менее на Тиграх хорошо видны два вида камуфляжа, характерного для 3-ей роты. На Тигре #313 камуфляж нанесен в виде узких полос, а на #305, #311 и #334 широкие камуфляжные полосы. При этом можно увидеть, что на Тигре #311, каждая широкая полоса камуфляжа состоит из двух разноцветных полос.

Еще одно мартовское фото с Тиграми #313, #305, #311, #334, но сделанное с другого ракурса.

Еще одно мартовское фото с Тиграми #313, #305, #311, #334, но сделанное с другого ракурса.

Фото Тигра #312 сделанное в марте. На этой машине камуфляж в виде двухцветных широких полос.

Фото Тигра #312 сделанное в марте. На этой машине камуфляж в виде двухцветных широких полос.

Тигр #312 во время передислокации батальона из Бельгии во Францию. При этом в отличие от предыдущего фото на этом хорошо различимы только полосы коричнево-оливкового цвета, а полосы зелено-оливкового цвета едва различимы.

Тигр #312 во время передислокации батальона из Бельгии во Францию. При этом в отличие от предыдущего фото на этом хорошо различимы только полосы коричнево-оливкового цвета, а полосы зелено-оливкового цвета едва различимы.

Еще один танк (Тигр #313) батальона во время транспортировки из Mons в район Gournay-en-Bray. На танке хорошо виден камуфляж в виде узких полос.

Еще один танк (Тигр #313) батальона во время транспортировки из Mons в район Gournay-en-Bray. На танке хорошо виден камуфляж в виде узких полос.

До середины весны в составе 3-ей роты временно был 4-ый взвод. На снимке Тигр #342 из этого взвода. Хорошо различим камуфляж в виде широких полос.

До середины весны в составе 3-ей роты временно был 4-ый взвод. На снимке Тигр #342 из этого взвода. Хорошо различим камуфляж в виде широких полос.

Даже сквозь клубы пыли можно различить широкие полосы камуфляжа на Тигре #331.

Даже сквозь клубы пыли можно различить широкие полосы камуфляжа на Тигре #331.

  Тигр #314 в районе Mons. На машине широкие камуфляжные полосы двух цветов.

Тигр #314 в районе Mons. На машине широкие камуфляжные полосы двух цветов.

 
   Отдельного упоминания заслуживает окрас орудий Тигров. Как известно, к моменту получения первых Тигров 101 ттб СС, на заводе в базовый цвет красился кожух орудия, а не сам ствол (ствол орудия покрывался специальной краской темно-серого цвета). Это можно увидеть на большинстве машин 3-ей роты: камуфляж нанесен на кожух, а на ствол только у нескольких Тигров. В отличие от 3-ей роты, в 1-ой и 2-ой ротах у всех Тигров на ствол орудия был нанесен камуфляж, причем довольно контрастный. На стволы орудий был предварительно нанесен базовый цвет (желтый или Dunkelgelb). Выскажу предположение, что именно этой же краской могли быть нарисованы номера на машинах штаба и 1-го взвода 2-ой роты. Поскольку на штабные Тигры камуфляж наносился одновременно с 1-ой и 2-ой ротой, то и стволы орудий также были закамуфлированы.
   По всей видимости, при нанесении камуфляжа на Тигры полученные в апреле (плюс перекрашенный 3-ий взвод 1-ой роты, бывший 4-ый взвод 3-ей роты) батальон не испытывал недостатка краски и поэтому закамуфлировали даже запасные траки многих Тигров, на нижней части лобовой брони (3-ий взвод 1-ой роты, почти все Тигры 2-ой роты). На траки некоторых Тигров просто нанесли светлые пятна, но были случаи, когда траки окрашивались в светлую краску, поверх которой нанесли полосы и пятна. Тоже самое можно сказать и в отношении траков по бокам башни на некоторых машинах 2-ой роты. Фотографий Тигров штабной, 1-ой и 3-ей рот, на которых хорошо просматривались бы закамуфлированные траки по бокам башни – нет.
Михаэль Виттманн на заводе Хеншеля в Kassel, выступает перед рабочими. Снимок сделан в первой половина апреля. Данное фото подтверждает то, что на ствол орудия не наносилась базовая окраска.

Михаэль Виттманн на заводе Хеншеля в Kassel, выступает перед рабочими. Снимок сделан в первой половина апреля. Данное фото подтверждает то, что на ствол орудия не наносилась базовая окраска.

Тигр #304 в период майских учений батальона. У этой машины помимо ствола, базовая окраска отсутствует и на кожухе орудия.

Тигр #304 в период майских учений батальона. У этой машины помимо ствола, базовая окраска отсутствует и на кожухе орудия.

Тигр #311 снятый в тот же день, что и Тигр #304 на предыдущем фото. Те же самые особенности окраски орудия танка.

Тигр #311 снятый в тот же день, что и Тигр #304 на предыдущем фото. Те же самые особенности окраски орудия танка.

А на Тигре #305 командира роты, камуфляж нанесен и на кожух, и на ствол орудия.

А на Тигре #305 командира роты, камуфляж нанесен и на кожух, и на ствол орудия.

Тигр #112 сфотографированный 7 июня на дороге №316 около Morgny. Камуфляж на стволе орудия такой же контрастный как и на самом танке.

Тигр #112 сфотографированный 7 июня на дороге №316 около Morgny. Камуфляж на стволе орудия такой же контрастный как и на самом танке.

Тигр #204 в районе Gournay-en-Bray. Закамуфлированный ствол орудия имеет более контрастную окраску, нежели башня и корпус танка. Так же обращают на себя внимание камуфляжная полоса светлого цвета, нанесенная на запасные траки спереди корпуса и камуфляж на запасных траках с левой стороны башни.

Тигр #204 в районе Gournay-en-Bray. Закамуфлированный ствол орудия имеет более контрастную окраску, нежели башня и корпус танка. Так же обращают на себя внимание камуфляжная полоса светлого цвета, нанесенная на запасные траки спереди корпуса и камуфляж на запасных траках с левой стороны башни.

Тигр #132 снятый в Paris или его пригороде. На окрашенные запасные траки Тигра нанесены двухцветные камуфляжные полосы.

Тигр #132 снятый в Paris или его пригороде. На окрашенные запасные траки Тигра нанесены двухцветные камуфляжные полосы.

   Вот и все. Кажется удалось собрать воедино все имеющиеся на сегодняшний день данные по маркировке и камуфляжу 101 ттб СС. При подборе иллюстраций к статье, с сожалением обнаружил, что из имеющихся у меня большого количества боковиков Тигров 101 ттб СС только ОДИН соответствует реальному прототипу. Поэтому, чтобы ни кого не вводить в заблуждение, решил отказаться от демонстрации боковиков. Думаю, обилие фотографий компенсирует этот пробел.
   И еще пару слов напоследок. Данная статья ни в коем случае, ни является «Судом последней инстанции» по теме камуфляжа и маркировке Тигров 101ттб СС. Не исключаю, что я мог упустить какие-то нюансы. Кроме того, я уверен, что со временем будут доступны новые фотоматериалы, на основе которых можно будет сделать новые выводы или опровергнуть что-то из вышесказанного.
Использованные материалы
   1) Schneider, Wolfgang – Tigers in combat II, J.J.Fedorowicz Publishing, Inc., 1998
   2) http://www.network54.com/Forum/47207/message/1248984730/OK%2C+I%27ll+bite...
   3) Фотографии Тигров 101 ттб СС.
   
   
   В конце статьи хочу сказать «спасибо» моему другу и соратнику по изучению Тигров 101 ттб СС и их боевого пути, Яну Жуо (Yann Jouault), за указание на некоторые интересные моменты, которые я не заметил. Также «спасибо» талантливому моделисту и просто хорошему человеку, Александру Волгину. Именно его иллюстрации разбавили «серость» ч/б фотографий в этой статье.