САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2010-02-11
другие работы автора  |  обсуждение  
Ту-154М
Звезда 1:144
Eugeny Knupfer
aka Кошкер
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
В чужой монастырь со своим самоваром
   Этой модели не было в моих планах. Более того, исключая детские приключения с незабвенным Пластикартом и пару начатых, но давно заброшенных проектов, моделей гражданских самолетов в 144-м масштабе я никогда не делал. Но недавняя дискуссия на одном сайте открыла мне глаза на любопытную проблему, о существовании которой я раньше не подозревал. Толчок этой дискуссии дала статья, автор которой высказал некоторые мысли о нынешнем состоянии этого направления моделизма, а именно об известным его застое – бедная деталировка, немыслимое для модели военного самолета отсутствие прозрачного остекления, идеализированная, лишенная нюансов окраска – все это почему-то весьма характерно для многих моделей авиалайнеров в 144-м масштабе.
   
   Ответ на это провокационное заявление, конечно, не заставил себя ждать и свелся примерно к следующему: ГА-144 - это совершенно особый жанр авиационного моделизма со своими устоявшимися законами, требующий иного подхода и оцениваемый по особым критериям. Робкий вопрос "почему?" остался без ответа, вместо этого была дана рекомендация не лезть со своим уставом в чужой монастырь, равно как и в Тулу со своим, сами понимаете, самоваром. Разве что пресловутое свиное рыло в калашном ряду почему-то не было извлечено из арсенала пословиц и поговорок, но со временем это было отчасти исправлено.
   
   Что ж, монастырь с суровым уставом - это, в сущности, весьма удачная метафора в данном контексте. Как, впрочем, и Тула - мировая столица самоваростроения – правда, в эпоху электрических чайников. Но к счастью, наше хобби это не монастырь, и никакими уставами не регулируется. А единственный закон любого модельного жанра, на мой взгляд – делать модель настолько реалистично и эффектно, насколько нам позволяет наше мастерство и доступные технологии. Но это, конечно, всего лишь слова. От слов я постарался перейти к делу, а именно - построить модель гражданского лайнера так, как я строил бы любую другую модель, без оглядки на законы и каноны.
   Итак – Ту-154 от Звезды. Как это часто бывает, модель прекрасно выглядит в коробке, но в процессе работы над ней светлый образ несколько тускнеет. Так, отливки довольно качественны, но сам пластик не очень приятен в работе – он слишком мягок, что затрудняет его обработку. Самый заметный дефект отливок – все четыре половины крыльев поведены, к счастью, в противоположные стороны, так что проблема решается сама собой при склеивании половинок. Расшивка сравнительно аккуратна, но все-таки хотелось бы, чтобы она была чуть глубже и менее замыленной – стоит немного пройтись по поверхности шкуркой, расшивка исчезнет. А пройтись как раз имеет смысл, так как поверхность модели не гладкая, с заметной шагренью. Большой плюс модели – наличие прозрачного остекления, но отлито оно из очень странного материала, которого я раньше никогда не видел – гибкого, эластичного пластика, похожего на полиэтилен. Мелкие детали, в частности, шасси, получились неплохо, их можно использовать для изкоробочной сборки, но для более амбициозного проекта лучше все-таки переделать. Стыковка деталей не вызывает особого восторга – многое нужно основательно подгонять, шпаклевать и шкурить. Словом, из этого набора без особых усилий можно собрать очень неплохую модель. Но, как говорил известный киногерой, лучше, конечно, помучиться.
Декаль Ascensio
   Однако еще до начала сборки встал вопрос о выборе окраски. Перебрав несколько вариантов, я остановился на цветах авиакомпании "Аэрофлот-Дон" с привычной аэрофлотской схемой – белый верх, серый низ, синие полосы вдоль иллюминаторов и на двигателях. Декаль с этой ливреей обнаружилась в каталоге российской фирмы Acsensio, и была любезно куплена для меня коллегой Александром aka Sanchez, за что я еще раз приношу ему глубокую благодарность.
   
   Увы. Никогда ранее не встречаясь с афтермаркетом для гражданской авиации, я оказался совершенно неподготовленным к качеству этой декали. Главный ее недостаток – сильнейший неравномерный сдвиг цветов, достигающий местами 0.25 мм и делающий, в частности, оконные полосы абсолютно непригодными. Почти все цветные элементы мутноваты, расплывчаты и украшены крупным растром принтера. И самое главное - толщина подложки этой декали буквально поражает воображение. Образовавшаяся в результате ступенька была бы практически непобедима.
Самодельная декаль
   Поняв, что перевести эту декаль на модель означает просто испортить ее, я решил бороться с проблемой окраски сразу на двух фронтах: во-первых, свести использование декалей к минимуму, воспользовавшись трафаретами для крупных элементов, а во-вторых - все остальные элементы напечатать в лучшем качестве. В этом мне неоценимую помощь оказал Алексей aka AlexR, любезно напечатавший для меня несколько экземпляров декали на лазерном принтере и на принтере ALPS, позволяющем печатать белым цветом. Декали были начерчены мной в программе Adobe Illustrator, за основу была взята декаль Acsensio. Растр, конечно, присутствует и на этих декалях – это неизбежное зло лазерных принтеров – но в целом эта декаль намного лучше, и что самое главное, лишена толстой подложки.
Доработка поверхности
   "Работа над моделью, как обычно, начинается с интерьера..." Эта стандартная фраза, однако, тут не подойдет, так как интерьера-то никакого и нет, чему я, признаться, даже немного рад (правильно ли это – отдельный вопрос, очень может быть, что некий рудиментарный интерьер сделать все-таки стоило). Работа началась с доработки поверхности модели. Я немного облагородил расшивку, сделав ее глубже и тоньше, что оказалось непросто из-за уже упомянутой мягкости пластика (попробуйте прорезать расшивку в резине!). Кроме того, я накатал клепку там, где она особенно хорошо видна на фотографиях. Забегая вперед замечу, что только наиболее глубокая клепка пережила окраску – там, где я недостаточно сильно нажимал на шестеренку, заклепочные ряды оказались погребены под слоем краски. Аэродинамические гребни на крыле и его задние кромки были сточены для придания масштабной толщины, а на законцовках крыльев были сделаны прозрачные огни из эпоксидной смолы (уже после того, как смола затвердела, я заметил, что перепутал расположение красной и зеленой лампочки).
Иллюминаторы
   Вопрос о необходимости имитации прозрачного остекления, совершенно дикий применительно к любой модели военного самолета, как известно, на полном серьезе дискутируется, когда речь заходит о моделях ГА, причем, насколько я могу судить, на данный момент достигнут консенсус о полной ненужности и даже вредности прозрачных элементов. Я, как уже понятно, в корне с этим не согласен. Об остеклении кабины пилотов даже не стоит говорить – его имитация ничуть не сложнее имитации фонаря какого-нибудь Харрикейна в 72-м масштабе, и точно также необходима. Что же касается иллюминаторов, то сделать их прозрачными и в тоже время копийными, конечно, не так просто. Что отнюдь не означает, что от попыток нужно отказаться и удовольствоваться заведомо нереалистичными декалями.
   
   Модель Звезды, как уже было сказано, включает все необходимые прозрачные элементы, но они нуждаются в значительной доработке. Иллюминаторы хорошо подогнаны к отверстиям в фюзеляже, их при желании, наверное, можно даже установить без клея, на трении. Однако из-за некоторой общей "замыленности" прозрачных отливок края окон заметно скруглены, что должно привести к глубокому зазору между отверстиями в фюзеляже и окнами.
   
   Проблема была решена следующим образом. Для начала я уменьшил толщину фюзеляжа изнутри, в результате чего окна немного выступили наружу. Это позволило мне не вклеивая окна, а лишь вставив их на трении, зашкурить и заполировать их заподлицо с фюзеляжем, получив таким образом почти идеальное прилегание.
   
Двигатели
   Двигатели, особенно их задняя часть Звездой чрезвычайно упрощены и потребовали серьезной доработки. Сопло было выточено из латунной трубки, внешняя часть доработана в меру сил, в частности, створкам реверса была придана масштабная толщина. Полученные детали были отлиты из смолы в двух экземплярах.
   
   Заново пришлось сделать и лопатки ВНА – то, что предлагает Звезда выглядит грубовато, да и число лопаток неправильно. Для этого на пластиковую основу был наклеен цианокрилатом бумажный диск с напечатанными на принтере радиальными линиями. На эти линии были наклеены собственно лопатки, нарезанные из белой ацетатной пленки для принтеров. Лопатки были сделаны немного длиннее чем надо для того, чтобы можно было аккуратно обрезать их по периметру диска. Полученная ажурная конструкция, конечно, не позволяла сделать это из-за своей хрупкости, поэтому понадобилось скопировать ее в смоле. Первый мастер обрел вечный покой в силиконе, в который я добавил слишком мало катализатора, желая оттянуть срок отверждения и дать пузырям, норовящим застрять между лопатками, больше времени на покидание силикона. Пузыри и вправду вышли замечательно, но силикон не затвердел вообще. Пришлось сделать новый мастер, с которого и была снята удачная форма. Второй мастер разделил участь первого, не пережив извлечения из силикона, но это было уже неважно - была получена форма, в которую и была отлита деталь из однородного, прочного материала. Отливка была обрезана по периметру, подогнана и в свою очередь скопирована в смоле в двух экземплярах.
   
Передняя стойка шасси
   Далее пришел черед стоек шасси. Передняя стойка, грубоватая для этого масштаба, была основательно переделана с использованием тонких полосок из листового пластика, тянутого литника и стальной трубки.
Основные стойки шасси
   Аналогичным образом были доработаны и основные стойки, впрочем, изначально сделанные очень хорошо.
Колеса
   Колеса у Звезды тоже получились несколько упрощенными, и я решил доработать их, сделав для них отдельные диски, что, кроме всего прочего, сильно облегчает окраску. Удалив центральную часть одного переднего и одного основного колеса и оставив таким образом только шину, я выточил новые диски, используя литники и латунную трубку, после чего снял с полученных деталей силиконовую форму и отлил необходимое количество копий.
Мелкие детали
   Прочие мелкие детали были сделаны из тянутого литника и ацетатной пленки и также размножены в смоле.
Окраска фюзеляжа
   Пришло время следующего этапа борьбы с прозрачным остеклением, а именно - покраски окон, вернее примыкающей к ним части фюзеляжа. В начале я рассматривал следующие варианты. Во-первых, можно было просто воспользоваться декалью – декаль, нарисованная мною и напечатанная Алексеем включала и синие полосы, но я не был уверен, что у меня получится достаточно аккуратно перевести их. Во-вторых, можно было надуть синие полосы через трафарет, замаскировав иллюминаторы (к этому времени я уже придумал, как сделать маски). И, наконец, в-третьих - опять-таки надуть полосы через трафарет, но еще до того как иллюминаторы будут вклеены в фюзеляж (и, соответственно, до склеивания его половин). Поразмыслив, я пришел к выводу, что третий вариант скорее всего даст наиболее аккуратный результат. Это решение продиктовало последовательность дальнейших действий. Не склеивая фюзеляж, а только прихватив его клейкой лентой, я установил крылья и двигатели, зашпаклевав и зашкурив швы. Затем, разняв фюзеляж, я задул белой краской его половины в районе окон, наклеил маски из прозрачного скотча фирмы 3M и надул синие полосы, после чего вклеил окна и склеил фюзеляж, предварительно замаскировав покрашенную часть.
Остекление кабины пилотов
   Для остекления кабины пилотов я сначала планировал использовать деталь из набора, уничтожив разве что грубый, заплывший переплет. Увы, у меня так и не получилось нормально зашкурить и заполировать странный мягкий пластик, на котором даже случайное нажатие ногтем оставляет углубление. Пришлось выдавить остекление из прозрачного материала от какой-то упаковки, использовав в качестве пуансона остекление из набора, залитое изнутри для жесткости полиуретановой смолой. Готовая деталь была вклеена и замаскирована скотчем, после чего я приступил к окраске.
Прешейдинг
   Из-за того, что я недостаточно хорошо продумал последовательность нанесения цветов, процесс окраски оказался сложнее, чем нужно, с многократным снятием и нанесением масок. Сначала соответствующими цветами Vallejo были окрашены белые и серые части с применением обычного прешейдинга (основной цвет/линии и пятна серого цвета/полупрозрачный слой основного цвета), затем соответствующими оттенками Alclad'a были задуты передние кромки крыльев и стабилизаторов, воздухозаборники и сопла, после чего законцовки были задуты красным. Затем при помощи масок из скотча были нанесены оставшиеся части синих полос на фюзеляже и двигателях, а также двухцветная эмблема на киле. Снятие масок не обошлось без сюрпризов – пытаясь сохранить мелкие элементы поверхности, я почти везде отказался от грунтовки, что привело к плохой адгезии краски и ее срывам в нескольких местах. Проблема неприятная, но исправимая. К тому же я быстро забыл о ней, обнаружив нечто худшее – шов на фюзеляже снизу в передней его части разошелся. К этому привело, с одной стороны, недостаточно прочное склеивание (я использовал цианокрилат), а с другой – слишком мягкий пластик, прогибающийся от слишком сильного нажатия руки. Пришлось подклеить, зашпаклевать, зашкурить и заново покрасить эту часть фюзеляжа, после чего работа вновь пошла по плану.
   Окрашенная модель была покрыта лаком Future, причем, надо сказать, эта операция по-прежнему вызывает у меня некоторые затруднения. Я пробовал наносить лак и кистью, и аэрографом – первый вариант кажется мне более предпочтительным, но требует большой осторожности, дабы не образовывались подтеки. После этого вся модель была обработана шкурками 3200 и 4000.
   
   Смывка делалась только местами – на мой взгляд, линии расшивки достаточно хорошо выделились прешейдингом, и только в некоторые линии (лючки, элероны, предкрылки, рули высоты и направления) была запущена смесь Future и серой краски Vallejo для некоторого усиления эффекта глубины.
   
   Пришло время нанесения декалей – этапа, которого я, признаться, ожидал с некоторым опасением. Декали были напечатаны Алексеем на бумаге с клеевым слоем, но без прозрачной подложки. Их необходимо покрыть прозрачным лаком, который и образует прозрачную пленку, позволяющую перевести декаль. Для этого лучше всего подходит отличное средство под название Liquid Decal Film фирмы MicroScale, специально предназначенное для этой цели. Оно наносится на декаль кистью и образует тончайшую, ровную, эластичную пленку. Из-за тонкости этой пленки перевод декали требует большой осторожности, и много раз я мысленно поблагодарил Алексея за то, что он напечатал несколько экземпляров – не раз и не два переводимый элемент рвался или склеивался. Зато, будучи переведенной на модель и смоченной жидкостью Micro Sol все той же фирмы MicroScale, прозрачная пленка просто исчезает. Некоторые трудности возникли с логотипом на киле. Основная его часть была надута ранее через трафарет, а вот круг был использован с декали, причем наносился он по частям, с подгонкой по месту, что оказалось очень непросто.
   
Изготовление масок
   Завершающее покрытие я решил сделать полу-глянцевым, что на мой взгляд лучше всего передает общее впечатление от поверхности реального самолета. С другой стороны, иллюминаторы хотелось оставить глянцевыми. Для достижения этого эффекта были необходимы маски. Их я сделал следующим образом.
   
   Сначала, еще до сборки фюзеляжа, я сделал "мастер" одной оконной маски – вырезал его по форме окна из листового пластика, которому предварительно было придано закругление того же диаметра, что и у фюзеляжа. К полученной маске была приклеена ножка. Затем я сделал шесть смоляных копий этой маски и, вставив их в окна в фюзеляже, соединил общей перемычкой.
Применение масок
   С полученной в результате конструкции было снято несколько силиконовых форм, в которые и были отлиты маски из полиуретановой резины (смолы, после отверждения напоминающей силикон). Некоторое затруднение вызвал выбор клея, которым маска должна была удерживаться на модели – все то, что я испробовал, после снятия маски гораздо охотнее оставалось на модели, чем на маске и удалялось крайне плохо. Но в конце концов я набрел на идеальное средство – маскировочную жидкость фирмы Vallejo. Эта жидкость интересна тем, что после отверждения становится липкой, но в то же время прекрасно снимается с любой поверхности. С ее помощью маски были приклеены к фюзеляжу и после задувки тонким слоем полуматового лака (Future с небольшой добавкой Vallejo Satin) сняты, не оставив ни малейшего следа. Полученный эффект блестящих иллюминаторов на полуматовом фоне меня в целом удовлетворил – редкий для меня случай, когда новая технология срабатывает с первого раза.
   С остекления пилотской кабины были сняты маски, предварительно подрезанные острым ножом по периметру. При этом выяснилось, что адгезия грунта к прозрачному материалу остекления настолько плоха, что некоторые тонкие перемычки сразу обнаружили желание оторваться, так что пришлось аккуратно подклеить их микроскейловским клеем для фольги. Установка шасси, сопел двигателей, ВНА и прочих мелких деталей, в том числе и стеклоочистителей, сделанных из тянутого литника, завершила работу над моим первым авиалайнером.
   В заключение, несколько выводов, которые я сделал для себя. Во-первых, я убедился на опыте в том, о чем подозревал и раньше – все методы и технологии, используемые при моделирование военной техники прекрасно применимы и к моделям гражданской авиации. Все что "военный моделист" знает о сборке, деталировке, окраске и тонировке можно и должно использовать в работе над пассажирским лайнером. Никаких особенностей, кроме разве что сложного остекления (об этом ниже) в моделях гражданских самолетов нет.
   
   Во-вторых, как я и подозревал, реалистичная имитация прозрачных окон вполне достижима, и такие окна, конечно, выглядят намного лучше декальных. Разумеется, результат, полученный мной далеко не идеален, но это, в сущности, первый блин. При некотором усовершенствовании технологии (а уже ясно, в какую сторону ее совершенствовать) она должна позволить получить еще более реалистичные и аккуратные окна. И эта технология не единственная. Для меня вопрос уместности прозрачного остекления моделей пассажирских самолетов закрыт окончательно.
   
   В общем, мое весьма скромное мнение таково - не нужно стоять на месте. Давайте ломать стереотипы, искать новые пути и нарушать законы жанров. Из этого может что-то получиться, может и нет. Но так точно будет интереснее!