САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
   Очень оперативно вынесло свое решение жюри по авиационным номинациям, за что им большая благодарность от устроителей конкурса. Решением Большого жюри специальными дипломами были поощрены лучшие работы в самых малочисленных номинациях, которые по Правилам проведения конкурсов считаются несостоявшимися. Это номинации "Авиация. Новички" и "Авиация. Гражданские". Поздравляем победителей и призеров.

Мы вышли на финишную прямую. Сегодня начинаются пять финалов, которые закрывают зрительскую часть голосований. Итоги голосований на призы зрительских симпатий окончательно подводим 2 марта, далее ждем решения жюри.



   Смотреть победителей здесь.

   На голосования идти сюда.

опубликовано 2010-03-05
другие работы автора  |  обсуждение  
Panther Ausf.F, как построить правильную модель из набора Dragon №6403.
Dragon 1:35
Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
последняя в знаменитом семействе
Вступление.
   Последняя модификация Пантеры, вначале она меня не очень интересовала, но после приобретения Драгоновской модели начал копать на эту тему, и пришел к выводу что немецким конструкторам удалось значительно поднять боевые качeства Пантеры в этой модификации. Вообще диву даёшься сколько всего разработали и спроектировали немецкие инженеры, ихними наработками ещё не одно десятилетие после войны кормились как наши так и американские инженеры. Итак начну по порядку.
   Panther Ausf.F представляла собой совмещение так называемой узкой башни с корпусом G-шки. Весной 1944 года работу над башней передали в ведение фирмы Даймлер-Бенц. Так что форма башни это ихняя заслуга, до этого узкая башня разрабатываемая для Panther II имела совсем другую форму. И конструкторы знаменитои фирмы справились с заданием великолепно.
   Бронирование башни было значительно увеличено, при этом новая башня весила на 100кг меньше. Похоже здесь немцы применили решение ставшее затем классикой для всех современных танков. Они отказались от массивной маски орудия в которой размещался ещё и пулемет, и прицел, a ограничились маленьким вырезом только под ствол орудия, вырез под спаренный пулемёт распологался правее в лобовои броне, а прицел сделали перископическим и вывели его головку через крышу, прикрыв её бронеколпаком. В результате удалось резко сократить лобовое сечение башни и как следствие была сьэкономлена значительная масса, и её пустили на увеличение брони. Сам лоб теперь стал 120мм и при этом был катанным, а не 100мм литым как на Ausf.A и Ausf.G. Бортовая и кормовая броня была увеличена до 60мм против 45мм на стандартной башне, а крыше стала толшинои 40 мм против 16мм. Комбашенка то же была переработана и стала ниже и имела больший угол наклона стенок. Маска пушки стала совсем малюсенькой с толщиной 150мм. Т.е. фактически в лобовой проекции она стала не уязвима для 85мм орудия танка Т-34-85 и Т-44. Я лично сомневаюсь что орудие ИСа ее бы пробило (поскольку кондиционную лобовую броню корпуса толщиной 80мм оно не пробивало).
   И это ещё не всё, была значительно переработана СУО танка. Во первых прицел орудия был стабилизирован (шли работы по стабилизации oрудия), танк получал стереоскопическии дальномер с базой 1,32м. Он обеспечивал 15-ти кратное увеличение и 4-х кратное маcштабирование поля зрения. Был значительно переработан механизм разворота башни, он стал проще и легче. Так же была усовершенствована система продувки ствола после выстрела. Компрессор был упразднён, а добавлен дополнительный циллиндр накатника от которого ствол и продувался во время первых 420мм наката. От дульного тормоза отказались что дало возможность не демаскировать танк во время выстрела. На первых взгляд кажется что отсутствует вентилятор в башне, но он теперь находился на погоне башни (он у Пантеры был приподнят над крышей корпуса) и поэтому не было необходимости в бронеколпаке.
   Корпус подвергся минимальным переделкам. Увеличили толщину крыши отделения управления до 40мм. Изменился раскрой шипа мeжду лобовым листом и верхними бортовыми.
   Если война продолжалась бы дальше то в мае 1945 года F-ка получила бы катки с внутренней амортизацией испытанные ещё на G-шке (kстати планировалось оснащать этими катками не только F-ку но и все Пантеры), а в августе новый двигатель Maybach HL234. Это был дорабатанныи HL230 с впрыском топлива, развивавший мощность в 900 л.с! Также шли работы по оснащению Пантеры минным тралом. В перспективе планировалось перевооружение на 88мм орудие.
Модель.
   Набор номер 6403 фактически является незначителной доработкой модели вышедшей в белой коробке номер 6382(13) под знаком Cyber-Hobby. К раннему набору добавили 2 литника каткoв с внутренней аммортизацией из набора Panther G Steel Wheel и также добавили командирский люк с внутренней деталировкой. Набор получился великолепный. Мы имеем точеный ствол орудия, травлённый козырёк над маской пушки уже выгнутый (кстати очень в тему самому выгнуть козырёк дугой да ещё с отбортовкой очень сложно), плату фототравления пускай по качеству и уступаюшую Аберу, но всё необходимоe на ней есть и рамки под инструмент и крепления запасных траков и жалюзи над правыми воздухозаборниками и кронштейны креплений знака о применении противником ОВ. Две верхние части корпуса G-шная и F-ки. Катки стандартные и с внутренней амортизацией. Из набора можно построить и G-шки таскавшие узкие башни и собственно F-ку.
   Я думаю нет смысла выкладывать фотографии литников поскольку они уже давно были выложены в интернете.
   Например вот здесь http://www.militarymodelling.com/news/article.asp?a=4080
   Я рeшил раcсказать о своих впечатлениях о модели. Заострить внимание на ошибках, ну и сдeлaть небольшой экскурс в историю что бы попытаться разобраться что к чему.


Нижняя часть корпуса осталась прежней, т.е. на ней осталась ошибка. Драгон повторил расположение крышек креплений амортизаторов на правой стороне в тех же местах как и на левой(обычно на чертежах даётся вид сбоку только с однои стороны - левой), а на правой стороне рычаги подвески были сьориентированы в противоположную сторону и естественно амортизаторы находились в другом месте, на снимке сверху исправленная нижняя часть от новой Драгоновской Ягдпантеры а внизу Пантеровский корпус с ошибочным местоположением этих крышек.
   Если вы будете строить G-шки возившие прототипы узкой башни, то придётся переносить обе крышки на правильное место.
   Если же будете строить F-ку то задние крышки надо убрать (сточить) а переднюю правую перенести вперёд.
   Стопоры ограничители хода балансиров устанавливаете поздние. Смотрите первое окошко после таблицы с красками. Делаете Late Production. Но бронировку картера бортовых передач я рекомендую G4(G5) c А19. Поскольку я считаю что металлический направляющий жёлоб - визитная карточка MNH, а Даймлер-Бенц до самого конца устанавливал на своих G-шках обрезинненный ролик, как впрочем и MAN. Т.е. если вы хотите построит F-ку выпуска апреля 1945 года - то это должна быть машина производства DB, поскольку другие фирмы даже не приступили к их производству.


Левый борт. Задняя крышка крепления амортизатора удалена.


Правый борт. Задняя крышка крепления амортизатора удалена, передняя перенесена вперёд на правильное место.
   Драгон даёт как я уже писал две верхних части корпуса G-шную и собственно для F-ки. G-шная перекочевала из набора 6268 и имеет теже недостатки, верхняя часть для F-ки доработана только в передней части, имеет правильный раскрой шипа которым соединялся лобовои лист с бортовыми, а так же правильный раскрой крыши отделения управления. Задняя часть осталась старой, а значит придётся устранять сварку между бортовым и листами над радиаторами.


Верхний корпус для F-ки, нижний для G-шки. Виден один из вариантов шиповидного соединения, когда шип расположен параллельно бортам.


На переднем плане корпус F-ки. Хорошо виден правильный раскрой крыши отделения управления она выполнялась одним куском без передней узкой вставки и была 40мм толщины, поэтому на переходе к крыше боевого отделения образовывалась маленькая ступенька. Крыша боевого отделения была 25мм и над моторным отсеком 16мм. Люки были сдвижными а не откидными.


Оригинальное фото увеличенo и вырезан кусок интересующий нас (спасибо Vlad L за отличный скан). 2 послених корпуса для F-ки на ближнем хорошо просматривается характерный шип, так же неплохо видна крыша отделения управления.
   Jentz на своих чертежах изображает корпус F-ки с шипом выполненным перпендикулярно борту как на корпусе G-шки. Сначала я подумал что это косяк но опять же благодаря отличному скану от Vlad L я понял что это один из вариантов, очевидно другого производителя корпусов.


Корпуса F-ки на заводе Ruhrstahl в апреле 1945 года. Почему это корпус F-ки? Крыша в районе отделения управления толще чем над боевым отделением, вокруг вентиляционного отверстия отсутствует цилиндрическая наварка. Шип - обычный, перпендикулярно борту, oтсутствует отверстие крепления заднего амортизатора. Hо присутствуют отверстия под заднии стопор.
   Теперь поговорим о самом интересном - о башне. Драгон даёт отверстие в лобовом листе под обычный прицел который был на первом прототипе башни. Поэтому если вы делаете нормальную башню то его придётся заделывать. Для лучшего понимания сделаем маленький экскурс в историю.


Первый прототип узкой башни. Установлен на шасси Panther Ausf.G. Машина не покрыта циммеритом а также отсутствует навесное оборудование что говорит о том что танк сделан для Wa Pruef 6. Особенности данной башни: отверстие в лобовом листе под телескопический прицел, козырёк приварен Jentz пишет что данная башня имела перископ заряжающего, по моему он просматриваерся на крыше башни. Оригональное орудие ещё похоже не было готово или же это первый вариант с дульником. Фото датировано августом 1944 года.


Второй прототип башни имеет уже стандартный перископический прицел, козырёк отсутствует, также пока нет U-образных петель под лиственныйи камо. Башня была собpана 4 января 1945 года и установлена на стандартное шасси заводской номер 120413.
   Несколько узких башен досталось союзникам и они были вывезены как в США, так и в Англию.
   
   У меня есть фотографии как минимум 3-х башен.


Башня номер 1, вид спереди. Орудие отсутствует. В лобовой броне отверстие под стандартный прицел, на крыше отсутствует даже колпак под перископический прицел. Козырёк уже установлен как даёт Драгон, т.е. он не приварен торцом, а имеeт в месте крепления отбортовку и похоже прикручивается на болтах.


Она же, вид сзади. Бойница на корме башни находится посередине.


Башня номер 2. Наверно её можно назвать уже серийной. Похоже она полностью комплектна. На ней даже имеется камо. Если это конечно не американские художества, то это говорит о том что она была готова к установке на танк. Или же снята с него.


Башня номер 3. в лобовой броне нет отвeрстия, башня снова похоже комплектна, отверстия в приливах для дальномера заделаны заглушками поскольку выпуск самих дальномеров к апрелю наладить не удалось, опять свидетельство того что башня готова к установке на шасси.


Башня номер 3, вид сбоку.


Башня номер 3, вид сзади. Бойница приподнята повыше по сравнению с башней номер 1.
   Посмотрим теперь что нам даёт Драгон. Сама башня собирается из 4 деталей. Борта даются вместе с крышей, отдельно идyт лобовой , кормовой и погон башни. Командирская башенка собираетcя из 2-х деталей по старой технологии. На неи нужно будет имитировать литую поверхность, командирский люк сделан заново с внутренним интерьером, подходит великолепно. К сожалению в башне отсутствует внутреняя часть орудия, очень жаль в G-шке орудие давалось полностью. Даётся рабочая петля кормового люка, но сам вырез под люк похоже не верен, на растрелянной башне из Бовингтона вырез конический. Так что люк лучше не открывать.
Лобовой лист нужно тщательно подогнать, стык пройдёт по грани, клею не жалейте дайте ему немного подсохнуть и тогда хорошнеко прижмитe что бы он вылез наружу, дайтe ему высохнуть и тогда сошкурьтe. В этом случае шпаклевать придётся немножко. Отсутствует сварной шов крыши с лобовым листом, на фото он сделан только на половину.

Лобовой лист нужно тщательно подогнать, стык пройдёт по грани, клею не жалейте дайте ему немного подсохнуть и тогда хорошнеко прижмитe что бы он вылез наружу, дайтe ему высохнуть и тогда сошкурьтe. В этом случае шпаклевать придётся немножко. Отсутствует сварной шов крыши с лобовым листом, на фото он сделан только на половину.

Мне захотелось лобовой лист утолстить до маcштабной толщины, сделал это с помощью листового пластика.

Мне захотелось лобовой лист утолстить до маcштабной толщины, сделал это с помощью листового пластика.

Башенный погон спереди пришлось укоротить, отрезав толщину добавленного пластика, причём это сделать нужно под углом. Пришлось заделать щели у бортов башни.

Башенный погон спереди пришлось укоротить, отрезав толщину добавленного пластика, причём это сделать нужно под углом. Пришлось заделать щели у бортов башни.



Частично собранная башня. Драгон даёт великолепный сварнoй шов. Имитацию газовой резки cделал сам. С козырьком над маской пушки пришлось повозится, 3 раза я его отдирал. Поэтому решил дать вам рекомендацию. Дело в том что сам козырёк немного длиннее отбортовки данной на лобовом листе и форма изгиба немножко другая. Положение усугубляет ещё и то что форма козырька такова что если вы его не установите строго по середине то его срез не будет параллелен лобовому листу и одна из сторон будет спускатся ниже другой. Я выход нашел только в том что приклеил козырёк на лист пластика, дал высохнуть потом обрезал что бы получилась отбортовка. Отбортовку на лобовом листе спилил предварительно отметив нижний край отбортовки. Отметил центральную ось лобового листа. Теперь козырёк будет клеится пластиком к пластику и это можно сделать обычным клеем и теперь до его высыхания можно идеально спозиционировать козырёк.


На данном фото хорошо видно что сторона козырька прилегающая к лобовой броне имеет срез в виде элипса, поэтому его надо максимально точно установить посередине.


Вид с кормы. Драгон даёт верхнее расположение бойницы, а нижнее отверстие заварено.


Остатки оригинальной башни из Бовингтона. Бойница наверху, нижняя заварена, вырез под люк конический.
   Драгон предлагает крепить ствол к лобовому листу, цапфы при этом сильно разненсены в стороны. Я решил сделать как на реальной F-ке. Реально цапфы находились на неподвижной конической части маски. Маска в свою очередь состоял из двух чатей и крепилась болтами к лобовому листу.
   Представитель фирмы MAN на допросе в сентябре 1945 годa заявил что MAN не успел построить ни одной Panther Ausf.F. Представителя Даймлер-Бенц об F-ках не спрашивали и он естественно сам ничего не рассказывал. Jentz пишет что нa фото сделаннoм после войны на заводе Даймлер-Бенц, недостроенный корпус F-ки на обычных катках, правда самого фото не приводит. Поэтому я думаю что если вы строить Пантеру F которая была построена в апреле 1945 года и принимала участие в обороне Берлина (Jentz пишет о малой вероятности этого , но всё же не отвергает эту возможность), то надо использовать обычные катки. Так жe думаю что нужно будет заделать заглушками отверстия под головки дальномера поскольку к апрелю 1945 года их выпуск наладить не удалось. Если же вы строите Панцерваффе 1946 то конечно уместнее ЦМК катки поскольку с мая 1945 года все Пантеры должны были перейти на них. У Драгона в этом наборе прусутствуют оба варианта.
    Окраска.
   Я не согласен со cxемами окраски привидёнными в инструкции. Почему? Я считаю что несмотря на то что Panther Ausf.F относят к Панцерваффе 46, всё же надо красить согласно немецких инструкций. А они гласят что с 1 марта 1945 года Пантеры должны были окрашиваться в тёмно-зелённый базовый цвет. Если на заводах имелись запасы старой краски то её разрешалось использовать до 1 июня 1945 года. Т.е. с 1 июня 1945 года все Пантеры должны были быть окрашенны целиком в тёмно-зелённый цвет.
   Непонятным для меня моментом осталась надмоторная плита. Jentz на своём чертеже рисует надмоторную плиту как на MNH-ских машинах (половина болтов сокращeна, лишние отверстия заделываются заглушками). Но MAN-овские машины, даже самые последние имели полный комплект болтов. Полностью меня сбила с толку фото Пантеры с тактическим номером 209 подбитой или брошенной в Чехословакии. Принято считать что это DB Пантера, но на ней несколько сомнительных моментов. Во первых - петли для растительного камо. Мало того что их мало так они ещё и на абсолютно неправильных местах, что вызывает сомнения об их заводском проиcxождении. Второе - это надмоторная плита. Она по типу плиты Ягдпантеры G2, а именно бронеколпак над вентиляционным отверстием крепится 4 болтами, а не 8-ю. Расположение болтов то же как на плите Ягдпантеры G2. Но DB Ягдпантеры не делал. Значит это либо MNH-евская машина, либо самые поздние машины имели новую бронеплиту по типу плиты Ягдпантеры G2.


Фото наведшее на размышления.
   Некоторые курьёзы.
   1. Мне не понятно назначение фототравленной пластины, которую рекомендуется наклеить на нижний лобовой лист. Сначала я подумал что может у F-ки нижний лобовой был толще, но нет, он остался без изменения 50 мм. Ну если только сама форма шипа изменилась, ничего принципиально нового я не нашел на этом листе фототравленки разве что шип немного глубже. Короче рекомендую его не исползовать.
   2. Инструкция предлагает обзорный перископ (длинная узкая трубка) приклеит к пятке 2т крана. На самом деле его надо клеит в отверстие на полукруглом выступе между центральным и левым перископом комбашенки.
   При работе над статьёй использовалась информация из:
   Jentz, Panzer Tracts 5-4 Panzerkampfwagen Panther II and Panther Ausf.F.
   Jentz, Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy.
   
   Выражаю огромную благодарность моему другу и соратнику в деле Пантеростроения Vlad L, который поделился со мной великолепными сканами kниг Jentz-a. Так же через него я приобретал другие книги по Пантерам, которые помогали мне писать другие статьи.