САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
7  февраля  2019 г.    Закончились очередные финалы по фигурным и авиа номинациям. Призеров и победителей смотрим здесь.
4  февраля  2019 г.    
Сегодня открываем финальные голосования по семи номинациям. Ну и в целом мы приближаемся к финалу. Остались одно голосование второго тура и одно финальное.
Голосуем здесь.

опубликовано 2010-03-15
другие работы автора  |  обсуждение  
Martin XB-51 "Flying Cigar"
Collect-Aire Models, Inc. 1:48
Виктор Пахомов
aka Flight
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Немного о самолете
   Эта безусловно оригинальная машина изначально разрабатывалась фирмой Martin как штурмовик под обозначением XA-45. Затем в соответствии с требованиями ВВС США к реактивному фронтовому бомбардировщику машина была перепроектирована. Первый опытный образец XB-51 с номером 46-685 впервые поднялся в воздух 28 октября 1949 года. За свой длинный сигарообразный фюзеляж машина получила прозвище «Flying Cigar». 17 апреля 1950 года был облетан второй опытный образец с номером 46-686. В самолетах при разработке было применено множество по тем временам новшеств, начиная с необычного расположения трех двигателей и велосипедного шасси и заканчивая цельноповоротным бомболюком и крылом с изменяемым углом атаки. Машина весьма неплохо показала себя на испытаниях, и хотя время от времени не обходилось без отказов и аварий, пилоты весьма хорошо о ней отзывались. Однако в 1951 году ВВС США изменили свои требования к фронтовому бомбардировщику, и оказалось, что им в большей степени соответствует английский English Electric «Canberra», нежели Martin XB-51. Проект был закрыт, была куплена лицензия на производство английского бомбардировщика, и по иронии судьбы, производство это было налажено именно на фирме Martin. Инженеры фирмы основательно изменили импортную разработку, и в серию машина пошла под обозначением B-57. А оба опытных экземпляра XB-51 продолжали испытательные полеты, участвуя в разных исследовательских программах. 9 мая 1952 года во время маневрирования на малой высоте потерпел катастрофу второй опытный самолет. Первый же продолжил работу в исследовательских программах, поучаствовал в съемках фильма «Toward the Unknown» в роли истребителя XF-120 «Gilbert fighter», и успешно летал до 25 марта 1956, когда он разбился на взлете. Комиссии по расследованию происшествий с XB-51 сделали вывод, что в обеих катастрофах причиной стали ошибки пилотов, а не отказы техники – машины были надежные…

Битва со Смоляным Чудовищем
«Чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй!»
В.К. Тредиаковский, «Телемахида»
   «Зарекалась свинья в грязь не лезть, да с головой и увязла!» – гласит русская поговорка. Зарекался я никогда не изменять своему любимому 72-му масштабу, а все ж таки оскоромился 48-м!
   Сам бы я туда не пошел. Просто давно интересовал вопрос: каково это – изготовлением моделей зарабатывать? И вот представился случай – одному коллекционеру потребовалось собрать модель. Два момента – модель смоляная и в «не моем» 48-м масштабе. Предложение было заманчивым, хотя бы по причине того, что мне еще никто никогда ничего не заказывал. Я порасспрашивал коллегу который давно и регулярно работал на заказ. Он сказал мне вещь, мудрость которой я сумел оценить лишь позже, прочувствовав все на собственной шкуре: «Я бы на твоем месте оставил хобби для себя. Да, этим можно зарабатывать. Но если ты превращаешь хобби в работу – ты лишаешь себя хобби». И тем не менее, я решил попробовать себя в роли исполнителя, чтобы оценить, насколько овчинка стоит выделки.
   Встретившись с заказчиком, я получил от него коробку с коллект-эйровской моделью Martin XB-51 и одноименную книжку, в которой было приличное количество фотографий, а также схемы и чертежи (впрочем, весьма далекие от оригинала). Пожелания были в целом скромными: собрать модель, накатать клепку, «распушить» тормозные щитки и закрылки. В сроках меня не ограничивали, но просили по возможности уложиться в полгода. Задача показалась вполне по плечу, и я согласился.
   
   Когда, усевшись на своем рабочем месте, я открыл коробку, разложил перед собой на столе всю эту «поленницу» и поприкладывал детали друг к другу, было от чего впасть в уныние. Это я про амоделовский «Вояджер» писал, что там что-то не стыкуется? Забудьте! В сравнении с «Collect-Aire» «Амодел» собирается «на щелчке»!
   Я никогда не имел дела со смоляными моделями. Эта должна была стать первой. Чтобы хоть немного иметь представление о том, что меня ждет, я тщательно изучил произведения нашего «одописца» – Геннадия Касяненко, которому уже доводилось работать именно с «поленьями» от «Collect-Aire» и добиваться при этом впечатляющих результатов. Стало ясно, что впереди у меня – «веселая жизнь»…
Общий вид крупных деталей
   Фюзеляж модели состоит из четырех деталей: две половины носовой части, две половины хвостовой. Передние половины при совмещении разнятся по высоте на 1-2 мм, а разница в ширине передней и задней части фюзеляжа – 3-4 мм. При этом хочется отметить, что вся поверхность покрыта рябью, убрать которую можно только свирепым шкурением. Канал воздухозаборника третьего двигателя имитирован невразумительным утопленным на 1 мм «треугольничком». Все отверстия для стыковки узлов наглухо залиты и требуют прорезки или высверливания. Самая же беда – внутреннее убранство кабины, бомбоотсека и ниш шасси, которое по-хорошему надо удалять под ноль и делать заново: все изъедено пузырями, непроливами, царапинами и сколами. Следующий номер программы – крылья. Они почти лишены какой-либо расшивки и имеют волнистую поверхность, которую придется обильно шпаклевать. Затем двигатели. Каждый состоит из двух половин мотогондолы, передней части с воздухозаборником и крыльчаткой с внутренним телом и задней – сопло и крыльчатка. Стыкуется все это дело препаршиво – по центру мотогондолы образуется щель в 1-2 мм (из-за особой формы попытка разогреть и выправить этот дефект к ощутимому успеху не привела), остальные места также нуждаются в обильном шпаклевании. Остальная мелочевка – бомбы, колеса и прочее – тоже представляет собой удручающее зрелище: основной дефект – бесчисленные пузыри и недоливы, которые шпаклевать и шпаклевать... Детали подкосов и стоек шасси, многочисленные гидроцилиндры выполнены из белого металла со значительным смещением форм и залитыми просветами, что потребует долгой возни для того, чтобы привести их в чувство, а монолитные конструкции превратить, как должно, в ферменные. В комплект также входит вакуумный фонарь – пожалуй, единственная деталь, к которой не возникло претензий.
   У слова «заказ» в моем лексиконе очень быстро появились синонимы – «смоляное чудовище», «монстр» – чему способствовали не только коржавость деталей и «чешуйчатая» поверхность модели, но и ее немалые размеры: длина в 60 см – нечастое явление в моем 72-м масштабе. С содроганием я приступил к этой жути, твердя себе, что «глаза боятся, а руки делают» и «отступать некуда». Каждый подход к модели давался мне непросто, приходилось буквально заставлять себя вступать в очередную схватку с Монстром. И каждый подход для меня был новой главой в этом эпическом побоище – Моделист versus Смоляное Чудовище, во время которой я старался срубить у него еще пару голов – врожденных косяков и неправильностей.
1-2 - это не старый кожаный чемодан, это такая дюралевая обшивка бомбардировщика; 3-4 - деталировка ниши шасси - душераздирающее зрелище!

1-2 - это не старый кожаный чемодан, это такая дюралевая обшивка бомбардировщика; 3-4 - деталировка ниши шасси - душераздирающее зрелище!

1-2 - "волны" на крыльях; 3 - разница в ширине носовой и хвостовой части - 3-4 мм; 4 - стыковка мотогондолы - "небольшая" щель

1-2 - "волны" на крыльях; 3 - разница в ширине носовой и хвостовой части - 3-4 мм; 4 - стыковка мотогондолы - "небольшая" щель

1-4 - остальная мелочевка исходного набора

1-4 - остальная мелочевка исходного набора

Крылья после шпаклевания и шкурения, "волны" уже усмирены

Крылья после шпаклевания и шкурения, "волны" уже усмирены

   НОСОВАЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА
   Начал, как водится, с кабины. Дело пошло легко, поскольку все делалось с нуля, а это часто бывает проще, чем переделывать уже готовое. В модели дается странная приборная доска, достойная стоять скорее на одномоторном истребителе Первой мировой, чем на трехдвигательном бомбардировщике 50-х. Штурвал тоже дан истребительного типа, в то время как на XB-51 был бомбардировочный «двурогий». Боковые панели отсутствуют как класс – пришлось сделать и их. Сделал недостающий козырек с приборами под лобовым стеклом. Кресла сильно упрощены – добавил на них подлокотники и ремни из тамиевского скотча с пряжками из медной проволоки. Толщина стенок фюзеляжа не позволяла вставить вовнутрь все по-людски, да и кабина получалась «в колодце» – пришлось фрезами уменьшить ее до разумных пределов наверху и с боков.
   После того, как кабина была водружена на место, передние половины фюзеляжа были склеены, хотя место на стыке носовой и хвостовой половин было оставлено непроклеенным – для более свободного «маневрирования» в будущем при стыковке носа и хвоста. В носовой части фюзеляжа фрезой было выбрано овальное окошко для бортовых оптических устройств и застеклено кусочком CD-бокса. Кабина оператора была застеклена таким же кусочком, вклеенным, обработанным по профилю и заполированным сквадроновскими «пилочками для ногтей».
   
   ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА
   Смешной треугольничек воздухозаборника третьего двигателя был выпилен, изнутри из миллипута вокруг круглого стержня подходящего диаметра был сформирован канал. Разумеется, с первого раза поверхность не очень удалась, и после склеивания половин задней части фюзеляжа пришлось шпаклевать и доводить канал шкуркой, обернутой вокруг того же стержня. После достижения удовлетворительного результата была приклеена верхняя половина воздухозаборника и изрядно прошпаклевана по периметру. Сопло в конце фюзеляжа дано очень коротким в сравнении с фотографиями, поэтому деталь сопла я вклеил, максимально выдвинув ее наружу и нарастив недостающий фюзеляж в промежутке шпаклевкой. Кривой разнотолщинный киль был приведен рашпилем к общему знаменателю с одновременной потерей имитаций тяг и их обтекателей в процессе выравнивания. Позже они были восстановлены из тянутых литников.
1 - слева приборная доска из комплекта, справа фото реальной доски и изготовленная по нему самодельная; 2 - штурвалы - "родной" истребительный и самодельный бомбардировочный; 3 - кресло, дополненное новыми боковинами и подлокотниками; 4 - детали интерьера до покраски; 5 - они же окрашенные

1 - слева приборная доска из комплекта, справа фото реальной доски и изготовленная по нему самодельная; 2 - штурвалы - "родной" истребительный и самодельный бомбардировочный; 3 - кресло, дополненное новыми боковинами и подлокотниками; 4 - детали интерьера до покраски; 5 - они же окрашенные

1 - окрашенные детали интерьера и привязные ремни из скотча; 2 - рабочее место оператора; 3 - пилотская кабина; 4-5 - прорезка в носу окна для камеры; 6 - обработанное и заполированное окно кабины оператора

1 - окрашенные детали интерьера и привязные ремни из скотча; 2 - рабочее место оператора; 3 - пилотская кабина; 4-5 - прорезка в носу окна для камеры; 6 - обработанное и заполированное окно кабины оператора

1 - смешной треугольничек в хвостовой части, на воздухозаборник ни разу не похож; 2 - изготовление канала из миллипута, уже прошпаклеван; 3 - контроль поверхности канала серебрянкой; 4 - шпаклевание верхней части канала

1 - смешной треугольничек в хвостовой части, на воздухозаборник ни разу не похож; 2 - изготовление канала из миллипута, уже прошпаклеван; 3 - контроль поверхности канала серебрянкой; 4 - шпаклевание верхней части канала

1 - верхняя часть канала после зашкуривания; 2 - наращивание с помощью шпаклевки сопла третьего двигателя; 3 - даже после нескольких слоев грунта на модели без конца продолжают открываться "поры", которые приходится точечно шпаклевать; 4 - таким стал канал воздухозаборника в итоге

1 - верхняя часть канала после зашкуривания; 2 - наращивание с помощью шпаклевки сопла третьего двигателя; 3 - даже после нескольких слоев грунта на модели без конца продолжают открываться "поры", которые приходится точечно шпаклевать; 4 - таким стал канал воздухозаборника в итоге

   ФЮЗЕЛЯЖ
   Убирая изнутри излишнюю ширину носовой части фюзеляжа на расстеленной на столе крупнозернистой наждачке, я недооценил мягкость смолы и перестарался примерно на миллиметр. Пришлось вставлять туда клин из пластика и шпаклевки, но этим удалось добиться того, что носовая и хвостовая части фюзеляжа наконец стали более-менее подходить друг к другу. Посадочное место их склейки производителем никак не было продумано, поэтому пришлось повозиться, стачивая «шпангоуты» для нормальной стыковки, выверяя их перпендикулярность оси фюзеляжа и параллельность бортов, которые никак не хотели образовываться. В конце концов, этого удалось достичь, корпус перестал казаться «переломанным» и был склеен, стык обильно прошпаклеван и зашкурен. Наступал черед ниш шасси и бомбоотсека…
   
1 - выстилание ниши листовым полистиролом; 2 - "строительное" шпаклевание и выведение краев; 3 - деталировка ниши; 4 - после окраски
   НИШИ ШАССИ
   Я долго не хотел связываться со всем этим безобразием и отделаться малой кровью. Например, срезать непролитые и изъеденные воздушными пузырями силовые элементы и заменить их на пластиковые подходящих сечений. Но отчетливо понимал, что как ни крути, при остальном «качестве» смоляной отливки, это будет вопиющая халтура. И как ни крути, проще сделать все с нуля, чем пытаться как-то вытянуть по качеству эту безнадёгу.
   Безжалостно фрезой из ниш было выметено все, кроме двух опор под стойки шасси. Все «червоточины» в опорах были закрыты шпаклевкой. Остальная поверхность ниш была выстлана листовым 0,3 мм тамиевским пластиком на суперклее Done Deal, а затем украшена имитацией силовых элементов из квадратного пластикового 1 мм прутка от Lion Roar. Добавлены аппликацией лючки из того же листового пластика. Края ниш в модели были сильно завалены внутрь, поэтому листовой пластик на стенки я клал с припуском, чтобы он торчал из ниш миллиметров на 5, и густо, по-строительному, обмазывал шпаклевкой периметр. А после наклеенной на брусок наждачкой выводил нормальные края.
   Впрочем, любое шпаклевание на этой модели приходилось вести именно так – по-строительному, чуть ли не мастерком намазывая шпаклевку…
1 - зашпаклеванные стенки бомбоотсека и здоровенная щель, которую надо закрыть; 2 - изготовленный свод отсека (видна прорезь для оси бомболюка); 3 - бомболюк с переделанными упорами; 4 - завершенный отсек с поворачивающимся бомболюком
   БОМБООТСЕК
   Как я понял, XB-51 был едва ли не первой машиной, на которой был применен цельноповоротный бомболюк. Не знаю, кой черт меня дернул, но захотелось сделать его действующим. «Не было бабе печали – купила баба порося»…
   В принципе, в модели эта возможность теоретически предусмотрена. Однако практически она не реализуема в силу кривости, непролитости и нестыкуемости деталей. Пришлось делать все самому.
   Бомболюк был приведен в божеский вид шпаклевкой и шкурением. «Съеденные» пузырьками уголки для фиксации бомб были заменены на самодельные. Двум шпенькам поворотного механизма была придана цилиндрическая форма. Просверлить в смоляном фюзеле два соосных отверстия под эти шпеньки не представлялось возможным. Я пошел другим путем. Отверстия подходящих диаметров я просверлил в кусочках 1 мм пластика от CD-бокса. Затем придумал собрать из этого пластика весь бомбоотсек, а после вклеить его в нишу. Но этот номер не прошел – толщина стенок бомбоотсека не давала бомболюку крутиться. Тогда я оставил только опорные переднюю и заднюю стенки с отверстиями. От отверстий наружу были сделаны пропилы, и извлечены кусочки-«заглушки», чтобы до полного завершения работы с бомбоотсеком бомболюк можно было вынимать. После этого обе стенки на медленно схватывающемся суперклее-геле были вклеены в отсек и расположены таким образом, чтобы бомболюк нормально вращался, ни за что не задевая, и создавал собой нормальные обводы нижней линии фюзеляжа. Когда клей схватился и все получилось, бомболюк был извлечен, а стенки пролиты еще раз текучим суперклеем, щели закшпаклеваны и зашкурены. Потолок бомбоотсека был обезображен неровностями и щелями и его тоже надо было окультуривать. Я решил сделать полукруглый свод с имитацией силовых элементов из листового пластика. Этот этап прошел без приключений. Однако на сей раз стенки были оставлены смоляными, и они имели такие же скверные завалы, как и ниши шасси. А требовалось, чтобы они плотно прилегали к вращающемуся бомболюку! Я оклеил края бомболюка глянцевым прозрачным скотчем, зафиксировал его в закрытом положении и густо зашпаклевал периметр. После высыхания, бруском с наждачкой обработал зашпаклеванное до скотча. Бомболюк освободился, продемонстрировал нормальное, почти не застревающее вращение. Скотч с него был удален, наджачкой аккуратно выровнены внутренние стенки отсека. На сей раз зазор между бомболюком и фюзеляжем оказался вполне приемлемым – шириной почти в толщину скотча.
1 - "протезированные" бомбы; 2 - грунтовка; 3 - окрашенные бомбы на месте в бомболюке
   Дальше последовала окраска ниш шасси, бомбоотсека и бомболюка. После этого бомболюк был водружен на место, вклеены на полистирольном клею и зашпаклеваны сверху фиксирующие его кусочки-«заглушки».
   Стабилизаторы и взрыватели оказались самыми тонкими, хрупкими и дефективными частями в бомбах у XB-51. Примерно половину этого добра пришлось восстанавливать и «протезировать» из-за отсутствия ввиду непролива в форме или по причине их утраты в процессе сборки. В целом же это занятие было не слишком сложным и позволило немного отдохнуть.
1 - суровое шпаклевание; 2 - после шкурения отчетливо видны дефекты, исправленные шпаклевкой; 3 - заранее окрашенный воздухозаборник; 4 - родной целиковый воздухозаборник и выдавленный из пленки; 5 - доведенные до ума, загрунтованные и зашкуренные мотогондолы
   ДВИГАТЕЛИ
   На XB-51 движки первыми бросаются в глаза, а потому должны выглядеть прилично.
   Для того чтобы «погасить» здоровенные щели между половинками мотогондол, их пришлось стягивать струбцинами, скотчем и обильно проливать швы затекающим суперклеем Done Deal. Клей действительно хороший и держит крепко. Воздухозаборники и сопла, заранее окрашенные изнутри, были приклеены следом, обтачивались и шпаклевались уже на местах. Многочисленные мелкие воздухозаборнички по бокам мотогондолы были выполнены на модели глухими брусочками. Чтобы они по-настоящему "зияли" на модели, я заменил их вытянутыми на подходящих по размеру заготовках из прозрачного упаковочного пластика и приклеил суперклеем.
   
   КРЫЛЬЯ
   Чтобы выровнять волнистость крыльев, их пришлось шпаклевать-шкурить и грунтовать-шкурить несколько раз. В итоге удалось добиться приемлемого результата. Посадочные места под них были плохо продуманы разработчиком, клеится модель суперклеем, сама модель дико крива, а крылья должны иметь приличный градус отрицательного V. Выставишь крылья, глядя строго спереди, вроде нормально встали. Посмотришь с хвоста – все вкривь и вкось, никакой симметрии. Поправишь это дело, повернешь модель носом – опять двадцать пять! Пришлось несколько раз отламывать и переклеивать крыло, чтобы поймать какую-то золотую середину, при которой относительная симметрия усматривается и спереди, и сзади. Углубления сверху на передней кромке под кронштейны предкрылка были небольшими и глухими, а половина из них заплыла. Пришлось сделать сквозные пропилы, вклеить кронштейны, а после зашпаклевать кромку снизу. Уже на фазе грунтовки вдруг решил сделать прозрачные обтекатели на законцовках, которые были достаточно заметны на фотографиях. Выпилил прямоугольные углубления, вклеил кусочки оргстекла, обработал заподлицо и отполировал их.
   
   СТАБИЛИЗАТОР
   Простая бумерангоподобная деталь встала на киле без проблем, а вот две половинки тела обтекания были настолько разными по обводам и толщине, что установить их на место оказалось возможным только разрезав их надвое и склеив попарно переднюю и заднюю часть обтекателей. После приклейки их на места, место разреза и здоровенные щели были обильно зашпаклеваны и зачищены.
   Планер наконец собрался, был загрунтован серым тамиевским грунтом и зашкурен…
   Тем временем полгода, в которые меня просили уложиться, истекали, а модель была сделана лишь наполовину. Я уже начал понимать, что работа на заказ, скорее всего, – не мой вид спорта. Сильно печалило также и то, что я не мог делать модели для себя, пока надо мной висел дамоклов меч этого незавершенного заказа. Временами отчаяние от кажущейся безнадежности борьбы с Чудовищем было столь сильным, что я и сам уже готов был заплатить деньги – лишь бы его от меня забрали. Однако, я не давал этой слабости разгуляться, собирал остатки воли в кулак и твердил, что я дожму-таки этот, уже почти ненавидимый мною, самолет!
   Монстр сдавался крайне неохотно, и требовался решительный удар, чтобы нанести ему «сокрушительную победу». Наступило лето, и я пошел в двухнедельный отпуск с единственной целью: сделать рывок, впрячься в работу с перерывами лишь на сон и еду и – победить! Но…
   «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Прошла неделя, и я продолжил свой отпуск на больничном со сломанной рукой. Месяц в гипсе, два месяца – восстановление работоспособности конечности – еще четверть года Монстр недобро ухмылялся мне с запылившейся полки, наблюдая мое бессилие и пользуясь моей беспомощностью. Это не могло не сказаться на моем и без того подавленном состоянии. Моральный дух упал ниже плинтуса. Снова стали одолевать мысли о непобедимости Чудовища. Снова стал прикидывать, за какую сумму заказчик согласится забрать его от меня… И снова приказал отставить панику и взять себя в руки: «Ты же - моделист! Надо справиться и довести дело до конца!»
   И вот наконец рука снова меня слушается. Но нервы так расшатаны, что глядеть на заказную модель я просто не могу. А делать-то надо! Что ж, временами и полководцам приходится отступать для того, чтобы подготовиться к решительному броску на врага. Мое отступление заключалось в том, что я позволил себе забыть на время про Монстра и дамоклов меч и собрал для себя, для души «GlobalFlyer». А набрав на нем уверенности и решимости после трехмесячного перерыва в моделестроении, вновь с поднятым забралом вышел на битву с Чудовищем…
1 - исходные колеса, изъеденные пузырями; 2 - фрезой вычищается диск; 3 - слева неправильное колесо с шестью спицами, справа - верное с восемью; 4 - готовые колеса
   ШАССИ
   Заплывшие детали из белого металла долго держали меня на расстоянии своим безнадежным видом, но наконец дело дошло и до них. Надфилями и ножом я соскабливал облой, зачищал швы от половин форм, дрелью рассверливал и острием ножа освобождал треугольные просветы конструкций подкосов. Было страшно, но если не я – то кто же?.. После медной проволокой была имитирована гидропроводка, все покрашено, задуто лаком и оттенено маслом на бензине.
   С колесами тоже было все непросто. Сначала я хотел просто отделаться шпаклеванием дыр. Но на спицах дисков колес заниматься этим не представлялось возможным. Тогда я решил выбрать бором из дисков ось со спицами и вклеить новые из литника и квадратного прутка. Сказано – сделано. Полдня я посвятил этой работе и, хотя вышло не идеально, в целом результат меня удовлетворил. На следующий день мне вдруг показалось, что с колесами что-то не то… Глянув на фотографии, я понял, в чем дело: «Где были мои глаза?» Я сделал 6 спиц на колесе вместо 8! Надо было все переделывать, но повторить вчерашний подвиг сил уже не было. Я пошел иным путем. Удалил из колес все спицы, оставил оси и фрезой чуть «приопустил» их по высоте. Распечатал на принтере отрисованные в Кореле спицованные диски колес, наклеил их на листовой пластик, вырезал и вклеил в сделанные на колесах углубления. Клеем прихватил их в серединке к укороченной оси – диски приобрели легкую воронкообразность. Затем в центр добавил отрезок литника – получилось гораздо правдоподобнее, чем прежде! Хасегавовской пилкой для нарезки расшивки прорезал совершенно замыленный протектор на покрышках. Колеса получились вполне убедительными!
1 - рассверливание и прорезывание заплывших металлоконструкций; 2 - стойка и протез двузвенника, сделанный взамен утерянного (который после, конечно же, нашелся); 3 - имитация гидропроводов и тонировка стойки маслом; 4 - шасси в сборе
   КЛЕПКА
   Одним из самых трудных и пугающих этапов в битве с Монстром для меня значилась заказанная клепка на модели. Никогда модели толком не расклепывал. Но на практике все оказалось не так страшно. Наносил клепку по грунту, используя самодельные линеечки-шаблоны разной ширины, сделанные из прозрачного пластика с кусочками изоленты для предотвращения скольжения по поверхности. На изгибах фюзеляжа в роли линейки использовались узкие полоски синей изоленты. В виду скудности информации и безумного количества заклепочных швов на реальной машине, расклеп был заказан «среднеарифметический», он и был нанесен. Правда, в процессе «сносил» одну часовую шестеренку со спицами. Она была снята с родной часовой оси и посажена на винтик в сделанную из гвоздя с пропилом рукоятку. Этот винтик в процессе сточил внутренний диск до спиц и порвал его. Отсюда мораль – при изготовлении самодельных накатчиков следует оставлять и использовать запрессованную в латунную шестеренку ось – дольше прослужит.
   
   ОКРАСКА
   Велась разными металликами – звездовское серебро, тамиевские хром и титаниум сильверы, акановский жженый металл. Серебрянка проявила в процессе все свои подлюшные свойства: и слезала слоями, прихватываясь к тамиевскому маскировочному скотчу, и подолгу собирала отпечатки, словно нарочно затягивая время полного затвердения, и своеобразно пузырилась на поверхности, покрывая ее гладь черными точками микропузырьков. Неоднократно приходилось смывать ее до грунта и перекрашивать фрагменты. Словом, это тоже была серьезная битва…
   
   ДЕКАЛИ
   При всей чудовищности модели, к ней прилагались многовариантные декали очень хорошего качества. (Среди разных вариантов оформления был даже киношный, в который самолет перекрашивали для съемок фильма «Toward The Unknown»). Был выбран самый поздний вариант, в котором самолет ушел в свой последний вылет. Перевелись декали замечательно, хорошо поладили с Сетом и Солом. Сложность представляла только заметность прозрачных подложек на декалях с надписями – на серебрянке они хорошо заметны даже после применения спецжидкостей. Но и это в большинстве случаев удалось успешно победить. Еще на фюзеляже тамиевский скотч вызвал подрыв синего цвета со штатовской кокарды. Однако тамиевский же XF-8 Flat Blue так точно попал в этот цвет, что дыры в декали были ликвидированы кистью практически незаметно.
   И вот прошел ровно год с момента начала работы над моделью. В процессе постройки я испытал широчайший спектр негативных чувств к ней – от отвращения и презрения (при виде страшенных смоляных «поленьев») до страха и ненависти (при осознании того, каких жертвоприношений потребует этот Монстр, прежде чем даст превратить себя в человеческую модель). Но чем дальше я продвигался, чем больше крепла моя симпатия к этому самолету. Он стал для меня серьезным испытанием на прочность, но я выдержал его и приобрел серьезный опыт борьбы, многому научился. Ни одна модель не давалась мне такой большой кровью, как эта! И вот наконец после стольких битв Смоляное Чудовище повержено! Я выиграл это сражение! О сладкий миг победы! :)
   На столе стоит неплохой самолет и, черт возьми, он мне нравится! Он, конечно, далек от идеала, но он стократ дальше от того, чем он был год назад! Я его победил! :) И отправился к новым победам. Бой продолжается…