Тяп-ляп маляры...
Так получилось, что лодка уж давно готова и ждет своей публикации, а вот блог по ней продолжен быть не мог — ноутбук умер и схоронил в своей утробе фотки процесса. Однако товарищ из центра по восстановлению данных продемонстрировал «победу разума над сальсапариллой» (с) О'Генри, и, хотя сохранилось не все, описание постройки можно продолжить.
Начинаем красить. На фотографиях прототипа, U-2339, приведенных в первой части блога, можно видеть, что лодка несла белую поперечную полосу на носу перед кнехтами и круговую белую полосу вокруг рубки с вертикальными белыми полосами по бокам. В третьей части блога есть фотография готовой субмарины U-2230 на тросах, где видно, что корпус окрашен в два цвета, с разделом цветов по ватерлинии, но без видимой маркировки самой ватерлинии. Марки осадки на некоторых фотографиях видны, на других нет, поэтому вполне возможным выглядит обойтись без них.
Низ корпуса будем красить практически чистым нитро-«Аканом» FS36118 Gunship grey, верх — смесью FS36375 Light ghost grey и Gunship grey. Белые полосы — само собой, белым.
Первым делом я тщательно замаскировал внутренности мостика, набив рубку мелконарезанным тамиевским скотчем, и заклеил проемы стекол ходовых огней. Поскольку белые полосы планируется сделать все же не белоснежными и несколько потертыми, то основу под них я задул нейтрально-серым, смесью указанных цветов. Затем, следуя правилу «акрил стирать легче» свободно задул те же зоны «почти белым» (Offwhite) Vallejo.
Сначала серым, потом поверх белым...
|
А теперь маскируем белые участки...
|
|
|
Тщательно и аккуратно замаскировав нужные полосы на рубке и корпусе тем же тамиевским скотчем, ровным слоем покрасил всю верхнюю половину в нейтрально-серый.
К сожалению, фотки следующего куска процесса оказались в битых секторах, поэтому ограничусь кратким описанием.
Проклеил скотч по ватерлинии, следя за симметричностью на обоих боках. Затем буквально укутал всю верхнюю половину в скотч (очень забавно выглядело) и задул нижнюю половину в Gunship Grey. На этом месте Акан, в который теперь ОБЯЗАТЕЛЬНО надо добавлять отвердитель (чего я не делаю – предыдущие 10 лет знакомства с этой краской она вполне себе без отвердителя отлично ложилась), проявил свой гнусный норов. Обнаружил я это утром, когда открыл коробку с сушащейся моделью, и торжественно оставил ЖИРНЫЙ отпечаток своих папиллярных узоров большого пальца прямо на крышках гидрофонов по правому борту лодки… :(
«Криком и стенаниями огласился двор царя»… Краска не высохла ни через день, ни через три. Только через три недели краска полимеризовалась настолько, что позволила вышкурить испорченный участок. Крышки гидрофонов при этом были также сошкурены, утрачены – их пришлось восстанавливать, а затем задувать участок заново. Но уже не Аканом, а намешав оттенок из акрила Vallejo. Ну его нахрен, с его непредсказуемостью…
Поскольку следующим шагом должна была стать тонировка окраски, то я предпринял надлежащие меры, чтобы история не повторилась. Просверлив в киле лодки два отверстия я вклеил туда латунные трубки, которые должны были стать впоследствии и держателями модели, а в магазине приобрел простенькую деревянную подставку. Закреплять лодку наглухо я буду только на самом последнем этапе, ну а сейчас ее можно держать за сами трубки или крутить на подставке, не опасаясь.
Торжественный момент – снимаем маски. Вот такая лодка получилась, после первого этапа окраски. Дальше – фильтры, смывки, фейдинг и прочие радости. Процедуры длительные, т.к. все они ведутся масляными составами, требующими хорошей просушки между слоями. Поэтому параллельно с тонировкой я стал изготовлять
Элементы декора
К таковым на этой лодке относятся выдвижные устройства рубки и спасательный круг.
Я с самого начала хотел сделать на рубке все устройства поднятыми, а перископ и шнорхель решил поднять на максимальную высоту.
Собственно, что нам нужно сделать:
1. Две штыревые антенны коротковолнового диапазона. Поднимались вручную на стойках по бокам мостика. Согласно чертежам из книги, имели рабочую высоту 1800мм, что в пересчете на масштаб составит 12,5 мм. В жизни это конусообразные разнотолщинные трубки, но для 144-го масштаба я счел это уже извращением и сделал антенны просто из двух обрезков первой струны электрогитары диаметром 0,25мм. (0,10 в маркировке дюймами).
2. Две стойки флагштоков, установленных по бокам в кормовой части мостика. Высота их неизвестна, но по фотографиям можно сделать вывод, что она примерно вдвое выше конуса ограждения перископа. Использовав ту же струну, я насадил на ее кончики две шляпки из кружочков тянутого литника, и получил искомое.
3. Круговая выдвижная рамка радиопеленгатора длинноволнового диапазона. Единственная пластиковая деталь, не подвергшаяся никаким переделкам, поскольку на себя вполне похожа.
4. Перископ ASR C/6. К сожалению, то, что дал Трампетер в пластике, совершенно не верно по пропорциям – по приведенной ниже фотографии это отлично заметно. Вывод был однозначен – переточить. Тем более, что в книге имеется чертеж перископа, на котором читаются все необходимые размеры. Но задачка получилась очень нетривиальная, учитывая крошечные размеры детали (даже при том, что толщина шейки перископа в самом тонком месте была мною завышена вдвое для упрощения изготовления). ОГРОМНОЕ СПАСИБО Олегу Малахову aka Subarik, который предложил свою помощь и совершенно безвозмездно выточил вот такой великолепный перископ! Можете сравнить сами на фото – небо и земля. (Кстати, как и предполагалось, Олегу не удалось выточить перископ из единого куска латунного прутка, и он набирал его из нескольких трубок).
5. Шнорхель. Вообще говоря, Трампетер неплохо его воспроизвел – все очертания верны и устройство узнается. Но я уже закусил к тому моменту удила, меня понесло и я решил, что детализация этой пластиковой детали длиной меньше спички меня не устраивает. Сказано – сделано.
Как видно из приведенного в книге чертежа, на внешний вид шнорхеля очень большое значение оказывают две сетчатые конструкции – одна накрывает поплавок запорного клапана, а вторая – круговая антенна радиолокатора дециметрового диапазона FuMB Ant.3 (Bali). Ключевым вопросом было – где взять столь мелкую сетку? Благослови Бог чайную компанию Липтон за чай в пирамидках! Тончайшая полимерная сеточка была найдена.
Первым делом я разделал шнорхель как селедку, отрезав верхнюю часть. В ней я тонкими сверлами и кончиком резака вырезал полость, в которую вставил имитацию шарнира поплавка, а затем экстра текучим суперклеем приклеил сеточку. Когда конструкция обрела жесткость, я просверлил ее снизу. Из обрезков литников, полистиролового кружочка и все той же сеточки была выполнена антенна радиолокатора. Сымитировал я и провод антенны, уходивший в основную трубу шнорхеля ниже уровня поплавка.
Увеличил я и высоту волнорассекателя, установленного перед главной трубой шнорхеля. Сами трубы были сделаны из двух стальных трубочек. На приводимой фотографии и чертежах видна мощная муфта на вспомогательной трубе шнорхеля. Ее я выточил из отрезка литника и украсил шляпками заклепок.
Получилась вот такая конструкция, ажурность которой поразила меня самого.
6. Спасательный круг. Он крепился на кожухе обтекателя перископа. Первый подход был прост и незамысловат – отрезок трубки диаметром 5мм и приклеенная к нему нитка, долженствующая изображать веревки обвязки. Глянув на результат с утра, я сказал «Бой халтуре!» и взялся за дело заново. На одной из фотографий можно видеть, что круг был не кругом, а своеобразной подковой, напоминающей (вот всем, кто видел!) сидение унитаза. Я сделал его из тянутого литника, который сложил подковой, пока тот был еще горячим. А затем убил вечер на художественное изображение веревки обвязки из тонкой проволоки и самой обвязки из тонкой фольги. Получилось, возможно, чуть грубовато для масштаба, но точно лучше первоначального варианта.
После этого указанные элементы были окрашены. Антенны красить я не стал, а флагштоки, рамку радиопеленгатора и оголовок шнорхеля выкрасил в тот же нейтрально-серый. Сложнее всего было с перископом – верхняя его часть тоже серая, а нижняя – полированная стальная труба. Латунную деталь я окрасил Alclad’ом (в первый раз в жизни применив сию легендарную краску) и на деле удостоверился в чрезвычайно высоких ее качествах.
Вот как оно все выглядит в окрашенном виде.
В последней части речь пойдет про тонировку и финальные штрихи работы.