САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2010-03-16
другие работы автора  |  обсуждение  
СУ-152. "Зверобой"
Восточный Экспресс 1:35
Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
НАЧАЛО ПУТИ
    В Питере, в году эдак 1998, попалась мне в руки книга Н.С. Попова "Без тайн и секретов" о 60-летней истории танкового КБ на Кировском заводе в Санкт-Петербурге. Глаза зацепились за следующие строки:
   
   
    "…А 8 августа 1943 г. опытные машины своим ходом были отправлены в Кремль для показа членам правительства……Затем Главнокомандующий подошёл к самоходной установке. Ему, видимо, было известно, что самоходные орудия, названные в Курской битве "зверобоями", хорошо показали себя в боях. Подойдя к машине, он неожиданно вскарабкался на корпус самоходки, на которой не было никаких вспомогательных трапов, и, заглянув в открытый командирский люк, спросил, как обстоят дела с вентиляцией боевой рубки.
    Видимо, кто-то ему докладывал, что экипажи на машинах первого выпуска угорали. Водитель-испытатель К.Е. Егоров спокойно ответил ему: "Действительно, выхлопные газы попадают внутрь машины, но для этих самоходок отработана улучшенная вентиляция, она в три раза больше пропускает через себя воздуха и опасность задымления или загазовывания башни пороховыми газами полностью устранена".
   
   
    Собственно с этих строк, а точнее с вопросов:
    Вентиляторы на СУ-152 ? Было ли такое ?
    появился интерес к прототипу. А позднее возникло и желание собрать его копию.
    Как обычно всё началось со сбора информации, появились МХ 2/2000, МХ 1/2001, ФИ 4/2002 «САУ Красной Армии». Однако, памятуя о качестве от ВЭ, особого желания поработать с моделью не возникало. Уверенности придали статья Бориса Харламова о постройке КВ-85 от ВЭ ( http://vif2ne.ru/smf/forum/2/gallery/Bx/00000588F76E8A4A/get ) и прекрасный валк на СУ-152. Итак, открываем заветную коробку с КВ-14.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
    Более подробно о всех несоответствиях я расскажу ниже, но кратко надо всё же излить свою горечь. Конечно разочарованием это сложно было назвать, но так испортить модель !
    1. Катков дано два вида, но ни на одном из них самоход не катался.
    2. Детали подвижной части бронировки гаубицы неверны. Вывод - в запасники.
    3. Ствол – такого коленвала я давно не встречал. Вывод – только в помойку.
    4. Большинство мелочёвки на корпусе надо либо хорошенько дорабатывать, либо удалять от греха подальше.
    5. Утяжины и облой присутствуют практически на каждой детали.
    В общем, как и ожидалось, чтобы собрать СУ-152 требовалось вложить массу времени, сил и денег. К чему собственно я и приступил.

ЧАСТЬ 1. КОРПУС
Следы стыков прессформы на модели.
   Верхняя кормовая деталь
   
   Корпус самоходки состоит из 5 деталей – днища, бортов, НКД и верхней части.
    К ванне корпуса особых претензий не было, а вот верхняя часть здорово подкачала. Во первых, при внимательном изучении мелких деталей было замечено, что практически каждая из них (особенно головки болтов) была окружена небольшими утяжинами, да и сами мелкие детали были выполнены отвратительно. Дополнительного негатива прибавили непонятно откуда взявшиеся посреди корпуса места стыков прессформы. Сложилось впечатление что либо прессформа побывала в ремонте, либо её дорабатывали, устанавливая вставыш в районе БО-МТО.
    Учитывая свойства ВЭ-пластика слоиться при обработке, решено было к вопросам доработки подойти кардинально. Без тени сомненья удалены не только крылья и ВКД, но и крыша БО и МТО. После удаления все корпусные детали были склеены, за исключением ВКД.
    ВКД на самоходе устанавливалась достаточно хитро:
    - ВКД устанавливалась в выфрезерованный в бортовых листах паз, поэтому её ширина была больше ширины листов крыши МТО,
    - крыша МТО устанавливалась заподлицо с кромкой бортового листа,
    - передний торец ВКД устанавливался вровень с крышей МТО, а соответственно и с кромкой борта,
    - остальная поверхность ВКД (ближе к корме) возвышалась над кромкой борта и в месте стыка с ним образовывала небольшой уступ, по которому и проводилась сварка.
    Для выполнения последних двух условий на бортовом листе срезался небольшой уступ.
КВ-85. ВКД сверху.

КВ-85. ВКД сверху.

СУ-152. ВКД снизу.

СУ-152. ВКД снизу.

Су-152. Хорошо заметен характерный уступ на бортовом листе.

Су-152. Хорошо заметен характерный уступ на бортовом листе.

    После просушки корпуса настала замечательная пора пройтись шпателем практически по всей поверхности модели. Особо "восхитила" кривизна левого борта, ВКД и НКД :-) Сколько шпатлёвки ушло на это хорошо видно на фото.
   
    ВЭ даёт для СУ-152 буксирные рымы с ромбовидным основанием (качество не ахти). Однако на реальных фото я таких не встречал. По этому, взяв за базу рымы от Трампа, заново изготовил круглые основания для них и установил на НЛД и НКД.
    Днище
   
   Года полтора тому назад, первое к чему я приступил, было днище. Как я радовался, что на него есть чертежи в МХ. Потом наступили прозрение с разочарованием, начался поиск инфы по днищам КВ-шек и яростная зачистка первоначально созданного "произведения".
    Сейчас с большой долей уверенности могу сказать, что с днищем СУ-152 всё понятно – в основе СУ-152 лежит корпус КВ-1С, днище которого сильно напоминает днище КВ-1 поздних производственных серий (http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=791 ). Отличие – это смещённый вправо эвакуационный люк.
    Итак, в первую очередь, по местам стыка нижнего бортового листа с листами днища, НЛД, ВЛД и НКД был вырезан паз (уступ) сечением 0,5х0,5 мм. Особо осторожно пришлось работать в местах установки балансиров, ведь круглый фланец бортового кронштейна нижней своей частью должен нависать над торцом борта. Затем, по всему контуру ВЛД-НЛД-днище-НКД был проложен сварной шов, выполненный из тонкой полоски сыростирола (как я люблю Доширак :-)).
   
    Расположение эваколюка я вычислил по единственной фотографии днища СУ-152. По фото видно, что люк существенно смещён вправо и прижат к торсионам 3-ей пары катков. Пришлось немного повычислять координаты установки люка и разместить его согласно прилагаемому эскизу.
  Днище СУ-152.

Днище СУ-152.

Эскиз расположения эваколюка.

Эскиз расположения эваколюка.

 
   На кубинской СУ-152 днище не имеет выступающих элементов и выглядит достаточно скучным. Решено было делать днище из серии «Ведь и такое могло быть !». Тем более в природе существует днище Питерского КВ-85, имеющее крепление опор балансиров в виде полусферических головок. Значит и такая технология имела место быть.
    Все полусферические головки были изготовлены из разогретого литника с использованием свинцовой матрицы, в которой я прочеканил два типоразмера головок.
    К элементам крепления, расположенным на НЛД был необходим другой подход. Тут было необходимо бороться за полный реализм, ведь практически на всех поздних КВ-1/1С/85 они очень слабо заметны (видимо подросла культура производства), что я и попытался воспроизвести.
Днище модели.

Днище модели.

Днище модели. Подмоторная часть.

Днище модели. Подмоторная часть.

НЛД.

НЛД.

   Верхняя лобовая деталь
   
   Здесь особых проблем не было.
    Так как ВЛД состояла из 2-х листов, было необходимо проложить сварной шов по месту их стыка.
    Полукруглый пулеотбойник пришлось нарастить сверху примерно на 1 мм, утяжины на нём прошпатлевать. Сточенный до фактической толщины (25 мм) накладной уголок был удлинён и установлен на место.
СУ-152. ВЛД.

СУ-152. ВЛД.

Каркас собран.

Каркас собран.


ЧАСТЬ 2. ХОДОВАЯ
   
   Гусеничная лента.
   
    Даже ребёнку понятно, что резиновая лента от ВЭ годится только в помойку. Необходимо бы выбрать тип траков и производителя.
    На большинстве СУ-152 устанавливалась гусеничная лента с разрезными траками (гребень через один трак). Однако давненько на ДИШ-форуме возникала дискуссия, устанавливалась ли на СУ-152 полноценная гусянка с гребнями на каждом траке ? ( http://vif2ne.ru/smf/forum/2/archive/59/59891.htm ) Редкие фото подтверждают, что и на таких траках самоходы катались.
    Я остановил свой выбор на гусянке от ModelKasten SK-14 с разрезным траком. Траки всем хороши, но пришлось основательно прошпатлевать следы от толкателей. Недостатком траков от МК оказалось несовпадение шага траков и зубьев на ведущей звёздочке. Соответственно траки с натягом устанавливаются лишь на ¾ поверхности ведущего колеса
  СУ-152 с "полноценными" траками.

СУ-152 с "полноценными" траками.

ModelKasten SK-14

ModelKasten SK-14

 
   Кронштейн ведущего колеса
   
   
    Кронштейн на СУ-152 дан очень упрощенно. Для придания достоверности из пластика толщиной около 0,5 мм изготовлено фигурное кольцо и вклеено на место. Когда проводились данные доработки, мне ещё не было известно о разноглубинности пазов на нём. По этому я их изготовил одинаковыми, и в последствии дорабатывать не стал – этот узел практически весь закрыт ведущим колесом и траками. По стыку с бортовым листом был проложен сварной шов и установлены головки болтов.
Кронштейн ведущего колеса.

Кронштейн ведущего колеса.

Кронштейн (было/стало).

Кронштейн (было/стало).

Кронштейн (было/стало).

Кронштейн (было/стало).

    Ведущее колесо.
   
   
    В момент изготовления ведущего колеса у меня уже появился альтернативный вариант от Трамповского КВ. У каждого из них были свои достоинства и недостатки применительно к установке в корпус СУ-152:
   
   Плюсы ВЭ :
    - наличие усилительных рёбрышек, расположенных на внутренней стороне катка,
    - родное посадочное место.
    Минусы ВЭ :
    - малый размер и неверное размещение головок болтов,
    - отсутствие двух горловин для спринцевания,
    - утяжины на клыках.
   
   
    Плюсы Трампа :
    - масштабный размер головок болтов,
    Минусы Трампа :
    - отсутствие усилительных рёбрышек, расположенных на внутренней стороне катка,
    - неверное размещение головок болтов на внешней поверхности,
    - отсутствие двух горловин для спринцевания,
    - неродное посадочное место.
   
   
   
    Выбран был ВЭ. Основной причиной явилось наличие усилительных рёбрышек. Я посчитал себя неспособным воспроизвести их на катке от Трампа, и занялся тупым переносом головок болтов с Трампа на ВЭ. Затем прошпатлевал клыки и установил горловины для спринцевания.
    Крышку ведущего колеса позаимствовал у Трампа, а родная сразу полетела в мусорное ведро.
    Интересная деталь - крышка могла устанавливаться в 2-х положениях:
    - болты крепления крышки напротив болтов колеса,
    - болты крепления крышки в центре между болтами колеса.
    Выбрал второй вариант, который встречается на фотографиях СУ-152.
Ведущее от ВЭ (было/стало)

Ведущее от ВЭ (было/стало)

Варианты установки крышки.

Варианты установки крышки.

Ведущее СУ-152. Хорошо заметны горловина для спринцевания и усилительные рёбра.

Ведущее СУ-152. Хорошо заметны горловина для спринцевания и усилительные рёбра.

   Поддерживающие катки.
   
   
    По сложившейся практике, Восточный Экспресс разместил болты крепления на опорах поддерживающих катков как попало. Пришлось их заменить и пересадить на законное место.
    Сам каток взял ВЭ-шный, а вот крышку на него поставил трамповскую.
  Опора (кронштейн) поддерживающего катка.

Опора (кронштейн) поддерживающего катка.

Литой каток.

Литой каток.

 
   Ленивец.
   
   
    Как писал Борис Харламов в своей статье о КВ-85 (http://vif2ne.ru/smf/forum/2/gallery/Bx/00000588F76E8A4A/get ), на ленивцах необходимо исправить формы окон внутренних половинок и выполнить соединительные перемычки между половинами. Дополнительно, с внутренней стороны была вклеена шайба диаметром ≈ 8,0 мм.
    После всех доработок ленивца от ВЭ у меня появился набор КВ-1 от Трампа. Я оказался перед трудным выбором чей ленивец лучше. Трамповский или доработанный ВЭ ?
    Сравнение ленивцев с реальными фотографиями показало, что трамповский имеет крышку ступицы меньшего диаметра чем положено.
    А вот ВЭ-шная крышечка оказалась в самый раз. Но на этом всё не закончилось :-). Крышка нужного диаметра перекрывала треугольные окна как на Трамповском ленивце, так и у ВЭкспрессном.
    Своё дитя дороже, пришлось в вершины окон ВЭ-ленивца вклеить маленькие кусочки пластика и обработать окошки до максимально возможного совпадения с прототипом. В заключении была подточена вершина крышки для придания ей сферической формы. На представленных фото на крышке ступицы от ВЭ отсутствует пробка для спринцевания, её я сделал позже.
  Доработанный ленивец от ВЭ.

Доработанный ленивец от ВЭ.

Сравнение ленивцев (окна у ВЭ ленивца уже доработаны).

Сравнение ленивцев (окна у ВЭ ленивца уже доработаны).

 
   Механизм натяжения гусеницы.
   
   
    Вначале была устранена ошибка на прямоугольной опоре механизма натяжения – три верхние головки болтов срезаны и выполнены головки под "шлиц". Два удалённых шеститигранника перенесены на фронт кронштейна. Сейчас уже не помню точно, но отверстие в кронштейне по моему было подвинуто назад. По крайней мере по чертежам должно быть так.
    На представленной фотографии хорошо заметно, что кривошип примыкает к борту через "переходную" шайбу, диаметр которой чуть больше его ширины. Данную шайбу ВЭкспесс отлил зацело с кривошипом и с заведомо меньшим диаметром. Решено было шайбу с кривошипа удалить, установив новую ось на нём. Новая шайба диаметром 6,0 мм была установлена на бортовом листе. На кривошипе, в месте установки пальца соединяющего его с натяжным винтом, были установлены две шестигранные головки.
    Деталь, имитирующую подвижную часть механизма натяжения, я взял от Трампа. У ВЭкспресса она безбожно утрирована. На передней части оси данной детали необходимо выполнить резьбу. Это я сделаю в последнюю очередь, когда определюсь с натяжением гусениц.
Ленивец+механизм натяжения.

Ленивец+механизм натяжения.

Узел в сборе.

Узел в сборе.

    Балансир.
   
   
    Здесь всё просто. Крышка оси балансира подверглась косметической обработке в целях придания ей сферической формы. Были высверлены облегчающее отверстие и отверстие под ось катка. Для того чтобы не было заметно конусной ямки от сверла, пробойником выбил диски соответствующего диаметра и установил их на донышко. Фиксирующий штифт был изготовлен из проволоки и вставлен в просверленное насквозь отверстие.
   
   
    При компоновке фоток для этого блога было замечено, что круглый фланец, расположенный на бортовом листе, имеет неверное размещение болтов. Первоначально было принято решение заменить фланец на Трамповский, у которого деталировка более точна. Однако разница в диаметрах фланцев (около 0,5 мм) не позволила это сделать, и пришлось дорабатывать ВЭ.
  Балансир.

Балансир.

Сопоставление фланцев.

Сопоставление фланцев.

 
   Ограничитель хода балансира.
   
   
    Эта деталь оказалась самой злосчастной.
    Во первых, судя по снимкам с Кубинки, поздние ограничители хода балансиров, представленные на КВ-1С с 85 мм пушкой (объект 238) и СУ-152, отличались от ранних ограничителей конструкцией и способом крепления. Если ранние фиксировались с помощью 4-х болтов, то поздние видимо просто вставлялись в центрующие отверстия и обваривались по контуру.
    ВЭ тоже подкинул работы – опора ограничителя должна иметь форму пятиугольника с вершиной в основании, а ВЭ выполнил её в виде трапеции.
    Итак, для придания пятиугольной формы, по сторонам вклеивает маленькие треугоугольники, а так же сносим имитацию головок болтов с контрящими пластинами и пяту ограничителя.
    После просушки устанавливаем вырубленные из пластика кружочки. По контуру дисков прошёлся густым клеем, чтобы они с ограничителем смотрелись одной деталью. Вклеиваем гайку, позаимствованную у Трампа.
    Оставалось изготовить пяту ограничителя. Вот тут я перестарался в своём стремлении к деталировке, и установил головку болта которую никогда, ни под каким ракурсом не будет видно :-)
    Доработанные ограничители были установлены на борта самохода, а по контуру съиммитированы сварочные швы.
    Качеством доработок на тот момент я остался доволен. Но вот сейчас, набирая текст и компонуя снимки, обратил внимание на то, что косяков осталось немало. Переделывать я ограничитель не стал, но думаю, что доработанный трамповский смотрелся бы наверное лучше.
Ограничитель позднего типа.

Ограничитель позднего типа.

   Опорные катки.
   
   
    ВО ПОПАЛИ !!!
    По другому и сказать-то про катки нельзя.
    Итак, сначала краткое погружение в разнообразие катков КВ-1/1С. Я пока насчитал пять типов литых опорных катков, устанавливаемых на кв-шки. При этом было две группы – с 6-тью или 8-мью большими усилительными косынками. 6-ти косынчатые имели Г-образный профиль диска, а 8-ми косынчатые Т-образный.
    ВЭ даёт в наборе 2 катка, при этом каток под № 1 (см. фото) явно недоработан. Изготовитель забыл выполнить в нём восемь отверстий. Качество катков очень низкое, пришлось искать альтернативу.
    Единственное что смог найти, это смоляные катки из Пензы ("ОА моделз", она же бывшая "Бригада"). Именно на таких бегало большинство СУ-шек. Увы, качество у них тоже не ахти - присутствуют раковины, беговая дорожка местами поведена. Но внешний облик катка передан очень достоверно, поэтому выбор был сделан в его пользу. За сим пришлось побороться с его недостатками. На сегодня осталось лишь исправить некачественно пролитые крышки ступиц. Решение только одно - удалить их с катков и поставить крышки от Трампа или ВЭ (крышка у него похожа на себя). Но силы духа у меня на это пока не хватает. Пусть полежат каточки до прихода вдохновения.
Литые катки КВ.

Литые катки КВ.

Профиль катков.

Профиль катков.

Какой выбрать ?

Какой выбрать ?

Каток СУ-152.

Каток СУ-152.

   Люк для загрузки боеприпасов.
   
   
    Эту деталь Сергей Орешин забыл вычертить, а Восточный Экспресс, соответственно, не удосужился её изготовить. Однако на литниках СУ-152 присутствуют лишние шарниры, которые помогут воспроизвести лючок (Ø 7,0 мм в М 1:35). Руководствуясь фотками, устанавливаем его на место.
СУ-152. Расположение люка.

СУ-152. Расположение люка.

Люк на модели.

Люк на модели.

Рисунок люка из ТО на ИСУ-152.

Рисунок люка из ТО на ИСУ-152.

Опорный каток. Было/стало.
   Вот вроде и всё пока. Осталось только сделать крышки на катки, а сейчас все детали разложил по пакетикам - пусть ждут своего часа.
   Я пообещал доработать крышки ступиц опорных катков. Обещания сдержал. Правда пришлось надеть респиратор и хорошенько поработать буром, удаляя эпоксидку под новые крышки.
   Сами крышки позаимствовал от катков ВЭ, хоть на это они сгодились.

ЧАСТЬ 3. КРЫША МТО
Никому не верь, даже чертежам в журнале.
Своим глазом - можно.
   Анализ чертежей.
   
    Чертежи Сергея Орешина на СУ-152 были опубликованы в МХ 2/2000. Видимо по ним и делалась пресс-форма. К сожалению, в чертежах было допущено несколько существенных ошибок, которые пришлось вылавливать уже в процессе работы над моделью.
   
   Крыша ТО.
   
    - На кормовом ряду должен отсутствовать центральный болт.
    - На крышках люков доступа к трансмиссии должны присутствовать технологические отверстия.
    - Люки на чертежах имеют срезанную переднюю часть. На самом деле, с завода самоходы сходили с нормальными круглыми люками. А вот в процессе эксплуатации (при открывании люков) передняя кромка отбортовки часто повреждалась.
   
   
    Крыша МО.
   
    - расположение болтов по бортам окон воздухопритока неверное.
    - отсутствует V- образный фиксатор люка и упоры для него.
    - неверно даны бронировки выхлопных патрубков.
    - на пластине, крепящей крышу МО к кормовому листу БО, отсутствуют 9 болтов.
    - неверно дана заливная горловина на надмоторном люке. К сожалению, в настоящий момент на СУ-152 в Кубинке на данной горловине отсутствует пробка. А ведь лет 5 тому назад она присутствовала и Д. Шумаков успел её зафоткать.
   
   
    Описывать все отклонения у меня выходит достаточно костноязычно, по этому все найденные и исправленные ошибки я отразил на рисунках. Отмечу, что они выполнены на основе анализа фотографий, а не на реальных промерах. По этому претендовать на исключительную точность они не могут.
Крыша ТО.

Крыша ТО.

Люк ТО.

Люк ТО.

Окно воздухопритока.

Окно воздухопритока.

Бронировка выхлоп. патрубков.

Бронировка выхлоп. патрубков.

Надмоторный люк.

Надмоторный люк.

Стык БО и МО.

Стык БО и МО.

Пробка заливной горловины

Пробка заливной горловины

   Работа над МТО.
   
    Как я уже говорил, крыша МТО была безжалостно удалена. Для изготовления новой был необходим достаточно толстый пластик, который был позаимствован с днища Академовского Pz-IV.
   
   
    С изготовлением крыши ТО было всё просто: выпилил два отверстия под люки, установил головки болтов (пулестойкие позаимствовал от трамповского КВ). На крышках съиммитировал профиль противодождевой отбортовки. Остро отточенным концом медицинской иглы выполнил технологические углубления и отверстия. Рым-болты использовал родные, только высверлил в них отверстия.
   
   
    С крышей МО пришлось повозиться побольше. Выпускаемый афтемаркет (фотоэтч от Эдуарда, выхлопные патрубки от Москита) ненамного сократил время работы, скорее даже увеличил.
    На надмоторном люке с помощью шпатлёвки сгладил резкий переход от плоскости к выштамповке. Заливную горловину позаимствовал у Трампа. Переместил рым-болты и облагородил места сварки шарниров.
    В переднюю часть крыши МО вклеил пластину крепления крыши к кормовой части рубки, установив на ней 9 болтов.
    Когда я приобрёл патрубки от "Москита", то радовался выполненной в смоле бронировке. Радость была недолгой – выполнены они были по чертежам Орешина и не совпадали с реальными. Пришлось бронировку дорабатывать, наращивая её опорную поверхность двукомпонентной эпоксидкой. Получились две бронировки-левая и правая. На фотографии создаётся впечатление, что оригинал длинее, чем доработанная бронировка. Но это только обман, обусловленный ракурсом съёмки.
    Для упрощения установки выхлопных патрубков я их насадил на кусочки литников, а на обратную сторону крыши подклеил пластик с высверленными отверстиями.
    Окна воздухопритока изготовил заново, т.к родные неверны по размерам.
    К сожалению, эдуардовские сетки окон воздухопритока скопировали все косяки экспрессовской модели и были непригодны для использования. Поэтому сетки изготовил самостоятельно. Упрощая себе работу, я пропаял сетку по контуру. Для начала предварительно аккуратно прошёлся кисточкой с жидким флюсом по клеточкам, а уже потом паяльником с тонким жалом пролудил их. Подогнав сетку к окну, проклеил её, а поверх установил тонкий медный профиль.
    Установка остальной мелочёвки была делом техники.
   
   
    Рассказывая об изготовлении крыши МТО, я немного лукавлю, т.к. первоначально по чертежам Орешина была заново изготовлена крыша БО. Однако чертежи оказались с ошибками. Смутные сомнения меня уже давно терзали, но грабли меж глаз прилетели в тот самый момент, когда собранные крыши МТО и БО я установил на корпус. Если посмотреть на представленное фото (Кормовой лист БО), то четко видно, что левый шарнир заднего люка (на БО) расположен практически напротив третьего болта крепления крыши МО. Получалось, что и на чертеже и на модели люк ошибочно смещён вправо. Сверка чертежей с фотографиями подтвердила сей факт. Пришлось перемещать люк на 2,5 мм влево и дополнительно наращивать его сверху примерно на 1,2 мм (высота люка д.б. приблизительно равна 1/2 высоты кормового листа БО). Длина торсиона люка тоже была излишней, она д.б. равна длине торсионов круглых люков, размещённых на крыше БО.
    Попутно исправил в чертеже размещение заглушки пистолетной амбразуры.
Кормовой лист БО.

Кормовой лист БО.

Ошибка в размещении люка.

Ошибка в размещении люка.

Рисунок: МТО/корм.лист БО.

Рисунок: МТО/корм.лист БО.

   Что получилось
Бронировка патрубков. Левая/Исходник/Правая <br />

Бронировка патрубков. Левая/Исходник/Правая

   

ЧАСТЬ 4. КРЫША БО.
   АНАЛИЗ ЧЕРТЕЖЕЙ.
   
    Ошибки:
   
   
    - кормовой люк д.б. смещён влево на 2,5 мм,
    - излишняя длина торсиона кормового люка: он д.б равен длине торсиона круглых люков. И как следствие, неверное положение кронштейна крепления торсиона,
    - кормовой ряд болтов должен иметь 5 болтов,
    - оба листа крыши должен иметь по 4 рым-болта. Один из них на переднем листе забыли вычертить,
    - не обозначены 6 головок болтов крепления стакана перископа ПТК-4 (под шлиц),
    - неверно размещён упор (кронштейн) крепления торсиона правого люка. Он устанавливался напротив 4 болта (счёт справа по движению),
    - головки осей замков круглых люков должны отстоять от отбортовки на бОльшее расстояние. При этом отбортовка люка не должна перекрывать данную головку.
    - 5 болтов крепления маски гаубицы должны иметь больший размер. Предполагаю, что типоразмеры метизов с СУ-152 перекочевали на ИСУ-152. Благодаря Борису Харламову стали известны размеры на ИСУ-152: - размер головок болтов, крепящих маску к крыше – 36 мм; крепящих крышу рубки – 28 мм. Пересчёт по фотографиям СУ-152 подтвердил соотношение 36/28.
    - на СУ-152 устанавливалось только 3 контрящие пластины болтов крепления маски гаубицы,
    - на люке доступа к заправочной горловине топливного бака для удобства устанавливалась ручка.
    - расположение "языка" над маской гаубицы, да и самой маски, неверно. Данные детали д.б. смещены вправо.
Бронировка кормового прибора наблюдения.

Бронировка кормового прибора наблюдения.

Положение кронштейна торсиона правого люка.

Положение кронштейна торсиона правого люка.

   Работа над крышей БО.
   
    Т.к. пластика по габаритам рубки я не нашёл, пришлось изготовить крышу из 2-х листов (как на оригинале). Фактическую толщину крыши можно заметить только в лобовой её части, на характерном "языке". Чтобы не мучиться со стачиванием толстого пластика я изготовил "язык" из пластинки необходимой толщины и приклеил её. Крыша несколько раз дорабатывалась, в итоге её окончательный вариант представлен на рисунке.
    Первым делом на крыше были выполнены отверстия для люков и призменных зеркальных смотровых приборов. Толщина крыши на СУ-152 была равна 20 мм. Так как люки предполагается выполнить открытыми, пришлось с внутренней стороны крыши сточить пластик до масштабной толщины. Кромка люка на КВ-1С/СУ-152 была не перпендикулярна плоскости крыши. Я этого не стал делать, т.к. уклон на толщине в 0,6 мм очень слабо заметен. С толщиной крышек люков ясности до сих пор нет, поэтому стачивать их излишнюю толщину пока не стал.
    В наборе СУ-152 от ВЭ мы не найдём пятой бронировки смотровых приборов, спасением является фотоэтч от Эдуарда. На удивление, в инструкции Эдик предлагал согнуть их под прямыми углами по сформированным углублениям, что не есть верно. Для плавного изгиба пришлось пролудить эти пазы, заполнив их твёрдым припоем, и только затем аккуратно согнуть выкройки. Сварной шов имитировал полоской сыростирола. При тонировке модели сыростирол имеет свойство отклеиваться и оплывать, поэтому места его стыка с металлом пролил суперглюкой.
   
    Шарниры люков использовал родные, правда пришлось их высверлить под торсионы и немного доработать, добавив мелких деталей (узлы крепления, ограничители хода, фиксаторы).
    Заново были изготовлены кронштейны крепления торсионов. Сами торсионы изготовил из канцелярских скрепок. На всех крышках люков съиммитировал профиль противодождевого козырька.
   
   
   
    После сборки крыши БО настала пора определяться с прототипом. Заметных отличий, по которым можно разделить СУ-152 было всего четыре:
    1 - различные литьевые номера на маске гаубицы (об этом позже);
    2 – наличие/отсутствие дополнительной бронировки на подвижной части маски гаубицы;
    3 - наличие/отсутствие двух противопульных головок болтов на подвижной части маски гаубицы;
    4 – наличие вентиляторов на крыше БО.
   
   
   
    Изначальной целью была постройка СУ-152 с вентиляторами. Мой выбор пал на машину 1539 тяжёлого самоходно-артиллерийского полка с бортовым номером "200" (командир самоходки - С.Ф. Березин, ФИ "САУ КА"), благо нашлось фото этой машины с кормы. Данная САУ имеет вентиляторы, и надо было определяться с их положением на крыше рубки. К сожалению, на настоящий момент удалось найти только 3 фото, позволяющих достаточно точно определить их место установки. При расстановке грибков вентиляторов на чертежи С. Орешина выяснилось, что характерный "язык" ни как не вписывается в очертания реальных фото. Сопоставление чертежа с фотографией самохода в "анфас" подтвердило данные предположения – маска гаубицы с языком должна быть смещена приблизительно на 1,0 мм вправо (по ходу движения).
Ошибка в месторасположении "языка" на чертеже С. Орешина.

Ошибка в месторасположении "языка" на чертеже С. Орешина.

По этим 3 фото я и расставлял грибки вентиляторов.

По этим 3 фото я и расставлял грибки вентиляторов.

  Рисунок крыши БО.

Рисунок крыши БО.

 
   Были проведены замеры, позволяющие точно установить положение неподвижной бронемаски гаубицы.
    "Замер" / "Расчёт по фото":
    Правый вертикальный край ванны бронекорпуса - правый торец маски: 165/153 мм;
    Ширина неподвижной бронемаски: 1130/1133;
    Левый торец маски - левый вертикальный край ванны бронекорпуса: 555/564.
   
    Результаты меня обрадовали, т.к. я убедился, что вычисление размеров по фото достаточно точно. Да и расстановка бронировок вентиляторов на откорректированном чертеже показала его сходство с фотографиями. В настоящий момент я не стал устанавливать грибки, может ещё какая-либо информация о них появится.
    Итак, положение языка было исправлено, необходимо было отобразить контрящие пластины, установленные на нём. С аккуратным приклеиванием очень тонких пластин ничего не выходило, пришлось наклеивать толстые и затем их стачивать до необходимой толщины. По окончании сошкуривания наклеил 5 гаек размером в 1,0 мм "под ключ".
   
   
   Что получилось.
"Изнанка" крыши БО.

"Изнанка" крыши БО.


ЧАСТЬ 5. ПУШКА-ГАУБИЦА МЛ-20С
   Отличия в масках СУ-152.
   
    Бронемаски пушки-гаубицы на СУ-152 имели ряд внешних отличий, самыми заметными из которых являются литьевые номера и наличие дополнительной бронировки.
   
   
    Дополнительная бронировка.
   
   
    В начале производства подвижная часть бронировки не имела дополнительных накладок, затем появилась узкая, небольшой толщины, пластина. А под конец производства на верхнюю часть маски стала навариваться толстостенная плита с фигурными вырезами под две пулестойкие головки. Судя по фотографиям, плита состояла из 3-х сваренных между собой пластин.
  Виды бронировок

Виды бронировок

 
   Литьевые номера.
   
   
    С целью понять систему в расположении и написании литьевых номеров, я перебрал все имеющиеся у меня фотографии бронемасок. В результате получились некие обобщенные сведения:
   
    Неподвижная бронемаска:
    1) наиболее часто номер размещается на правой стороне (имеется только 1 фото с левым расположением).
    2) наиболее часто номер состоит только из цифр (имеется только 2 фото с буквами).
    3) Номера «писались» как прописью (скруглённые переходы), так и печатными буквами (резкие угловые переходы).
    При этом набор цифр похоже соответствует стилю написания:
    "Печатные" – 1_5 558; 1_5 623; 3_1 404
    "Прописные" – 175/2-7; 35/2-3;
"Печатные номера"

"Печатные номера"

Номера с "прописными цифрами".

Номера с "прописными цифрами".

Номера с буквами.

Номера с буквами.

Номер с левой стороны.

Номер с левой стороны.

   Подвижная бронемаска:
    1) наиболее часто номер размещается на правой стороне (имеется только 1 фото с левым расположением).
    2) номер состоит только из цифр. При этом цифры часто перевёрнуты. Отдельно стоит номер на Пароловской ИСУ-152, имеющий в составе латинскую букву N. Впрочем по фотке трудно судить.
    3) наиболее часто номер представлен в виде дроби. В тоже время присутствуют и одно-двухзначные номера.
    4) номера «писались» как прописью (скруглённые переходы), так и печатными буквами (резкие угловые переходы).
ИСУ-152. Парола.

ИСУ-152. Парола.

   К сожалению из-за некачественных фото и неудачных ракурсов в расшифровке номеров могли быть допущены ошибки.
   
   
   Доработки.
   
    Как я уже упоминал, «мужское достоинство» Зверобоя было очень плохо воспроизведено Восточным Экспрессом. Самый простой способ лечения, это покупка ствола и маски от Model Point (MP 3512-1).
    Данную фирму отличает высокое качество, но и у них случается брак. Так мне достался дульный тормоз, на котором расстановка щелей и фиксатора мало походили на оригинал. Переписка с М. Путниковым быстро решила все проблемы и через некоторое время у меня лежал нормальный дульник.
   
   Неподвижная бронировка.
   
   
    Первым делом была немного наращена опорная поверхность бронировки. При этом маска слегка задралась вверх, пришлось сточить её крышу. Затем начались работы по сопряжению подвижной и качающихся частей, в процессе которых смоляная деталь с изнанки потеряла часть своей толщины. При стыковке так же выяснилось, что механизм качения в модели не позволяет хорошо совместить детали. Пришлось его оси сделать заново, и переместить их как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
    При больших углах возвышения гаубицы хорошо заметны конструкция отверстия в бронемаске и нижняя часть люльки МЛ-20С. Решено было воспроизвести это «излишество», и в этом здорово помогли Б. Харламов и А. Мартыненко. Пришлось удалить часть пластика в нижней части маски и съиммитировать саму люльку (об этом чуть ниже).
    После всех наждачных работ была воспроизведена литая структура брони самым известным способом: обильное смачивание поверхности жидким клеем и её последующая обработка кистью.
   
   
   
    Настал черёд деталировки.
    Первоначально решено было воспроизвести литьевой номер прототипа 1_5 558. Для изготовления цифр была процарапана матрица в свинце, и оттиснуты на литниках цифирки. Приклеив цифры на маску решил зафоткать самоход в том же ракурсе, что и прототип. Как я не старался, но с первого раза в размер цифр я не попал. Результат оказался плачевным. Цифры оказались велики, да их толщина получилась изрядной. Пришлось заново изготовить уменьшенный вариант, который стал более похож на оригинал.
    Неподвижная маска крепилась изнутри к лобовому листу рубки с помощью 2-х вертикальных рядов болтов (11 шт в ряду, шаг установки примерно равен 10 см). При этом в нижней её части отверстия часто выходили наружу, что хорошо заметно на многих фотографиях. На выбранном прототипе с левой стороны заметно 4 отверстия. Я выполнил их сверлом 0,7 мм и изнутри заткнул кусочком тянутого литника. Аналогичные три отверстия были сделаны и по левому борту.
    Узел крепления верхней цапфы прикрыт дождевым козырьком, но я всё таки решил его изготовить. Единственной сложностью здесь оказалась установка контрящей проволоки.
    Установка рымов на чертеже Орешина дана неверно и больше соответствует установке рымов на ИСУ-152.
Сравнение номеров прототипа и модели. Вторая попытка.

Сравнение номеров прототипа и модели. Вторая попытка.

   
   Подвижная бронировка.
   
   
    Модел Поинт даёт отлично выполненную в смоле деталь, однако пары мелочей на ней всё таки не хватает. Просматривая фотографии подвижных бронемасок СУ-152 и ИСУ-152, обратил внимание, что на всех СУ-152 и на части ранних ИСУ-шек присутствуют две пулестойкие конические головки (чуть выше ствола гаубицы). На фото прототипа из ФИ их почему-то не видно, однако на аналогичной фото из Osprey Military 17 «KV-1&2 heavy tanks. 1939-1945» они явно просматриваются. Видимо на каком-то этапе фотография из ФИ подверглась ретуши. Решено было установить данные головки.
    На фото прототипа так же не заметен и литьевой номер. А ведь он в данный период присутствовал на всех масках. Исходя из предположения, что его тоже заретушировали, решил поставить самый неприметный номер -7.
  Одно фото из разных журналов. ФИ "САУ Красной Армии"/Osprey Military «KV-1&2 heavy tanks» <br />

Одно фото из разных журналов. ФИ "САУ Красной Армии"/Osprey Military «KV-1&2 heavy tanks»

 
   По чертежам из техописания ИСУ-152 на МЛ-20С, а так же по фото Б. Харламова и А. Мартыненко был изготовлен макет люльки, который на штифтах и циакрине был прикреплён к тыльной стороне подвижной бронировки.
МЛ-20С.

МЛ-20С.

ИСУ-152. МЛ-20С под бронировкой.

ИСУ-152. МЛ-20С под бронировкой.

   Опять ВЛД.
   
   
    В четвёртой части говорилось, что бронемаска пушки-гаубицы была перенесена на 1 мм вправо. Настал черёд и полукруглого пулеотбойника. Аккуратно отпилить его было невозможно, пришлось сточить под «корень». Взамен него, из пластика толщиной 0,8 мм, в кипящей воде отформовал пластину и установил на место. Постарался отобразить толстый сварной шов, который выполнялся в 2-3 прохода.
   

ЧАСТЬ 6. ЖЕСТЯНЫЕ РАБОТЫ
   В период работ над мелочёвкой ко мне в руки попалась «Бронеколлекция» № 2´06 «Тяжёлые САУ Красной Армии» с чертежами СУ-152. К сожалению, они оказались перепечаткой чертежей С.Орешина из МХ с сохранением практически всех ошибок. Были исправлено лишь несколько мелких неточностей и добавлены трос со стяжкой для его натяжения. Поэтому в очередной раз пришлось обратиться к первоисточникам – кубинской самоходке и небольшим валкам польских СУ-152, которые размещены на и-нет страничках:
    http://picasaweb.google.com/polar123tank/SU152_01Drzonow
    http://picasaweb.google.com/polar123tank/SU152_02Drzonow
   
   
   Поиск ошибок.
   
   Надгусеничные полки.
   
   
    Элементы крепления надгусеничных полок СУ-152 отличаются от КВ-1. Так на самоходке поперечные уголки приваривались к полкам, а к косынкам уже крепились при помощи 4 болтов. На третьей и пятой (по ходу движения) косынках были приварены U-образные скобы. На третьей косынке, как по правому так и по левому борту, выполнено некое технологическое отверстие, предназначение которого неизвестно. Однако присутствует оно как на кубинской так и на польских машинах.
    Форма первой косынки менялась в процессе производства – из треугольной она трансформировалась в тонкую фигурную пластину.
    Для крепления дополнительных баков использовалось по 4 кронштейна. Установка кронштейнов выполнялась в 2-х вариантах, причём оба варианта могли присутствовать на одной машине. Между баком и полкой устанавливалась фигурная деревянная пластина.
    Крепление запасных траков было аналогично креплениям на поздних КВ, но к сожалению позволяло установить на самоходке не более 1 трака по каждому борту.
Типы передних косынок.

Типы передних косынок.

Крепление запасных траков.

Крепление запасных траков.

Различное крепление.

Различное крепление.

   Мелочёвка.
   
   
    Высота узлов крепления штанг банника на чертежах СУ-152 дана неверно, так как вычисленная по фото общая высота 3-х штанг равна 120-135 мм (3,5-3,9 мм в М 1:35).
   
    На чертежах на полке по левому борту отсутствуют элементы крепления шанцевого (?) инструмента.
   
    На правом бортовом листе бронерубки наваривались по 2 квадратные пластинки с отверстиями. Назначение пластин не выяснено.
    Кормовой лючок для стрельбы из личного оружия приобрёл на поздних машинах дополнительную бронировку.
   
    Смотровой прибор мехвода на СУ-152 имел несколько отличную от ИСУ-152 конструкцию.
Бронировка пист. порта.

Бронировка пист. порта.

   Выбор прототипа.
   
    В качестве прототипа решено было выбрать машину 1539 тяжёлого самоходно-артиллерийского полка с бортовым номером "200" (командир самоходки - С.Ф. Березин, ФИ "САУ КА"). На настоящий период имеется три фотографии данной машины, которые с достаточной точностью позволяют восстановить её облик.
   Доработки.
   
    Ещё в самом начале работ на модели были уничтожены пластиковые крылья. Их толщина была около 1 мм, причём дополнительная толщина была наращена вниз, в сторону гусеничных лент. Для соблюдения пропорций пришлось срезать этот самый миллиметр пластика с нижней грани боевой рубки.
   
    В качестве заготовки для надгусеничных полок был использовал набор крыльев от Парт на КВ-1. Передние и задние крылья выполнил из пластин чистой меди, т.к. она прекрасно мнётся даже без отжига. По краю полок был напаян усилительный уголок. До установки полок на модель, на них были напаяны кронштейны крепления доп. баков и запасных траков.
   
    Треугольные косынки изготовлены из подсобных материалов. К сожалению, на момент их изготовления я ещё не знал о «загадочных» отверстиях в центральных косынках. Тонкие уголки из меди были подпаяны к ним с одной или с двух сторон в зависимости от места установки косынки. Для имитации болтовых соединений на каждую косынку были наклеены по 8 головок болтов из набора MasterClub № МС435052. Затем на одной из сторон приходилось срезать хвостовики у гаек.
    В заключение, всё это с помощью циакрина было закреплено на корпусе самохода. Полкам был придан помятый вид в соответствии с фотографиями.
    На прототипе сохранилась только правая передняя косынка, поэтому на ВЛД по левому борту был съимитировал сварной шов в месте её крепления.
   
    Элементы крепления шанцевого инструмента выполнены из остатков наборов Part и Aber.
   
    Ящик ЗИП к МЛ-20, выполненный Эдиком, не встал на предназначенное место. Пришлось заняться обмерами ящиков на пушках и гаубицах, установленных в Ижевске. Сравнение их с данными В. Мальгинова подтвердило догадки - ящик необходимо наращивать на 1 мм.в высоту.
   
    Штанги банника изготовил из эмалированного провода подходящего диаметра. Для снятия лакового покрытия использовал новый для себя способ - отрезки проволоки прокатывал с нажимом между двумя твердыми пластинами. Получилось «два в одном» - и лак сползал большими кустами, и провод выправился. Для имитации резьбовых соединений штанг высверлил торцы заготовок, одному из них придавал конусную форму и запаивал в него тонкий проводок.
   
    По левому борту было решено установить один доп. бак, для чего был использован мятый тамиевский, удлиненный до требуемой величины соответствующей вставкой. Горловину бака пересадил с родного восточно-экспрессовского.
   
    Так как круглые люки на боевой рубке запланировано выполнить открытыми, пришлось уменьшить их толщину и дополнить внутреннюю сторону. Для этого были воспроизведены ремённые петли, крепление прибора наблюдения и лючок.
   
    Для придания модели зрелищности я решил сделать открытым и лючок мехвода. В ход пошли запчасти от звездовского и трамповского КВ-1. А вот неподвижную бронировку прибора наблюдения пришлось выполнить самостоятельно. После окраски к ней будет добавлен кусочек прозрачного пластика с зеленоватым отливом.
   
    Фару, согласно фото, сделал разбитой. Т.е. присутствует только внешний кожух с проводкой. Звуковой сигнал - доработанная деталь от Эдика.
   
    По контуру неподвижной бронировки гаубицы установил скобы для крепления брезента. Шесть штук на лобовом листе и две на крыше. Аналогичные скобы появились и на кормовом листе бронерубки.
   
    Сетка окна воздухооттока – пропаянная по контуру латунная сетка.
   
    Пластина с рейками для крепежа насоса под закачку жидкости в противооткатное устройство орудия – утолщённая заготовка от Эдика.
   
    Коуши от трамповского КВ, трос – местного производителя. Буксирные серьги – от звездинского ИС-2.
   
    Грязеочиститель изготовил по реальным обмерам, выполненным Б. Жулиным.
   
    На приводе механизма натяжения гусеницы наконец-то нарезал резьбу.
Чертеж В. Мальгинова.

Чертеж В. Мальгинова.

   Вот вроде и всё. Пора приступать к покраске.
Смотровой прибор мехвода.

Смотровой прибор мехвода.


ЧАСТЬ 7. ОКРАСКА
    Ну вот вроде и всё. Окраска завершена. Используемый набор стандартен: грунтовка - Tamiya, 4БО- автоэмаль, траки - металлики от ModelMaster, пигменты от MIGа и отечественная пастель, масляные краски.
    Теперь можно делать выводы, стоило её красить, или нет.
    За прототип выбрана машина 1539 тяжёлого самоходно-артиллерийского полка с бортовым номером "200" (командир самоходки - С.Ф. Березин, ФИ "САУ КА").
    По всем вопросам, касаемым прозвища самохода, отсылаю к интересной ветке http://vif2ne.ru/smf/forum/2/archive/9/9121.htm

   В заключение хочу ещё раз поблагодарить всех, кто оказал огромную помощь в поиске материалов и информации по СУ-152:
    - Юрия Пашолока (Taranov), Олега Царапкина (Oleg Ts), Бориса Жулина (Zh), Всеслава Дьяконова, Бориса Харламова, Игоря Перепелицу (Tankist), Станислава Плотникова (SP), В. Мальгинова, Андрея Карпова (АндрейКа), Алексея Ефимова (Fima) и [Дмитрия Шумакова] которые оказали огромную помощь в поиске материалов и информации по СУ-152.
   В статье использована информация и фотографии из:
   - ФИ 4/2002 «Самоходная артиллерия Красной Армии»;
    - Экспринт «Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки. 1941-1945»;
    - Экспринт «Отечественные бронированные машины. Том 2. 1941-1945»;
    - МХобби 2/2000;
    - МХобби 1/2001;
    - Concord 7012 «Stalin’s heavy tanks. 1941-1945»;
    - Osprey Military 17 «KV-1&2 heavy tanks. 1939-1945»;
    - Tim Bean and Will Fowler «Russian tanks of world war II».