САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2010-05-06
другие работы автора  |  обсуждение  
Як-50 (первый)
Prop&Jet 1:72
Денис Сапрыкин
aka Redcat
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Реактивный велосипед
"Принимай, Макарыч, аппарат... извини, танка не было" (с) Командир Поющей...
   Итак, дорогие друзья. Вот и я стал очередным обладателем модели Як-50 в масштабе 1/72 от замечательной фирмы Проп-энд-Джет. Получив (что удивительно от почты в выходной день 3-го мая вечером с доставкой на дом) посылку с этой новой разработкой всем нам знакомой фирмы я был не в силах "сдержать порыв" и решил описать свои первые впечатления.
   Должен заметить, что не считая своего Ту-160, за масштаб 1/72 я не брался уже долгих 10 лет. Однако, наблюдая за процессом создания этой модели не смог удержать себя от "падения" к более мелкому масштабу. Немного забегая вперед скажу, что если хотя бы 30% процентов моделей были такого уровня качества, то вопрос масштабности не стоял бы вовсе :)
   Но! обо всем по порядку.
   Итак, модель представляет собой высококачественно отлитую из уретановой смолы копию (и действительно копию!)самолета Як-50, состоящую из 33 смоляных деталей, пары вакуум фонарей и декали.
   Сопоставление габаритов самолета с моделью дало очень точный результат, а за неимением толковых чертежей, процесс сравнения с оригиналом считаю пройденным.


смола и вакуум-фонари


Бегемот нас всех всегда спасёт :)

   Все детали отлиты из высококачественной смолы (Аксон 31??) без пузырей, утяжин и прочей каки. То есть абсолютно БЕЗ. Литьё вполне сопоставимо с лучшими наборами от СМК и Аирес, как по проработке, так и по детализации (кстати, где сотрудники фирмы нашли столь подробные данные по нишам шасси - для меня загадка :) ). Расшивку местами придется подрезать, ибо глубина ее не везде однозначна, но отнесем это к моим придиркам, особенно с учетом технологии изготовления мастер-модели (все ж литьевая форма не из стали по 3Д чертежам делана); так же открыт вопрос с клепкой, но чертежей толковых про это дело нет.... Микрооблой присутствует вдоль швов на некоторых деталях (киль, половинки плоскостей), но зато половинки фюзеляжа отлиты совершенно без питателей (большой привет из "дикой" России "цЫвилизованым" западным производителям). Кстати, вобще питатели настолько тонко присоединяются к деталям, что их практически без усилия можно отделить, не нанося повреждений.
   Ну и конечно остановимся чуть подробнее на деталях.
   Приятно удивила носовая часть, сделанная цельно литой, и имеющая аккуратный центровочный паз для корректной установки (это может сильно облегчить центровку киля), а так же продуманную схему литья, которая хоть и дает "глухие" ВЗ, тем не менее вполне позволяет желающим сделать полноценные каналы - отлитая часть канлов ВЗ достаточно глубока.
   
   
   
   Ниши шасси, кабина, и приборка сделаны выше всяких похвал, однако не могу не отметить грядущие затруднения с аккуратной тонировкой ниш шасси, так как в силу конструкции самолета они достаточно узкие, а отлиты единой деталью.
   
   Фонарь. Вакушный, дан в количестве 2-х штук, однако толщина пластика, из которого он давлен позволяет говорить о прочности, а прозрачность на уровне стекла. Фонарь дает увеличение (см. фото), однако совсем не большое - тем же европейским делателям вакуум фонарей до такого уровня - как до луны ра... хмм... с РАзбега :)
   
   
   Отдельно остановлюсь на инструкции.
   Когда-то мне перепала модель вертолета "летающий банан" в масштабе 1/48 от французской фирмы Фондери Миниатюр. Та инструкция состояла из 5 листов мелкого текста (естественно на французском) с "комментариями" к нему в виде малюсеньких кусочков чертежей того или иного узла. Вобщем для среднестатистического нефранцуза - малопригодно :)
   Здесь же в противовес и назидание всем остальным небольшим компаниям мы видим два листочка формата А5 с ПРЕДЕЛЬНО ясными прорисовками сборки, а так же очень толковым описанием процесса стыковки каждого узла, причем даже с указаниями того, что именно и в каких местах надо подтачивать, чтоб детали стыковались с наименьшими кровопотерями. Первый раз за 20 лет моделизма вижу нечто подобное, и особенно приятно, что это делает отечественная компания.
   На первом листе классическое, но небезынтересное описание истории появления машины.
   
   
   Декаль, как видно из фотографии выше, дает возможность не только сделать нужный борт, но и оснастить его техническими надписями. А название декали, напечатаное снизу, дает нам надежду на "продолжение банкета" по ранним экспериментальным машинам СССР (эх, скромно мечтаю о первых Су-9 и Су-15 в смоле такого же качества:) ).
   Много "вкусных" мелочей в виде крайне деталированной системы уборки шасси, армированых (в это масштабе !) стоек и ПВД, крайне продуманного сопряжения деталей (при сборке "на сухую" шпаклевка требуется ТОЛЬКО на стыке плоскостей с фюзеляжем - и это на смоляной малотиражной модели!!!), наличия двух вариантов киля и гребней и пр., позволяет без излишних усилий построить модель как первого, так и второго прототипа этого крайне интересного самолета.
   
   Вот думаю, судя по уровню изготовления - Чубайс с нанотехнологиями случайно не у вас там в окрУге бизнес делает? :)))
   
   Итог. Эту модель можно рекомендовать всем, в том числе моделистам, не имеющим опыта работы со смолой, а так же и вообще новичкам. Процесс постройки обещает быть не трудным, а удовольствия - масса.
   

   ЗЫ: ну и крайнее.... Во-первых компания отправила мне модель раньше, чем я её оплатил, а во-вторых - открыв коробку с посылкой я обнаружил там очень приятный подарок в виде пакетика с двумя БЕТАБ 500ШП!
    Вот ведь, коллеги, вот это я понимаю - сервис... Если честно до сих пор подобное встречал только два раза от европейцев, и сейчас был ОЧЕНЬ тронут таким подходом к потребителю от российской фирмы.
   
   По этому поводу выражаю огромную благодарность фирме Проп-энд-Джет вцелом, и её вдохновителю, а заодно просто МАСТЕРУ - ЗОЛОТЫЕ РУКИ Мусе Зекорееву!