САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
27  июля  2020 г.    Международная онлайн-выставка "МИНИ-МАКС. Дороги Победы-2020" завершена. Благодарим всех участников. Диплом участника можно скачать здесь. До новых встреч.
опубликовано 2006-01-22
другие работы автора  |  обсуждение  
«КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"»

Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
«КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"»
Олег Рожков aka Олег Рожков и Борис Жулин aka Zh
  Заглавное фото в большем разрешении.

Заглавное фото в большем разрешении.

 
Предисловие.
   Собственно всё началось со статьи в DISH-конкурсе 2004 года. А именно с замечания Журила по отсутствию какой-либо деталировки на днище СУ-122. По этому, приступая к изготовлению СУ-152 от ВЭ, было решено наиболее полно и подробно отобразить деталировку нижней части данного аппарата. Из информации имелся лишь чертеж днища КВ-8С из М-Х № 5/2000 [6]. Однако его сверка с фотографиями днищ СУ-152 и КВ-85 выявила большое количество несоответствий. В поисках истины пришлось изучать конструкцию их прародителя - КВ. К счастью нашлись моделисты, ведущие изыскания в том же направлении. Благодаря им ситуация стала немного проясняться. Но в это же самое время, то ли на радость, то ли на беду, Трамп выпустил целую серию КВ-шек. Однако конструкция нижней части ванны корпуса и деталей расположенных на нём противоречила накопленному материалу, поэтому было решено отложить СУ-152 в сторону и рассказать об выявленных несоответствиях.
   Всё изложенное в этой статье составлено только на основании промеров корпусов танков КВ-1 и КВ-2 из ЦМВС, обобщения имеющихся фотографий и минимума технической документации. Соответственно хронология изменений конструкции танка и деление его узлов дано достаточно условно. Надеюсь, заявленная во ФИ серия «Танки в деталях. КВ», более подробно прольёт свет на конструкцию данного танка.
   Выражаю огромную благодарность соавтору данной статьи Борису Жулину aka Zh за обмеры корпусов КВ-1 и КВ 2 (ЦМВС) и их детальное фотографирование, а так же Юрию Савельеву aka sava 961 и Олегу Царапкину aka Oleg Ts за содействие в поиске необходимой информации и предоставленные фото.
Введение.
   Для меня 2005 год, это год Трумпетера в 35 масштабе. За этот год Трамп выдал на гора 6 вариантов КВ. Да и на 2006 год заявлено 3 варианта, что не может не радовать. Дополнительным бальзамом на душу моделиста проливается известие о выпуске Абером комплекта травлённых решёток, за которыми несомненно последует и полный набор. При завораживающей скорости выпуска линейки КВ-шек Трамп не стал просто штамповать модели с минимальными доработками, а постарался наиболее полно представить все изменения, которые внедрялись в процессе производства. На первый взгляд, все модели которые я просмотрел, достаточно точны и хорошо проработаны в деталях.
   
   Но всё это касается только внешней (видимой) части корпуса и башни. С днищем же Трамп пошёл по пути наименьшего сопротивления и удешевления производства, используя одну и ту же ванну под все модели. За образец видимо был взят чертёж от КВ-8С [6] с минимальными внесёнными изменениями. В результате днище не соответствует ни одному из вариантов КВ, да и деталировка узлов и деталей расположенных на нём, далека от истины. Для того, чтобы модель и снизу и сверху хорошо соответствовала оригиналу попробуем разобраться в этих отличиях.
   
Условные сокращения и обозначения.
   ВЛД - верхняя лобовая деталь,
   НЛД - нижняя лобовая деталь,
   ВКД - верхняя кормовая деталь,
   НКД - нижняя кормовая деталь,
   БО - боевое отделение,
   МО - моторное отделение,
   ТО - трансмиссионное отделение.
  Пояснительный чертёж.

Пояснительный чертёж.

 
Приведение к масштабу.
   Как говорилось выше, я располагал лишь чертежом днища КВ-8С и фотографиями заводских чертежей из ФИ по противоминному КВ-2. Для приведения к масштабу М 1:35 чертежей из ФИ необходимо было знать ширину и длину корпуса. Таких данных по КВ я до сих пор не обнаружил, пришлось применять косвенные размеры.
   
   Ширина корпуса.
   Единственное упоминание о ширине корпуса КВ-1С, равной 1850 мм., я обнаружил в [1, стр 35]. Учитывая, что у КВ-1С бортовая броня похудела на 15 мм с каждого борта, ширина корпуса КВ-1 должна быть 1880 мм. Аналогичная величина зафиксирована промером корпусов КВ-1 и КВ-2 в ЦМВС.
   
   Длина корпуса.
   Удобным размером для масштабирования является расстояние между 1-ой и 6-ой осью катков. К сожалению, была известна только длина опорной поверхности танка равная 4600 мм. Однако непонятно, взята ли она от осей 1 и 6 катков, либо дополнительно учитывает и шаг траков (160 мм) при изгибе гусеницы на крайних катках. В итоге при масштабировании расстояние между 1-ой и 6-ой осью катков было выбрано как (4600 – 160)=4440 мм.
   Вполне возможно, что мои рассуждения неверны, но что есть, то есть.
   После масштабирования, борт Трамповского КВ был сравнён с вычисленной проекцией. Трамповский корпус оказался длиннее на 1-1,5 мм.
  Фото 1. Сравнение геометрии.

Фото 1. Сравнение геометрии.

 
Днище ранних КВ.
   Данный тип днищ характерен по всей видимости для КВ выпуска как минимум до июля 1941 года. Подтверждением тому служат КВ-2 (ЦМВС) и КВ-1 экр. (Парола). Главной особенностью днища раннего типа (ленинградского варианта) является оригинальное расположение сливных горловин в районе МТО и наличие большого количества клёпаных соединений.
   Основные особенности:
   1. Сливные горловины, расположенные под бортовыми редукторами, смещены вперёд относительно центральной.
   2. Нижняя часть НКД сфрезерована заподлицо с поверхностью днища и не выступает за границы бортовых листов. На фото КВ-2 ЦМВС и КВ-1экр. Парола хорошо заметна характерная грань перехода от закругления к фрезерованной плоскости.
   3. "Стаканы" сливных горловин установлены в днище заподлицо с нижней плоскостью и обварены по стыку.
  Фото 2. Размещение сливных горловин.

Фото 2. Размещение сливных горловин.

Фото 3. Сливная горловина.

Фото 3. Сливная горловина.

 
   4. Эваколюк расположен не по центру между торсионами 2-го и 3-го балансиров, а смещён вперёд. Это одна из главных ошибок Трампа, перенесённая с чертежа М-Хобби. При чём данное расположение эваколюка не менялось даже при производстве КВ-1С.
   5. "Стакан" эваколюка на 5 мм выступает из поверхности днища и обварен по контуру. По периметру стакан проклёпан 18 клёпками с диаметром головки в 30 мм.
   6. Подмоторный люк проклёпан по контуру 6 клёпками и снабжён сливной горловиной. Конструкция подмоторного люка не изменялась в процессе производства и сохранилась той же и на КВ-85.
   
Фото 4. Чертёж подмоторного и эваколюков.

Фото 4. Чертёж подмоторного и эваколюков.

Фото 5. Эваколюк.

Фото 5. Эваколюк.

Фото 6. Подмоторный люк.

Фото 6. Подмоторный люк.

   7. Стыки листов днища проварены между собой, с НЛД и НКД. Дополнительно стыки приклёпаны к НЛД и НКД, а центральный стык упрочен изнутри корпуса приклепанной накладкой (Ø головок 40 мм).
   
   8. Клёпки, закрепляющие бортовые кронштейны осей балансиров и расположенные по правому борту смещены назад приблизительно на 30 мм относительно клёпок левого борта. Это хорошо заметно по расположению их относительно центрального стыка. Головки клёпки (Ø 60 мм) выступают под днищем на 5 мм и имеют сферический вид.
   Смещение клёпок подтверждается и доработанными рисунками из руководства службы по КВ [3] (фото 8).
  Фото 7. Центральный стык днища.

Фото 7. Центральный стык днища.

Фото 8. Расположение кронштейнов осей балансиров по правому и левому борту. За основу взяты чертежи с CD ModelPoint "Red Stars In Detail".

Фото 8. Расположение кронштейнов осей балансиров по правому и левому борту. За основу взяты чертежи с CD ModelPoint "Red Stars In Detail".

 
   9. Крепление малого кронштейна оси балансира выполнено 6-тью клёпками (Ø 35 мм), установленными заподлицо с плоскостью днища или выступающими на 1 – 2 мм.
   10. На днище присутствует два ряда клёпок (Ø 35 мм), предназначенных для крепления перегородок БО/МО, МО/ТО.
   11. Подмоторная рама закреплена к днищу с помощью 2-х рядов по 11 клёпок (Ø 35 мм.), а не 12-ю как дано в М-Х и на ванне Трампа. Количество клёпок не изменялось в процессе производства и сохранилось таким же и на КВ-85. Они также установлены заподлицо с плоскостью днища или выступают на 1 – 2 мм.
   12. Бортовые кронштейны осей балансиров, расположенные на НЛД, закреплены с помощью гужёнов (по 3 шт. на борт), которые проварены с НЛД.
   
Фото 9. Размеры крепления малого кронштейна оси балансира.

Фото 9. Размеры крепления малого кронштейна оси балансира.

Фото 10. Крепление подмоторной рамы.

Фото 10. Крепление подмоторной рамы.

Фото 11. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира на КВ-2.

Фото 11. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира на КВ-2.

Фото 12. Размещение гужонов крепления бортового кронштейна 1-го балансира.

Фото 12. Размещение гужонов крепления бортового кронштейна 1-го балансира.

   Косвенным подтверждением крепления бортового кронштейна оси балансира с помощью 3-х гужонов на ранних КВ является фото разбитого КВ-2 [4].
  Фото 13. НЛД разбитого КВ-2.

Фото 13. НЛД разбитого КВ-2.

 
  ЧЕРТЁЖ ДНИЩА КВ-2 ЦМВС.

ЧЕРТЁЖ ДНИЩА КВ-2 ЦМВС.

 
   Такой вариант днища можно использовать на Трамповских моделях :
   № 00311 Russia KV1 Big Turret Tank (КВ-2 с МТ-1);
   № 00312 Russia KV-2 Tank (КВ-2 с МТ-2);
   № 00356 Russia KV1 (Model 1941) "KV Small Turret";
   № 00357 Russia KV-1′S Ehkranami;
   № 00367 German Pz.754(r) Tank.
Днище танков КВ средней серии.
   Данный тип днищ характерен по всей видимости для КВ-1 производства ЧКЗ средних серий. Главной особенностью днища средних серий (челябинского варианта) является упрощение конструкции и как следствие минимизация механообработки и клёпаных соединений.
   
   Основные особенности:
   1. Сливные горловины бортовых редукторов переместились назад и заняли привычное место, которое не менялось до конца производства. Стакан сливной горловины на машинах ранних выпусков (КВ-1 ЦМВС) расположен заподлицо с днищем. На более поздних же машинах (КВ-1 Абердин) стакан немного выступает над плоскостью днища (см. фото 16). Пробка сливной горловины приобрела два отверстия по краям.
   2. До минимума уменьшено количество клёпаных соединений. Эваколюк по контуру проклёпывается только 9-тью клёпками. К сожалению, на КВ-1 в ЦМВС стоит некая имитация люка.
   3. Крепление малого кронштейна оси балансира проводится теперь 4-мя клёпками (фото 9).
   4. НКД в нижней части в целях упрощения производства не фрезеруется, и как бы выступает вниз за контуры бортов (фото 16).
   
Фото 14. Размещение сливных горловин.

Фото 14. Размещение сливных горловин.

Фото 15. Эваколюк.

Фото 15. Эваколюк.

Фото 16. НКД.

Фото 16. НКД.

   5. Бортовые кронштейны осей балансиров, расположенные на НЛД, закреплены с помощью гужонов (по 5 шт. на борт), которые проварены с НЛД (фото 12). Причём по правому борту они всегда видны, а вот по левому борту верхнюю головку часто закрывает дополнительная бронировка. Правда у части танков бронировка в этом месте имеет характерный вырез.
   Аналогичное расположение гужонов по всей видимости присутствует и на КВ-1 Марьино.
   6. На НЛД (по центру) появляются головки крепления малого кронштейна оси балансира (фото 9 и 19). При этом головки клёпок расположены не на одной линии с аналогичными клёпками на днище. Головки клёпки (Ø 40 мм) не провариваются с НЛД. Наличие клёпки наблюдается вплоть до прекращения выпуска КВ-1. На поздних машинах КВ-1 клёпка едва заметна (см. фото КВ-1 Парфино в заголовке статьи).
Фото 17. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира на КВ-1.

Фото 17. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира на КВ-1.

Фото 18. КВ-1 Марьино.

Фото 18. КВ-1 Марьино.

Фото 19. НЛД. Крепления малого кронштейна оси балансира.

Фото 19. НЛД. Крепления малого кронштейна оси балансира.

  ЧЕРТЁЖ ДНИЩА КВ-1 ЦМВС.

ЧЕРТЁЖ ДНИЩА КВ-1 ЦМВС.

 
   Такой вариант днища можно использовать на Трамповских моделях:
   № 00358 Russia KV1 (Model 1942) Simplified Turret Tank;
   № 00359 Russia KV1 (Model 1942) Heavy Cast Turret Tank;
   № 00360 Russia KV-1 Model 1942 Lightweight Cast Tank;
   № 00366 German Pz.Kpfm KV-1 753(r) Tank.
   
Поздний тип днища.
   Данный тип днищ характерен по всей видимости для КВ-1 производства ЧКЗ поздних серий. Главной особенностью днища позднего типа является соединение бортовых листов корпуса с листами днища, НЛД, ВЛД, НКД и ВКД в «накладку». Так например листы днища не устанавливаются заподлицо с нижним торцом борта, а как бы накладываются на него, образуя характерную ступеньку по которой и производится сварка. Аналогично провариваются и остальные элементы корпуса.
  Фото 20. Корпус позднего типа.

Фото 20. Корпус позднего типа.

 
   Типичным представителем машины поздних серий является корпус КВ-1 Парфино.
   К сожалению детальных обмеров и фотографирования данной машины пока не производилось, поэтому остановимся на том, что заметно на имеющихся фото.
   Основные особенности:
   1. Размещение клёпок крепления кронштейнов осей балансиров аналогично установке их на корпусах «средних» производственных серий.
   2. Передний лист днища наползает на НЛД, образуя ступеньку.
   3. Листы днища установлены в "накладку" на торец бортового листа. В связи с этим круглый фланец бортового кронштейна сместился вниз и нижней своей частью нависает над торцом борта (фото 24).
   4. Бортовые кронштейны осей балансиров, расположенные на НЛД, закреплены с помощью гужонов (по 4 шт. на борт), которые проварены с НЛД.
   5. НКД приваривается не заподлицо к торцу борта, а с небольшой ступенькой (аналогично КВ-1С).
Фото 21. Стык листов днища и НЛД.

Фото 21. Стык листов днища и НЛД.

Фото 22. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира.

Фото 22. Крепление бортовых кронштейнов 1-го балансира.

Фото 23. Крепление НКД.

Фото 23. Крепление НКД.

Фото 24. Фланец бортового кронштейна оси балансира.

Фото 24. Фланец бортового кронштейна оси балансира.

   Такой вариант днища наверное можно будет распространить на Трамповскую модель № 00360 Russia KV-1 Model 1942 Lightweight Cast Tank, если у неё будет прямая ВКД.
ДЕТАЛИ НИЖНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА.

  Фото 25. Ошибочные детали Трампа.

Фото 25. Ошибочные детали Трампа.

 
Нижний кормовой лист.
   Во всех моделях Трамповских КВ НКД даётся одной и той же деталью. Деталь такого вида соответствует челябинскому периоду производства КВ, а именно среднему и позднему виду корпусов.
   
   На самом деле на КВ ранних серий (Ленинградского периода производства) НКД в нижней своей части фрезеровалась заподлицо с поверхностью днища и не выступала за границы бортовых листов, что подтверждается снимками КВ-2 ЦМВС и КВ-1 экр Парола (фото 2). Данный дефект достаточно просто лечится сошкуриванием торца детали.
   
   На КВ-1 ЦМВС НКД дополнительно прикреплена к бортам шестью гужонами (см. фото 26 и 28). К сожалению, пока невозможно утверждать об установке их (гужонов) на всей линейке челябинских КВ.
   
   
Кронштейн (опора) ведущего колеса.
   Трамп даёт эту деталь без характерных уступчиков в которые загибались контровочные пластинки 16-ти болтов.
   На самом деле кронштейн имел более изящную форму, а именно:
   - кронштейн устанавливался на площадке (воротнике картера бортового редуктора), вваренной в бортовой лист.
   - для крепления бортовой передачи (бортового редуктора) в области ведущего вала на бортовых листах установлены 2 болта (фото 27) в непосредственной близости от площадки кронштейна ведущего колеса. Для свободного доступа инструмента в районе головок болтов № 4 и 5 (Фото 28; отсчёт по часовой стрелке от положения 12:00) площадка и сам кронштейн подфрезерованы. На данном участке площадки отсутствует сварочный шов.
   - на торцах кронштейна напротив болтов под № 1, 2, 3, 6, 7, 9, 11, 13, 15 выфрезерованы канавки глубиной 5 мм и шириной 50 мм. Напротив болтов под № 8, 10, 12, 14, 16 отлиты впадины глубиной 15 мм аналогичной ширины. Соответственно болты под № 8, 10, 12, 14, 16 установлены по окружности с радиусом на 10 мм меньше, чем радиус установки остальных болтов.
   
Фото 26. Дополнительное крепление НКД гужонами на КВ-1 ЦМВС.

Фото 26. Дополнительное крепление НКД гужонами на КВ-1 ЦМВС.

Фото 27. Установка кронштейна ведущего колеса и бортового редуктора. За основу взяты чертежи с CD ModelPoint "Red Stars In Detail".

Фото 27. Установка кронштейна ведущего колеса и бортового редуктора. За основу взяты чертежи с CD ModelPoint "Red Stars In Detail".

Фото 28. Чертёж кронштейна ведущего колеса.

Фото 28. Чертёж кронштейна ведущего колеса.

Фото 29. Конструкция кронштейна ведущего колеса.

Фото 29. Конструкция кронштейна ведущего колеса.

Грязеочиститель.
   Если верить чертежу из ФИ, то Трамповский грязеочиститель соответствует ранним образцам КВ-1/КВ-2 (фото 30А). Если же делать поздние варианты КВ, то крепление очистителя на бортах лучше удалить, а его самого изготовить заново (фото 30Б).
Ведущее колесо.
   Здесь находится самый несуразный косяк. Всем вроде хорошо ведущее колесо. И копийность высокая, и головки болтов даны на всех плоскостях, и расположены они почти везде правильно - напротив зубьев венца. Но вот ошибка - на внешней стороне Трамп умудрился сместить их в какое-то неопределённое положение (фото 31). Надо готовиться к "любимой" работе по пересаживанию их на родное место.
   Так же на деталях отсутствуют два прилива и горловины для спринцевания (фото 27, фото 29 КВ-1экр. Парола). Да и на поздних КВ на внутренней стороне ведущего колеса появились усилительные рёбра.
   В моделях Трамп даёт два варианта колпаков ведущего колеса: ранний с 16 болтами крепления и поздний с 8 болтами.
   Но существовал так же и переходной вариант колпака с 12 болтами (пропуском 1 болта через 3). Чаще всего он встречался на ленинградских КВ с упрощенной башней.
Механизм натяжения гусеницы.
   Опора механизма натяжения дана с однотипной ошибкой «Восточного экспресса». 3 верхних болта должны быть с потайными головками и шлицами под отвертку.
Фото 30А. Ранний грязеочиститель.

Фото 30А. Ранний грязеочиститель.

Фото 31. Ведущее колесо от Трампа.

Фото 31. Ведущее колесо от Трампа.

Фото 32. Механизм натяжения гусеницы.

Фото 32. Механизм натяжения гусеницы.

Фото 30Б. Поздний грязеочиститель.

Фото 30Б. Поздний грязеочиститель.

Ленивец.
   В целом сам ленивец выполнен хорошо. Окна на наружной и внутренней части различны, изнутри даны усилительные рёбра. Однако диаметр втулки с внутренней части ленивца должен быть больше чем с наружной стороны. Именно поэтому внутренние окна гораздо меньшего размера и имеют овальную форму.
   Крышка оси ленивца изготавливалась как с отверстием для смазки, так и без. Не ясно какая крышка была первичной, но отверстие для смазки уже наблюдается на КВ-2 (МТ-2).
Фото 33. Ленивец "живьём" и деталь от Трампа.

Фото 33. Ленивец "живьём" и деталь от Трампа.

Фото 34. Конструкция ленивца.

Фото 34. Конструкция ленивца.

Фото 35. Крышки оси ленивца.

Фото 35. Крышки оси ленивца.

Балансир.
   Трамп в моделях даёт два вида балансиров: ранний и поздний.
   Оба вида имели высверленное вдоль тела балансира отверстие диаметром 55 мм для облегчения веса (фото 8). Однако в период борьбы за минимум механообработки балансиры позднего типа видимо не высверливались, как и оси катков. Это можно заметить на КВ-1 ЦМВС. Позже, облегчающее отверстие вновь появилось и присутствует как на КВ-1 Абердин, так и на КВ-85.
   Балансиры позднего типа имели фиксирующий штифт в области крепления к торсиону (фото 37).
   
Крышки осей балансиров.
   На ранних машинах Трамп воспроизвёл крышку зацело с балансиром. К сожалению, в районе крышки практически на всех балансирах присутствуют утяжины.
   На моделях машин ЧКЗ балансир уже выполнен отдельной деталью, и предоставлен выбор в установке крышек 2-х видов. Однако такое членение не очень эффективно и достоверно.
   Судя по существующим фото, в процессе производства имелось не менее 5 видов крышек. При минимальной доработке любую из них можно получить из Трамповских деталей.
   
Фото 36. Балансиры от Трампа.

Фото 36. Балансиры от Трампа.

Фото 37. Виды балансиров.

Фото 37. Виды балансиров.

Фото 38. Крышки осей балансиров.

Фото 38. Крышки осей балансиров.

Поддерживающий каток.
   В процессе производства на танках КВ устанавливалось два типа поддерживающих катков - ранние (обрезиненные) и поздние (цельнометаллические).
   Обрезиненные катки изготавливались 3-х видов:
   - с усилительными рёбрами и ажурной крышкой втулки катка (КВ-1 с Л-11, КВ-2 с МТ-1).
   - с усилительными рёбрами и круглой крышкой втулки катка (КВ-2 с МТ-2). Каким-то образом такой образец катка установлен на СУ-152 (Кубинка).
   - без усилительных рёбер и круглой крышкой втулки катка (КВ-2 с МТ-2, КВ-1 с Ф-32).
   Цельнометаллические катки изготавливались 2-х видов:
   - без облегчающих отверстий,
   - с 6 малыми облегчающими отверстиями.
   
  Фото 39. Обрезиненный поддерживающий каток.

Фото 39. Обрезиненный поддерживающий каток.

Фото 40. Цельнометаллический поддерживающий каток.

Фото 40. Цельнометаллический поддерживающий каток.

 
Буксирные рымы.
   Трамп даёт один вариант буксирных рымов. При этом задний рым дан с фиксирующими штифтами, а лобовой без них.
   На самом деле на ранних машинах рымы крепились на штифтах как на лбу так и на корме с дополнительной обваркой, а на поздних только при помощи сварки.
   
   Кормовые буксирные рымы на ранних КВ (ленинградские, аналог КВ-2 ЦМВС) крепились к НКД через подложку с помощью двух штифтов, проваренных по диаметру. Сварной шов шел по периметру основания рыма и соединял только рым и подложку.
   Лобовые рымы на ранних КВ крепились непосредственно к НЛД посредством двух штифтов с их проваркой и сварными швами сверху и снизу основания рыма.
   Конфигурация буксирных рымов тоже отличалась. Причем разные конфигурации встречаются на машинах разных годов выпуска.
   Ухо буксирного рыма изготавливалось двух видов:
   1-Торцы рыма не параллельны, и находятся под углом примерно 5 градусов к нормали основания.
   2-Торцы рыма параллельны друг другу.
   Основание рымов представляет собой либо ромб со скругленными углами, либо круг.
   Вырезы в нижнем дополнительном бронелисте повторяли форму основания и имели три вида. Вырез в дополнительном бронелисте под рым с круглым основанием мог выполняться как по старинке – ромбиком со скругленными углами, так и по новому – кругом.
Фото 41. Крепление рыма.

Фото 41. Крепление рыма.

Фото 42. Конструкция рымов.

Фото 42. Конструкция рымов.

Фото 43. Вырезы под рым в дополнительной бронировке.

Фото 43. Вырезы под рым в дополнительной бронировке.

Эпилог.
   Вот вроде и всё.
   Несомненно, деление днищ танка КВ только на 3 типа весьма условно. Очень вероятно, что существовали и другие варианты. Да и ситуация, когда заводы изготавливали детали и по новой и по старой документации в самой различной комплектации [ФИ № 3/2002, стр. 10] должна была прибавить разносортицы.
   Но пусть это статья будет небольшим шагом в познании танка КВ «снизу».
   
Источники информации.
   Литература и CD:
   1. «Танкомастер» № 4/2001.
   2. Фронтовая иллюстрация. № 5/2001, № 3/2002 «История танка КВ».
   3. Model Point. CD «Red Stars In Detail» Vol.1.
   4. Tankograd № 2001 «KV-2».
   5. Отечественные бронированные машины. Том 2. 1941-1945 г.
   6. М-Хобби № 5/2000.
   7. И-нет ресурсы.
   
Фото предоставлены:
Борис Жулин aka «Zh»
Олег Царапкин aka «Oleg Ts»
Юрий Савельев aka «sava961»
Юрий Пашолок aka «Taranov»