САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2010-08-06
другие работы автора  |  обсуждение  
Бронеклоп (Sd.Kfz 250/8 Neu от Dragon)
Dragon 1:35
Всеслав Дьяконов
aka Всеслав
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


Другие части работы:

Бронеклоп (Sd.Kfz 250/8 Neu от Dragon) (начало)
Бронеклоп, часть 2 (продолжение)
Бронеклоп, часть 3 (продолжение)


"В общем, у нас большой опыт отсутствия опыта!"
Нянюшка Ягг
   Данный дневник о постройке не преследует каких-то глобальных целей. Основной моей задачей является научиться продолжать моделить, будучи уже папой, то есть под непрерывным воздействием Могучего Внешнего Фактора :) Как и положено, дружное наше мужское сообщество, в основном давно прошедшее радости и трудности первого отцовства, всячески старается меня запугать грустными перспективами моего моделизма. «Нас пугают, а нам не страшно!». Ну и попытаемся воплотить сие в жизнь.
   Понятное дело, ребенок будет расти, занимать все больше времени и места, а значит, надо приспосабливать свое хобби под него. Так что впереди много интересного в данном направлении.
   Но чего-то мы отвлеклись на общие разговоры. Прикупив к сыну первоначальный положенный афтермаркет и прийдя в себя после первой недели нового быта втроем, я обнаружил, что мне резко захотелось помоделить.
   Реализовывать этот свой первобытный инстинкт я решил на Драгоновском наборе Sd.Kfz 250/8 Neu №6425 Premium edition. Набор из свежих, но корни у него старые («и это многое объясняет!» (с)). В свое время Драгон перевыпускал некоторое количество наборов японской Gunze Sungyo, созданных в конце 90-х годов. К ним относились и первые варианты БТР 250-й серии (250/8 Neu выпускался под номером 6102, а 250/9 — 6106). По прошествии почти десяти лет Драгон доработал наборы — появились новые литники с новым орудием, заново сделаны передние колеса и ведущие звездочки, досыпано немного травла и амуниции Gen2. Большинство литников остались старыми, японской еще разработки, и, соответственно, унаследовалось некоторое количество косяков и косячков, крупных и не очень.
   По прототипу — 250/8 Neu — имеется очень малое количество материалов, фотографий так вообще единицы. Это развязывает руки в плане свободного выбора некоего обобщенного прототипа. Практически ничего неизвестно по специфическому интерьеру орудийной машины — изображаемые на чертежах вариации отталкиваются в основном от аналогичных решений 251/9 Stummel. Подмогой в общих вопросах базовой модели 250 Neu станут два валка, имеющихся у меня на винте — один из Кубинки, где отснят 250/9 Neu (кубинская машина изрядно побита жизнью и полигонными испытаниями), другой, взятый с сайта http://kameraden.ru — 250/5, прекрасно отреставрированный до ходового состояния и находящийся в частной бельгийской коллекции.
   К набору прикуплен комплект травления Part, предназначенный еще для старой модели 250/8. Часть из него по такому случаю останется невостребованной, а еще часть по традиции окажется неверной.
Часть 1. Ниже пояса
   Приступим.
   Ванна корпуса. Теперь она не собирается из частей, как в старом наборе, а сделана цельной, в весьма высоком качестве. Новые колпаки бортовых редукторов. Впрочем, став новой, ванна унаследовала старые «занозы» исходного набора. На корпусе много клепки, хотя Neu как раз и отличались массовым введением сварки в конструкцию, что подтверждают фото валков. Заклепочные швы мы зачищаем, а на их месте делаем сварные. По бокам корпуса идут проклепанные полоски (это часть уголков, которыми стягивались верхняя и нижняя половина корпуса) — их в варианте Neu уже не было. Ломать — не строить, раз-два, и нету их.
   Балансиры опорных катков я приклеил немного в разбежку по обоим сторонам, чтобы впоследствии выставить модель на неровном грунте.
Проклепанный задний лист на модели...

Проклепанный задний лист на модели...

...и абсолютно лысый сварной на прототипе.

...и абсолютно лысый сварной на прототипе.

Долой клепку, даешь сварку...

Долой клепку, даешь сварку...

Проклепанная полоса по бортам ванны корпуса...

Проклепанная полоса по бортам ванны корпуса...

...на Neu уже не встречается в таком виде.

...на Neu уже не встречается в таком виде.

Только парные заклепки через значительные промежутки.

Только парные заклепки через значительные промежутки.

Итого:

Итого:

   Основные катки и ленивец вполне на себя похожи. Правда, внутреннее их строение отличается от натуры (см. фото), но при надетых гусеницах практически не будет ракурсов, в котором это можно было бы заметить. Новая звездочка собирается аж из трех хитрых частей и вполне копийна (вплоть до головок болтов на внутреннем ободе).
Балансиры

Балансиры

Опорные катки и ленивец...

Опорные катки и ленивец...

...и они же в жизни.

...и они же в жизни.

А так катки выглядят с торца.

А так катки выглядят с торца.

Элементы ведущей звездочки...

Элементы ведущей звездочки...

И она же в сборе.

И она же в сборе.

Хитрое членение позволило воспроизвести правильно и ролики...

Хитрое членение позволило воспроизвести правильно и ролики...

...подушки на внешней стороне обода, и удерживающие их болты.

...подушки на внешней стороне обода, и удерживающие их болты.

   Управляемые колеса собираются из шести деталей, пять из которых даны для аккуратного изображения протектора. Собрались они очень приятно и аккуратно, претензий нет. Вот протектор, который они воспроизводят, скажем прямо, нехарактерен для 250-й серии. Но есть, есть (пусть и немного), но фотографий 250-х на таких колесах (например, вот). Так что разово вполне можно использовать. А для других проектов придется искать афтермаркет, только вот что-то не знаю я, кто правильные колеса для 250-х делает...
   Колеса мы чуток доработаем, поставив пять гаек на ступицу с внутренней стороны, и ниппеля у вырезов.
Ступица с обратной стороны.

Ступица с обратной стороны.

250/1 Neu на шинах с таким протектором.

250/1 Neu на шинах с таким протектором.

   Переходим к передней подвеске. Вот тут как раз время вспомнить про «лукавых азиатов» (как их назвал Дима Шумаков еще в легендарной статье по постройке Pz.IIIG) - уже не все сделали так точно, а кое-что просто «по мотивам». Партовский набор предлагает сделать передние колеса поворотными. Не надо, все равно предлагает неправильно. Вообще там довольно связная и несложная в целом кинематическая схема, и можно было бы сделать колеса не только поворотными, но и качающимися (как я сперва и замахнулся), но, подумав, уже в процессе решил, что это не стоит усилий. Значительная часть подвески все равно не видна из-за установленного спереди гнутого листа защиты подвески, а модель все равно будет наглухо закреплена на подставке. Чем меньше движущихся частей – тем меньше вероятность, что они сломаются. Посему исправляем только грубые ошибки.
   Рессорный мост. На фотографиях бельгийской машины рессора закреплена в верхней точке (соответственно на модели сидит слишком глубоко). Я ее выпилил из основания, сделал центральную стяжку и повесил на ось, так же как на прототипе. При этом рессорный мост, само собой, стал миллиметров на 5-6 выше. Чтобы БТР не встал на цыпочки (расположение осей колес-то верное в итоге на модели), посадочное место я выпилил и углубил, после чего поставил рессорный мост, ориентируясь по высоте на следующую связанную деталь — собственно ось подвески. Тут материал на прототип стал прибывать, и выяснилось, что на остальных сохранившихся машинах рессора-то как раз закреплена в нижней точке, как сделано в исходной детали. Мораль – не будьте слишком умными, но будьте умными в меру. Пришлось переделывать обратно.
Исходник

Исходник

На бельгийской машине - так...

На бельгийской машине - так...

Брюки превращаются... превращаются...

Брюки превращаются... превращаются...

...в изящные шорты!

...в изящные шорты!

Нет, ребята... (Кубинка)

Нет, ребята... (Кубинка)

...все не так! (Еще одна Кубинка)

...все не так! (Еще одна Кубинка)

...все не так, ребята... (машина из коллекции Лейбштандарта в процессе восстановления)

...все не так, ребята... (машина из коллекции Лейбштандарта в процессе восстановления)

  Было так...

Было так...

...вертай обратно.

...вертай обратно.

 
   Деталь, представляющую из себя ось подвески, я также переделал – ну не была она монолитным мостом. Ось вообще крепилась к рессоре, а с поперечной балкой ее связывали только пара ременных петель, которые ограничивали ее ход. Лишний пластик я срезал, ремни выполнил из латунной фольги, ось закрепил на рессоре и приклеил ремни.
Исходный монолит...

Исходный монолит...

Так выглядит подвеска вживую, только ремни тогда были, понятное дело, не из полимерных волокон.

Так выглядит подвеска вживую, только ремни тогда были, понятное дело, не из полимерных волокон.

Составляющие...

Составляющие...

...и узел в сборе.

...и узел в сборе.

   Пока все, но тут нашлась схемка днища и ванны корпуса из книжки Йентца – там тоже будет с чем пошаманить…

   Продолжаю делать переднюю подвеску. Заодно с помощью коллег с ДиШ-форума немного разобрались в терминологии, как что называть – это всегда полезно.
   Итак, для начала поставим заднюю вилку трапеции, она же подрессоренный треугольник (по-немецки Achsdreieck). Передняя балка этого треугольника – это как раз то, что в прошлой части я назвал осью подвески. По концам оси находятся поворотные цапфы, на которые и крепятся диски колес. Поворотные цапфы связаны между собой поперечной тягой, которая передает поворотное усилие с одной цапфы на другую, обеспечивая синхронный поворот колес на одинаковый угол.
Трапеция на модели...

Трапеция на модели...

...и в жизни.

...и в жизни.

   Как раз поперечная тяга дана в наборе прямой, как струна. На фотографиях же видно, что она имеет характерный изгиб, позволяющий не задевать поддон картера. Из подходящей медной проволоки я изогнул нужную деталь, а от родной пересадил концевые рычаги и стяжную муфту.
Деталь из набора

Деталь из набора

Вот тут видно, как изгибается штанга поперечной тяги (помечено зеленой стрелочкой)

Вот тут видно, как изгибается штанга поперечной тяги (помечено зеленой стрелочкой)

Переделанная деталь

Переделанная деталь

Мост обрастает подробностями

Мост обрастает подробностями

   Поскольку получившаяся структура все еще имеет возможность качаться, я (уже приняв решение не делать подвеску качающейся!) с упорством принялся за переделку передних рычажных амортизаторов. В общем там ничего сложного, просто все шарниры сделаны подвижными. Лучше бы пообточил детали из прямоугольных до нужного овального сечения. Но я этот момент упустил из виду, а на собранной системе при попытке обточить чуть не сломал – поэтому махнул рукой. Пусть лучше будут неправильного сечения, чем опять собирать.
Исходная деталь, вполне правильная в основном.

Исходная деталь, вполне правильная в основном.

Правый по ходу рычажный амортизатор во всей красе.

Правый по ходу рычажный амортизатор во всей красе.

Подвеска с амортизаторами. Все качается.

Подвеска с амортизаторами. Все качается.

   Последний этап изготовления передней подвески – это собственно рулевая тяга. Она идет по диагонали сверху вниз от выхода рулевого механизма (слева в передней четверти поддона) на правую поворотную цапфу. Драгон предлагает ее ну как-то совсем неправильно (см.фото). Она у него идет параллельно земле и, по сути, ниже всей остальной подвески. В жизни там все и сложнее и проще – по фото можно понять, что: а) никаких длинных рычагов там нет. Там есть кулачковые шарниры на обоих оконечностях тяги; б) тяга крепится скорее всего не к поворотной цапфе, а к внешнему рычагу поперечной тяги (и это правильно, таким образом в систем становится на один лишний рычаг меньше).
   Я выполнил тягу несколько схематично – ее практически не видно, а возиться с кулачковыми шарнирами сложной формы совсем не хотелось.
Вот такой видит рулевую тягу Драгон (деталь обозначена красной стрелкой)

Вот такой видит рулевую тягу Драгон (деталь обозначена красной стрелкой)

Вот рулевая тяга на Демаге (на базе которого и строился 250-й). Лишний хомут в центре - музейная самодеятельность.

Вот рулевая тяга на Демаге (на базе которого и строился 250-й). Лишний хомут в центре - музейная самодеятельность.

Передний мост в сборе...

Передний мост в сборе...

И с другой стороны.

И с другой стороны.

   Дно ванны корпуса выполнено у Драгона голым, но имеет пять выступающих лючков и один заподлицо, данный расшивкой. На схеме, взятой из книжки Йентца по полугусеничникам, даны виды на ванную корпуса – как раннюю клепаную, так и позднюю сварную. Там видно, что и лючки все не на своих местах, и клепка, держащая часть внутренних агрегатов, проигнорирована. Так что я просто зачистил все дно и прошкурил. Затем распечатал схему, вырезал нужный кусочек и прикрепил к днищу. Иглой наколол все заклепки и центра лючков, а потом засверлил точки под мастерклубовские заклепки. Лючки частью сделал заново, частью использовал срезанные предварительно с днища. Согласно примечанию к чертежу, убрал один из сливных лючков в кормовой части, который исчез в производстве с середины 1944 года - серия 250/8 Neu пошла в производство как раз в это время.
   На всю переклепку ушло часа полтора, а смотрится очень аккуратно!
Так выглядит дно в исходном виде

Так выглядит дно в исходном виде

После проклепки

После проклепки


   «Ниже пояса» остается сделать совсем немного – передние буксирные крюки, заднее буксирное приспособление и рычаги, контролирующие положение кривошипа ленивца (на 250-й серии этим регулировалось натяжение гусеницы).
   
   С крюками там все достаточно просто. Их надо только чуточку облагородить по форме, скруглив края. Плюс надо повесить на каждый крюк по колечку. Обнаружив эти кольца в наборе травленки Парта, я сначала сильно удивился. На фото восстановленных машин они тоже имеются, но тут доверяй, но проверяй, что там эти реставраторы накрутили… Но и на хороших архивных фотках, как выяснилось, кольца эти просматриваются. Причем не обязательно именно как кольца, иногда прямоугольные пряжки.
   Использовать плоское травление я не стал, а просто согнул колечки из проволоки.
Буксирный крюк на бельгийском 250/5

Буксирный крюк на бельгийском 250/5

Буксирный крюк на реставрированном 250/1 Alt

Буксирный крюк на реставрированном 250/1 Alt

Тут тоже хорошо видны кольца на буксирных крюках.

Тут тоже хорошо видны кольца на буксирных крюках.

А вот и мои колечки

А вот и мои колечки

   Заднее буксирное приспособление у Драгона очень хорошее, практически во всех деталях верное, мелкие недостатки обусловлены только технологией литья.. Я его несколько доработал, сделав более утонченным – поставил четыре болта на коробку, заменил стопор на более тонкий проволочный и сделал цепочку, приклепанную к стопору. Цепочка сделана по старому классическому рецепту – тонкая проволока скручивается и затем расплющивается.
Буксирное приспособление на 250/5

Буксирное приспособление на 250/5

Он же

Он же

И на архивных фото

И на архивных фото

Исходная деталь

Исходная деталь

Готовый буксир

Готовый буксир

   И, наконец, рычаги кривошипа ленивца. Сам кривошип в жизни сложнее, чем в модели, но я с этим возиться не стал – его не видно. Фотографию, впрочем, приведу – может пригодится кому-нибудь. Выступающие рычаги надо немного облагородить – их головки были пустотелые с четырьмя дырками – вставляя туда Т-образный ключ, их крутили, меняя положение ленивца. Можно воспользоваться деталями из травленки (они там есть), но получается явно крупновато. Я просто засверлил оконечности рычагов и просверлил в них крест-накрест дырки.
Так выглядят оголовки рычагов

Так выглядят оголовки рычагов

На всякий случай - вот сам механизм кривошипа (кубинский 250/1 Alt)

На всякий случай - вот сам механизм кривошипа (кубинский 250/1 Alt)

Готовая деталь (крупнее не получилось, нет возможности сменить объектив на макро).

Готовая деталь (крупнее не получилось, нет возможности сменить объектив на макро).

   Щит защиты передней подвески буду клеить после сборки бронекорпуса. Все колеса и катки пока полежат отдельно, они будут крепиться уже после первого этапа покраски.
   Да, еще по просьбам читателей выставляю фото, показывающее, как идут ниппеля на колесах прототипа.