САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
17  января  2020 г.    
Ну а мы начинаем потихоньку голосовать. Открыты голосования первого тура по наиболее многочисленным номинациям в БТТ и два уже финальных голосования по флоту.
Голосовалки здесь.

16  января  2020 г.    Прием работ на фотоконкурс завершен. Статьи принимаются до 1-го февраля.
опубликовано 2010-11-15
другие работы автора  |  обсуждение  
Do-215B-4 (4./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Франция, август 1940 г.)
ICM 1:72
Никита Донцов
aka Nikitoss
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
   В марте 1940 г начались поставки в германские ВВС нового самолета, Do-215B-4, отличавшегося установкой фотокамер. Rb 50/30 монтировалась под нижней стрелковой установкой, а Rb 20/30 на входном люке. При сочетании бомбардировочных и разведывательных заданий самолет нес пять пятидесятикиллограммовых бомб, а на близкие расстояния мог поднимать и десять таких же. Для дальних полетов два 775 л крыльевых бака дополнялись 900 л топливным баком в бомбоотсеке.
   В начале 1942 г четыре бывших немецких Do-215B-4 были переданы венгерским ВВС в состав 1-й эскадрильи дальней разведки, действовавшей на Восточном фронте с июля 1942 г вплоть до перевооружения на Ju.88. С вооружения люфтваффе Do-215B-4 были практически сняты к 1942 г, а оставшиеся самолеты в основном использовались для проведения различных испытаний.

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ
   «ICM» предлагает на свою модель три варианта окраски и нанесения декалей:
   
   1. Do-215B-4, 4./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Франция, август 1940 года
   2. Do-215B-4, 1./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Луонетярви, Финляндия, июль 1941 года
   3. Do-215B-4, 3./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Украина, август 1941 года
   
Do-215B-4, 4./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Франция, август 1940 года

Do-215B-4, 4./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Франция, август 1940 года

Do-215B-4, 1./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Луонетярви, Финляндия, июль 1941 года

Do-215B-4, 1./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Луонетярви, Финляндия, июль 1941 года

Do-215B-4, 3./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Украина, август 1941 года

Do-215B-4, 3./Aufkl.Gr.Ob.d.L., Украина, август 1941 года

Историческая фотография венгерского самолета.
   Все самолеты относятся к разведывательной группе (группа Ровеля) штаба Люфтваффе (подчинена непосредственно командованию). Почему “ICM” не стали давать в своих декалях весьма и весьма интересные венгерские машины – загадка…
   Все варианты имеют историческую привязку, источники у вариантов следующие:
   1. Вариант с боковика Wydawnictwo Militeria Do-215, расположенного на странице 28. Отличий никаких нет, схема камуфляжа стандартна, цвета 70/71/65, буквы кода черные. Подтверждающих фотографий пока не нашел.
   2. Этот вариант целиком взят с боковика, расположенного на странице 14 Wydawnictwo Militeria Do-215, соответствует полностью, фотографии пока не найдено. Окраска, судя по книге, стандартная, то есть RLM70/71/65, желтая полоса быстрой идентификации. Боковик из книжки прилагается.
   3. Этот вариант также из Wydawnictwo, и кода также совпадают, и литера «Е» красная, но… датируется этот вариант в книге не августом 1941 года, а августом 1942 года. Соответствующих фотографий также пока не обнаружил. Окраска также стандартная, 70/71/65, полоса желтая, буква красная. Пятен на нижней поверхности, правда, в разы меньше, чем дает инструкция. Боковик из книжки прилагается.
   Сначала я выбрал другой вариант – Do-215B-4 (F.753) из 1./1 Long Range Recce Squadron “Hetmerfuldes Csizma”, СССР, 1942 год. Венгерский самолет – все лучше чем опостылевшие свастики… Боковики и фотографии этой машины прилагаются.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ
   Коробка стандартна и узнаваема – боксарт вполне приемлемого качества, причем отражает реальный прототип, и декали на этот вариант даются.
   В коробке лежит пять литников с пластиковыми деталями и один с прозрачными. Пластик по первым ощущениям мягкий, слоистый и практически весь в облое – по кромкам деталей идет прямо-таки «бахрома», которую надо удалять наждачной бумагой. Прозрачные детали на вид хорошего качества, только на носовом обтекателе переплет выглядит каким-то невнятным. Как оно будет на самом деле – узнаем на этапе установки остекления.
   
   Инструкция на первый взгляд положительна, да и наличие проекций с чертежами «внутреннего убранства» явно идет на пользу производителю. Однако уже на стадии ознакомления возникают вопросы с плохой читаемостью инструкции, посадочными местами, да и вообще общее впечатление при более детальном ознакомлении настораживающее… Посмотрим, что будет дальше.

СБОРКА
   Сборка началась как обычно с интерьера – надо сказать, что при большом количестве деталей продумано все это не очень… И потом сами детали просто отвратительного качества – облой всюду, зачищать и подрезать приходится практически все. Пулеметы ужасны, сами на себя не похожи и требуют замены ну или как минимум других стволов, так как те, что в наборе не похожи ни на что, да и рассверлить их не получится.
   Половинки кабины отлиты с утяжинами, которые надо предварительно шпаклевать. Мотогондолы отлиты также с утяжинами и тоже требуют предварительной доработки.
   Расшивка внутренняя, но очень тонкая, местами вообще исчезающая, и ее придется полностью восстанавливать.
   
Кабина экипажа. Вид сверху.

Кабина экипажа. Вид сверху.

Кабина экипажа. Вид снизу.

Кабина экипажа. Вид снизу.

Кабина экипажа. Вид по полету.

Кабина экипажа. Вид по полету.

Кабина экипажа. Вид по полету.

Кабина экипажа. Вид по полету.

   Ну и инструкция оставляет желать много лучшего – она невнятная, посадочные места указаны примерно, а 3D проекции вместо схем на мой взгляд только путают и мешают нормальному процессу монтажа модели.
   Передний лонжерон крыльев имеет большую проблему со стыковкой с фюзеляжем в месте крепления кабины пилотов – под лонжерон изготовлены вырезы в носовой части фюзеляжа и на корпусе, так вот: вырезы сделаны «с точностью до наоборот», и при соединении деталей получается щель 2,5 мм. К тому же боковины фюзеляжа завалены относительно кабины, и их надо предварительно отогнуть, придав им форму кабины пилотов.
   
Половины фюзеляжа в сборе. Установлен задний лонжерон.

Половины фюзеляжа в сборе. Установлен задний лонжерон.

То же. Вид на бомболюк.

То же. Вид на бомболюк.

Подготовленный к установке передний лонжерон.

Подготовленный к установке передний лонжерон.

Щель после установки кабины в месте стыковки с передним лонжероном.

Щель после установки кабины в месте стыковки с передним лонжероном.

   Стекло 9Н по размеру больше, чем вырез, предназначенный для него в фюзеляже.
   Детали 3В, 4В, 5В и 6В (нервюры, имитирующие одновременно и боковины ниш шасси) сделаны совершенно неправильно – они все одинаковые, хотя две должны быть зеркальными относительно двух других, а высота их должна равняться лонжеронам (если производитель предусматривал наклеивать их внутрь ниш шасси, то необходимо было также предусмотреть вырезы, которые просто отсутствуют), а не быть выше их на добрых 3 миллиметра. Попытавшись три или четыре раза состыковать детали «всухую», я просто выкинул нервюры и изготовил их заново из тянутого литника. Результат виден на прилагаемых фотографиях.
   
  Вид на закрытый бомболюк. Нервюры в нишах изготовлены из тянутого литника.

Вид на закрытый бомболюк. Нервюры в нишах изготовлены из тянутого литника.

 
   Установку крыльев я начал с нижних плоскостей, предварительно «всухую» подогнав их к фюзеляжу. Затем установил наборные самодельные нервюры, затем оба лонжерона обработал шкуркой, сняв 0,3 мм с верхней стороны, и после этого установил верхнюю плоскость крыла, также предварительно подогнав ее «всухую». Также мне пришлось углубить все пазы в плоскостях крыла, поскольку они настолько мелки, что не дают лонжеронам встать на свои места, а крылу, в свою очередь, сомкнуться без крупных щелей. В принципе можно делать все зеркально – сначала установить и подогнать верхние плоскости. В этом случае стык крыла и фюзеляжа сверху будет аккуратен и малозаметен, но адекватную щель вы получите снизу фюзеляжа. И еще момент – если вы сначала устанавливаете верхние плоскости, вам будет сложнее делать трубчатый каркас лонжеронов, если, конечно, вы решите изготовить его вместо стандартных, дающихся в наборе нервюр.
   Стабилизатор сначала установил в паз на фюзеляже, а затем уже приклеил с нижней стороны правую и левую плоскости. Если с правой все обошлось хорошо, то левая оказалась на 1 мм меньше, чем надо – в образовавшийся проем после установки шайб вертикального оперения необходимо вклеить полоску тянутого литника, а затем тщательно прошпаклевать, зашкурить и восстановить расшивку.
   Установка стекол меня приятно удивила – они встали на места точно, четко, зазоры минимальны, а само остекление на удивление прозрачно. Также большим приятным сюрпризом для меня стало носовое, «фасеточное» стекло, собираемое из двух деталей – тут тоже все сошлось «на ура», практически без щелей. Всего-то пришлось сделать четыре примерки «на сухую», обрабатывая посадочные места…
   В целом весь монтаж можно охарактеризовать одной фразой: «Шпаклевки потребовалось много».
Мотогондола в сборе.

Мотогондола в сборе.

Мотогондола. Вид сверху.

Мотогондола. Вид сверху.

Стык фюзеляжа и верхних крыльев. Обращаем внимание на щель в месте стыковки.

Стык фюзеляжа и верхних крыльев. Обращаем внимание на щель в месте стыковки.

Планер в сборе.

Планер в сборе.


ОКРАСКА
   Интерьер самолета окрашен RLM66 – в палитре «Валлехо» это №71055. Для имитации кожи использовал АКАН из старых запасов, каркас кресла пилота окрасил также в RLM66, а места остальных членов экипажа сделал черными с алюминиевым каркасом. При этом сами «сидушки» кресел окрасил в светло-кожаный цвет и тонировал «под старость». Все лонжероны, нервюры, а также створки шасси, стойки и диски колес окрасил в RLM02 - №71044 в палитре «Валлехо»
   
   Пауза в 6 месяцев. Не брал в руки ни надфиль, ни наждачку, ни аэрограф.
   
   После паузы нанес на модель белую Тамиевскую грунтовку, отполировал все поверхности наждачкой 1500 и 2500, а затем сделал легкий прешейдинг – выделил грифелем простого карандаша всю расшивку. Все остекление закрыл при помощи скотча от Тамии, вырезанного непосредственно на прозрачных деталях.
   
   После всего этого решил не мудрствовать с окраской. Дело в том, что на Ханнантсе нашлись деки на венгерский Дорнье, соответственно необходимость накрашивать все самому резко испарилась. Сразу после этого последовало желание все-таки дособирать модель в ближайшее время, дабы успеть на выставку – и вот пожалуйста, ординарный разведчик, летавший в 1940 году во французском небе.
   Без ложки дегтя, кстати, эта, в принципе несложная, окраска, не обошлась. Все дело в RLM71… У Валлехо такого оттенка нет, и что там советуют многочисленные таблицы переводов (я взял таковую с РуМода, но она в принципе болтается и непосредственно у «Валлехо») на веру брать нельзя ни в коем случае – получите такой цвет, что… В общем посмотрите на мой He-177 на этом же ресурсе, все поймете. Сам я замешиваю цвета очень плохо (ну не художник ни разу), акановский акрил вызвал массу вопросов… Звезде с ее акрилами я не очень доверяю. В конечном итоге пришлось брать акановский цвет и темнить его черным процентов на 15, после чего наносить на модель. Результат представлен на фотографиях, но… как говорит один мой друг – «гармонии нет».

НАНЕСЕНИЕ ДЕКАЛЕЙ
   Вот это пытка так уж пытка… Никакого лакового слоя на декалях нет. Тоесть продается в коробке обыкновенное фуфло, бумажка с печатью. Ладно моделист со стажем – он просто задует всю простынку с деками глянцевым лаком, а потом будет аккуратно, по чуть-чуть, переносить изображения на модель. Но начинающим-то как? Это просто обман покупателя происходит – модель есть, а заявленные варианты сделать нельзя. А какие тогда можно? У меня на декали ушло два дня – в первый пришлось все задуть лаком, в ночь высушить и во второй день нанести. Вот уж правду говорят – «Никогда не используйте декали из набора». От себя добавлю – из набора ICM точно не используйте никогда!
  Декали нанесены на нижнюю поверхность крыла.

Декали нанесены на нижнюю поверхность крыла.

Декали нанесены на верхнюю поверхность крыла.

Декали нанесены на верхнюю поверхность крыла.

 
   Инструкция по нанесению декалей тоже таит свои сюрпризы… На нижних плоскостях крыльев указаны места нанесения букв – но к какому варианту они относятся, угадать невозможно! Опять же – опытные люди сначала прошерстят источники и разберутся во всем. А начинающие? Вот нет у меня литературы по До-215, и откуда брать ее я не знаю… Что я соберу? Какой вариант? Вот то то же…
   Про нанесения лака-дек-лака написано уже столько, что повторяться я не хочу. Скажу лишь, что модель практически не подвергалась тонировке и пачканию – не поднялась рука. Уж и не знаю почему. Что ж – будет «самолет перед первым вылетом» :-)

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА
   Шасси – это у ICM на модели Do-215 «удалось на славу». Вот кто придумал отливать столь тоненькие прутики? Их ведь даже отпилить от литника практически не возможно, я уж не говорю про отрезать резаком или откусить бокорезами. Ну как с таких «волосяных» прутиков облой убирать? Некоторые детали я в результате взял из набора, а то, что рассыпалось в руках, просто заменил на отрезки тянутого литника. Что получилось – то получилось… Да, итоговый результат неплохой и даже смотрится хорошо, но сколько же сил и нервов надо, чтобы такую кинематику понять и поставить на модели правильно! Инструкция тут не помощник, на ней установка шасси на самолете отражена безобразно, все места установки очень примерны. Помогает только схема мотогондолы – на ней есть неплохой вид на стойку шасси сбоку, и это помогает собрать узел правильно.
  Волшебная архитектура стоек шасси. Обработать стойки такой толщины практически невозможно, особенно учитывая их черезмерную ломкость.

Волшебная архитектура стоек шасси. Обработать стойки такой толщины практически невозможно, особенно учитывая их черезмерную ломкость.

Стойка шасси в сборе. Установлена на место в нише шасси.

Стойка шасси в сборе. Установлена на место в нише шасси.

 
   На фоне таких мучений со стойками шасси установка прочей мелочи кажется плевым делом. Хотя и тут без болячек не обходится. Многие из устанавливаемых деталей мелочевки очень тонкие, а потому легко ломаются при малейшем прикосновении. Мой Вам совет – делайте мелочевку самостоятельно, это безусловно лучше, чем пытаться что-то вырезать…
   И еще совет – снимая маски стекол, подрезайте их по периметру. Да, это нудно, зато с лихвой окупится красивым видом правильных переплетов. Особенно это необходимо делать, если в окраске Вы используете акрил «Валлехо» - он высыхает, формируя пленку, которая как чулок стянется, если вы будете убирать маски не подрезая их.

ВЫВОД
   Самолет интересный, хотя повоевал он не много и ни чем особым на фронтах не запомнился. Он просто интересный, да к тому же и достаточно редкий – я не видел нигде таких Дорнье от других производителей. Но собиралась модель только один раз – на стадии мастер-модели. Все отливки несут неизгладимую печать кривизны – точить, подрезать и шпаклевать надо много, очень много. Кто хорошо владеет таким приемами, тот получит себе в коллекцию красивую и необычную модель. Кто не владеет – лучше даже не пытайтесь, не получится.
   Вот такой в целом аппаратик – симпатичный, с норовом, требует к себе внимания, абы кому не подчиняется.
   

   Wydawnictwo Militeria №39 Do-215
   Profile №164 Do-215
   Der fliegende Bleistift von Heinz J.Novarra, Podzun-Pallas-Verlag, 1978
   www.airwar.ru