САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2011-03-02
другие работы автора  |  обсуждение  
Siemens-Schuckert SSW D.IV
TOKO 1:72
Валентин Мучичко
aka savoya
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"


Десять лет - и один день.
1:72 SSW D.IV
Между ударами сердца.
    Истребитель-перехватчик Сименс-Шуккерт был незаурядным тактическим и конструкторским образцом своего времени. Оказалось, что для моделирования в М1:72 он и теперь очень непрост: второго с такой удельной плотностью инноваций (и нанотехнологий :) в моей коллекции ещё поискать…
    Всем известный пластик «ТОКО» можно было бы собрать и по инструкции, но это не мой метод и не в данном случае. Маленькая моделька всегда требует повышенной строгости линий, значит: по "Windsock 29" откорректированы детали и их взаиморасположение, выверены и армированы сечения; подсборки подогнаны безупречно – это как всегда. Главная фишка D.IV – биротативная динамика ВМГ – вот это вызов! Воплощалась идея долго, хотя пришла сразу и была мотивирующей: пространство для баков внутри фюзеляжа занял скрытый от глаз редуктор размером с мотор, вращающийся вместе с ним, но противонаправленно соосному воздушному винту. Ладно. Собрал редуктор и скомпоновал нос модельке, попутно отлив прочную смоляную мотораму, детали мотора и вентилируемый кок, вырезал из разноцветной деревянной переклейки четырёхлопастный винт, костыль из «дельты», спаял сидушку. Собрал спартанский интерьер, не забыл закладные детали под установку вооружения. Закрыл монокок, приклеил стабилизатор с килем, подогнал рули. Капот – в металл, особый кайф – надмоторная обечайка, жалюзи и лувры по сторонам.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – досуг мешает :) На досуге сделал мастер-модели СБ, Ki.27, Не.70, триптих Р-5 и просто моделей чуток. Шли годы, и вот под новый 2011-й опять накатило медитативное состояние, дающее возможность делать особой тонкости работу, буквально в паузах между ударами сердца. Сделал, успел, рад. Совместно с физиологией постигал прикладной сопромат и материаловедение: как на малых габаритах и копийных видимых сечениях сборок аккуратно соотносить рабочие усилия пальцев и инструментов с прочностью конструкций изделия. Короче, не модель, а очередной полигон для отработки технологий и навыков.
    Для имитации деревянного корпуса прототипа ещё в 2001 году распечатал образцы декалей «под дерево» на струйнике и лазернике, для выбора. Выбрал с растром помельче (от лазерника), попанельно оклеил ими фюзеляж – «лезут» пиксели… Пришлось масляными карандашами Derwent Drawing оттонировать поверхность в терракот – растр превратился в канву, модулирующую восприятие… но всё это на микроуровне, слепому глазу недоступном :)
    Известная беда моделиста – старение декалей. Они теряют эластичность, становятся ломкими, не прилипают куда надо так, как надо. Оклеивая рамные стойки бипланной коробки извёлся, пока приспособился! Видимо, всё дело в лаке, у которого рано или поздно утрачивается транспортная функция. Если этот лак акриловый, то «взбодрить» его помогает уксусная эссенция в разных концентрациях: от чистой и до обычного столового уксуса – вместо воды. Так непослушные тинейджеры от «ТОКО» и «Teсhmod» сделались покладистыми и управляемыми. Декаль клал по грунту «Mr. Base White 1000», по декали – акриловый лак «Mr. Color 155» (их растворитель – Tamiya Lacquer Thinner).
    Очень кстати подоспел отечественный «Mini World» с великолепными Spandau LMG, заодно спаял пирамиду шасси из откованной медной проволоки и припаял проушины для растяжек к латунным центральным стойкам. Аналогичные проушины расставил по пластику, закрепив их циакрином хвостами в отверстиях. Проушины были из набора травления, также хороши петельки из лески или проволоки подходящего диаметра. Избыточная прочность пирамиды шасси, армирование стальной струной внешних стоек и металлические центральные стойки обезопасили дальнейшие манипуляции с оперением и бипланной коробкой, придав её конструкции высокую жесткость при копийных сечениях стоек. Для пригонки стоек бипланной коробки я применил кондуктор – оснастку, позволяющую точно выставить верхнее крыло относительно сборки нижнего крыла с фюзеляжем. Однажды собранным в кондукторе деталям крыльев нивелировка больше не требуется. Кстати, левые полукрылья у D.IV на миллиметрик длиннее правых и киль несимметричного сечения (слева плоский, справа выпуклый) – для компенсации реактивного момента, я догадываюсь, так как с гироскопическим боролись биротативностью. Рули высоты и направления на стабилизаторе и киле укреплял штифтами из стальной струны.
    Окончательная сборка-растяжка заняла одно воскресенье.
   Десять лет – и один день… Эйфорию сменяет грусть, а её поглощает другая суета.
   
   Искренне Ваш, Валентин Мучичко. 011-II-11
   
   
   P.S. Много крупных фото размещено здесь: http://savoya.io.ua/album422313_0