САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
14 апреля 2021 г.    DiShow-2020. Опубликованы последние итоги работы жюри. Конкурс завершен. Спасибо всем участникам, все было как всегда здорово. Если вы не видите итогов по каким-либо номинациям, значит согласно Правилам эти номинации не состоялись.

Победители и призеры конкурса могут забрать свои дипломы здесь.

Дипломы для всех остальных участников можно получить здесь.

До новых встреч!
опубликовано 2011-05-17
другие работы автора  |  обсуждение  
Ручной пулемет Madsen модели 1902/21 года.
GoNzA 1:48
Анатолий Ковалев
aka GoNzA
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Ручной пулемет Madsen модели 1902/21 года.
    История создания первого в мире ручного пулемета, известного под названием «Мадсен», довольно противоречива. Начнем с того, что его изобретение разные авторы приписывают разным людям. Наиболее распространенная точка зрения - пулемет спроектировал датский офицер капитан Мадсен, по фамилии которого он и был назван. Но некоторые историки придерживаются мнения, что Мадсен лишь усовершенствовал конструкцию, а подлинным ее автором был датский инженер-оружейник Енс Торренс Шоубё. Наконец, есть информация, что схему автоматики, впервые примененную в пулемете «Мадсен», в 1899 году запатентовал некий Юлиус Расмуссен.
   
   Но, как бы то ни было, пулемет«Мадсен» в конце 90-х годов XIX века успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство на фирме Dansk Rekylrifle Syndikat в Копенгагене. От уже известных тогда систем Максима, Гочкиса и Кольта этот пулемет выгодно отличался компактностью и малым весом, что позволяло использовать его в кавалерии, а также в качестве ручного оружия пехоты.
   
   Благодаря своей легкости пулемет не требовал лафета. При стрельбе «Мадсен» устанавливали на откидные сошки, которые крепились к кожуху ствола. Одним словом, он обладал всеми качествами, отличающими ручной пулемет от станкового.
   
   Под названием «Мадсен образца 1902 года» его приняли на вооружение кавалерийских частей скандинавских стран - Дании, Норвегии и Швеции. В других государствах Европы также проводились испытания этого оружия, но до массовых закупок дело не доходило. Потенциальных заказчиков отпугивала его сложность, дороговизна и высокие эксплуатационные требования. Исключение составляла Россия, которая, вступив в русско-японскую войну, остро нуждалась в пулеметах и стремилась закупать их везде, где можно, причем особо не торгуясь.
   
   Но первые 200 пулеметов Мадсена поступили в Российскую Империю осенью 1905 года, когда война уже закончилась. Всего же русская армия получила 1200 единиц этого оружия. Любопытно, что термин «ручной пулемет» появился гораздо позже, а тогда «мадсены» у нас называли «пулеметными ружьями» или «ружьями-пулеметами».
   
   Сперва «пулеметные ружья» отправили в кавалерию, но там их применяли недолго. Они оказались слишком сложными в эксплуатации, чувствительными к запылению и в целом недостаточно надежными для конницы. В результате к 1912 году все «мадсены» передали в крепостные гарнизоны для стационарной установки в капонирах, где их легкость и компактность вовсе не требовалась.
   
   Начало Мировой войны и появление боевой авиации заставило пересмотреть отношение к «датским ружьям». Из всех видов оружия, состоявших в 1914 году на вооружении российской армии, пулемет «Мадсен» наилучшим образом подходил для установки на аэропланах. Точных данных о количестве таких пулеметов, изъятых из крепостей и переданных Воздушному флоту неизвестно, но по примерным оценкам оно составляло не менее 200 штук.
   
   По три таких пулемета устанавливали для самозащиты на тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец». Один из них обычно монтировали на шкворне в задней части «верхней боевой площадки», расположенной на крыше фюзеляжа между консолями верхнего крыла (спереди на этой же площадке, как правило, стоял пулемет «Кольт»). Еще два «мадсена» на таких же шкворневых установках ставили по бортам фюзеляжа для стрельбы через окна.
   
   Кроме того, известно, что «мадсены» устанавливали на некоторые одномоторные монопланы типа «Моран» G, которые использовались в 1915-16 годах на русско-германском фронте в качестве импровизированных истребителей. Пулемет укрепляли над кабиной пилота под углом вверх к продольной оси самолета для стрельбы поверх диска ометания винта, а огонь вел летнаб из задней кабины. Поразить даже не маневрирующую цель из таких установок было крайне сложно. [1]
набор для сборки пулемета Madsen M1902 кат.№ 48210
   Для сборки этого пулемета я использовал набор фотортавления собственной разработки.
   
   Набор состоит из двух пластинок латуни толщиной 0,1 и 0,2 мм и позволяет собрать два пулемета с тремя вариантами кожухов ствола. Также ест два варианта шкворневых установок.
   Разные мелкие детали (скобки, прицельные рейки) даны с "запасом" на случай утраты. По собственному опыту знаю,как легко они улетают из пинцета и как тяжело их потом отыскать...
   
   Казенная часть собирается из нескольких "слоев".Возможно применить и пайку оловом и склеивание циакриловыми клеями (я испробовал оба метода, собрав два пулемета). Для удобства сборки в отверстие приклада рекомендую вставить тонкое сверло или проволоку.
   
   Приклад сгибается и одевается на полученный "бутерброд", формируя округлый верх и дополнительно фиксируя сборку.
   
   
   
   
   

Первые этапы сборки пулемета.

Казенная часть собрана.

Собираем приклад.

Сгибаем кожух.

    Перфорированный кожух (в наборе дается три разновидности)я сгибаю так: деталь кожуха кладется на хоккейную шайбу. Посередине я кладу сверло, диаметром больше раза в 3-4 чем нужно получить и надавливаю сверху. Деталь чуть изгибается. Затем беру сверло поменьше и повторяю. Так повторяю с уменьшением диаметра пока не согну U-образную деталь. Затем я беру брусочек пластика с наклеенной наждачной бумагой, прижимаю сверху и прокатываю. Если концы не сошлись, то повторяю с меньшим диаметром.
   
   На кожухе получаются некрасивые выгибы на перфорации. Убирал их зажав кожух прямо на сверле в цангу.
   
   Ствол делается из тонкой иглы от шприца. В казенной части предусмотрено отверстия для его установки, правда не все иглы туда войдут, тогда следует либо обточить иглу, либо вставить в нее штифт из проволоки и с помощью него закрепить ствол на казенной части пулемета.
   

Кожух на сверле.

Обтачиваем неровности.

Ствол вклеен. кожух готов к монтажу.

Пулемет готов к окраске.

    После этого остается установить разную мелочевку - прицел, ручку перезарядки, рожок боепитания. Ничего сложного, но аккуратность потребуется.
   
   На сборку первого экземпляра было потрачено два часа, включая ползание под столом в поисках улетевших деталей.
   
   Торцы были зашпаклеваны и обработаны наждачной бумагой. Весь пулемет был окрашен в черный цвет и оттонирован серебристым маркером. Приклад окрашен акрилом "Звезда".


   [1] Вячеслав КОНДРАТЬЕВ, Авиамастер, 2007/03